Любовь к своей Родине – это
не нечто отвлеченное, это любовь
к своему городу, к своей местности,
к памятникам культуры,
гордость своей историей.
Д.Лихачев
Сегодня перед школой стоит трудная задача - воспитать школьника с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой родине, к тому месту, где ты живешь, к истории своего родного края, к его культуре, литературе. Важность изучения родного края, использование местного материала в обучении и воспитании подчеркивали в своих трудах Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, Г.Песталлоцци. К.Д.Ушинский отмечал, что «поля Родины, её язык, её предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека». Он обосновал необходимость включения местного материала в преподавание учебных предметов, связывал с преподаванием « отчизноведения» развитие речи детей, подчеркивал важность выработки у детей «инстинкта местности».
Основными целями внедрения НРК в учебный процесс являются:
- обогащение учащихся новыми знаниями о родном крае, расширение кругозора, способствование формированию высоконравственной личности;
- развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде;
- применение знаний и умений в повседневной жизни.
Изучение литературы родного края - это одно из важных направлений преподавания литературы в школе, главная цель которого, я считаю, изучить и пробудить чувство любви к своей «малой» родине, помочь учащимся открыть для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой они живут, дать почувствовать, какая яркая и разнообразная культурная жизнь существовала во все времена в краю отцов, дедов и прадедов. Если по правилам народной медицины тело нужно лечить травами той местности, в которой живешь, то, может быть, душу - литературой, культурным наследием своего края, своего народа.
За основу школьного изучения я взяла программу В.Я.Коровиной. Сохраняя основной принцип системности в преподавании литературы, я ввожу региональный компонент так, чтобы в каждом классе обучающиеся приобщились к литературе не только далекого прошлого, но и наших дней, расширяли представление о тематическом и жанровом многообразии литературы родного края. Например, при изучении раздела программы «Фольклор» знакомлю ребят со сказками, легендами и героическими сказаниями народа мари. («Легенда о Чумбылате», «Сказка об Онаре», «Менчек патыр», «Сереброзубая пампалче»). В каждом классе при рассмотрении поэзии 19-20 веков включаю изучение стихотворений марийских поэтов: Сергея Чавайна, Миклая Казакова, Семена Вишневского, Геннадия Матюковского. Основными задачами изучения русской литературы 19-20 веков и марийской литературы является раскрытие гражданской позиции писателя и выявления его взглядов на мир, формирование уважения к истинным человеческим ценностям. Изучая в 10 классе поэзию Н.А.Некрасова о тяжелой женской доле, обязательно включаю произведение Осипа Шабдара «Доля женская»; роман М.Шолохова «Тихий Дон» (11 класс) - роман Н.Ф.Ильякова «Годы и люди»; «Поднятая целина» - А.А.Красноперов «Страда».
Так, понятие об автобиографических произведениях (роман, повесть рассказ), полученное при чтении и обсуждении таких произведений, как "В людях", "Мои университеты" М.Горького, "Детство", " Отрочество", "Юность" Л.Толстого можно углубить, обратившись к подобному произведению марийской литературы (В.Лукьянов. Мемуары «Воспоминания черемиса»).
На уроках изучения произведений о Великой Отечественной войне обязательно говорим о герое-земляке В.Ф.Криворотове, чье имя носит улица нашего города. Изучаем произведение уроженца нашего города С.Захарова «Березка на ветру». Учащиеся собирают материал и о самом авторе и о В.Криворотове, встречаются с родственниками героя, пишут о нем сочинения.
Также рассматриваем документальную повесть Б.Г.Данилова «Миша - артиллерист», в которой автор рассказывает о жизненном пути и военном подвиге земляка Михаила Лебедева, ставшего Героем Советского Союза
Кроме того, я часто провожу интегрированные уроки литературы и истории. Например, по произведению М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича..» (7 класс), на котором дети знакомятся с эпохой Ивана Грозного, поскольку в 1583 году по указу царя стрельцы в Козьмодемьянском поселении острог поставили. Обращение к местному материалу дает возможность проведения уроков-конференций, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков развития речи «Знаменитые люди Республики», «Герои земли марийской».
Национально-региональный компонент я включаю и в уроки русского языка, так как изучение предмета с опорой на специфику среды, её обычаи, традиции вызывает у учащихся желание познать культуру народа, формирует нравственные ценности.
Изучая в 5 классе тему «Тире между подлежащим и сказуемым», я даю такое задание:
- составьте предложения со словами: Йошкар-Ола, Козьмодемьянск, Волга, Яльчик, Виловатово (Например, Йошкар-Ола - столица Республики Марий Эл. Козьмодемьянск – цент Горномарийского района).
При изучении темы «Знаки препинания при обобщающих словах» (5,8 классы) предлагаю следующее задание:
- составьте предложения с однородными членами, ответив на вопросы:
- Какие города есть в нашей Республике?
- Какие реки протекают на территории Республики?
- Сколько районов в Республике? Назовите их.
- Какие ценные породы рыб обитают в водоемах Горномарийского района?
- Какие животные обитают в лесах Республики?
Также в 5 классе пишем проект «Книга кулинарных рецептов», где ребята оформляют страницы с рецептами марийских блюд, описанием их приготовления.
6 класс «Употребление числительных в речи»
Напишите числительные правильно, укажите их падеж, выделите окончания.
В доме купца Пономарева находится художественно-исторический музей имени А.В.Григорьева, основанный в 1918 году. В настоящее время в нем собрано 1300 произведений живописи, 1750 графических работ.
В доме купца Губина находится с 1995 года музей купеческого быта. Здесь можно насладиться обстановкой 18-19 веков.
В 1983 году открыт этнографический музей под открытым небом. Всего в музее 60 построек.
И последний музей - музей юмора имени Остапа Бендера. Этот музей находится в доме купца Бычкова с 1996 года.
6 класс «Степени сравнения прилагательных»
Составление предложений на тему «Реки и озёра Республики Марий Эл»
Сравните реки и озёра по ширине, длине, глубине. Используйте прилагательных в различных степенях сравнения
7 класс «Описание внешности человека»
Я предлагаю описать девушку в национальном костюме.
7 класс «Публицистический стиль речи. Заметка в газету» Проект «Стенгазета»
Ученикам были предложены различные темы для заметок, среди них были такие темы:
- Экология города.
- В этнографическом музее под открытым небом.
- Город в лицах.
- Родные места.
- Красота вокруг нас.
Знакомство с биографией писателя можно проводить в форме диктанта или контрольной работы (в том числе и работа по карточкам). Например:
I. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
С Чавайн (-) основоположник марийской литературы. Родился в тысяч(а) восем(ь)сот восем(ь)десят вос(ь)мом году в деревне Малые Казамасы. Отец был земл(е)пашцем(,) а мать была одаре(нн)ая сказительница. Первое его произведение (-) стихотворение «Роща».
II. Расставьте предложения так, чтобы получился текст.
1.У него была обширная библиотека.
2. Н.В.Игнатьев - основоположник горномарийской литературы.
3. Она была местом, где собирались друзья и единомышленники писателя.
4. Последние годы жизни писатель провел в сталинских лагерях.
5. Для него писатель был непререкаемым авторитетом.
6. Пользовался библиотекой и юный Н.ФИльяков, продолжатель дела Н.Игнатьева.
При изучении антонимов в разделе «Лексика», детям предлагается написать сочинение-миниатюру на тему «Мой город сегодня и завтра».
Во внеклассной работе тоже уделяю много внимания по воспитанию любви к «малой» родине: провожу классные часы «Улицы моего города», «Почетные граждане города Козьмодемьянска», игру «Звездный час» по теме «Родной Козьмодемьянск».
Таким образом, включение НРК в программу имеет большое значение в решении образовательных и воспитательных задач школьного лингвистического образования. Различные текстовые материалы о Республике, прозаические и стихотворные произведения марийских авторов на уроках русского языка и литературы воспитывают интерес к тому, что называется малой родиной, расширяют представления об истории и традициях республики, района, города, помогают понять и оценить людей, живущих рядом, что способствует общей гуманизации школьного образования.
Использованная литература
1. Я.А.Коменский. Википедии. - Свободная энциклопедия.
2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т 2. - 1948.
3. Благова Н.Г. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы) / Н.Г.Благова, Л.А.Коренева, О.Д.Родченко // Русский язык в школе. – 1993. – № 4. – С. 16–19.
4. Болотова С.А. Место регионального компонента в современном образовании в условиях ФГОС ООО. / С.А.Болотова. – Смоленск: СГПУ, 2014. – 172.
5. Лыжова Л.К. Лингвокраеведение как отражение регионального компонента в преподавании русского языка. - Воронеж, 2002г.