Неделя толерантности "Я открыт для тебя!"

Разделы: Школьная психологическая служба


В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни сообща” стало первоочередной задачей. Поэтому необходимо воспитывать наших детей быть открытыми, относится с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учить их основам человеческого общежития…

Федерико Майор, генеральный директор ЮНЕСКО

Цели:

  • Подготовка детей к жизни в меняющемся мультикультурном обществе. Для этого необходимо формировать установку на толерантность, на признание различных культур, уважение к человеку не зависимо от пола, возраста, языка, от религиозной принадлежности, от политических мнений, национального и социального происхождения.
  • Содействовать развитию мира, солидарности, взаимопонимания, сотрудничества.
  • Формирование (в классе) установки на диалоговое решение проблем, благодаря сотрудничеству и справедливости.
  • Способность отказаться от насилия при решении проблем.

Толерантность помогает преодолеть вражду и разногласия, создает ощущение безопасности в обществе. Толерантный человек уважает мнения оппонента, умеет прощать.

Tolerancia (испанский): способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

Tolerance (английский): готовность быть терпимым, снисходительность.

Толерантность (русский): способность терпеть, быть выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других.

Дорога к миру. (1 занятие)

Материалы: бумага, цветные карандаши (краски), плакаты (коллажи) с портретами разных народов.

План проведения классного часа:

1. Для начала необходимо познакомить детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей. Познакомить кратко с Декларацией прав человека, Конвенцией прав ребенка (когда были приняты, в чем заключается и т.д.). Рассказать о том, что первая в мире Декларация, в которой говорится, что неотъемлемыми правами человека являются право “На Жизнь”, “На Свободу”, “На Счастье” была принята в США в 1767 году. На усмотрение учителя (психолога) можно рассмотреть (разобрать с детьми) статью 29 части 1 Конвенции прав ребенка. Показать как права человека соотносятся с ответственностью за глобальные проблемы; сосредоточить внимание на то, что права есть у детей всей планеты. Права человека – это их права.

Ученикам необходимо понять, что многообразие состоит из групповых и личностных различий. Все люди принадлежат к одному биологическому виду, но каждый из них – неповторимая и незаменимая личность. Каждая личность – это особый подарок всей человеческой семье. Прийти к пониманию данного мнения, позволит следующее задание.

2. Работа с плакатами (портреты людей, принадлежащих к разным расам, национальностям). Расспросить детей: в чем разница между людьми, изображенными на коллажах? А что общего?

3. Разъяснить понятия “толерантность”, значения толерантности, мира, равенства всех людей, справедливости.

4. В заключение для подведения итогов дети рисуют картинки на тему “Счастливый мир” или “Мир без войны”. Рисунки должны быть вывешены в классе или в холле.

Узнаем друг о друге. (2 занятие)

Цель: знакомство с различными культурами.

Материал: сказки народов мира, книги (материал) по искусству и традициям разных национальностей, карта мира.

Ход урока: изучение культурных традиций, национальных костюмов, праздников, блюд, разных религий, чтение сказок. Разобрать особенности культур, указать на общее в ценностях людей разных национальностей (на примере сказок, пословиц). На карте мира можно прикреплять национальные костюмы, проживающего на этой территории народа, таблички с названием того или иного народа, указать местопроживание отдельных народов. Расспросить детей, что они могут рассказать о своей культуре или культуре другого народа.

Домашнее задание: подготовить небольшой рассказ о своем народе, его культуре, разучить песню на родном языке (добрую, веселую, например, о родном языке или новогоднюю и т.д.), если есть желание разучить танец, приготовить национальное блюдо, рассказать, что для них важно, каким они видят мир.

Если класс монокультурный, то учитель может раздать материал по тому или иному народу или учащиеся сами выбирают о каком народе им рассказать.

Встреча разных культур: узнаем друг о друге – узнаем друг от друга.

( 3 занятие - презентация)

На презентацию приглашаются родители, учителя, администрация школы. Участники – сами учащиеся, подготовившие материал о своей культуре, по желанию дети могут нарядиться в национальные костюмы. Это занятие, в котором принимают участие и родители, служит хорошим примером взаимодействия школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого отношения к человеческому многообразию.

После представления (выступления) всех детей – устройте чаепитие для гостей с национальными блюдами (угощениями разных культур).

Такое использование различных культур (праздник, совместная еда, песни, танцы) позволит выразить уважение к их несхожести. Это занятие показывает, как символы и народное искусство могут выражать идеи и жизненные принципы людей всей планеты.

Литература:

Бетти Э.Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. – М.: Изд-во “Бонфи”, 2001.-304 с.