При организации психолого-педагогической службы в рамках экспериментальной площадки по здоровьесбережению и формированию ЗОЖ в нашей школе был открыт логопункт.
В системе логопедической помощи учащимся имеет место быть такой предмет, как логоритмика. Она является своеобразной формой активной терапии профилактики дисграфий (нарушений письменной речи учащихся). Учитывая взаимосочетание таких компонентов как слово, музыка и движения, логоритмику можно включать в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными патологиями, в том числе и речевыми нарушениями.
Взаимная интеграция в форме взаимодействия школьных специалистов на благо речевого (интеллектуального), психологического и физического здоровья просто необходима и ко многому обязывает. Одинокий специалист пусть даже самого высочайшего класса, подобен однобокому флюсу. Успешного осуществления коррекционной работы от него ожидать трудно.
В поисках и разработке эффективных методов и приемов коррекции, опираясь на традиционные ресурсы воздействия на учащихся – логопатов, мы придаем немаловажное значение одновременному развитию лево-правосторонних зон коры головного мозга.
Поскольку левое полушарие отвечает за лингвистические функции, последовательно-логическое мышление и психомоторные функции человека, а правое за музыкально -моциональные функции, образное мышление и пространственно-топографическое восприятие, то любая ассиметрия в функциональном плане развития мозга, приводит к децелерации – замедленному темпу физического и интеллектуального развития, что сказывается на качестве обучения.
Значимость логопедической ритмики в деле минимизации речевых ошибок на письме просто неоспорима. Если “аритмизованный” ребенок не может повторить легкие позиции слогового ряда типа, ПА – па – па, па – ПА – па, па – па –ПА, то жди проблем, связанных с поиском ударных слогов в словах и написанием безударных гласных.
Часто бывает, что ученики затрудняются выделить из речевого потока повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения, а это в свою очередь мешает усвоению структуры задачи, которая основывается на этих знаниях, где повествование адекватно условию, вопрошение – вопросу, восклицание – решению и ответу.
Таких примеров, доказывающих тесную межпредметную взаимосвязь, можно привести много. Специальные упражнения в повторении ритмов помогают учащимся, имеющим трудности в проговаривании и прописывании длинных по слоговой структуре слов.
Эти и многие другие нарушения в устной и письменной речи способна в интересной и ненавязчивой форме устранять логоритмика.
Цели и задачи логоритмики
Логритмическое воздействие направлено на решение оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Коррекционные задачи на логоритмических занятиях с учащимися решаются в тесной связи с коррекцией поведения и личности ребенка на фоне речевой патологии. Без знаний психологии ребенка определенного возраста, тех отклонений, которые возникли вследствие речевого расстройства, нельзя правильно воздействовать на него.
Следует учитывать также, что в любой коррекции должно быть развивающее начало. Это важно уже потому, что речевое расстройство появляется и развивается у формирующейся личности. Речевое нарушение необязательно, но может сказаться на формировании многих психических процессов: мышления, памяти, восприятия, внимания, способности саморегуляции психической деятельности. Коррекционные логоритмические упражнения должны, с одной стороны, исправлять нарушенные функции, а с другой – развивать функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляторный аппарат, слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала, то есть развивать речевую функциональную систему и неречевые психические процессы
В результате решения оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями
- укрепляется костно-мышечный аппарат;
- развиваются дыхание, моторные и сенсорные функции;
- воспитывается чувство равновесия, правильная осанка.
- Осуществление образовательных задач способствует:
- формированию двигательных навыков и умений;
- пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов;
- развитию ловкости, силы, выносливости;
- переключаемости, координации движений.
Решение воспитательных задач содействует:
- развитию чувства ритма и способности ощущать ритмическую выразительность;
- проявлению художественно-творческих способностей;
- воспитанию положительных личностных качеств;
- формированию организаторских способностей.
Общая характеристика средств логоритмики
Логопедические средства приобретают свои специфические особенности в деле музыкального воспитания школьников, но в основном они рассматриваются как лечебно-педагогические методы в нервно-психиатрических и специальных логопедических учреждениях.
Основной принцип перечисленных всех видов работы – тесная связь движения с музыкой. Музыка, с её огромным эмоциональным влиянием, богатством выразительных средств, позволяет бесконечно разнообразить приемы движения и характер упражнений.
Следующим принципом использования логоритмических средств является обязательное включение в них речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему. Введение в содержательный материал урока речевого материала позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который в свою очередь, способствует развитию ритмичности движений.
Средствами логопедической ритмики являются:
- ходьба и маршировка в различных направлениях;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения, активизирующие внимание
- счетные упражнения;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- ритмические упражнения;
- пение, упражнения в игре на музыкальных инструментах;
- самостоятельная музыкальная деятельность детей с речевыми нарушениями;
- игровая деятельность;
Особенности учебно-тематического плана
Учитывая особый контингент детей, имеющих диагноз ОНР (общее недоразвитие речи) на фоне задержки психического развития, урок логоритмики проводится в форме фронтального урока в конце недели как релаксационное мероприятие после определенной учебной нагрузки.
В течение 40 минут решаются в комплексе оздоровительные, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
В содержание занятий включены задания по развитию общей и мелкой моторики, ритма, темпа, дыхания, артикуляции, а также упражнения по коррекции психических процессов (внимания, памяти, восприятия, воображения и мышления) в сочетании с музыкой и движениями.
ЛИТЕРАТУРА
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1966.
- Волкова Г.А. Логоритмика. – М., 2002 .
- Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д., Яньшина Т.А. Логопедический массаж.- М., 2001.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка. – М., 1973.
- Крупенчук О.И. Стихи по развитию речи. Пособие по логопедии. – СПТб, 2003.
- Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1995 .
- Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. – СПТб, 2004.