Припасть к окну в чужую маету
И полюбить ее, пронзиться ею.
Иную жизнь почувствовать своею,
Ее восторг, и боль, и суету.
В.Кузьмина-Караваева.
Цели:
- общие - побудить учащихся к размышлению над взаимоотношениями чужих друг другу людей по рассказу В.Распутина "Нежданно-негаданно", активизировать учащихся, вызвав интерес к теме;
- частные - ответить на вопросы:
- что вы вкладываете в понятие "гуманность";
- почему антигуманные отношения проявляются в обществе?
- может ли гуманное отношение друг к другу принести счастье?
Структура урока:
- Фаза: "Вызов интереса".
- Фаза: "Осмысление" через погружение в текст.
- Фаза: "Размышление". "Вывод".
Оформление урока:
- Реквизит для инсценировки эпизода "Первая встреча с девочкой".
- Стихотворения: Г.Горбовский "На вокзале", Ю.Друнина "Почему у одних жизнь прекрасна:", П.Реутский "Христиане".
- Презентация (приложение)
Ход урока
I. Фаза: "Вызов интереса".
1. Инсценировка эпизода "Первая встреча с девочкой".
Учитель представляет действующие лица: девочка 5-6 лет с ангельским личиком, "точно слетевшая из сказки", Сеня Поздняков - старый человек из деревни Заморы, Людмила - его дочь.
2. Стихотворение Ю.Друниной читается подготовлены учеником, последнюю строфу читает учитель:
Почему для одних жизнь прекрасна
И полна утешительных слов?
Для других тяжела и ужасна
И полна только горя и слез?
Почему же одним удается
Все удары судьбы обойти?
А другим ничего не дается
Без упорной и трудной борьбы?
Почему же судьба так жестока,
Что блаженство дает одному,
А другому страданье и горе,
Отчего ж это так? Почему?
3. Объявление темы и задачи урока.
- Несправедливо, правда? Ведь Сенека говорил: " Природа людей рожает братьями и душа у всех одинакова" . Хотелось бы сегодня на уроке найти причину такой несправедливости, жесткости. А может, и не судьба вовсе виновата, а мы сами?
- Скажите, можно ли назвать отношения между людьми в обществе нормальными?
Нет, так как нарушен закон гуманности.
- Поставим перед собой задачу - выяснить, что мешает людям наладить гуманные отношения между собой. Тема нашего урока: "Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась: " Поговорим сегодня о гуманности в обществе, в нашем государстве. Цель наша будет считаться выполненной, если анализ рассказа В. Распутина " Неожиданно- негаданно" поможет нам.
II. Фаза урока: "Погружение в тему. Осмысление" .
1. Работа над термином " гуманизм"
- Что такое гуманизм?
Гуманизм: - 1. Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям. 2. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности от идейного застоя феодализма и капитализма.
- Назовите черты гуманной личности:
- Умение владеть собой
- Доверие
- Чуткость
- Способность к сопереживанию
- Снисходительность
- Расположенность к другим
- Доброжелательность
- Милосердие
- Способность к эмпатии (сочуствие)
- Ответственность
- Готовность понять другого человека
- Отзывчивость
- Культура поведения
2. Аналитическая беседа по тексту.
- Кого из персонажей можно назвать в рассказе гуманным? Почему?
Гуманным человеком можно назвать Сеню Позднякова:
- для него характерно гуманное отношение к окружающим;
- его беспокоит то, что творится в городе, в обществе, в государстве;
- Сеня всегда и во всем проявляет чуткость (выбрасывает телевизор ради спасения комнатных растений);
- с добром относится к чужому, совершенно незнакомому ребенку, стараясь "растопить" в нем "застывшее сердечко".
Гуманным человеком можно назвать и жену Сени Позднякова - Галю, которая страдает вместе с Катей, переживает за нее, не зная, чем помочь девочке. Расставшись с Катей, "сдавленно, страшно, чужеголосо выкрикивает:
- Сеня! Сеня! Сеня!"
- А кого из героев рассказа нельзя считать гуманным?
Антигуманными людьми можно назвать: 1) многих жителей города, которые с равнодушием проходят мимо друг друга, не задумываются о несчастье других, о детях, которые остались без родителей; 2) мужика "в толстой кожаной куртке и с короткой стрижкой на голой голове:из горлохватов, из тех, кто любит идти напролом"; 3) Олега:Ахмета:".Там много было. Приезжали и уезжали", которые приносили горе другим, которые "стреляли в тетю Люсю:".
3. Разбор художественных приемов, используемых автором, которые помогают читателю увидеть гуманные и антигуманные отношения в обществе:
1) антигуманное отношение людей друг к другу в обществе автор показывает через описание местности, пейзажа. Докажите это примерами из текста.
2) Определение смысла названия рассказа.
Продолжение беседы.
Страшно, что в этом безумном мире можно предложить купить живого человека, беззащитного ребенка и делать вид, что ничего не произошло.
На вокзале.
Потерялась (или вовсе брошена?)
девочка притихшая, хорошая.
Личико чумазое, серьезное.
Белый день. Вокзал. Дитя бесхозное.
На груди у потеряшки - девочки
тряпочная кукла - самоделочка.
Рядовой милиции застенчиво
за руку, как мама, держит птенчика.
Он и сам еще не шибко взрослый-то,
страж румяный, свыше ей ниспосланный.
Водит по вокзалу, озирается:
может кто опомнится - признается?
:Но никто не вспомнил, к сожалению.
На вокзале люди - ошалелые.
Да и ни при чем тут люди - граждане:
есть свои ребеночки у каждого.
Глядя на беспомощную рожицу,
кто вздохнет, кто вздрогнет, кто поежится:
:Можно после виденного - здравствовать.
Пить в купе коньяк. Листать Некрасова.
Чтобы смочь до совести дотронуться -
перечислить сотню для детдомовцев.
Душ принять, Ругать себя по батюшке.
Можно все: Но чистым - не бывать уже.
: Колеблет тело зыбь рессорная.
Снится мне малышка беспризорная.
В душу мне глядит глазами сонными
на руках у мальчика с погонами:
- Разве человек может быть предметом купли-продажи? Почему тетя Люся "взялась детишками торговать? Коммерцию, что - ли, такую открыла?"
- Оправдываете ли вы этот поступок тети Люси?
- Итак, девочка оказывается в деревне у стариков. Какой мы ее видим в первые дни?
- Какие изменения в Кате постепенно происходят? И может ли гуманное отношение к человеку принести счастье?
III. Заключение урока.
1. Да, мир жесток! И невольно вспоминаются строки из стихотворения П.И.Реутского, которые обращены именно к таким людям.
Христиане.
О, христиане, христиане,
Святые слуги и отцы,
В каком классическом романе
Вы благороднее овцы?
И не народ, а просто паства,
Извечно в дырочки сопя,
Не заслужив земного царства,
В небесном мыслите себя.
Собранье нравственных уродов,
Христос, взгляни на свой народ.
Здесь жены избегают родов,
Древнейший прекращая род.
Теперь достоинство мужчины -
Разбой, обман и воровство.
Они уходят без причины,
Они плюют на божество.
И твой народ, поддавшись зелью,
Уже приемлет только кнут.
Христос, не приходи на землю.
Они опять Тебя распнут!
2. Вывод по уроку.
- Нельзя общество считать гуманным, если в людях мало человечности, любви, простоты. Что бы вы хотели посоветовать людям, чтобы они проявляли гуманность по отношению друг к другу? Каким должен быть гуманный человек?
Жили в ладу с совестью, уважительно относились друг к другу, любили.
Гуманный человек не тот, кто, видя человеческую боль, проходит, а тот, кто приходит на помощь в трудную минуту.
Гуманность - это. Прежде всего, человечность, отзывчивость.
3. Составление кластера "Гуманное отношение в обществе".
Примерный кластер:
Помогайте!
Любите!
Жалейте!
Вдохновляйте друг друга в пути!
Не жалейте добра, не жалейте!
Распахните сердца для людей!
4. Рефлексия. Рассуждение учащихся о своем внутреннем мире, о доброте. Представление своих мыслей в рисунках, символах.