Национально-региональный компонент на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Разделы: Русский язык, Литература, Общепедагогические технологии

Классы: 6, 7

Ключевые слова: краеведение


Любовь к своей Родине – это
не нечто отвлеченное, это любовь
к своему городу, к своей местности,
к памятникам культуры,
гордость своей историей.
Д.Лихачев

Сегодня перед школой стоит трудная задача - воспитать школьника с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой родине, к тому месту, где ты живешь, к истории своего родного края, к его культуре, литературе. Важность изучения родного края, использование местного материала в обучении и воспитании подчеркивали в своих трудах Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, Г.Песталлоцци. К.Д.Ушинский отмечал, что «поля Родины, её язык, её предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека». Он обосновал необходимость включения местного материала в преподавание учебных предметов, связывал с преподаванием « отчизноведения» развитие речи детей, подчеркивал важность выработки у детей «инстинкта местности».

Основными целями внедрения НРК в учебный процесс являются:

- обогащение учащихся новыми знаниями о родном крае, расширение кругозора, способствование формированию высоконравственной личности;

- развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде;

- применение знаний и умений в повседневной жизни.

Изучение литературы родного края - это одно из важных направлений преподавания литературы в школе, главная цель которого, я считаю, изучить и пробудить чувство любви к своей «малой» родине, помочь учащимся открыть для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой они живут, дать почувствовать, какая яркая и разнообразная культурная жизнь существовала во все времена в краю отцов, дедов и прадедов. Если по правилам народной медицины тело нужно лечить травами той местности, в которой живешь, то, может быть, душу - литературой, культурным наследием своего края, своего народа.

За основу школьного изучения я взяла программу В.Я.Коровиной. Сохраняя основной принцип системности в преподавании литературы, я ввожу региональный компонент так, чтобы в каждом классе обучающиеся приобщились к литературе не только далекого прошлого, но и наших дней, расширяли представление о тематическом и жанровом многообразии литературы родного края. Например, при изучении раздела программы «Фольклор» знакомлю ребят со сказками, легендами и героическими сказаниями народа мари. («Легенда о Чумбылате», «Сказка об Онаре», «Менчек патыр», «Сереброзубая пампалче»). В каждом классе при рассмотрении поэзии 19-20 веков включаю изучение стихотворений марийских поэтов: Сергея Чавайна, Миклая Казакова, Семена Вишневского, Геннадия Матюковского. Основными задачами изучения русской литературы 19-20 веков и марийской литературы является раскрытие гражданской позиции писателя и выявления его взглядов на мир, формирование уважения к истинным человеческим ценностям. Изучая в 10 классе поэзию Н.А.Некрасова о тяжелой женской доле, обязательно включаю произведение Осипа Шабдара «Доля женская»; роман М.Шолохова «Тихий Дон» (11 класс) - роман Н.Ф.Ильякова «Годы и люди»; «Поднятая целина» - А.А.Красноперов «Страда».

Так, понятие об автобиографических произведениях (роман, повесть рассказ), полученное при чтении и обсуждении таких произведений, как "В людях", "Мои университеты" М.Горького, "Детство", " Отрочество", "Юность" Л.Толстого можно углубить, обратившись к подобному произведению марийской литературы (В.Лукьянов. Мемуары «Воспоминания черемиса»).

На уроках изучения произведений о Великой Отечественной войне обязательно говорим о герое-земляке В.Ф.Криворотове, чье имя носит улица нашего города. Изучаем произведение уроженца нашего города С.Захарова «Березка на ветру». Учащиеся собирают материал и о самом авторе и о В.Криворотове, встречаются с родственниками героя, пишут о нем сочинения.

Также рассматриваем документальную повесть Б.Г.Данилова «Миша - артиллерист», в которой автор рассказывает о жизненном пути и военном подвиге земляка Михаила Лебедева, ставшего Героем Советского Союза

Кроме того, я часто провожу интегрированные уроки литературы и истории. Например, по произведению М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича..» (7 класс), на котором дети знакомятся с эпохой Ивана Грозного, поскольку в 1583 году по указу царя стрельцы в Козьмодемьянском поселении острог поставили. Обращение к местному материалу дает возможность проведения уроков-конференций, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков развития речи «Знаменитые люди Республики», «Герои земли марийской».

Национально-региональный компонент я включаю и в уроки русского языка, так как изучение предмета с опорой на специфику среды, её обычаи, традиции вызывает у учащихся желание познать культуру народа, формирует нравственные ценности.

Изучая в 5 классе тему «Тире между подлежащим и сказуемым», я даю такое задание:

- составьте предложения со словами: Йошкар-Ола, Козьмодемьянск, Волга, Яльчик, Виловатово (Например, Йошкар-Ола - столица Республики Марий Эл. Козьмодемьянск – цент Горномарийского района).

При изучении темы «Знаки препинания при обобщающих словах» (5,8 классы) предлагаю следующее задание:

- составьте предложения с однородными членами, ответив на вопросы:

  1. Какие города есть в нашей Республике?
  2. Какие реки протекают на территории Республики?
  3. Сколько районов в Республике? Назовите их.
  4. Какие ценные породы рыб обитают в водоемах Горномарийского района?
  5. Какие животные обитают в лесах Республики?

Также в 5 классе пишем проект «Книга кулинарных рецептов», где ребята оформляют страницы с рецептами марийских блюд, описанием их приготовления.

6 класс «Употребление числительных в речи»

Напишите числительные правильно, укажите их падеж, выделите окончания.

В доме купца Пономарева находится художественно-исторический музей имени А.В.Григорьева, основанный в 1918 году. В настоящее время в нем собрано 1300 произведений живописи, 1750 графических работ.

В доме купца Губина находится с 1995 года музей купеческого быта. Здесь можно насладиться обстановкой 18-19 веков.

В 1983 году открыт этнографический музей под открытым небом. Всего в музее 60 построек.

И последний музей - музей юмора имени Остапа Бендера. Этот музей находится в доме купца Бычкова с 1996 года.

6 класс «Степени сравнения прилагательных»

Составление предложений на тему «Реки и озёра Республики Марий Эл»

Сравните реки и озёра по ширине, длине, глубине. Используйте прилагательных в различных степенях сравнения

7 класс «Описание внешности человека»

Я предлагаю описать девушку в национальном костюме.

7 класс «Публицистический стиль речи. Заметка в газету» Проект «Стенгазета»

Ученикам были предложены различные темы для заметок, среди них были такие темы:

  1. Экология города.
  2. В этнографическом музее под открытым небом.
  3. Город в лицах.
  4. Родные места.
  5. Красота вокруг нас.

Знакомство с биографией писателя можно проводить в форме диктанта или контрольной работы (в том числе и работа по карточкам). Например:

I. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

С Чавайн (-) основоположник марийской литературы. Родился в тысяч(а) восем(ь)сот восем(ь)десят вос(ь)мом году в деревне Малые Казамасы. Отец был земл(е)пашцем(,) а мать была одаре(нн)ая сказительница. Первое его произведение (-) стихотворение «Роща».

II. Расставьте предложения так, чтобы получился текст.

1.У него была обширная библиотека.

2. Н.В.Игнатьев - основоположник горномарийской литературы.

3. Она была местом, где собирались друзья и единомышленники писателя.

4. Последние годы жизни писатель провел в сталинских лагерях.

5. Для него писатель был непререкаемым авторитетом.

6. Пользовался библиотекой и юный Н.ФИльяков, продолжатель дела Н.Игнатьева.

При изучении антонимов в разделе «Лексика», детям предлагается написать сочинение-миниатюру на тему «Мой город сегодня и завтра».

Во внеклассной работе тоже уделяю много внимания по воспитанию любви к «малой» родине: провожу классные часы «Улицы моего города», «Почетные граждане города Козьмодемьянска», игру «Звездный час» по теме «Родной Козьмодемьянск».

Таким образом, включение НРК в программу имеет большое значение в решении образовательных и воспитательных задач школьного лингвистического образования. Различные текстовые материалы о Республике, прозаические и стихотворные произведения марийских авторов на уроках русского языка и литературы воспитывают интерес к тому, что называется малой родиной, расширяют представления об истории и традициях республики, района, города, помогают понять и оценить людей, живущих рядом, что способствует общей гуманизации школьного образования.

Использованная литература

1. Я.А.Коменский. Википедии. - Свободная энциклопедия.

2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т 2. - 1948.

3. Благова Н.Г. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы) / Н.Г.Благова, Л.А.Коренева, О.Д.Родченко // Русский язык в школе. – 1993. – № 4. – С. 16–19.

4. Болотова С.А. Место регионального компонента в современном образовании в условиях ФГОС ООО. / С.А.Болотова. – Смоленск: СГПУ, 2014. – 172.

5. Лыжова Л.К. Лингвокраеведение как отражение регионального компонента в преподавании русского языка. - Воронеж, 2002г.