Народная мудрость и народная мораль в сказке К.Паустовского "Теплый хлеб"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (955 кБ)


Цели урока:(слайд 2)

  • проанализировать сказку Паустовского “Теплый хлеб”;
  • составить характеристику главного героя;
  • подготовиться к сочинению.

Оборудование:

  • портрет Паустовского,
  • иллюстрации детей,
  • учебник-хрестоматия,
  • эпиграф “Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти - книги”.

Словарная работа: эпитет, народная сказка, литературная сказка.

Ход урока

Выступление заранее подготовленного ученика с рассказом о Паустовском, дополнения учителя, работа с эпиграфом. (слайд 3)

1. Работа с текстом (слайд 4)

1) проверка знания текста (викторина)

- Какой масти был раненый конь? (вороной)

- Кто взял себе коня? (мельник)

- Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)

- Что сделал Филька с куском хлеба? (кинул в снег)

- Что случилось в природе после этого? (метель, сильный мороз)

- Сколько лет назад был такой же мороз? (сто)

- Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату)

- Что посоветовал Фильке Панкрат? (изобрести средство от стужи)

- Сколько времени дал Фильке Панкрат? (час с четвертью)

- Что придумал Филька? (продолбить лед на реке)

- Какую роль сыграла в спасении людей сорока? (позвала теплый ветер)

- Что понес Филька раненому коню? (свежий хлеб)

- Что сделал конь после того, как съел хлеб? (положил голову на плечо Фильке)

2) подведение итогов, работа по вопросам:

- Почему жители деревни считали своим долгом кормить коня?

- Почему Фильку звали “Ну тебя”? Как характеризует это прозвище мальчика?

- В чем была жестокость Филькиного поступка?

- Как с помощью пейзажа Паустовский выражает свое отношение к произошедшему? Зачитать. (Слеза скатилась у коня из глаз...)

- Когда Филька понял, что поступил плохо? (Не тогда, когда обидел раненого коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки).

- Для чего автор вводит в сказку рассказ бабки о событиях столетней давности?

- Как понять слова бабки об “охлаждении сердца”?

- Зачем Филька побежал к деду Панкрату? Ведь он сказал: “Да ну его, Панкрата”, а сам побежал. Что с ним произошло?

- Каким предстает перед ним ночной пейзаж? Какую картину он видит? (Снег пел под ногами...)

- Каким был воздух? ( воздух колол Фильке грудь).

- Как автор показывает, что силы Фильки были на исходе? ( Бежать он уже не мог, а шел, тяжело загребая ногами. Он понимал, что идти надо: только так можно спастись.)

- Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька?

- Как помогла Фильке старая сорока? (ей кажется, что она разбудила теплый ветер).

- Как пришло спасение?

- Как Филька помирился с конем?

- Прав ли Панкрат, сказавший: “Филька не злой человек”? Как изменился Филька?

2. Работа со словом “теплый”. (слайд 5)

(на слайде значения слова ТЕПЛЫЙ)

ТЕПЛЫЙ

1) нагретый, дающий, содержащий тепло (теплый луч солнца);

2) не знающий морозов, южный (теплый климат);

3) хорошо защищающий тело от холода (теплые носки);

4) имеющий отопление (теплая изба);

5) ласковый, приветливый (теплое чувство);

6) приятный для слуха, зрения (теплые тона).

- Какое смысл имеет это слово в названии сказки? (первое, пятое и шестое).

3. Словарная работа. (слайд 6)

- Как называется прилагательное, которое так образно определяет предмет?

- Дайте определение эпитета.

- Найдите эпитеты в тексте сказки.

4. Релаксационная пауза.

Инсценировка эпизода “Разговор Фильки и Панкрата”

Предварительная беседа.

- В каком душевном состоянии пришел Филька к Панкрату?

- Почему Панкрат строго разговаривал с Филькой?

- Какой совет дал он Фильке? Как воспринял его мальчик?

5. Составление таблицы. (слайд 7)

Работа по группам:

1-я группа ищет реальные мотивы в сказке, 2-я – сказочные. После этого составляется таблица.

Реальные мотивы Сказочные мотивы
Война, раненый конь. Голод, злоба людская, равнодушный мальчик.

Инвалид, просящий подаяние, унижение просящего.

Решение Фильки идти за помощью к людям.

Совместная работа, возвращение к жизни мельницы и всей деревни.

Радость прощения, примирение.

1. Мельник-колдун, свист, вызывающий стужу и наказывающий человека.

2. Рассказ бабки о происшествии, случившемся сто лет назад.

3. Сорока, летящая за помощью к теплому ветру. Ее болтовня, которой никто не верит.

6. Просмотр иллюстраций. (слайды 8-17)

  • Подведение итогов. (слайд 18)
  • Домашнее задание. (слайд19)
  • Написать сочинение “О чем заставила меня задуматься сказка Паустовского “Теплый хлеб”?”.

9. Выставление оценок.