Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из сложных педагогических проблем, а период адаптации в пятом классе - труднейшим периодом школьного обучения.
Оснований для формирования и распространения таких представлений более чем достаточно. Состояние детей в этот период характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдения за детьми, общение с ними показывает, что они очень растеряны, не могут понять, как теперь им надо общаться с педагогами, какие требования обязательны для выполнения, а какие - нет.
С целью преодоления причин дезадаптации был разработан цикл занятий для учащихся пятых классов. Групповые занятия проходят в виде специально организованных встреч с детьми, имеющие разнообразные формы проведения: поведенческий тренинг, обучающие занятия, ролевое проигрывание, творческое самовыражение и т.д.
Цели:
- Формировать адекватную самооценку.
- Способствовать формированию позитивного образа “Я”.
- Развивать навыки общения.
Задачи:
- Развивать позитивное самовосприятие.
- Содействовать сплочению группы.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Развивать у учащихся навыки самоанализа.
Оборудование: магнитофон, компакт-диск с музыкой для релаксации, бумага для рисования, мелки, фломастеры, листы с надписями ПРОДАЮ, ПОКУПАЮ, бланки “телеграмм” с именами всех участников группы (для каждогоучастника).
Ход урока
1. Энергизатор.
Цель: Создание положительного настроения, позитивного настроя на работу.
Упражнение “Рукопожатие или поклон”.
Психолог рассказывает группе о жестах приветствия, принятых у разных народов. Предупреждает участников о том, что они должны будут использовать эти ритуалы, представляясь друг другу.
Варианты приветствия:
- Объятие и троекратное лобзание поочередно в обе щёки (Россия);
- Лёгкий поклон со скрещёнными на груди руками (Китай);
- Рукопожатие и поцелуй в обе щёки (Франция);
- Лёгкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
- Лёгкий поклон, ладони и руки вытянуты по бокам (Япония);
- Поцелуй в щёки, ладони лежат на предплечьях партнёра (Испания);
- Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
- Мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
- Потереться друг о друга носами (Эскимосская традиция).
Группе предлагается образовать круг. Один из участников начинает “круг знакомств”: выступает на середину и приветствует партнёра стоящего справа. Потом идёт по часовой стрелке и поочерёдно приветствует всех членов группы.
В ходе выполнения этого упражнения поддерживается атмосфера толерантности, уважительное отношение друг к другу. Кроме того, учащимся будет интересно по-разному здороваться с одноклассниками. В конце упражнения проводится краткий обмен впечатлениями.
Упражнение “Имя и эпитет”.
Группа сидит в кругу. Один из учащихся представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение, например: “Гениальный Геннадий, буйный Борис” и т.д. Второй учащийся сначала повторяет имя и эпитет предыдущего участника, затем добавляет собственную комбинацию. Так происходит и дальше по кругу. Последнему участнику тяжелее всех, однако он имеет больше шансов запомнить имена всех участников.
После выполнения этого упражнения предлагается всех учащимся обменяться впечатлениями, ответив на вопросы:
Какие эпитеты меня впечатлили?
Какие имена мне было трудно запомнить?
К кому я теперь испытываю интерес?
2. Работа по теме.
Психолог просит учащихся ответить на вопросы:
- Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?
- Нужно ли учиться общению?
- Как вы считаете, для чего это нужно?
- Зачем нужно знать себя и свои сильные и слабые стороны?
В ходе дискуссии психолог подводит учащихся к выводу о том, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило не только радость, но и пользу. А также объясняет, зачем нужно знать себя, что могут дать нам навыки самопознания и рефлексии.
Упражнение “Моя вселенная” (возможности личности).
Цель: Способствовать позитивному самовосприятию.
В центре листа формата А 4 учащиеся рисуют “планету” и пишут в ней букву “Я”. Вокруг этой планеты рисуют звёзды, на которых они будут писать ответы на вопросы:
1. Какие способности я у себя нахожу?
2. Какие книги я люблю читать?
3. О чём я мечтаю?
4. О чём мне приятно вспоминать?
5. Какой у меня характер?
6. Какое настроение у меня чаще всего?
7. Что у меня получается лучше всех?
8. Чем я люблю заниматься больше всего?
9. Кем я хочу стать?
10. Люблю ли я и умею ли трудиться?
11. Чего во мне больше: уверенности в себе или робости?
12. Понимаю ли я юмор, шутки?
13. Испытываю ли я иногда чувство раскаяния, стыда?
14. Ощущаю ли я в себе хотя бы минутную злобу, зависть, подозрительность?
15. Как я отношусь к себе?
Психолог подводит учащихся к выводу, что “звёздная карта” каждого ученика показывает, сколько у него возможностей, насколько он уникален, что является общим для всех, что помогает человеку достичь успеха в жизни.
Упражнение “Ярмарка достоинств”.
Цель: Формировать адекватную самооценку.
Участники игры получают листы с надписями ПРОДАЮ и ПОКУПАЮ. Психолог предлагает каждому на одном листе, под надписью ПРОДАЮ, написать все свои недостатки, от которых хотелось бы избавиться, или написать достоинства, которыми он мог бы поделиться. На другом листе, под надписью ПОКУПАЮ, написать достоинства, которые хотели бы приобрести.
Затем листы прикрепляются на груди участников, и они становятся посетителями “Ярмарки”. Они ходят и предлагают друг другу что-либо купить или продать. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не обойдёт и не прочитает все возможные варианты купли-продажи.
- Затем проводится обсуждение:
- Что удалось купить?
- Что удалось продать?
- Что было легче купить или продать? Почему?
- Какие качества продавались?
- Какие качества хотели купить многие? Почему?
- Какие качества вы не смогли продать или купить?
- После обсуждения психолог подводит ребят к выводу о том, что не надобояться признавать свои недостатки, - это проявление мужества. От такого признания человек становится только сильнее.
Далее учащиеся записывают в тетрадях вывод: Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот у кого есть достоинства. (В.О.Ключевский).
Упражнение “Вверх по радуге”.
Цель: Снятие напряжённости, усталости.
Звучит негромкая релаксационная музыка. Сидя на стульях, все закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, как они взбираются вверх по радуге (преодолевая сопротивление, борясь с недостатками), а на выдохе – съезжают с неё, как с горки (избавляясь от недостатков). Повторить 3-4 раза.
Обсудить, что чувствовали, и объяснить участникам значение расслабления.
3. Итог урока.
Упражнение “Телеграмма”.
Цель: Формирование навыка позитивного восприятия друг друга.
Психолог раздаёт бланки “телеграмм” с написанным именем адресата, где надо написать адресату самое хорошее, что можно о нём сказать. После выполнения задания психолог собирает телеграммы и читает послания. Адресаты, получив сообщение, высказывают вслух свои впечатления по желанию.
4. Анализ урока.
Психолог обсуждает с учащимися, что понравилось на занятии, а что нет, какие новые знания о себе получили, как полученные знания могут пригодиться в жизни.
- Давайте оценим наше занятие: покажите на счёт “три” количество пальцев одной руки, которое соответствует оценке нашего занятия (по мнению учащихся).
Литература:
1. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения – М.- 2001.
2. Григорьева Т.Г., Основы конструктивного общения – Новосибирск – 1999.