"Наставникам, хранящим юность нашу…". Урок внеклассного чтения в 7-м классе по рассказу Ю.Бондарева "Простите нас"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • ввести в круг чтения учеников произведения о школе, учителях;
  • формировать навыки “медленного”, вдумчивого чтения, анализа мотивов поведения героев, монологической речи;
  • учить соотносить произведение с содержанием библейских текстов (“Притчи о блудном сыне”), содержащих в себе многовековую мудрость, являющихся духовными ориентирами для многих поколений людей;
  • содействовать обретению учащимися через литературное произведение нравственных знаний о памяти, долге, совести, благодарности, их эмоциональному “прочувствованию”, формированию нравственных ориентиров.

Оборудование:

  • портрет Ю.Бондарева;
  • репродукция с картины художника А.Шилова “Багульник зацвёл”;
  • эпиграф к уроку:

Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим. (
А.С.Пушкин)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Время… Быстротекущее время… Оно летит, заставляя нас приноравливаться, поспешать. И всё же у каждого из нас время от времени появляется неодолимое желание: чуть сбавить шаг, остановиться. И оглянуться. И покопаться в себе: вот я шел-шел, а куда вышел-то? И куда путь держу? Не сбился ли в пути?

И еще: откуда что во мне? Кто вложил в меня понимание, как надо жить и по каким законам судить себя? Перед кем мы вечные должники?

Сохранилась одна из записей Пушкина, адресованная директору Лицея, учителю и наставнику Энгельгардту:

“Е.А.Энгельгардту:

“Приятно мне думать, что, увидя в книге ваших воспоминаний и мое имя между именами молодых людей, которые обязаны вам счастливейшими годами жизни их, вы скажете:
“В Лицее не было неблагодарных”.
Александр Пушкин”.

А мы с вами всегда ли благодарны тем, кто учил нас, воспитал, вложил в нас свою душу, - школьным учителям?

Об этом задумываешься, читая рассказ Ю.Бондарева “Простите нас!”

II. Беседа по рассказу.

“Представьте” главного героя рассказа.

Павел Георгиевич Сафонов “работал на большом заводе конструктором, был известен, с годами привык к этой известности и, казалось, даже немного устал от нее, как порой устают люди, когда к ним рано приходит успех и удовлетворение”.

Как оказался этот преуспевающий инженер-конструктор, столичный житель в безвестном маленьком степном городке?

Сафонов возвращается с юга, где он отдыхал в санатории, “Утомлённый сложной зимней работой”. Поезд мчал его по знакомым с детства местам, и он “с какой-то грустной обостренностью” вспоминал полузабытое: “вот он, мальчишка, в грязной сатиновой рубашке, с цыпками на руках, бежит по этой ледяной от росы степи, бежит вслед за поездом неизвестно куда, и отяжелевшая от влаги трава хлещет его по коленям, приятно холодит ноги...”, “ясно чудилось, будто вместе с Верой он идет по лунным косякам на Шахтинском холме, внятно и резко пахнет из низин полынью, и потрескавшиеся, обветренные губы Веры тоже пахнут полынью”.

“И вдруг его непреодолимо потянуло побывать в родном своем степном городке: побродить по нему, почитать афиши на заборах, увидеть старые названия улиц, узнать, что изменилось в нем за многие годы, непременно встретить знакомых школьных лет, таких далеких, словно их и не было”.

“…И, к удивлению заспанного проводника, бесшумно подметающего в коридоре, сошел на маленьком разъезде этим ранним августовским утром”.

С кем прежде всего связаны воспоминания Павла о городе детства? Кто они для него?

Витька – “первая мальчишеская преданность”, Вера – первая любовь, “мучительная, трогательная, с записками в школе, с легко падающим снегом на крыльцо, с …первым поцелуем”.

Воспоминания детства, юности захлестнули Павла, его неодолимо потянуло на окраинную улицу, густо заросшую деревьями, где жил “в том мире детства Витька Снегирев”, а на углу, возле аптеки, в маленьком доме, - Вера. Захотелось узнать: “Что с ними? Где они?”

Встретился ли он с ними? Почему?

Вера погибла на войне, где была санитаркой. Витька Снегирёв уехал из города с родителями после войны, стал директором завода.

А с кем встретился? Вспоминал ли он о своей учительнице?

Он вспомнил об учительнице случайно, увидев силуэт своей школы: “внезапно в проеме улицы увидел свою школу - четырехэтажная, с темными окнами, она стояла, как и тогда... Она не изменилась. Она была прежней, как в детстве, как много лет назад”.

Целый вихрь мыслей проносится в голове Павла: “Неужели он когда-то сидел за партой? Неужели когда-то, во время весенних экзаменов, был над школой глухой гром и майский ливень обрушился на город с веселой яростью первой грозы?”

Разглядев пробивающийся сквозь ветви красный огонёк, вспоминает он и о своей учительнице: “Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил! Всегда он был ее любимцем, она пророчила ему блестящее математическое будущее...”

Приехав в родной город, герой не узнал его: так он изменился. А Мария Петровна – изменилась ли она?

Конечно, годы берут своё, и Павел видит её “болезненно-бледное, состарившееся, будто источенное лицо”, отмечает, как “сильно она изменилась, стала ещё более хрупкой, только седые волосы были коротко пострижены”.

Как отнеслась учительница к визиту Сафонова? Проследим по тексту за её реакцией.

“- Паша Сафонов... Паша? - проговорила она почти испуганно, и Павлу Георгиевичу показалось, что лицо ее задрожало”.

“Мария Петровна с непонятной настороженностью, с неверием… быстро повторяла…”

“…неверяще улыбнулась”.

Откуда этот испуг, настороженность, неверие? Мы ответим на этот вопрос позднее, а пока посмотрим, какие чувства владеют Павлом Георгиевичем во время этой встречи.

Какие чувства владеют Павлом во время этой встречи?

Он обрадован, но в то же время смущается, робеет. “Он хотел пожать Марии Петровне руку, но сдержался и не пожал, как не жмут при встрече руку матери…”

А ведь Мария Петровна, действительно, была для нашего героя второй матерью, как и для многих своих учеников. Посмотрите, как трогательны его воспоминания о классе, школе, учительнице.

(Чтение диалога Павла и Марии Петровны в лицах от слов: “- Знаете что, Мария Петровна, давайте говорить о прошлом…” до слов: “Помню, сидел ночь, ломал голову, чтобы чернильница подпрыгнула именно в тот момент, когда преподаватель макнёт ручку”.)

Для Павла эти воспоминания необыкновенно дороги. Дороги вдвойне, потому что, оказывается, Мария Петровна помнит эти события более двадцатилетней давности. Он возбуждён, и ему кажется, что так же радуется, вспоминая, и учительница.

Разговор заходит о прежних друзьях. Все они взрослые, солидные люди. Один стал журналистом, другой – преуспевающим директором завода, третий – начальником главка, четвёртый – артистом. Все они живут своей жизнью. А старенькая учительница следит за судьбами своих учеников.

Почему на настойчивые вопросы о том, пишут ли ей бывшие одноклассники Павла, навещают ли её, Мария Петровна всё время переводит разговор на другое?

Оказывается, к Марии Петровне заходит только один ученик, да и то потому,

что у него не сложилась жизнь. Павел вдруг подумал о том, что, “если бы она умерла, он не знал бы этого, и не знали бы другие”.

“Плохо помню его, забыл”,- говорит Павел об этом единственном. Одно отложилось в памяти, что это был тихий, робкий, ничем не примечательный, не отличавшийся никакими способностями ученик. “- Очень плохо, - не то насмешливо, не то осуждающе проговорила Мария Петровна. - Они помолчали, Но от этих последних слов “очень плохо” Сафонову стало не по себе, он понял двойной их смысл”.

Почему, глядя на её лицо, Павел почувствовал, как “что-то больно и тоскливо сжалось в его груди”? Какой “двойной” смысл скрывается в этих словах учительницы?

Первый смысл лежит на поверхности: слова учительницы как бы усиливают фразу Павла: “Плохо помню…”.

А второй – гораздо глубже. Сафонову стало неловко за себя и за своих товарищей. “Очень плохо”- когда не помнишь школьных товарищей. “Очень плохо” - когда забыл тех, кто учил и воспитывал тебя. “Очень плохо” - когда и первая любовь осталась под спудом времени, не тревожит воспоминанием.

“Очень плохо” - так похоже на школьную оценку, которую получает сейчас за прожитую жизнь внешне благополучный герой.

И вдруг Сафонов замечает, что Мария Петровна смотрит на книжный шкаф. И в первом ряду видит “знакомый корешок своей последней книги по самолётостроению”.

А зачем школьной учительнице книга по самолётостроению, которую может понять только специалист?

Мария Петровна не только помнит всех своих учеников, но и постоянно следит за их успехами, гордится ими. Поэтому и хранит у себя эту книгу Павла, между страницами которой лежит вырезка из газеты “Правда” с портретом Сафонова.

“- Неплохая" книга... Прочитала с интересом. А это из "Правды", Паша. Когда я увидела, я дала тебе телеграмму.

Он так же поспешно, точно скрывая нечто порочащее его, неприятное, спрятал листок в книгу и, охваченный стыдом и ненавистью к себе, теперь отчетливо и хорошо вспомнил, что он действительно получил телеграмму два года назад среди кучи других поздравительных телеграмм и не ответил на нее, хотя ответил на другие”.

Сафонов шёл в дом учительницы в необычайно приподнятом настроении. Как оно теперь меняется?

Теперь он испытывает стыд, “непроходящее чувство вины”. Ему стыдно за себя за своих одноклассников, неблагодарных, забывших, кому они обязаны своими успехами.

“Мария Петровна, тоже помолчав, вдруг спросила робко:

- Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твоей работе? Хоть что-нибудь...

- Мария Петровна, что вы говорите? - в замешательстве забормотал он. -

Если бы не вы!..

Она посмотрела ему в глаза, сказала вздрагивающим голосом:

- Ты думаешь, я не рада? Какой гость был у меня! Ты думаешь, я не скажу об этом завтра своим ученикам?..”

Вопрос учительницы застаёт Павла врасплох. За свою немалую жизнь у него не нашлось времени и желания вспомнить тех, кто взрастил его талант

“Они простились. Он быстро пошел по дорожке ночного сада. И не

выдержал, оглянулся. Дверь передней была еще распахнута, и в темный парк падал желтый косяк света. Мария Петровна стояла на крыльце, и худенькая, неподвижная фигурка ее отчетливо чернела в проеме двери”.

Эта “худенькая фигурка”, так ярко выделяющаяся на фоне света, навсегда запомнится Сафонову: немой укор действует сильнее упрёков в неблагодарности.

Оттого “всю дорогу до Москвы Сафонов не мог успокоиться, переживал чувство жгучего, невыносимого стыда…

На большой станции Сафонов, хмурый, взволнованный, вышел из вагона. Он зашел на почту и, поколебавшись, дал телеграмму на адрес школы, на имя Марии Петровны. В телеграмме этой было два слова:

"Простите нас".

III. Обобщение по рассказу.

Как трансформируется в рассказе Ю.Бондарева сюжет евангельской притчи о блудном сыне?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить опорные сюжетные мотивы евангельской притчи:

Проанализируем каждый из мотивов притчи в применении к рассказу.

Уход героя на чужбину.

“Чужбина” в рассказе весьма условна. Мы имеем дело с уходом человека в большой мир, из маленького провинциального городка – в Москву (кто в юности не мечтает покорить столицу!). И не только огромные расстояния отделяют две эти точки, но и время (юность – зрелость). А ещё – война, разделившая жизнь на “до” и “после”.

Грешная жизнь.

Жизнь героя вне родного городка трудно назвать грешной: он не жил распутно, не “расточал имения”, как блудный сын. Чтобы стать тем, кем он стал (конструктор на крупном авиационном заводе, автор книги), ему пришлось немало потрудиться: получить образование, достичь высот мастерства в конструкторском деле, сделаться признанным авторитетом в своей области.

Катастрофа.

И никакой катастрофы в его жизни не происходит. Вспомним, как низко пал блудный сын: от него отказались все друзья, ему пришлось пасти свиней и есть с ними из одного корыта, вспоминая, в каком богатстве жил он в доме отца.

Сафонов, напротив, достиг на чужбине высот благополучия: живет в Москве, рано познал успех и удовлетворение от своей работы, отдыхает на Южном берегу Крыма.

И все-таки катастрофа в его жизни случилась. Только лежит она не в области материальной, а в области нравственной. Катастрофа случилась с его душой: он утратил память. Память о первой возлюбленной, о друге, о школе, об учителях, поставивших его на крыло, в конечном итоге – о малой родине, о юности. Утрата этой памяти похожа на предательство. Не случайно, сказав учительнице, что он плохо помнит одноклассника, и услышав от нее: “Плохо. Очень плохо”,- Сафонов понимает двойной смысл этих слов. Плохо быть беспамятным, неблагодарным. Это - свидетельство ущербности души.

Раскаяние.

А вот способность к раскаянию – показатель способности души к исцелению, самовосстановлению. Ощущение неоплаченного долга, вины перед школьной учительницей, перед друзьями юности охватывает героя. “Чувство жгучего, невыносимого стыда” переживает он. За себя. За своих одноклассников.

Возвращение.

В телеграмме, посланной на адрес школы (так просто!) для Марии Петровны, всего два слова: “Простите нас!”. Но они-то и есть свидетельство возвращения. Возвращения героя к себе, к юношеским идеалам, к целостности собственной души, не расколотой неблагодарностью, самонадеянной уверенностью в том, что в его успехах он обязан только себе, своему таланту и трудолюбию.

IV. Заключительное слово учителя.

Я начала урок со слов Пушкина. Пушкинскими же словами хочу его и завершить.

19 октября 1825 года поэт праздновал день окончания Лицея в Михайловском уединении, вспоминал добрым словом своих друзей – Пущина, Дельвига, Кюхельбекера. А ещё он оставил нам на память строки о лицейских преподавателях, строки, подтверждающие, что в “В Лицее не было неблагодарных”:

Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.