Школьная психологическая служба
-
Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников на этапе первичной адаптации к школе. "Первый раз в первый класс" 2005
Программа направлена на создание особой образовательной среды развивающего типа, способствующей сохранению психологического здоровья учащихся, что на современном этапе развития Российского общества, является целью и критерием успешности модернизации народного образования. В ней раскрыта система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития первоклассника в ситуациях школьного взаимодействия.
-
Занятие по "Психологии общения"в 3-м классе по теме: "Я – особенный" 2005
Одно из самых увлекательных занятий - узнавать что-то новое о самом себе. Цель представленного занятия - помочь детям поделиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других.
-
План-конспект урока по психологии в 6-м классе: "Моя индивидуальность" 2005
Урок проводится в активной тренинговой форме с применением психологических упражнений и психологической сказки "Сказка о забывчивой Фее". В данном возрасте, когда идёт становление личности подростка, именно активное взаимодействие с окружающими, получение обратной связи помогает адекватному формированию личностных качеств.
-
Профилактика школьных трудностей (из опыта работы) 2005
Недостатки в развитии ВПФ встречаются как изолированно, так и в комплексе. Любая причина дисгармонического развития ВПФ и обусловленного ею трудности сигнализируют о необходимости привнести в процесс обучения соответствующих развивающих или коррекционно-развивающих упражнение, игр с целью преодоления негативного влияния этих трудностей на усвоение детьми знаний, становление общеучебных и предметных умений, формирование учебной деятельности.
-
Тренинг для педагогов (трехдневный): "Люби себя" 2005
Школьному психологу необходимо работать с педагогами в тесном контакте, так как именно педагог, взаимодействуя с учащимися ежедневно, активно влияет на их внутренний мир. Сегодня нельзя эффективно заниматься личностным опытом другого человека, не обладая собственной зрелой ментальностью. Таким образом, личностный мир педагога становится часть содержания образования, а условием его успешной профессиональной деятельности является способность педагога к самоизменению и саморазвитию. Тренинг способствует познанию своих сильных и слабых сторон, пониманию себя как личности.
-
Ежик — методика получения обратной связи 2005
"Ёжик"- методика получения обратной связи при изучении причин агрессии младшего школьника. Получение обратной связи происходит через погружение в сказку. Данная методика позволяет проводить диагностику фронтально. Результаты диагностики можно прорисовать в цветодиаграмму для визуального восприятия общего состояния агрессии для всего класса.
-
Социально-психологический проект системы лонгитюдного обогащения психолого-воспитательной работы по теме: "Воспитание безопасного стиля жизни у детей 7–12 лет" 2005
Инициатива направлена на объединение работы служб гимназии совместно со структурами ГАИ в вопросах воспитания у подрастающего поколения внутренней потребности в Безопасном Образе Жизни, а также воспитания умений и навыков действия в нестандартных ситуациях. В свете необходимости работы по вопросам первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ становится актуальным подход, который опирается на долговременную психолого-воспитательную работу лонгитюдного характера в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Лонгитюдное обогащение информации у учащихся позволяет воспитать умение противостоять пагубным привычкам, уметь адекватно выходить из нестандартных жизненных ситуаций, несущих угрозу жизни и здоровью, а также дает знания и алгоритм действия в ситуации угрозы террористического акта.
-
Психологическое сопровождение процесса профессионального самоопределения старшеклассников 2005
Рассматриваются вопросы организации психологической работы со старшеклассниками с учетом основного психологического новообразования ранней юности - профессионального и личностного самоопределения. Представлена программа "Взгляд в будущее" для учащихся 9-11 классов, реализация которой позволяет создать благоприятные условия для формирования у старшеклассников психологической готовности к окончанию средней школы. Приводится тематическое планирование структурных блоков программы, а также конспект вводного занятия.
-
Курс занятий "Конфликт — неэффективное общение" 2005
Основными целями курса являются повышение конфликтной компетентности учащихся подросткового возраста, рассматриваемой нами как умение сдерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению, обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, овладение навыками управления конфликтом.
-
Развитие позитивных установок в общении с ребенком как основа воспитания в семье 2005
Основная цель урока - укрепление позитивных установок родителей в воспитании детей младшего школьного возраста. Задачи - актуализировать основные проблемы в воспитании детей в семье; подвести родителей к анализу своих семейных установок; выявить ошибки в воспитании детей.
-
Урок-тренинг по теме: "Развитие памяти и внимания у детей младшего школьного возраста" 2005
Данный урок - прекрасный тренинг для совершенствования произвольной памяти, внимания у детей младшего среднего возраста, способствует развитию данных параметров последних. Помогает осознанию роли памяти и внимания в жизни человека каждым воспитанником и определению уровня зрительной и слуховой памяти участников занятия.
-
Психологическое оружие XXI века 2005
Современное Российское общество характеризуется рядом духовных болезней, одним из проявлений которых является распространение целого ряда нетрадиционных, религиозных культов. Деятельность различных тоталитарных сект стала серьезной проблемой Российского общества. Многие из них создают подструктуры как общественные организации просветительского, благотворительного или иного характера, что открывает им доступ в организации, учреждения и даже в образование. Все это приводит к необходимости работы школы по профилактике сектантства и борьбе с этим явлением.
-
Психологический тренинг в школе 2005
Система тренинговой работы, внедренная в учебный процесс Лицея дает свой результат, что отражается на общем психологическом фоне образовательного пространства. Особое значение для социализации выпускников приобретают тренинги "Карьеры", позволяющие поставить учащихся в ситуацию выбора и переосмысления собственных ценностей, помогающие определиться в выборе будущей профессии и решающие текущие проблемы взаимоотношений в классном коллективе.
-
Технологии психолого-педагогического сопровождения профильных классов 2005
Многолетняя практика показала, что начиная с подросткового возраста в системе образования необходимо создать условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов. Возникает необходимость в разработке программы деятельности психологической службы школы относительно профильных классов.
-
Родительское собрание по теме: "Младший школьник: помоги ему учиться" 2005
Педагоги и родители стремятся сделать всё возможное, чтобы обучение младших школьников было успешным, чтобы каждый ребёнок в учебе достигал более высоких результатов. Но не всегда дополнительные учебные занятия дают нужный результат, поскольку они направлены на устранение следствий, а не причин. Причины трудностей учения могут быть самые различные. В данной работе рассмотрены не только причины неуспеваемости младших школьников, но и предложена разработка родительского собрания по данной проблеме.
-
Урок творчества для младших школьников в системе дополнительного образования 2005
Урок творчества - это попытка практически решить проблему развития творческого потенциала ребенка. По мнению большинства психологов, творческие способности не определяют успешность обучения в школе. Общеобразовательная программа школьного обучения предполагает научение ортодоксальным способам решения задач, имеющих одно правильное решение, что не позволяет актуализировать творческие способности детей. В связи с этим необходимо ввести урок в системе дополнительного образования, целью которого является развитие творческого мышления учащихся.
-
Интегрированный урок обществознание + психология по теме: "Деятельность и общение" 2005
Одним из направлений работы педагога-психолога в школе является психологическое просвещение учащихся. Таким образом, закономерной стала идея проведения интегрированных уроков педагогом-психологом и педагогом-предметником по обществознанию с целью разнообразить форму и содержание предметных занятий в разделе психологии, социальной психологии, социологии и социальной конфликтологии, а также с целью популяризировать психологические знания, научить ребят использовать психологические знания в повседневной личной и общественной жизни.
-
Результаты социально-психологического исследования "Портрет выпускника сельской школы" 2005
Мы изучали структуру ценностных ориентаций старшеклассников, готовность к выбору профессии, представления выпускников о взрослости, сформированность планов на будущее, мотивы при выборе профессии, представления выпускников о школе, группу референтных лиц, сферу интересов и увлечений старшеклассников, а также мнения выпускников о проблемах современной молодежи.
-
Раздел к программе «Практическая психология для учащихся 7–11-х классов по теме: "Мой путь к карьере"» 2005
Программа рассматривает вопросы профессионального самоопределения. Данная проблема чрезвычайно важна и актуальна для подросткового возраста, так как среди наиболее важных решений, которые необходимо принять в этом возрасте - это выбор профессии.
-
Агрессию под контроль 2005
В данной работе рассматриваются некоторые характерологические особенности агрессивных детей и предложены рекомендации для конструктивного общения с ними.
-
Школьная дезадаптация: диалогический стиль общения как фактор ее преодоления 2005
Автор статьи рассматривает проблему школьной дезадаптации как одну из острейших в практике современной школы, о чем свидетельствует всплеск детских нервно-психических заболеваний, распространение девиантных форм поведения, массовые детские и подростковые явления наркомании, проституции, и т.п. Рассматривая данную проблему, автор приходит к выводу о ведущей роли диалогического стиля общения в системе "учитель-ученик" как определяющего фактора преодоления дезадаптации ребенка к школе. разработана программа построения образовательного процесса на принципах личностно-ориентированного диалога.
-
Введение в безотметочные формы оценивания у первоклассников 2005
Оценивание, нами понимается, как осмысленное учебное действие, которое помогает формированию адекватной самооценке. Для этого нужно, чтоб учитель и ученик понимали что оценивается, по каким критериям, уместность оценки в учебном процессе. Как ввести оценку? Как оценка позволит отметить индивидуальную динамику учебного продвижения различных учеников? Как поможет становлению учебного поведения?
-
Психологическая игра для пятиклассников "День рождения класса" 2005
Психологическая игра для пятиклассников "День рождения класса". В основе игры лежит социометрическая методика "День рождения". Необычность игры в том, что празднуется день рождения не одного или нескольких учеников, а целого класса; в роли поздравителей выступают не ученики, как обычно принято, а учителя, администрация лицея.
-
Программа социально-психологических тренингов коррекции и развития коммуникативных навыков подростков 2005
В процессе проводимого диагностического исследования разработана программа социально-психологических тренингов коррекции и развития коммуникативных навыков подростков. Данная программа направлена на достижение социального успеха подростками, развитие навыков эффективного общения и уверенного поведения. На наших тренингах подростки получают теоретические знания, касающиеся того, как "правильно" общаться, налаживать контакт, строить беседу, выходить из конфликта, а самое ценное - имеют возможность практической отработки навыков в сфере общения.
-
Особенности проявления тревожности у учащихся подросткового возраста 2005
Психологические научные данные о том, что школьная тревожность имеет высокий уровень в начале подросткового возраста и снижается по мере взросления ребенка, нашли подтверждение в проведенном лонгитюдном исследовании по "Тесту школьной тревожности Филлипса".
-
Урок: "Мораль и этика"по теме: "Поговорим о настоящих мужчинах" 2005
Вывести детей на разговор о достоинствах человека, способствовать тому, чтобы сделали вывод: достойно уважения проявление заботы о слабых, бескорыстие, терпение, сила духа. Эти качества ценятся человечеством во все времена всеми народами. Личное принятие ребенком нравственных норм и правил поведения - основополагающий принцип проведения уроков морали и этики.
-
Психолого-педагогический мониторинг как система информационного сопровождения педагогического эксперимента 2005
Одна из основных задач психологической службы в рамках сопровождения педагогического эксперимента - психологический мониторинг, обеспечивающий педагогический коллектив знаниями об особенностях психической организации учащихся.
-
Преподавание психологии в школе 2005
Преподавание психологии дает развивающий эффект и обеспечивает личностный рост учащихся. Разработку урока можно использовать как развивающее занятие или как классный час.
-
Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми в системе работы школьного психолога 2005
В настоящее время особую актуальность в работе школьного психолога приобрели вопросы, связанные с взаимоотношениями взрослых и детей внутри семьи. Тренинг, предлагаемый вашему вниманию, представляет собой второй этап программы обучения взрослых навыкам партнерского общения с детьми. Тренинг предназначен для родителей учеников 1-3-х классов. В реальной работе, учитывая возрастные, интеллектуальные, личностные особенности участников группы, он может быть модифицирован для родителей старших дошкольников или младших подростков.
-
Программа психологической поддержки и повышения уровня готовности первоклассников в школе "Ребята, давайте жить дружно!" 2005
Для адаптированности первоклассников к школе применяется различные методики. "Игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия. Снятие психологического напряжения и установления добрых отношений в классе. Данная программа заключается в том, чтобы провести профилактику причин неуспеваемости, которые могут возникнуть у ученика при общении с учителем, учениками. Сформировать устойчивые поведенческие механизмы, обеспечивающие ребёнку, на доступном ему уровне стабильность в саморегуляции поведения.