Цель: осмысление учащимися мотивов выбора жизненного пути через актуализацию поиска литературного героя (Е. Онегин) своего места в жизни.
Задачи:
- Развитие представлений об основных мотивах выбора профессии через поиски своего места в жизни литературным героем.
- Обучение учащихся приемам работы с художественной литературой, содержащей сведения о стратегии выбора профессии.
- Воспитание личностных качеств, необходимых при выборе профессии.
Материал:
- рисунки Евгения Онегина;
- анкеты;
- тесты;
- выставка книг “Мир профессий”;
- сказки А.С. Пушкина:
- "Сказка о попе и его работнике Балде";
- "Сказка о рыбаке и рыбке".
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя литературы
– Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин” – вершина русской литературы XIX века, в центре этого произведения – современная поэту русская действительность, люди пушкинского поколения и их судьбы. Особенно близок Пушкину Евгений Онегин. Названием романа поэт подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения.
III. Устный опрос учащихся
– Евгений Онегин – типичная фигура для дворянской молодежи 20-х годов XIX века. Еще в поэме “Кавказский пленник” Пушкин ставил своей задачей показать в герое “ту преждевременную старость, которая стала основной чертой молодого поколения”. Но поэт, по его же собственным словам, не справился с этой задачей. В романе “Евгений Онегин” эта цель была достигнута.
– Что мы знаем об этом литературном
герое?
– Что известно о его детстве?
– Кто его родители?
– Какое воспитание он получил?
– Какие науки его интересовали?
– Итак, воспитатели подготовили еще одного посетителя балов и гостиных, но в характере молодого человека было и нечто отличающее его от “золотой молодежи” светского общества. На это обратил внимание известный литературный критик XIX века В.Г. Белинский. Он писал: “Вспомните, как воспитан Онегин, и согласитесь, что натура его была слишком хороша, если ее не убило такое воспитание”.
– Что же было “необычайного” в его характере, в его натуре? (Скрывать истинные побуждения и лицемерить.)
– Расскажите о типичном светском дне Евгения
Онегина, о котором поэт говорит: строки из романа.
“Но счастлив ли Евгений Онегин?” – задает
вопрос автор. (Нет, ему все наскучило, причина
всего – хандра.)
– Что же предпринял Евгений Онегин, чтобы избавиться от скуки? (Сочинительство.)
– Можно перефразировать известную пословицу и сказать: “Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты”. Книги тоже характеризуют человека, который их читает. Давайте заглянем в домашнюю библиотеку нашего литературного героя и узнаем, что он читает.
Учащийся готовит ответ на вопрос, какие книги были в библиотеке Онегина.
– Книги, что читал Е. Онегин, свидетельствуют о том, что умственные интересы героя требуют знания передовых тем того времени.
– Как же еще пытался изменить свою скучную жизнь герой? (Путешествовать.)
– Как вы расцениваете эти попытки? Каков результат?
– Итак, Онегин – пассивная или активная натура?
А как оценили Е. Онегина литературные критики:
В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов? (Домашнее
задание для учащихся, а на уроке зачитывают.)
– Говоря о недостатках своего героя,
порожденного средой, поэт подчеркивает и
положительные стороны героя, показывает, что он
по своему интеллектуальному складу на голову
выше окружающих. Онегин не удовлетворен своим
праздным и пустым существованием.
Автор расстается с Е. Онегиным после
решительного объяснения его с Татьяной. Душа
Онегина вновь проснулась, ожила, осталась на
перепутье: погибнет она или найдет себе
применение, где он может проявлять все лучшие
качества своей натуры: просвещенный ум,
“гордость и прямую честь”?
Финал остался открытым. Давайте поможем любимому
герою А.С. Пушкина найти себя!
IV. Вступительное слово педагога-психолога
– Как было сказано уже ранее, Е. Онегин
был не удовлетворен своим пустым и праздным
существованием. Возникает вопрос: "Что может
сделать серые будни праздником?" Конечно же,
любимое дело. В подтверждение этой фразы
хотелось бы зачитать слова прибалтийского
писателя Яна Райниса “Только труд может сделать
серые будни праздником”.
Понятие "труд" тесно связано с понятием "любимая
профессия". Выбор профессии, профессиональное
самоопределение – извечные темы, над которыми
человеку приходится задумываться несколько
веков. Этой проблеме посвящены многие
художественные фильмы, нарисованы картины,
написаны художественные произведения. Уже с
малых лет родители читали книги писателей и
поэтов, где было сказано о том, как важно выбрать
профессию, найти свое место в жизни. (Д. Родари.
"Чем пахнут ремесла", В.В. Маяковский. "Кем
быть?", А.С. Пушкин. "Сказка о попе и его
работнике Балде", С.Я. Маршак. "Почтальон",
С. Михалков. "А что у вас?").
Учащимся дается домашнее задание – вспомнить художественные произведения, где речь шла о выборе профессии.
– А теперь вернемся к Е. Онегину и
немного пофантазируем. Как известно, он сам
предпринимал попытки изменить свою жизнь, так
вот, давайте представим, что наш литературный
герой решил выбрать себе любимую профессию и
таким образом найти применение своим силам,
знаниям и умениям.
Вы сейчас представите себя на месте
профессиональных профконсультантов. Вы сидите в
светлом просторном кабинете, на двери висит
табличка: “Профессиональная профконсультация”,
открывается дверь и заходит Е. Онегин, с просьбой
помочь ему выбрать профессию.
V. Работа с рисунками
Рисунки выполняются дома. Они развешиваются на доске, и учащиеся на уроке описывают внешний вид Онегина.
VI. Заполнение анкеты
Работа в профконсультационном пункте с клиентом начинается с заполнения анкеты:
- Ф.И.О.,
- Место рождения,
- Семейное положение,
- Дети,
- Образование,
- Место работы, занимаемая должность,
- С какой целью выбирается профессия,
- Желательный доход.сведения о личностных качествах.
Данную анкету можно заполнить своими словами или строчками из текста.
VII. Работа с понятиями “могу”, “хочу” и “надо”
Объясняется, как с психологической точки зрения правильно сделать свой выбор (см. Приложение). Так как урок литературы, то понятие “хочу” объясняется через "Сказку о рыбаке и рыбке” (просьбы старухи), понятия “могу и надо” через "Сказку о попе и его работнике Балде” ("могу": перечисление способностей Балды, надо: поиски попом дешевого и умеющего работника на рынке).
VIII. Работа с психологическими тестами
Далее клиенту предлагается пройти тестирование, чтобы выяснить, к какому типу профессий он принадлежит. Ученики пытаются ответить на тесты так, как бы на них ответил Е. Онегин. Тесты: “Хочу”, “Могу” (см. Приложение) По его интересам получаются два типа: человек–человек, человек–знак, и так же по способностям, человек он творческий.
IX. Работа со списком профессий
– Теперь мы должны представить Е. Онегину список профессий, которые пользовались спросом в те времена, и относились к двум типам профессий:
- гувернер;
- банкир;
- переводчик;
- экономист;
- бухгалтер;
- учитель;
- адвокат;
- коммивояжер;
- дипломат;
- полицмейстер;
- доктор;
- военный;
- литературный критик;
- философ (список можно продолжить).
Учащиеся выбирают профессии для Онегина с его позиции.
X. Рефлексия
Уходя, посетители оставляют отзыв в профконсультационном пункте. В нем они говорят о том, довольны ли они профконсультацией, интересно и познавательно им было, что нового узнали о себе, о чем их заставили задуматься, свои пожелания на будущее.