Цели:
- помочь учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, постичь художественный мир писателя;
- развивать навык анализа произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся;
- воспитывать высокие нравственные качества, интерес к произведениям А. Платонова.
Оформление доски:
- портрет А. Платонова (1899-1951),
- иллюстрации детских рисунков.
Словарь литературоведческих терминов:
- тема,
- идея,
- композиция,
- деталь,
- антитеза,
- психологизм,
- обрамление.
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы. (С.И. Ожегов)
Побеждай зло добром. (Библия.)
Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может…? (совершить зла) (Ю. Никулин)
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Друзья мои, на уроке мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки. Сегодня мы войдем в художественный мир А. Платонова, анализируя его рассказ “Юшка”.
Тема нашего урока – “Начать с себя”. Цель – выявить нравственные законы, определяющие отношения человека с человеком.
Мы уже знакомы с жизнью и творчеством А. Платонова. Автор многих рассказов, он в большинстве произведений предстает перед нами как писатель, которого волнуют проблемы нравственной чистоты и морального уродства. Именно об этом и идет речь в его рассказе “Юшка”, где художник слова прикасается к самому острому и чувствительному нерву жизни – взаимоотношению человека с человеком.
- Какова, на ваш взгляд, тема рассказа? (Взаимоотношения между людьми).
- А идея? (Побеждай зло добром)
Да, именно эти слова из Библии и являются одним из эпиграфов к нашему уроку. Вот на примере жизни героев Платонова и попытаемся доказать, что добро побеждает зло.
Давайте составим словарь темы, чтобы нам было легче решить поставленную цель урока.
На доске и в тетради:
добро зло любовь жестокость терпение насилие искренность грубость чуткость черствость трудолюбие
На основании слов, подобранных к теме, скажите, каков, на ваш взгляд, основной прием построения рассказа? (Антитеза) Приведите примеры из текста.
Мы видим, что этот прием просматривается и в поведении героев, и в их описании, и в лексике.
В “Юшке” Платонов воспевает добро, подчеркивая, что оно всегда побеждает зло.
Как этой мысли подчинена композиция рассказа? Вспомните начальную и финальную сцены. Перекликаются ли они? (Перекликаются. В начале произведения автор говорит о Юшке, о его доброте и трудолюбии, а в заключительной сцене – о доброте девушки-врача, которая бесплатно лечила людей от туберкулеза. Ее все знали, как дочь доброго Юшки).
Такой прием, ребята, называется обрамление. Он помогает Платонову полнее раскрыть сущность нравственной связи между людьми: добро Юшки продолжила девушка, которой он помог получить образование.
Одна из несомненных удач Платонова – главный герой рассказа “Юшка”.
- Найдите описание Юшки.
- Платонов – мастер детали. Какая деталь помогает острее и глубже представить нам внешний облик персонажа? (Глаза, в которых всегда стояла влага).
Да, глаза – зеркало души. Душа Юшки плачет. Разумом мы мыслим, а именно душой сострадаем, любим, ненавидим.
- Какие эпизоды, связанные с Юшкой, произвели на вас особенно сильное впечатление? (Отношение детей к Юшке; отношение взрослых; минуты, проведенные Юшкой на природе; похороны Юшки).
- Давайте поработаем над эпизодом “Отношение детей к Юшке”:
Прочитайте эпизод по ролям и устно обозначьте “партитуру” чувств в этом психологическом поединке героев.
Прорецензируйте чтение своих товарищей. (Ребята читали хорошо. На мой взгляд, им удалось передать состояние героев. Они правильно обозначили партитуру чтения: тон, темп, паузы, логическое ударение, повышение и понижение голоса. Они передали чувства героев).
А теперь, ребята, давайте в тетради и на доске запишем своеобразный “психологический этюд” поведения, а главное – чувств, состояния героев.
Дети
…переставали играть, бежали, кричали
…поднимали ветки и бросали…
…снова окликали, бросали, трогали и толкали
…опять толкали и кидали комья земли
…сильнее толкали…кричали вокруг Юшки
…делали слишком больно
радовались
Юшка
…ничего не отвечал и не обижался
…шел тихо и не закрывал лицо
…шел и молчал
…не трогал и не отвечал
…говорил
радовался
Антитеза в поведении героев
Дети и Юшка ведут себя в этом “психологическом поединке” по-разному, а вывод одинаковый – радовались.
- Почему? (Дети радовались, что с ним можно делать все, что хочешь. Юшка верил, что дети любят его, но не знают, что делать для любви, поэтому и терзают его).
- Каким предстает перед вами Юшка? (см. словарь темы) А дети? (Юшка – добрый, терпеливый. Дети – злые, жестокие, грубые).
- Каковы стилистические особенности этого эпизода? (Многократное употребление глаголов показывает действие и состояние детей и Юшки).
Внимание! А теперь вопрос личностного характера: вообразите себя незримым свидетелем того, как “…дети кидали в Юшку комья, толкали старика и кричали вокруг него”. Как бы поступили вы?
- А как относились взрослые к Юшке? (Плохо. Они очень жестокие люди).
- Почему же Юшка не обижался на взрослых? (Текст) (Он был уверен, что народ его любит, только любит без понятия. Сердце в людях бывает слепое).
- А были ли, на ваш взгляд, счастливые мгновения в жизни Юшки? (Да, это минуты, проведенные на природе).
- Перескажите, соблюдая стиль автора, эпизод, повествующий о минутах, проведенных Юшкой на природе.
- Что нового мы узнаем о Юшке? (Очень любит природу. Среди природы ему лучше, чем среди людей. Бабочек и букашек он считает родными существами, без которых чувствует себя сиротой).
- Какие художественные средства использует автор, чтобы открыть нам тайны душевного состояния героя? (Олицетворения – рождающиеся, умирающие, бормочущие; эпитеты – светлая теплота, сладкий воздух).
- А как часто бывал Юшка наедине с природой? (Раз в год, когда ходил к девочке-сироте и относил ей деньги на учебу).
- Как это характеризует Юшку? (Как доброго, жалостливого, бескорыстного, чуткого к чужому несчастью человека).
- Так кому же помешал Юшка, никогда никому не приносивший зла, никогда никого не обидевший? (Веселому прохожему)
Инсценируйте эпизод “Встреча веселого прохожего и тихого, безропотного Юшки”.
- Чем закончилась встреча прохожего и Юшки?
Прохожий толкнул Юшку и
ушел домой пить чайЮшка упал и более не шевелился
- Каким предстает прохожий? (Жестоким и черствым человеком. Даже зверем!)
- А Юшка? (Жил тихо и умер тихо, незаметно).
Вот так закончилась жизнь тихого, робкого, доброго, любившего всех Юшки. Закончилась тогда, когда он осерчал первый раз в жизни, именно осерчал, а не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера. Он очень добрый человек. А осерчать надо было – нельзя все время терпеть. В Библии сказано: “Господи! Открой глаза людям, чтобы они видели”. И открыл Господь глаза их.
- Когда же это произошло? (К сожалению, после смерти Юшки).
- Зачитайте сцену похорон. (Музыка).
- Почему людям без Юшки стало грустно? (Текст стр. 235).
- Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем? (Потому, что появился человек, который любил Юшку и продолжал его дело – творить добро).
- Было ли, на ваш взгляд, что-то общее в облике и характере Юшки и молодой девушки-врача? (Да. Глаза, грустные, словно готовые вот-вот наполниться слезами, но в то же время, добрые к людям).
- И вновь вопрос личностного характера: – Изменилось ли ваше отношение к людям после прочтения рассказа? (Конечно. Нужно всегда помнить о других и не причинять никому зла. Нужно быть добрым)
Ребята, а теперь обратите внимание на слова Ю. Никулина, написанные на доске, закончите их: “Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может совершить зла”.
Заключительное слово учителя:
Обобщая сказанное, хочу подчеркнуть, что сегодняшний урок – это лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому каждый из нас должен думать о том, как надо жить, чтобы не ранить, не обидеть человека. В нашем обществе еще много грустного, горького, жестокого. Хочешь изменить эту жизнь? Начни с себя! Ведь улица, ведущая к миру, дружбе и счастью, проходит через нашу собственную душу.
Друзья мои! Давайте с нынешнего дня
Начнем с себя!
Научимся людей любить,
По нравственным законам жить.
А чтобы поняли тебя –
Начни с себя!
- Так каким же нравственным принципом должны мы руководствоваться в жизни? Посмотрите, на табло зашифровано слово, которое обозначает любовь к людям – - Ч_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Е. Отгадайте его! (ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ)
Домашнее задание (выбрать одно по желанию).
1. Сочинение-миниатюра “По нравственным законам жить…” (Как я понимаю смысл этих слов).
2. Монологический ответ на одну из тем:
- какую бы надпись вы сделали на надгробии Юшки?
- строками из поэтических произведений высказать свое отношение к поднятой на уроке проблеме.
Например:
Досадно мне, когда невинных бьют.
В. Высоцкий.
Я не люблю насилья и бессилья.
В. Высоцкий.
Все могло бы сложиться иначе!
В. Телегина.
Интервью у присутствующих на уроке гостей:
Каково ваше отношение к поднятой проблеме?