1. Название: “Новоселье”.
2. Задачи игры: создать условия для взаимодействия ребят друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества; развитие рефлексии.
3. Описание проблем или задач развития, на решение которых направлена данная игра:
В моём классе всего 7 человек. Это пятиклассники. Двое детей пришли к нам в школу в этом году. Каждый из учеников претендует на лидерство и не замечает одноклассников. Очень сложно договориться в силу постоянной личностной и учебной конкуренции между детьми. Ябедничают. Поделиться друг с другом вкусной едой, школьными принадлежностями, работать по одному учебнику – это чаще всего проблема.
4. Предполагаемый психологический результат: данная игра должна способствовать формированию понятия сотрудничества, дать возможность детям увидеть друг друга в неучебных ситуациях и осуществить перенос возникших отношений за пределы игры в повседневную жизнь.
5. Описание сюжетной канвы, тип сюжета. Данная игра представляет собой игровую оболочку, на фоне которой решаются развивающие и коррекционные психологические задачи.
Сюжет. Все ребята получают квартиры в только что построенном доме. Естественно, всё создано по последним тенденциям архитектурного дизайна. Участники игры одновременно заселяются в дом и обживаются в квартирах. (В классе передвигаются парты, каждый сам себе создаёт “жилое” пространство: некоторые стараются украсить “квартиру” реальными вещами, находящимися под рукой в классе, некоторые – воображаемыми изысками).
Даётся некоторое время, чтобы дети смогли сходить друг к другу в гости, познакомиться с соседями. Далее начинается “жизнь”. Ребятам предлагаются разные ситуации, в которых надо принимать решение и осуществлять выбор (похоже на социометрию). Вот какие ситуации возникают:
1. Уже поздно, закрыты магазины, очень нужен хлеб. К кому из соседей пойдёшь с просьбой угостить тебя хлебом?
2. Ты уезжаешь в командировку на несколько дней. Кому из соседей доверишь котёнка?
3. Хочется устроить вечеринку. Кого пригласишь?
4. Сосед с верхнего этажа залил потолок в большой комнате. Выясни ситуацию.
Ситуаций может быть много, всё зависит от времени на игру и текущей межличностной обстановки в классе. Хочется отметить, что ребята играют по-настоящему. Задания раздаются по ходу игры персонально, а я фиксирую, как удалось разрешить проблему, кого из участников игры включили в процесс.
6. Время на игру и на обсуждение: 60 минут игра, не менее 10 минут обсуждение.
7. Участники: 7 учеников пятого класса. Ведущим может быть один взрослый. Хотелось бы обойтись без наблюдателей. Если взрослый не включён в игровой процесс, он не может присутствовать на игре.
8. Возможное продолжение игры в деятельности психолога и педагогов: естественно, в качестве игры на улице во время прогулки, групповой формы работы на уроке можно повторить идею. Но, как мне кажется, необходимо по-другому расставлять акценты в игре, не провоцировать, уходить от конфликтных ситуаций, если взрослый не уверен, что сумеет их разрешить. В качестве психологической игры, или, как я представляю эти игры ребятам, “игры с двойным дном”, проведение эффективно только на соответствующих уроках с тренером.
9. Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа.
№ этапа |
Время на проведение |
Содержание каждого этапа |
Задачи, решаемые на каждом этапе |
Материалы, необходимые для проведения каждого этапа |
1. |
10 минут |
Начало игры. Ведущий рассказывает о правилах, вводит детей в ситуацию новоселья | Способствовать созданию игровой атмосферы, отслеживать принцип равноправия во время “благоустройства квартир” | Класс, парты, стулья – всё, что находится в помещении и в портфелях учеников (по их желанию) |
2. |
7 минут |
Создание проблемной ситуации 1 | Социометрия. Наблюдение над способами разрешения проблемных ситуаций. Создание и фиксация модели сотрудничества в каждой ситуации | |
3. |
7 минут |
Создание проблемной ситуации 2 | Социометрия. Наблюдение над способами разрешения проблемных ситуаций. Создание и фиксация модели сотрудничества в каждой ситуации | |
4. |
7 минут |
Создание проблемной ситуации 3 | Социометрия. Наблюдение над способами разрешения проблемных ситуаций. Создание и фиксация модели сотрудничества в каждой ситуации | |
5. |
7 минут |
Создание проблемной ситуации 4 | Социометрия. Наблюдение над способами разрешения проблемных ситуаций. Создание и фиксация модели сотрудничества в каждой ситуации | |
6. |
10 минут |
Завершение игры. Наводим порядок в классе | Переключение с игровой атмосферы на реальность. Перенос навыков взаимодействия | |
7. |
10–15 минут |
Обсуждение | Формирование навыков рефлексии |
10. Формы обсуждения игры: В заключение мы
расставляем парты по местам, тем самым
переносимся из игровой ситуации в реальность.
Процесс наведения порядка очень важен. Он даёт
возможность постепенно переключиться на работу
“здесь и сейчас” и перенести создавшиеся формы
взаимодействия во время игры на реальную
ситуацию. Затем я предлагаю ребятам обсудить то,
что мы делали, как играли. Конечно же это вопросы
плана “понравилось – не понравилось”, “какие
чувства вызывало то или иное действие?” и т.д.
Затем вопросы посложнее: чему научился во время
игры? Что нового узнал о ком-то из класса? Чему был
приятно удивлён в процессе игры, а что тебя
огорчило? Что нужно сделать, чтобы играть стало
интереснее? Можно ли какие-то элементы
взаимодействия во время игры использовать в
повседневной жизни? Что это нам даёт?
Под конец высказываю своё мнение о игре, говорю
по несколько слов поддержки о каждом участнике.
Материалом, собранным в процессе игры,
обязательно делюсь с коллегами. Знание
межличностной ситуации в коллективе детей и
перспективы развития даёт возможность более
эффективно строить учебно-воспитательный
процесс, учить детей сотрудничеству.