“Слушание” – один из самых приятных
элементов внимания,
которое один человек может оказать другому.
Маделин Беркли-Ален
Человечество сегодня испытывает на себе влияние огромного информационного поля. Человеку порой трудно разобраться, что на самом деле говорится или утверждается.
Еще сложнее это сделать детям с патологическими изменениями высших психических функций вследствие органического поражения головного мозга (болезнь, ушиб и т.д.). У многих из них нарушена познавательная деятельность. Многие имеют индивидуальный опыт неблагоприятного психогенного характера. Среди них есть такие, которые испытывали агрессию, стали жертвами негативных поступков и эмоций. Эти дети имеют многочисленные трудности в поведении, общении, обучении [2].
На занятиях по теме “Слушание” предусмотрено оказание психологической помощи, продуктивного поведения, гармонии в общении. Они направлены на повышение индекса позитивного самочувствия, психологического комфорта, перестройку эмоционального состояния, а значит, делают подростка немного счастливее и более приспособленным к жизни.
Умение слушать улучшает процесс общения, помогает лучше понять людей и себя. Это один из моментов самосовершенствования. Умение слушать как метод используется гораздо чаще, чем умение писать и читать вместе взятые. В среднем люди являются эффективными слушателями на 25%. Именно этот канал передачи информации задействован наиболее часто в учебном процессе. Умение слушать это более утонченный мыслительный процесс, чем умение слышать. Слушание требует определенной дисциплины, затрат энергии. Умение слушать – это приобретенный навык. Это активный, а не пассивный процесс. Это один из способов “приятия” собеседника, который может повысить самооценку. А те, кто слушают, порой ценят в собеседнике это умение и идут с ним на контакт. Умение слушать – мощная сила, ослабляющая воздействие стресса и напряжения. Оно находит отклик в самом себе, воздействует на самосознание. А умение слушать себя – это шаг к личностному росту [1].
Занятия с учащимися строятся на принципах позитивности, духовности, целостности, индивидуального подхода и саморазвития личности. Постоянно поддерживается атмосфера доброжелательности, помощи, сотрудничества, активизации творческих возможностей. Цели и задачи этих занятий – учить учащихся говорить о себе, о своем опыте, говорить о чувствах, мыслях, поступках. Учить принимать других людей, слушать другого, проявлять к людям доброжелательность. На занятиях идет приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека. Эти задачи решаются сразу на трех уровнях: информативном, личностном и уровне осознания. На занятиях эти уровни создают для учащихся пространство возможностей, обогащенную развивающую среду. Результативность может быть разной для каждого из детей и в разные сроки. У учащихся есть интерес к занятиям, открытость, желание идти на контакт с психологом, снижения частоты конфликтов и ссор с одноклассниками. Развивающий эффект проявляется в желании продолжать встречи, использовании полученных знаний, умений, опыта в других видах деятельности: в игре, учении, общении [2].
Основной метод работы – групповая дискуссия (разговор по кругу). Ее суть в том, чтобы высказался каждый участник. Экология занятия состоит в том, что на них используются только позитивные установки и инструкции. Оказывается помощь и поддержка каждому. Организуется “обратная связь”. Используются игры, этюды и упражнения на развитие активного слушания. Групповая работа повышает уровень доверия и сплоченности коллектива учащихся, легче увидеть свое сходство с другими и понять себя. Занятия можно использовать и как классные часы.
Занятие 1
ЦЕЛИ:
учиться воспринимать собеседника;
совместно сформулировать правила хорошего
слушания.
Добрый день! Я рада встрече с вами.
Улыбнитесь! Скажите добрые слова друг другу!
Сегодня мы начнем занятие не совсем обычно. Я прошу четырех человек выйти из класса. Кто желает?
Инструкция для тех, кто выходит: Я вас буду приглашать по одному и предлагать вам задание после того, как вы войдете в класс. (Дети выходят)
Прошу войти первого. (Входит первый участник)
Послушай меня, пожалуйста! Я сейчас тебе говорю несколько предложений, а ты их должен сказать тому, кто войдет следующим.
Текст для передачи. Послушай меня, пожалуйста! Со мной такая история вышла. На день рождения мне подарили игрушки. Когда гости разошлись, я лег спать. Ночью проснулся от шума. Я чуть-чуть приоткрыл глаза и удивился: мои старые игрушки встречали новые. У них был праздник. Старые игрушки рассказывали обо мне новым игрушкам… (можно прочитать любую фразу, любое предложение из книги, газеты, учебника)
Входит второй участник. Первый сообщает ему тот текст, который слышал. Затем заходит третий, второй сообщает ему то, что слышал. Затем четвертый выслушивает то, что сообщает ему предыдущий участник.
Спасибо! Вы все выполнили то, что от вас требовалось.
А теперь послушайте, что было сказано первому. (Читается текст)
Спасибо! Садитесь, пожалуйста, на свои места.
Вопросы к участникам занятия:
– Почему текст последний участник получил с искажением?
– Какую игру это напоминает? (Испорченный телефон)
В наших разговорах часто исчезает часть информации, так как мы считаем, что будто хорошо понимаем, что именно имеет в виду, о чем думает наш собеседник, когда говорит ту или иную фразу.
Сегодня тема нашего занятия “Слушание”. Мы будем учиться слушать и попытаемся сформулировать правила хорошего слушания.
А для начала… послушаем одну минуту тишину. Затем каждый расскажет, что слышал. Слушаем тишину… (Включаю секундомер)
Спасибо! Что кто услышал? (Разговор по кругу)
Вопросы к участникам занятия:
– На что похоже ощущение, когда вы действительно кого-то слушаете?
– Что происходит с вами, когда вы действительно кого-то слушаете?
Молодцы! Мы включаем внимание, мы убираем свои эмоции…
Умение слушать – это прием информации от другого человека, от других людей, когда человек воздерживается от своих эмоций. Мы просто слушаем то, что нам говорят.
Умение слушать является наиболее трудным делом в общении [1].
Посмотрите на эту диаграмму.(Разбор диаграммы “Время, которое мы посвящаем различным аспектам общения” <Приложение 1>) [1].
Умение слушать нами используется чаще, чем умение читать и писать вместе взятые.
Сложите, пожалуйста, 16 плюс 9. Сколько будет – 25.
А слушание составляет сколько процентов? (40%)
А какие из этих частей, аспектов, нам нужны в школе?
Где вы пишите? На каком уроке писали последний раз?
Где вы читаете? О чем вы читали на последнем уроке чтения?
Когда вы слушаете? О чем вы слушали на уроке (например, географии)?
Давайте с вами вместе послушаем звуки природы. Включаю запись, а вы прислушайтесь и скажите, что вы слышали… (Прослушивание записи, 2 минуты – шелест листьев, птичьи голоса, звук текущего ручья и т.д.)
Какие звуки кто слышал? (Ответы учащихся)
Кто из вас слышал выражение “Держи ухо востро”? А что означает это выражение?
(Разговор по кругу)
Молодцы! Правильно. Быть очень осмотрительным, осторожным, всегда думать как и кому ты говоришь.
Как вы понимаете фразу: “А ты, как я слышал, интересно провел каникулы!”
(Это пересказ услышанного)
Игра “Бывает – не бывает”
Я вам читаю фразы, а вы внимательно слушаете. Если это бывает, то хлопаете в ладоши. А если этого не бывает – топаете ногами.
Волк бродит по лесу (хлопают в ладоши)
В кастрюле варится молоток(топают ногами)
Кошка гуляет по крыше.
Собака плывет по небу.
Волк сидит на дереве
Домик рисует девочку.
Девочка гладит собачку.
Молодцы! Вы хорошо и внимательно слушали и выполнили задание.
Внимание! Теперь мы подведем итог и рассмотрим
“Условия полноценного слушания” [1]
- Слушающий сосредотачивает полностью свое внимание на говорящем.
- Слушающий не пользуется чужими оценками, старается иметь свое мнение.
- Слушатель совершенно свободен и может задавать любые вопросы по теме разговора, урока, беседы и т. д.
- Слушатель показывает говорящему, что тот услышан и смысл сказанного понят.
Я думаю, что вы поняли, что умение слушать – это мыслительный процесс. Он требует дисциплины, затраты энергии.
Умение слушать – это приобретенный навык. Слушать надо учиться.
Обратная связь.
Как вы чувствовали себя сегодня на занятии?
Что запомнили? Что узнали для себя нового?
Что хотели бы пожелать товарищу, который сидит слева от вас?
На следующем занятии мы продолжим начатый разговор.
Занятие 2
ЦЕЛЬ: развитие навыков хорошего слушания.
Добрый день! Я рада встрече с вами.
Создаем хорошее настроение. Улыбнитесь! Скажите друг другу добрые слова!
Кто вспомнит, о чем мы с вами вели разговор на прошлом занятии ?
Вспомните, сколько времени мы уделяем в среднем слушанию? (40%)
Сколько времени уделяем говорению?
Сколько времени посвящаем чтению?
А сколько времени посвящаем письму?
Умение слушать нами используется чаще, чем умение читать и писать.
Умение слушать – это мыслительный процесс. И мы сегодня продолжим с вами учиться слушанию
Умение слушать очень необходимо человеку. Важно не только слышать голос другого человека, других людей, но и внимательно слушать.
Игра “Узнай по звуку”
На столе стоят несколько (5-7, можно больше) по разному звучащих предметов. Сейчас я буду постукивать по разным предметам сначала металлической палочкой, а затем деревянной. Вы внимательно прислушиваетесь к тому, какие звуки издают предметы, запоминайте, как звучит каждый предмет. (Прохожу по всем предметам, затем предметы загораживаю ширмой)
Сейчас я буду постукивать по предметам, а вам надо угадать, какой предмет звучит.
Какой предмет звучит? (Играем 3 минуты)
Продолжаем играть. Игра “Слепой и поводырь”
Поводырь ведет “слепого”, объясняя ему дорогу словами. (2 пары)
Вопросы к участникам занятия:
– Как себя чувствовали “слепые”? Трудно ли было идти за поводырем?
– Как себя чувствовали поводыри? Трудно ли объяснять словами как надо двигаться?
Сейчас вы еще раз наблюдали общение. Общение включает знание того, что сказать, в какой форме выразить свою мысль. Необходимо понимать, как другие будут воспринимать сказанное. В то же время нужно уметь слушать и слышать собеседника.
А умение слушать и умение слышать это одно и тоже? (Разговор по кругу)
Не все люди умеют слушать. И тогда могут возникнуть проблемы: неверное понимание, чувство обиды, замешательство. Происходит потеря информации, могут возникать конфликты.
Еще раз напоминаю, что умение слушать это мыслительный процесс, это активная деятельность, это работа, это затрата энергии [1].
Мы говорим о том, как не просто слушать, а слушать так, чтобы понимать значение слов, фраз, предложений. Слушать с интересом.
А что такое интерес? (Ответы)
Интерес порождает внимание, активное мышление.
Шуточная игра “Эхо”.
Знаете ли вы, что такое эхо? Когда и где оно бывает?
Я предлагаю поиграть вам в эхо. Я буду читать стихотворение, а вы как эхо повторяйте последний слог каждой строчки и дружно хлопайте в ладоши.
Собирайся детвора! Ра! Ра!
Начинается игра ! Ра! Ра!
Да, ладошки не жалей! Лей! Лей!
Бей и хлопай веселей! Лей! Лей!
Сколько времени сейчас? Час! Час!
Сколько будет через час? Час! Час!
И неправда – будет два! Два! Два!
Как поет в селе петух? Ух! Ух!
Да не филин, а петух! Ух! Ух!
Вы уверены, что так? Так! Так!
А на самом деле как? Как! Как!
Сколько будет дважды два? Два! Два!
А сто двадцать минус два? Два! Два!
Замечательный ответ! Вет! Вет!
Математикам привет! Вет! Вет!
Это ухо или нос? (показываю нос) Нос! Нос!
Или может сена воз? Воз! Воз!
Это локоть или глаз? (показываю глаз) Глаз! Глаз!
А вот это что у нас ? (показываю нос) Нас! Нас!
Вы хорошие всегда? Да! Да!
Или только иногда? Да! Да!
Не устали отвечать? Чать! Чать!
Попрошу Вас помолчать…(молчат)
Внимание! Теперь мы подведем итог и сделаем выводы.
Выводы. [1]
Слушание – удовлетворение собственных интересов: домашний разговор, встреча с друзьями, кино, театр, радиопередачи, телепередачи.
Слушание – процесс учения.
Слушание – процесс, во время которого происходит одновременно анализ и оценка услышанного.
Вы создаете себя. Вам жить с вашими результатами. Вы самым настоящим образом строите себя. Учитесь слушать. Используйте знания, которые вы слышите. Это ваш труд. Пользуйтесь плодами вашего труда. Все силы отдавайте учебе в школе. Поступайте так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами.
Обратная связь.
Как вы чувствовали себя сегодня на занятии?
Что запомнили? Что узнали для себя нового?
Спасибо за работу на занятии.
Занятие 3
ТЕМА: уровни слушания.
ЦЕЛЬ: познакомить с тремя ступенями
(уровнями ) слушания
Активизировать учащихся на стремление к
слушанию на первом уровне
Добрый день! Я рада встрече с вами!
Продолжаем наш разговор об умении слушать.
Для осознания собственной способности слушать перечислите все звуки, которые вы услышите в течение минуты. (Включаю секундомер)
Кто что услышал?
Подумайте, а кто в вашем классном коллективе умеет хорошо слушать?
Что вы ощущаете, когда с ним говорите? (Разговор по кругу)
Процесс слушания происходит на трех уровнях, ступенях.(<Приложение 2>).
3 ступень – слушание с временным отключением.
Слушающий как бы слушает и не слышит. Часто думает о чем-то постороннем. У него пустой взгляд. Он не заинтересован, у него нет интереса слушать. Когда это происходит? Где это может происходить? (В школе, дома, на улице)
2 ступень – мы слышим слова, но на самом деле не слушаем.
Мы на поверхности общения, не понимаем всей глубины общения, не вникаем в суть информации. Пытаемся услышать, что говорит собеседник, но не предпринимаем попыток понять его. На этом уровне большинство людей опираются на логику, содержание. Но чувства не включают. Идет просто прием информации без концентрации на том, что говорится. На первом уровне не слушают вообще, а не втором может сложиться впечатление, что слушают и понимают.
В какой момент это происходит? (На уроке, дома)
1 ступень, самая высокая – слушание-сопереживание.
На этом уровне происходит сосредоточенность, концентрация на общении с говорящим, включением языка тела, ощущение присутствия в данном месте и в данное время. Идет сопереживание чувствами и мыслями говорящего, игнорирование своих собственных мыслей и чувств. Внимание направлено на процесс слушания. Происходит “слушание сердцем”, которое открывает дверь пониманию, выражению заботы и сочувствия.
А когда мы так слушаем? (Происшествия с нашими близкими, истории, сказки…) [1]/
Наша задача – выработка в себе умения слушать на первом уровне. Желательно, в большинстве ситуаций. Тогда слушание будет одним из самых приятных элементов внимания, которое один человек оказывает другому. (Девиз занятий).
Упражнение “Открытая свеча” [3].
Тот, кто сядет на этот стул, будет отвечать на вопросы, касающиеся его взаимоотношений с одноклассниками. (1-2 человека)
Обратная связь.
Что вы узнали для себя нового?
Как вы чувствовали себя на занятии?
Кому еще что хотелось бы сказать?
Спасибо за работу. Мне приятно было с вами общаться.
Использованная литература
1. Беркли- Ален М. Забытое искусство слушать. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 256 с.
2. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 192 с.
3. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Переиздание. – Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1997. – 144 с.