Школьная психологическая служба
-
Психологическая программа "Школа лидеров" 2006
Цель программы: подготовка социально-положительного лидера для участия в системе соуправления школы. Новизна данной программы заключается в специфике психологической работы с девиантными подростками. В содержание данной программы вошли коррекционно-развивающие занятия, упражнения, описанные в программах В.Б.Волкова "Тренинг социальной активности", А.Ф. Шадуры "Тренинг жизненных навыков", а также опыт отечественных и зарубежных специалистов, занимающихся данной проблемой (И.Вагин, А.Глущай, Б.Ньюмен).
-
Программа предпрофильного элективного курса "Путешествие в Мир Профессий" 2006
Данный курс занятий направлен на оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам, испытывающим трудности в профессиональном самоопределении, которые выражаются в неумении действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, имеющим неадекватную самооценку, проблемы идентичности себя и своего места в социуме.
-
Выявление лидерских качеств у детей подросткового возраста и старшеклассников 2006
Лидер - член группы, за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях. Для построения эффективных взаимоотношений и проведения успешных дел в коллективе важно выявить тех, кому члены группы доверят возможность управлять ими, или иметь право решающего голоса.
-
Профориентационное занятие "Что такое профессия" из цикла "Выбор профессии" для учащихся 8-9-х классов 2006
Актуализации процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий; оказанию эффективной психолого-педагогической поддержки учащимся 8–9-х классов; формированию мотивов саморазвития, личностного роста и повышению уровня психологической компетенции учащихся, посвящён цикл занятий "Выбор профессии".
-
Профориентационная работа с учащимися 2006
Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится, тем самым, повышая мотивацию к обучению, к самопознанию и саморазвитию. Таким образом, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах.
-
Коррекционная работа школьного психолога с детьми, склонными к обману и воровству 2006
Детские воровство и обман являются актуальной проблемой, поэтому я предлагаю собственный опыт психологической работы с такими запросами. Коррекционная работа должна быть направлена на то, чтобы помочь ребенку сформировать такие черты личности, которые помогут ему воздержаться от кражи или обмана. Воровать и лгать не будут дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления; те, кто умеет сдерживать свои желания; эмоционально благополучные дети. Это можно считать целью и задачами проводимой коррекционной работы, а также объяснением выбора средств и методов коррекционного воздействия.
-
Влияние периодов биологического года на заболеваемость организма 2005
В исследовательской работе были исследованы влияние периодов биологического года на состояние психическог и физического здоровья человека. В результате исследовательской работы построены индивидуальные графики изменеия биоритмов, сформулированы рекомендации по профилактике и восстановлению защитных функций организма. Учителя и дети смогли раскрыть свои скрытые причины плохого самочувствия в определенное время года. Каждый из них теперь без проблем может составить индивидуальный график своего биологического года, отметить наиболее опасные периоды для своего организма и наметить пути улучшения самочувствия.
-
Психологические аспекты неуспеваемости и пути ее предупреждения 2005
Знание причин неуспеваемости учащихся помогает учителю устранить некоторые из них уже при подготовке к уроку. Ведь предупредить отставание учеников проще, чем бороться потом с пробелами в их знаниях.
-
Неделя толерантности "Я открыт для тебя!" 2005
Воспитание толерантной личности является одной из приоритетных задач современной российской многонациональной школы. Толерантность помогает преодолеть вражду и разногласия, создает ощущение безопасности в обществе. Толерантный человек уважает мнения оппонента, умеет прощать. Очень важна учителю при планировании занятий с учащимися помощь психолога, знающего особенности психического развития личности ребенка. Данные занятия рассчитаны на младших школьников (8–11 лет).
-
Интегрированный урок в 10-м классе (литература + психология) по теме: "Евгений Онегин выбирает профессию" 2005
Предлагаемый урок проводится со старшеклассниками после изучения произведения А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Он состоит из двух частей: первая часть - вопросы по содержанию данного романа (работа рассчитана на 40 минут, и в ней участвует учитель литературы); вторая часть - практическая работа учащихся в роли профконсультантов (работа в течение следующих 40 минут, в нее включается педагог-психолог). Разработка урока содержит подробное описание хода занятия (1 и 2 части), а также дополнительный материал в виде приложения.
-
Конспект занятия по коррекции дисграфии на школьном логопедическом пункте. Тема урока: Дифференциация звуков и букв [с–ш] на письме. 2-й класс 2005
Следствием речевой патологии у младших школьников является нарушения письма. Проявляется оно в стойких специфических ошибках. Часто на письме смешиваются буквы, обозначающие фонетически близкие звуки (свистящие - шипящие, звонкие - глухие и т.д.). В представленном занятии коррекция ведется по дифференциации свистящих и шипящих звуков на материале букв "С" и "Ш". Работа построена с максимальной опорой на различные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный.
-
В помощь классным руководителям рекомендации психолога по регуляции психических состояний и особенностей личности у подростков 2005
В работе описана частота распространения психических состояний и особенности личности детей младшего и старшего подросткового возраста в татарско-русской средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов. В подростковом возрасте наиболее часто встречаются состояния интереса, радости, безразличия. Наиболее характерными особенностями личности подростков являются то, что старшие подростки, в отличие от младших, более эмоционально неуравновешенные, независимые, тревожные, и менее добросовестные и склонные к риску. Предложены способы регуляции психических состояний.
-
Использование индивидуальных особенностей учащихся как одно из условий успешного развития познавательной деятельности в обучении физике (подготовка к уроку, создание проекта и ход урока в 7-м классе по теме: "Плотность") 2005
Создаются новые технологии, разрабатываются новые методики преподавания, появляются нестандартные формы проведения уроков, вариативные программы и учебники и т. д. Успех во многом зависит от мастерства учителя. Однако нужного результата можно не достичь, если не учитывать индивидуальные особенности ребенка. Группа ученых к индивидуальным особенностям относит возрастные особенности ребенка, его характер, темперамент, память, внимание, каналы восприятия окружающего мира, коммуникативные и организаторские способности и т.д. В своей работе руководствуемся данными обследования, проведенного школьным психологом для изучения личности учащихся. Покажем, как это можно использовать при проектировании и проведении урока физики в 7-м классе по теме «Плотность».
-
Коррекция агрессивности методом игротерапии 2005
Проблема агрессивного поведения ребенка актуальна в наши дни и особенно важна для тех родителей, чьи дети склонны к подобным проявлениям, хотя родителям не всегда легко признать, что именно их ребенок агрессивен, является источником неприятностей и даже зла для других.
-
Теоретические подходы к изучению проблемы школьной дезадаптации 2005
Термин "дезадаптация" встречается большей частью в психиатрической литературе и обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. Дезадаптация трактуется как процесс, протекающий вне патологии, связанный с отвыканием от одних условий жизни и привыканием к другим; как нарушения, выявляемые при акцентуациях характера или под влиянием психогенов.
-
Новые формы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) 2005
Участниками службы сопровождения проведена углубленная психолого-педагогическая диагностика учащихся, выработана общая стратегия коррекционно-педагогического процесса и принято решение в конце каждой четверти представлять всех детей на ПМПК, где решается вопрос о дальнейших путях и формах их обучения. Говоря о новых формах организации сопровождения детей: "Группа развития", "Родительская школа" и др., необходимо отметить, что обобщение работы с ребенком, его достижения заносятся в карту индивидуального продвижения, где отмечаются и добавляются основные понятия и умения для каждого этапа обучения и уровень овладения ими ребенком.
-
Занятие для подростков психологического клуба "Камни дружбы" 2005
Занятие "Камни дружбы" поможет определить подросткам характеристики позитивных и негативных групп; обсудить свой опыт пребывания в тех или иных группах; обсудить понятия "дружба", "друзья"; рассмотреть общие возможности группы в сравнении с возможностями одного человека; воочию убедиться, что несколько камней являются более могучей силой, чем один камень (камень - символ человека); убедиться в важности общепринятых норм и правил межличностного общения, узнать о возможных последствиях их нарушения; вспомнить этапы проведения релаксации, а также получить заряд бодрости после учебного дня.
-
Индивидуальные формы работы на уроках информатики как проекция личности учащихся 2005
На своих уроках я часто использую задания, которые помогают мне увидеть учеников, их отношение к предмету, к друзьям. Детям намного легче осваивать новые умения и навыки, когда они увлечены какой-то идеей, когда у них есть интересное задание. В статье описаны задания: изобразить свой режим дня; создать таблицу с расписанием уроков; перечислить в виде списков своих друзей, любимое и нелюбимое; вспомнить стихи; создать поздравительную открытку; изобразить генеалогическое дерево; создать презентацию.
-
Большая психологическая игра "Праздник в снежном городке" 2005
Большая психологическая игра "Праздник в снежном городке" - проектная игра. Проектные игры направлены на развитие умения строить собственную деятельность, осознавать ее смысл, ценности, ставить цели, совершать последовательные сознательные действия, контролировать и оценивать результат. Игры развивают коммуникативные навыки, учат налаживать деловое сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Игру "Праздник в снежном городке" можно провести в два этапа: 1) теоретический - проведение игры и создание макета, 2) практический - строительство снежного городка и проведение праздника, что может способствовать благоприятному психологическому климату в коллективе.
-
Основные направления и этапы работы с детьми в период адаптации в школе 2005
Осознание необходимости управление адаптацией учащихся к обучению в лицейских классах, с одной стороны, и разрыв между спросом на педагогические, психологические, диагностические исследования в этой области и предложения, которые может дать наука в настоящее время, с другой стороны, определяет актуальность проблемы организационного и психолого-педагогического обеспечения адаптации учащихся к обучению в лицейских классах общеобразовательной школы.
-
Эйдетика как метод развития памяти в современной школе 2005
Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.
-
Построение межсубъектных взаимоотношении в системе "учитель – ученик" — основа дифференциации образовательного процесса развивающейся школы 2005
Изменяющиеся социально-экономические условия развития общества определили характер парадигмы современной педагогической системы, особенностью которой является самостоятельность в осмыслении и в создании педагогического опыта, ориентация субъектов деятельности на творческий поиск.
-
Развитие интеллектуальных способностей учащихся 3-го класса на уроке психологии 2005
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, внимание, которые обеспечивают усвоение знаний. Основная цель урока - научить детей мыслить, сформировать позитивный настрой к познавательной деятельности.
-
Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки подростков, воспитывающихся в разных микросоциальных условиях 2005
На современном этапе развития российского общества в наиболее трудном положении оказались дети и подростки, воспитывающиеся в государственных учреждениях (детских домах и социальных приютах). Именно перед ними ставятся новые задачи полноценного развития, предполагается выстраивание отношений на новых основаниях. Но особенности воспитания в детском доме приводит к искажению взаимоотношений подростка с социальной средой. Поэтому актуальной становится проблема формирования личности подростка, способного к полноценному развитию межличностных отношений в условиях воспитания в детском доме. Для изучения данной проблемы была выделена тема исследования.
-
Занятие для учащихся 5-х классов "Путешествие в страну Детства" 2005
Данное занятие направлено на развитие эмоционально-волевой сферы детей. На этом занятии дети знакомятся с различными видами эмоций, учатся понимать эмоциональное состояние другого человека, справляться со своими негативными эмоциями, такими как страх и гнев. Также занятие способствует развитию творческого мышления детей и коммуникативных навыков.
-
Элективный курс "Психология конфликта" 2005
Урок по преподаванию психологии в школе и других средних образовательных и специальных учреждениях. Цель урока - способствовать формированию основных умений и навыков самопознания, самоанализа и самооценки для разрешения возникающих конфликтных ситуаций и предупреждения конфликтов.
-
В копилку молодого учителя. Пути эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями 2005
В рамках участия в реализации городской программы "Профессиональное становление молодого учителя" мне было предложено встретиться с молодыми специалистами и помочь в обсуждении проблем начинающих учителей. Одно из занятий было посвящено знакомству с путями эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями. Тема эта была выбрана неслучайно, т.к. результаты опроса молодых педагогов показали, что более половины молодых специалистов не довольны участием родителей в организации помощи школе.
-
Вкус к творчеству 2005
Для развития воображения, развития речи на занятиях с учащимися (и младшими школьниками, и подростками) я предлагаю такие игры и упражнения, как "Бином" (идея Дж. Родари), "Брошенный камень", "Если бы..."; "Дорисовывание", рисование на предложенную тему ("Волшебный лес" и т.п.). На мой взгляд, довольно эффективной методикой развития воображения и фантазии является дорисовывание предложенных фигур. Это задание учащиеся выполняют с большим удовольствием.
-
Типовая авторская программа "Психофизиология и здоровый образ жизни молодежи" 2005
Что может быть интереснее для человека, чем сам человек? Познай себя! - говорили древние. Да и о других неплохо было бы кое-что узнать, например понятия о человеческих взаимоотношениях, причины ошибок в межличностном восприятии, виды личных и деловых отношений, становление и развитие семейных отношений, конфликты или как поведёт себя человек в той или иной ситуации.
-
Диагностическая методика "Разноцветные странички" 2005
По характеру цветовыбора строится первичная гипотеза об эмоциональном благополучии и трудностях, с которыми сталкивается ребёнок. Используется интерпретация цветов, предложенная А.Лутошкиным. Мы разработали и использовали описанную методику для диагностики адаптации детей к учёбе в первом классе и в рамках проблематики преемственности перехода детей из детского сада в школу.