"Начать с себя!" По рассказу А.Платонова "Юшка" (7-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели:

  • помочь учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, постичь художественный мир писателя;
  • развивать навык анализа произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся;
  • воспитывать высокие нравственные качества, интерес к произведениям А. Платонова.

Оформление доски:

  • портрет А. Платонова (1899-1951),
  • иллюстрации детских рисунков.

Словарь литературоведческих терминов:

  • тема,
  • идея,
  • композиция,
  • деталь,
  • антитеза,
  • психологизм,
  • обрамление.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы. (С.И. Ожегов)

Побеждай зло добром. (Библия.)

Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может…? (совершить зла) (Ю. Никулин)

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Друзья мои, на уроке мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки. Сегодня мы войдем в художественный мир А. Платонова, анализируя его рассказ “Юшка”.

Тема нашего урока – “Начать с себя”. Цель – выявить нравственные законы, определяющие отношения человека с человеком.

Мы уже знакомы с жизнью и творчеством А. Платонова. Автор многих рассказов, он в большинстве произведений предстает перед нами как писатель, которого волнуют проблемы нравственной чистоты и морального уродства. Именно об этом и идет речь в его рассказе “Юшка”, где художник слова прикасается к самому острому и чувствительному нерву жизни – взаимоотношению человека с человеком.

- Какова, на ваш взгляд, тема рассказа? (Взаимоотношения между людьми).

- А идея? (Побеждай зло добром)

Да, именно эти слова из Библии и являются одним из эпиграфов к нашему уроку. Вот на примере жизни героев Платонова и попытаемся доказать, что добро побеждает зло.

Давайте составим словарь темы, чтобы нам было легче решить поставленную цель урока.

На доске и в тетради:

добро зло
любовь жестокость
терпение насилие
искренность грубость
чуткость черствость
трудолюбие

На основании слов, подобранных к теме, скажите, каков, на ваш взгляд, основной прием построения рассказа? (Антитеза) Приведите примеры из текста.

Мы видим, что этот прием просматривается и в поведении героев, и в их описании, и в лексике.

В “Юшке” Платонов воспевает добро, подчеркивая, что оно всегда побеждает зло.

Как этой мысли подчинена композиция рассказа? Вспомните начальную и финальную сцены. Перекликаются ли они? (Перекликаются. В начале произведения автор говорит о Юшке, о его доброте и трудолюбии, а в заключительной сцене – о доброте девушки-врача, которая бесплатно лечила людей от туберкулеза. Ее все знали, как дочь доброго Юшки).

Такой прием, ребята, называется обрамление. Он помогает Платонову полнее раскрыть сущность нравственной связи между людьми: добро Юшки продолжила девушка, которой он помог получить образование.

Одна из несомненных удач Платонова – главный герой рассказа “Юшка”.

- Найдите описание Юшки.

- Платонов – мастер детали. Какая деталь помогает острее и глубже представить нам внешний облик персонажа? (Глаза, в которых всегда стояла влага).

Да, глаза – зеркало души. Душа Юшки плачет. Разумом мы мыслим, а именно душой сострадаем, любим, ненавидим.

- Какие эпизоды, связанные с Юшкой, произвели на вас особенно сильное впечатление? (Отношение детей к Юшке; отношение взрослых; минуты, проведенные Юшкой на природе; похороны Юшки).

- Давайте поработаем над эпизодом “Отношение детей к Юшке”:

Прочитайте эпизод по ролям и устно обозначьте “партитуру” чувств в этом психологическом поединке героев.

Прорецензируйте чтение своих товарищей. (Ребята читали хорошо. На мой взгляд, им удалось передать состояние героев. Они правильно обозначили партитуру чтения: тон, темп, паузы, логическое ударение, повышение и понижение голоса. Они передали чувства героев).

А теперь, ребята, давайте в тетради и на доске запишем своеобразный “психологический этюд” поведения, а главное – чувств, состояния героев.

Дети

…переставали играть, бежали, кричали

…поднимали ветки и бросали…

…снова окликали, бросали, трогали и толкали

…опять толкали и кидали комья земли

…сильнее толкали…кричали вокруг Юшки

…делали слишком больно

радовались

Юшка

…ничего не отвечал и не обижался

…шел тихо и не закрывал лицо

…шел и молчал

…не трогал и не отвечал

…говорил

радовался

Антитеза в поведении героев

Дети и Юшка ведут себя в этом “психологическом поединке” по-разному, а вывод одинаковый – радовались.

- Почему? (Дети радовались, что с ним можно делать все, что хочешь. Юшка верил, что дети любят его, но не знают, что делать для любви, поэтому и терзают его).

- Каким предстает перед вами Юшка? (см. словарь темы) А дети? (Юшка – добрый, терпеливый. Дети – злые, жестокие, грубые).

- Каковы стилистические особенности этого эпизода? (Многократное употребление глаголов показывает действие и состояние детей и Юшки).

Внимание! А теперь вопрос личностного характера: вообразите себя незримым свидетелем того, как “…дети кидали в Юшку комья, толкали старика и кричали вокруг него”. Как бы поступили вы?

- А как относились взрослые к Юшке? (Плохо. Они очень жестокие люди).

- Почему же Юшка не обижался на взрослых? (Текст) (Он был уверен, что народ его любит, только любит без понятия. Сердце в людях бывает слепое).

- А были ли, на ваш взгляд, счастливые мгновения в жизни Юшки? (Да, это минуты, проведенные на природе).

- Перескажите, соблюдая стиль автора, эпизод, повествующий о минутах, проведенных Юшкой на природе.

- Что нового мы узнаем о Юшке? (Очень любит природу. Среди природы ему лучше, чем среди людей. Бабочек и букашек он считает родными существами, без которых чувствует себя сиротой).

- Какие художественные средства использует автор, чтобы открыть нам тайны душевного состояния героя? (Олицетворения – рождающиеся, умирающие, бормочущие; эпитеты – светлая теплота, сладкий воздух).

- А как часто бывал Юшка наедине с природой? (Раз в год, когда ходил к девочке-сироте и относил ей деньги на учебу).

- Как это характеризует Юшку? (Как доброго, жалостливого, бескорыстного, чуткого к чужому несчастью человека).

- Так кому же помешал Юшка, никогда никому не приносивший зла, никогда никого не обидевший? (Веселому прохожему)

Инсценируйте эпизод “Встреча веселого прохожего и тихого, безропотного Юшки”.

- Чем закончилась встреча прохожего и Юшки?

Прохожий толкнул Юшку и
ушел домой пить чай
Юшка упал и более не шевелился

- Каким предстает прохожий? (Жестоким и черствым человеком. Даже зверем!)

- А Юшка? (Жил тихо и умер тихо, незаметно).

Вот так закончилась жизнь тихого, робкого, доброго, любившего всех Юшки. Закончилась тогда, когда он осерчал первый раз в жизни, именно осерчал, а не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера. Он очень добрый человек. А осерчать надо было – нельзя все время терпеть. В Библии сказано: “Господи! Открой глаза людям, чтобы они видели”. И открыл Господь глаза их.

- Когда же это произошло? (К сожалению, после смерти Юшки).

- Зачитайте сцену похорон. (Музыка).

- Почему людям без Юшки стало грустно? (Текст стр. 235).

- Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем? (Потому, что появился человек, который любил Юшку и продолжал его дело – творить добро).

- Было ли, на ваш взгляд, что-то общее в облике и характере Юшки и молодой девушки-врача? (Да. Глаза, грустные, словно готовые вот-вот наполниться слезами, но в то же время, добрые к людям).

- И вновь вопрос личностного характера: – Изменилось ли ваше отношение к людям после прочтения рассказа? (Конечно. Нужно всегда помнить о других и не причинять никому зла. Нужно быть добрым)

Ребята, а теперь обратите внимание на слова Ю. Никулина, написанные на доске, закончите их: “Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может совершить зла”.

Заключительное слово учителя:

Обобщая сказанное, хочу подчеркнуть, что сегодняшний урок – это лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому каждый из нас должен думать о том, как надо жить, чтобы не ранить, не обидеть человека. В нашем обществе еще много грустного, горького, жестокого. Хочешь изменить эту жизнь? Начни с себя! Ведь улица, ведущая к миру, дружбе и счастью, проходит через нашу собственную душу.

Друзья мои! Давайте с нынешнего дня
Начнем с себя!
Научимся людей любить,
По нравственным законам жить.
А чтобы поняли тебя –
Начни с себя!

- Так каким же нравственным принципом должны мы руководствоваться в жизни? Посмотрите, на табло зашифровано слово, которое обозначает любовь к людям – - Ч_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Е. Отгадайте его! (ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ)

Домашнее задание (выбрать одно по желанию).

1. Сочинение-миниатюра “По нравственным законам жить…” (Как я понимаю смысл этих слов).

2. Монологический ответ на одну из тем:

- какую бы надпись вы сделали на надгробии Юшки?

- строками из поэтических произведений высказать свое отношение к поднятой на уроке проблеме.

Например:

Досадно мне, когда невинных бьют.

В. Высоцкий.

Я не люблю насилья и бессилья.

В. Высоцкий.

Все могло бы сложиться иначе!

В. Телегина.

Интервью у присутствующих на уроке гостей:

Каково ваше отношение к поднятой проблеме?