Пояснительная записка
Ранняя юность — единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Способность к профессиональному и личностному самоопределению себя как субъекта выбора и жизненного существования остается единственной предпосылкой социальной успешности. Ведущий вид деятельности обучающихся данного возраста — учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии. И здесь, как правило, они создают идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают разочарование и желание попробовать себя в другой сфере; таким образом, выбор профессии осуществляется методом “проб и ошибок”.
Данный курс занятий направлен на оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам, испытывающим трудности в профессиональном самоопределении, которые выражаются в неумении действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, имеющим неадекватную самооценку, проблемы идентичности себя и своего места в социуме.
Цель программы: помочь учащимся сориентироваться в профессиональном выборе с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей.
Задачи программы:
- Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий.
- Обеспечение учащихся средствами самопознания, развитие умений по целеполаганию и планированию.
- Создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, презентовать себя).
Структура занятия
I. Ритуал приветствия. Цель: создание позитивного настроя на занятие.
II. Основная часть:
а/ теоретическая: лекционный материал согласно теме занятия;
б/ практическая: диагностические пробы, изобразительные техники; психоролевые этюды и игры; профориентационные игры.
III. Рефлексия занятия. Цель: осознание своих чувств, ощущений от тех или иных заданий.
IV. Ритуал прощания. Цель: создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова.
Особенности методики преподавания курса
Основным условием реализации программы является сотрудничество несовершеннолетнего со сверстниками и педагогом при выполнении совместной творческо-поисковой деятельности. Занятия проходят с элементами тренинга, с использованием активных методов обучения: “мозговой штурм”, игровой метод “ролевая проба”, дискуссия, моделирование ситуации, диагностические методики. В зависимости от задания педагог выступает то в качестве информатора, то диагноста, то равноправного участника, а в некоторых заданиях — наблюдателя.
Численность группы следует ограничить до 10–12 человек. При увеличении количества человек в группе уменьшается возможность включенности каждого в групповой процесс, что снижает эффективность занятий.
Требования к обученности:
а/ по результатам курса старшеклассники должны овладеть:
знаниями о классификации профессий, профессиограммах актуальных профессий; приемами самопознания; знаниями о стратегии эффективного общения, как составляющей профессиональной деятельности и самопрезентации;
б/ старшеклассники должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности, возможности и потребности с выбранной профессией и ее требованиями; составить резюме.
Формы контроля
- Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
- По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу — творческое эссе по темам: 1/ Мир профессий и мой выбор; 2/ Мое профессиональное будущее; 3/ Роль профориентационного курса в моем самоопределении.
Тематическое содержание курса
1. Введение в курс
(1 ч.)
Знакомство с курсом, целями, задачами. Обсуждение правил работы на занятиях. Введение понятий: “выбор”, “самопознание”, “самодиагностика”.
2. В мире профессий по компасу
(2 ч.)
Знакомство с понятием “профессия”, профессиограмма. Классификация профессий по Е.А. Климову: типы профессий, требования профессии к человеку, орудия труда, условия труда. (Приложение № 2.) Самодиагностика: ДДО. Профориентационная игра “Нужные люди”.
3. Я выбираю профессию, мне выбирают профессию (2 ч.)
Тактика осуществления “выбора” (Я хочу; Я могу; Мне надо. Приложение № 1). Факторы выбора будущей профессии. Иллюзии, связанные с профессиями. Игра “Или-или”. Упражнение “Мы творим мир профессий”.
4. Роль характера в выборе профессии (2 ч.)
Знакомство с понятием “характер”. Мозговой штурм на установление взаимосвязи между чертами характера и профессией человека. Упражнение “Символ моего дела”. Профориентационная игра “Криминалисты”.
5. Способности человека и их роль в выборе профессии (4 ч.)
Знакомство с понятием “способности”. Факторы, влияющие на развитие способностей. Выявление интеллектуальных способностей в ходе проведения самодиагностики. Профориентационная игра “Биржа труда”. Резюме, как презентация своих способностей. Игра “Царевна Несмеяна”.
6. Профессиональный тип личности (2 ч.)
Знакомство с понятием “профессиональный тип личности”. Самодиагностика: “Профессиональный тип личности” Голланд. Дискуссия по результатам диагностики. Соотнесение профессионального типа личности с профессиограммами. Этюд “Самая-самая...”
7. Профессиональное взаимодействие. Правила общения (2 ч.)
Деловой этикет и его составляющие. Введение понятия “профессиональное взаимодействие”. Профориентационная игра “Социологический опрос”. Алгоритм успешного собеседника.
8. Итоговое занятие (1 ч.)
Самостоятельная работа по написанию творческого эссе на одну из предложенных тем.
Методический материал для занятий. Изобразительные техники.
Список литературы
1. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.
2. Пряжников Н.С. “Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М.: ВАКО, 2005. 288 с. — (Педагогика. Психология. Управление.)
3. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.: Вако, 2005. 240 с. - (Педагогика. Психология. Управление.)
4. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: ВЛАДОС пресс, 2001.