Детские воровство и обман являются одними из причин обращения родителей к психологу. Очень часто обе эти проблемы идут рука об руку, имея под собой одно и то же основание. Поскольку эта тема довольно актуальна, я предлагаю опыт психологической работы с такими запросами.
Детские воровство и ложь относятся к так называемым “стыдным” проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться психологу, что их ребенок совершил “ужасный” проступок — украл деньги или присвоил чужую вещь. Тем более, они не хотели бы, чтобы об этом узнали в детском коллективе. В связи с этим, коррекционные занятия следует проводить только индивидуально.
Анализируя поступки детей, можно выделить три наиболее часто встречающиеся причины воровства:
1. Сильное желание владеть понравившейся вещью,
вопреки голосу совести.
2. Серьезная психологическая
неудовлетворенность ребенка.
3. Недостаток развития нравственных
представлений и воли.
Здесь следует оговориться, что мы не имеем в виду случаи истинной клептомании, которая является психическим заболеванием и встречается довольно редко. В случае отсутствия положительного эффекта от проведенной коррекционной работы и наличия рецидива правонарушений мы рекомендуем родителям обратиться к врачу-психоневрологу.
Так же можно выделить четыре основные причины детской лжи. Чаще всего ребенок прибегает к помощи лжи, чтобы:
1. Избежать неприятных для себя последствий.
2. Добыть то, чего иным способом получить не может
или не умеет (обычно это внимание и интерес
окружающих).
3. Получить власть над окружающими (иногда
отомстить им).
4. Защитить что-то или кого-то значимого для себя
(в том числе и право на свою личную жизнь).
Как видим, причины совершения детьми данных проступков лежат в сфере эмоционального неблагополучия и во многом сходны. Поэтому большое внимание следует уделить работе с родителями ребенка, так как часто именно в семье находится “корень проблем”. Но, учитывая то обстоятельство, что родители приходят к психологу тогда, когда сами уже “все средства воспитания перепробовали”, ребенок нуждается в квалифицированной помощи психолога. Следовательно, коррекционная работа должна быть направлена на то, чтобы помочь ребенку сформировать такие черты личности, которые помогут ему воздержаться от кражи или обмана. Они, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению проступка. Воровать и лгать не будут
- дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления;
- те, кто умеет сдерживать свои желания;
- эмоционально благополучные дети.
Это можно считать целью и задачами проводимой коррекционной работы, а также объяснением выбора средств и методов коррекционного воздействия.
Коррекционная программа рассчитана на работу с детьми младшего и среднего школьного возраста. Она состоит из двадцати сессий (Приложение 1) длительностью 40 – 60 минут (в зависимости от скорости выполнения упражнений).
Каждая сессия начинается с кинезиологической разминки (Приложение 2), которая помогает наладить межполушарное взаимодействие и скоординированную работу головного мозга.
Далее следует серия коучинг-вопросов, помогающих ребенку самому осознать существующие проблемы, в частности, в формировании волевых качеств личности, и находить пути их решения.
После этого мы обращаемся к сказкотерапии (анализируем рассказы, сказки литературные и психологические). Это способствует формированию “нравственного иммунитета” - способности ребенка к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.
Арттерапевтические упражнения также включены в каждую сессию, так как они ориентированы на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, на естественное проявление мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. Кроме этого, изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным “мостом” между психологом и клиентом. Арттерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.
Завершается каждая сессия просмотром картинок на компьютере (диск “Развиваем воображение и внимание”. Мультимедиа технологии – М., 2003.). Наблюдения автора диска Е.В.Боруховской показывают, что дети, изучающие подобные рисунки, получают мощный толчок в развитии своего интеллекта, активизируют воображение, они усваивают понятия, ранее недоступные для них, и начинают легче учиться и ориентироваться в мире.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айхорн А. Трудный подросток. М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2001..
2. Андреева М.“О некоторых проблемах детского воровства” ( сб. Гештальт-97 М)
3. Антипова И.Г. “Воровство в детском возрасте: анализ причин и коррекция” (Детский психолог 1995 № 9,10 Ростов-на-Дону)
4. Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: 1991.
5. Давыдова Э.Х. Истоки детского домашнего воровства // Детский практический психолог.Июль,1995.
6. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. СПб.,2003
7. Кравцова М.М. Если ребенок берет чужие вещи. М.: Эксмо, 2002
8. Морозова И.Г. Патология влечения у детей и подростков. М 1996
9. Ле Шан. Если ребенок сводит вас с ума. М., 1991.
10. Практикум по арттерапии. Под ред. А.И.Копытина. Спб.,2001
11. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.,2003
12. Экман П. Почему дети лгут? М.: Просвещение, 1993.