Народные обычаи в произведениях Гоголя

Разделы: Литература


Во время подготовки к игре класс делится на три команды. Каждая команда придумывает название, готовит инсценирование эпизода, разучивает колядки. Участники игры готовят украинские костюмы.

Накануне превращаем кабинет в украинскую хату: на столах – расшитые скатерти, рушники, глиняные горшки, вышитые салфетки, на доске - месяц и звёзды.

Ведущие: мальчик (Рудый Панько) и две девочки (жители села Диканька).

Ход игры

Учитель: Здравствуйте, ребята. Скоро Рождество – великий христианский праздник. Накануне Рождества происходят различные чудеса, вот и мы с вами чудом оказались в Диканьке.

Посмотрите, как ярко светит месяц и горят звёзды. Мы все в ожидании волшебства. А чья же эта хата? Какие красивые рушники, расшитые руками прекрасной дивчины. У печи - дрова, ухват, кочерга. А где же хозяин?

( Входит ведущий – Рудый Панько)

Рудый Панько: Добрый день. Я Рудый Панько – пасечник из села Диканька. “ Часто накануне праздничного дня собираются ко мне люди добрые, усядутся за стол, - и тогда прошу только слушать. У нас на хуторах, водится издавна: как только окончатся работы в поле, мужик залезет отдыхать на всю зиму на печь и наш брат припрячет своих пчёл в тёмный погреб, когда ни журавлей на небе, ни груш на дереве не увидите более,- тогда только вечер, уже, наверное, где-нибудь в конце улицы брезжит огонёк, а смех и песни слышатся издалеча, бренчит балалайка, а подчас и скрыпка, говор, шум… Это у нас вечерницы! Они, изволите видеть, они похожи на ваши балы; только нельзя сказать, чтобы совсем. На балы если вы едете, то именно для того, чтобы повертеть ногами и позевать в руку; а у нас соберётся в одну хату толпа девушек совсем не для балу, с веретеном, с гребнями; и сначала вроде делом займутся: веретёна шумят, льются песни, и каждая не подымет и глаз в сторону; но только нагрянут в хату парубки с скрыпачом – подымется крик, затеется шаль, пойдут танцы и заведутся такие шутки, что и рассказать нельзя.

Но лучше всего, когда собьются все в тесную кучку и пустятся загадывать загадки или просто нести болтовню… но нигде, может быть, не было рассказываемо столько диковин, как на вечерах у пасечника Рудого Панька”.

Дивчины, посмотрите, сколько сегодня гостей ко мне пришло. Все они мастера рассказывать истории. Не дадим скучать нашим гостям.

Выходят девочки.

- Здравствуй, Панько. Как ты принарядился к празднику.

Рудый Панько: Это украинский народный костюм. Рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна, имеет разрез – пазушку, украшенный вышивкой. Штаны, а можно сказать, шаровары, ногавки, портяницы должны быть большой ширины. А знаете, почему у украинцев такие длинные пояса? Он играет роль оберега, защищает тело человека. Пояс должен быть 3-4 метра, обмотать им талию нужно несколько раз, а концы пусть свешиваются до колен. Да и вы, дивчины, разоделись, вон сколько лент на голове.

Девочки: Да, мы тоже принарядились. На голове – венки. Венок защищает девушек от сглаза. В народе сохранилась красивая легенда о происхождении венка. “ Летела птица Пава размашистая, посылала перья золотистые, собрала перья эти красивая девушка и свила себе венок на счастье, но подхватили ветры буйные тот венок и унесли в синее море. Нашёлся молодец, вернул девице её венок, и поженились они и были счастливы, а венок детям и внукам достался и тоже счастье принёс”.

Венок – это не просто красота, а “знахарь души”, в нём – волшебная сила, он боль снимает, силу бережёт.

Основу украинского женского костюма составляет рубашка – кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит из двух частей – нижняя (пидтичка) шьётся из более грубой материи. Рукава и подол украшены вышивкой.

Плахта – праздничный наряд, изготавливается из ткани в крупную клетку.

Рудый Панько: В Рождественскую ночь происходят чудеса, вот и вы, дорогие гости, чудом попали к нам в Диканьку.

Девочки: Кто же вы такие? Мы хотим вас испытать. Знаете ли вы наши обычаи, умеете ли колядовать, читали ли повести, изданные Рудым Паньком? Представьтесь нам, пожалуйста.

Представление команд.

Рудый Панько: Ну, а если читали мои повести, то не трудно вам ответить на вопросы викторины:

Первый конкурс посвящается писателю Н. В. Гоголю Вопросы капитанам команд.

  1. В каком селе родился Гоголь? ( Великие Сорочинцы)
  2. В какой гимназии учился будущий писатель? (В Нежинской гимназии высших наук князя А.А. Безбородко)
  3. Юношеская поэма, написанная в гимназии ( “Ганц Кюхельгартен”)
  4. Псевдоним Гоголя ( В. Алов)
  5. Прозвища Гоголя в гимназии (“таинственный карла”, “мёртвая мысль”)
  6. Как называется книга, в которой Гоголь записывал загадки, частушки, обряды, имена, даваемые при крещении, часть из которых попала в “Вечера на хуторе близ Диканьки” ( “Книга Всякой Всячины”)

Второй конкурс. “О, я знаю вас!” Отгадайте героя.

Вопросы 1-й команде.

  1. “Он знает наперечёт, сколько у каждой бабы свинья мечет поросёнков, и сколько в сундуке лежит полотна, и что именно из своего платья и хозяйства заложит добрый человек в воскресный день в шинке” (сорочинский заседатель)
  2. “Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж, она так умела причаровывать к себе самых степенных козаков(которым , не мешает между прочим заметить, мало было нужды до красоты), что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и козак Корний Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. ( Солоха)
  3. “Полненькие щёчки козачки были свежи и ярки, как мак самого тонкого розового цвета, когда, умывшись божьей росою, горит он, расправляет листики и охорашивается перед только что поднявшимся солнышком; что брови словно чёрные шнурочки, что ротик, на который глядя облизывалась тогдашняя молодёжь, кажись, на то и создан был, чтобы выводить соловьиные песни; что волосы её, чёрные, как крылья ворона, и мягкие, как молодой лён (Пидорка “Вечер накануне Ивана Купала”)

Вопросы 2-й команде.

  1. “Давно уже, лет десять, а может и пятнадцать, как он жил в Диканьке. Сначала он жил, как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру… ( Пузатый Пацук)
  2. “Минуту спустя вошёл в сопровождении целой свиты величественного роста, довольно плотный человек в гетьманском мундире, в жёлтых сапожках. Волосы на нём были растрёпаны, один глаз немного крив, на лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях видна была привычка повелевать” ( Потёмкин, “Ночь перед Рождеством”)
  3. “В этом- то хуторе показывался часто человек, или , лучше , дьявол в человеческом образе. Откуда он, зачем приходил, никто не знал. Гуляет, пьянствует и вдруг пропадёт, как в воду, и слуху нет. Там, глядь – снова будто с неба упал, рыскает по улицам села, которого теперь и следа нет и которое было, может, не дальше ста шагов от Диканьки. Понаберёт встречных козаков: хохот, песни, деньги сыплются, водка – как вода…” (Басаврюк, “Вечер накануне Ивана Купала”)

Вопросы 3-й команде.

  1. “Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке” (Чёрт, “ Ночь перед Рождеством”)
  2. “Тут осмелился и кузнец поднять голову и увидел стоявшую перед собой небольшого роста женщину,несколько даже дородную, напудренную. С голубыми глазами, и вместе с тем величественно улыбающимся видом. Который так умел покорять себе всё и мог только принадлежать одной царствующей женщине. (Екатерина Великая )
  3. “… если бы одеть его в новый жупан, затянуть красным поясом, надеть на голову шапку из черных смушек с Щегольским синим верхом, привесить к боку турецкую саблю, дать в одну руку малахай, в другую люльку в красной оправе, то заткнул бы за пояс всех парубков тогдашних” ( Петрусь, “ Вечер накануне Ивана Купала”)

Третий конкурс.

Каждая команда представляет свои инсценировки эпизодов

( Можно взять следующие фрагменты: “ Оксана и Вакула”, “Гости Солохи”, “Ткач и кум находят мешок”)

Четвёртый конкурс.

Ведущий: “Колядовать у нас называется петь под окнами накануне рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто остаётся дома, колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Поют часто про рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому”.

Команды представляют колядки, во время которых присутствующие бросают им в мешок угощения.

Жюри оценивает игру, победители награждаются книгами, календарями с иллюстрациями из повестей Гоголя.