Цели урока: знакомство с рассказом Л.Н. Толстого “Чем люди живы”; развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в жизни (умение работать с информационным текстом (в данном случае с художественным), анализировать различные учебные и жизненные ситуации, принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлексивному творческому мышлению; воспитание нравственного, умного, вдумчивого, чувствующего читателя.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Приёмы и формы работы: составление кластера, чтение со “стопами”, моделирование (предсказание) сюжета, самостоятельное целеполагание, работа в парах, эссе, мозговой штурм.
Оборудование: портрет писателя, распечатка рассказа Л. Н. Толстого “Чем люди живы”.
Записи на доске: “Научи меня, Боже, любить…”. Рассказ Л. Н. Толстого “Чем люди живы”. Притча – небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение. Эссе – небольшая миниатюра, размышление на заданную тему.
Эпиграф:
Живы они одною любовью.
Кто в любви, тот в Боге и Бог в нём,
потому что Бог есть любовь.Л. Н. Толстой
1.
Учитель. Что сегодня с нами случилось? Живём непросто, часто даже страшно. Может, слово какое – то заветное забыли? Или потеряли волшебный клубочек, который ведёт нас к Истине? Подумайте над вопросом: Что является основой человеческой жизни?
2. Самостоятельная работа учащихся.
(Стадия вызова – мозговой штурм и составление кластера. Дети столбиком в тетрадях записывают свои ответы).
Пример кластера.
Здоровье
Любовь
Уважение
Справедливость
Доброта и т. д.
3. Работа в парах.
Объединившись в пары, суммируйте свои ответы. Если не были уверены, обсудите и запишите новый список (кластер).
4. Коллективная работа
.Составление общего списка (кластера) на доске.
5. Формулировка учащимися своей конкретной познавательной цели на
основе вопроса и коллективного кластера.Ребята ставили такие цели.
- Узнать, как Л.Н. Толстой отвечает на вопрос “Что является основой человеческой жизни?”.
- Чем на самом деле люди живы?
- Чему учит рассказ Л.Н. Толстого?
- Выяснить смысл эпиграфа.
6. Стадия осмысления. Чтение рассказа со “стопами”.
- Читаем первый эпизод (1, 2 главки).
– Как вы думаете, как встретит незнакомца Матрёна? (Моделирование сюжета).
- Читаем второй эпизод (3 главка).
– Предположите, кто же такой этот незнакомец?
- Читаем третий эпизод (4, 5, 6 главки до слов: “Ты что, дурак, зубы скалишь?”).
– Почему улыбнулся и весь просветлел Михайла?
- Читаем четвёртый эпизод (со слов: “Ты что, дурак, зубы скалишь?” до конца 6 главки).
– Как, на ваш взгляд, сюжет развиваться будет?
- Читаем пятый эпизод (7, 8 главки).
– Чьи же дети, по вашим предположениям?
- Читаем шестой эпизод (9 главка).
– Как вы понимаете пословицу, произнесённую Матрёной: “Без отца, матери проживут, а без Бога не проживут”?
– Чему во второй раз улыбается Михайло?
- Читаем седьмой эпизод (10 главка до слов “И сказал Семён…”).
– За что Бог наказал Михайлу?
– В какие моменты своей жизни узнал герой три слова Божии?
– Как вы думаете, что это за слова?
- Читаем восьмой эпизод (со слов “И сказал Семён…” до конца12 главки).
– Отчего отчаялся Михайла, когда встретился с Семёном?
– Объясните смысл слов: “…то в лице его была смерть, а теперь вдруг стал живой, и в лице его я узнал Бога”, “… в ней уже не было смерти, она была живая, и я и в ней узнал Бога”.
– Так какие же три слова Божии узнал Михайла?
Михайла искал ответы на вопросы:
“Что есть в людях?”, “Что не дано людям?”, “Чем люди живы?”.
– Какие ответы нашёл Михайла, живя среди людей?
Ребята выписывают из рассказа ответы на вопросы:
- “…есть в людях любовь”.
- “Не дано людям знать, чего им для своего тела нужно”.
- “…жив всякий человек…любовью”.
– Кем оказался Михайла? (Ангелом).
– Давайте проследим, как зарождалась любовь Семёна и любовь Матрёны к незнакомцу.
Путь любви Семёна: страх – совесть – жалость – любовь.
Путь любви Матрёны: страх – любопытство – жалость – любовь.
– Какую задачу, по вашему мнению, ставил перед собой Л.Н. Толстой? (Моральное поучение).
– Что напоминает рассказ? (Притчу).
– Прочтём нравоучение в 12 главке, которое мы записали как эпиграф к уроку: “Живы они одною любовью. Кто в любви, тот в Боге и Бог в нём, потому что Бог есть любовь”. Прочтём и эпиграфы к рассказу. Как вы их понимаете и как они соотносятся?
7. Рефлексия.
Вернёмся к нашему общему кластеру. Вычеркнем то, что не является ответом на поставленный в начале урока вопрос, допишем ответы, появившиеся после прочтения рассказа.
Вспомним, какие цели ставили перед собой, на какие вопросы хотели получить ответ. Получили ли мы ответы, реализовали цели?
Письменная работа. Эссе “Можно ли считать рассказ важным и для нашего времени?”
8. Чтение ребятами (желающими) своих миниатюр.
9. Чтение подготовленным учеником стихотворения К. Бальмонта “Люби”.
“Люби!” – поют шуршащие березы,
Когда на них сережки расцвели.
“Люби!” – поет сирень в цветной пыли.
“Люби! Люби!” – поют, пылая, розы.Страшись безлюбья. И беги угрозы
Бесстрастия. Твой полдень вмиг – вдали.
Твою зарю теченья зорь сожги.
Люби любовь. Люби огонь и грезы.
Кто не любил, не выполнил закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон.Он в каждом часе слышит мертвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.