Наше время – время перемен. Ежегодно обновляется около 5% теоретических и 20% прикладных знаний. Сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы школьникам быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире.
Учителю необходимо выполнить социальный заказ. Но как? Создаются новые технологии, разрабатываются новые методики преподавания, появляются нестандартные формы проведения уроков, вариативные программы и учебники и т. д. Успех во многом зависит от мастерства учителя. Однако нужного результата можно не достичь, если не учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Группа ученых к индивидуальным особенностям относят возрастные особенности ребенка, его характер, темперамент, память, внимание, каналы восприятия окружающего мира, коммуникативные и организаторские способности и т.д.
В своей работе руководствуемся данными обследования, проведенного школьным психологом для изучения личности учащихся. Покажем, как это можно использовать при проектировании урока физики.
Очень важно для оптимизации образовательного общения знание скорости реакции ученика, темперамента - сангвинического, флегматического, холерического, меланхолического, право - левополушарности и ведущего канала восприятия – визуального, аудиального, кинестетического. На момент подготовки к уроку мы располагали такой информацией. Психологом были обследованы 26 учащихся 7 класса.
В классе 26 человек. Из них мальчиков – 11, девочек – 15.Мальчики и девочки отличаются друг от друга по получению информации, времени вхождения в урок, речью, памятью, вниманием, по адаптации к неблагоприятным условиям, по реакции на эмоциональный фактор, по деятельности и отношению к учебе и т. д.[1] (Приложение 1)
Условно всех людей можно разделить на две большие группы: тех, у кого преобладает левое полушарие, и тех, у кого сравнительно лучше развито правое. Левополушарные будут характеризоваться рациональным типом мышления, аналитическим складом ума, склонностью к словесному оформлению своих мыслей, слабой эмоциональной отзывчивостью. Можно сказать, что левому полушарию свойственно рационально-логическое, знаковое мышление. Правополушарные люди, напротив, более эмоциональные, склонны к образному, интуитивному мышлению, могут схватывать явление в целом, без выстраивания логической цепочки и анализа деталей. Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как целостное, дедуктивное, конкретное, параллельное. Это крайние типы, а между ними могут быть самые разные промежуточные варианты. Исследователи условно выделяют несколько типов функциональной ассиметрии мозга. Среди учащихся 7 класса правополушарных оказалось 6 человек. Для них надо предусмотреть соответствующие методы: объяснительно- иллюстративный и проективно- творческий. Для левополушарных, а их в классе оказалось 10 человек, соприродна логика, рациональное познание, исследовательская деятельность. Им на уроке будет предложена палитра эвристических и проблемных методов. Смешанный тип полушарности в классе у 10 человек. Они будут чувствовать себя комфортно в различных видах деятельности.
Психологом был определен ведущий канал восприятия учащихся – зрительный, слуховой, осязательный. Эти данные позволили нам определиться с формами, средствами, приемами для успешного и эффективного проведения урока. Визуалу и кинестетику не годятся долгие и эмоциональные повествования, но аудиалу именно они дадут максимум эффекта. Кинестетику и аудиалу бессмысленно что- либо предъявлять в виде сложных схем и опорных конспектов, но визуалу как раз подобная методика легка и приятна. Визуалу и аудиалу с трудом даются работы с объемными макетами, а кинестетик только в них может получить наиболее адекватное для него понимание информации. В классе оказалось кинестетиков-16 человек, визуалов-5 человек, аудиалов – 5человек.
Особый смысл для нас имели данные об индивидуально- психологических особенностях учеников: память, внимание, интеллект, логические связи и закономерности, тревожность, а также данные социометрии, которые характеризуют самочувствие ученика в классе и соответствующим образом влияют на обучаемость. Естественно, что, имея перед глазами при подготовке к уроку перечень индивидуально- психологических проблем и социометрических данных по каждому ученику в классе, приходилось их учитывать: тревожным не создавать ситуацию стресса, невнимательным подбирать специальные средства фиксации внимания и т. д.
По данным диагностики учащиеся имеют высокий и очень высокий уровень организаторских и коммуникативных способностей. Поэтому им уместно предложить «учение через общение» (В. К. Дьяченко) – групповой способ обучения. Работая группами, школьники учатся распределять между собой действия и планировать их, обмениваться результатами, оценивать сделанное с позиции достижения общей цели.
Так как урок предполагал работу в группах, то для создания групп использовались данные право- левополушарность как основной критерий, ведущие каналы восприятия, индивидуально- психологические особенности и данные социометрии как вспомогательные. Группы комплектовались по принципу взаимодополняемости и малоконфликтности: в них представлены все типы восприятия, все темпераменты, право- и левополушарные.
На уроке планировались различные формы работ: фронтальная, групповая, индивидуальная. Для тех учащихся, кто имеет скорость реакции (это время готовности ученика ответить учителю в случае, если он абсолютно уверен в своих знаниях) в пределах 10 секунд, показан фронтальный способ педагогического общения; для остальных «фронталка» противопоказана. В классе с быстрой скоростью реакции- 12 человек, со средней скоростью-7 человек, у 7 человек скорость реакции составляет более 10 секунд (их нельзя ставить в условия гонки).
В классе преобладают сильные темпераменты – сангвиники(6 человек), флегматики (4человека), холерики(9 человек). Представителей слабого темперамента меланхоликов 7 человек. Нужно заметить, что среди детей в основном смешанные типы темперамента с преобладанием одного. Для учеников, обладающих сильным темпераментом, возможно и желательно применение технологий проблемного, исследовательского, частично – поискового обучения; для меланхоликов такие технологии нежелательны. Более того, меланхоликам нельзя предъявлять педагогические требования и инструктирование: они повергают этих детей в прострацию.
Такой подход позволяет учителю, проектирующему урок, ставить педагогически обоснованные, достижимые, реальные цели. Важной стороной актуальности данного проекта, выступают возрастные особенности учащихся 7 класса. Главные трудности детей этого возраста: отсутствие специфической учебной мотивации. На уроке будет сделана попытка выстроить, адекватную возрасту подростка, систему учебных мотивов, создать внутренний комфорт каждому ученику. Решая проблемную задачу, ученик будет иметь право высказывать любую гипотезу, что учит не только мыслить, но и аргументировано, доказательно, грамотно высказывать свои мысли, учит нестандартному мышлению и развивает коммуникативные навыки, а, следовательно, по Выготскому, и интеллект. Такой подход позволяет учителю не только на деле реализовывать основные положения психосберегающей технологии, но и ненавязчиво побуждать своих питомцев работать в зоне ближайшего развития, без чего немыслим их интеллектуальный рост.
В обучении необходимо использовать рефлексирующую деятельность учащихся. Очень важно, чтобы они умели объективно анализировать свои действия и поступки с точки зрения их соответствия цели и условиям деятельности, а главное, имели потребность в таком анализе, имели привычку к нему. К такому анализу начинаем приучать учащихся 7 класса постепенно. Этому будут способствовать задания на составление физических моделей, составление опор, алгоритмов по решению задач определенного вида и т. д.
Исходя из выше изложенного, проект урока в 7 классе по теме «Плотность» получился следующим:
Тип урока: изучение нового материала с иллюстрацией основных этапов научного познания окружающего мира.
Дидактическая цель: создать условия для активизации познавательной деятельности средствами технологии проблемного обучения, исследовательской деятельности и принципа цикличности познания В. Г. Разумовского.
Задачи урока: первичное формирование умения наблюдать, высказывать гипотезы, планировать эксперимент, подтверждающий или опровергающий высказанные гипотезы; первичное формирование навыков исследовательской деятельности обучающегося.
Образовательная: ввести новую характеристику тела (вещества) - плотность - по фактам наблюдений через исследовательскую деятельность, основываясь на этапах научного познания;
Развивающая: развивать креативность проблемного мышления для решения познавательных заданий; формировать представления о процессах научного познания; развивать способности учащихся выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, выражать грамотно свои мысли вслух.
Воспитательная: способствовать воспитанию у школьников культуры исследовательского труда, воспитанию навыков коммуникативного общения.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый, исследовательский.
Методы познания: наблюдение, сравнение, обобщение, анализ, проектирование; проблемный.
Основное содержание: понятие плотности вещества; формула расчета плотности; сравнение значений плотности различных веществ.
Реализация целей урока будет достигнута на основе первичного овладения навыками самостоятельной исследовательской деятельности через развитие у учащихся проблемного мышления на основе использования технологи проблемного обучения.
Здоровье и психосберегающая среда будет обеспечена через создание условий для проведения урока; творческого экспериментального, домашнего задания; интересными формами изучения материала, смену видов деятельности, соблюдение санитарно- гигиенических требований.
Оборудование:
- для учителя: широкий прозрачный сосуд с водой; подсолнечное масло; пробка; замороженный консервированный горох; ареометр; соль; весы; карточки с формулами и информацией по массе и объему; кирпич; линейка; магнитофон с записью спокойной музыки; портрет Архимеда; три метровых линейки; кубик объемом 1см?.
- для учащихся: мерные стаканчики с песком и опилками; весы с разновесками, пластилиновые шарики равных масс, мензурка с водой, рабочий листок, трафарет ответа по эксперименту, вата и гвозди массой 50 г., самоклеющиеся листки для проведения рефлексии.
Библиографический список
- Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Девочки и мальчики. Два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, школьным психологам.- СПб.:Тускарора, 2000 г., -с. 160.
- Козлова А. Г. За педагогикой ненасилия – будущее…- СПб., 1996 г.
- Поташник М. М., Левин М. В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое общество России, 2003г., - с. 112.
- Ситаров В. А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учебное пособие для студентов высш. пед. заведений./ Под ред. Сластенина В. А.- М., Изд. Центр « Академия» 2000 г.,- с. 216.
Структурные этапы и задачи урока, деятельность учителя и учащихся можно представить в виде следующей таблице:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Орг момент (1 мин.) Задачи: создать благоприятный психологический настрой на урок |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Занимают рабочие места. | ||
Подготовка к усвоению нового материала и выполнению экспериментального исследования. (5-7 мин.)
Задачи: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся. |
м о т и в а ц и я |
Сегодня на уроке предстоит
выполнить интересную работу. Превратим наш класс
в маленькую исследовательскую лабораторию. Вам
предстоит пройти путь юного исследователя. Учитель зачитывает эпиграф урока на фоне спокойной музыки. О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух … А. С. Пушкин. Удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности. Любому открытию сопутствует опыт, талант исследователя. Мы попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Нам предстоит пройти этапы познания окружающего мира. Задача непростая. Поможем друг другу. Работаем в группах. Недаром народная мудрость гласит: « Ум - хорошо, а два – лучше!» Как будем работать в группах? Расшифруем слово ИДЕАЛ.
Комментирует смысл слов, поясняет, чем сегодня будут заниматься на уроке, почему работают в группах. (Учитель воздействует на эмоциональную сферу учащихся). |
Слушают учителя, испытывая
эмоциональное воздействие музыки и слов.
Дети предлагают свои варианты для расшифровки слова ИДЕАЛ.
>И-НТЕРЕСНО Д-РУЖНО Е-ДИНО А-КТИВНО Л-ЕГКО |
Правополушарным людям, аудиалам эмоциональное повествование дает максимум эффекта. Тем самым в работу включается большинство учащихся класса. Такой настрой помогает с первых минут урока включить в работу мальчиков. |
т е м а |
Проводит фронтальный эксперимент: в мензурку с водой вливает подсолнечное масло, помещает туда пробку, замороженный консервированный горох. Задает вопросы классу: Где окажется масло, если влить его в воду? Пробка? Горох? Просит выдвинуть предположение, почему такое расположение. |
Наблюдают, выдвигают гипотезы,
отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему
урока. Предполагаемый ответ: вода плотнее
масла, и т. д.
Записывают тему урока в рабочем листке. См. Приложение 3. |
На этом этапе активизируются
кинестетики, визуалы; правополушарные; учащиеся
с быстрой реакцией; сильных темпераментов. > Им близки такие виды деятельности как наблюдение, обобщение, делать выводы, сравнивать.
|
|
ц е л и оо |
Предлагает самостоятельно сформулировать цели урока, опираясь на эпиграф урока |
Формулируют цели урока с помощью учителя. Записывают цели урока в рабочий листок. Возможные варианты: Изучить новую физическую величину… Исследовать от чего она зависит… |
Работа со схемами и с ОК в большей степени предназначена для левополушарных, визуалов, девочек.
|
|
Актуализация знаний.
Задачи: повторить ранее изученный материал, необходимый для исследовательской работы и усвоения новых знаний.
|
3-4 мин | Задает вопросы о ранее изученных физических величинах массе и объеме. Просит по плану изучения физической величины в группах обсудить ответы; вспомнить правила работы на весах; как найти объем прямоугольного параллелепипеда; как найти массу жидкости в бутылочке, если имеется точно такая же пустая бутылочка. |
Работают в группах, отвечая на следующие вопросы плана изучения физической величины: определение физической величины; обозначение; формула; единицы измерения; прибор для измерения. |
Лидеры в группах распределили обязанности внутри группы по желанию. Результат приблизительно получился такой: по плану строят ответ учащиеся с низкой скоростью реакции, со слабым типом темперамента, визуалы. Правила работы на весах, как найти объем обсуждают кинестетики. |
Освоение нового материала. Задачи: развивать навыки проведения эксперимента, умения анализировать, сравнивать, делать выводы, основываясь на этапах научного познания. |
15 мин. | Предлагает группам приступить к выполнению практической части урока.
Задания на карточках у каждой группы свои. Работают под музыку. Задание группам (задания желтого цвета) См. приложение 2 Помогает выполнять задание (факты наблюдений) и сделать вывод. Предлагает приступить к выполнению эксперимента (задания зеленого цвета) См. приложение 2.
Вводит новую физическую величину. Для ее характеристики просит учащихся учителю задавать вопросы из плана изучения физической величины. Отвечает на вопросы учащихся.
Работа с учебником по таблице плотностей. Задает вопросы по таблице: Что означают числа, записанные в таблице; Сравнить плотности; Доказать с помощью таблицы справедливость своей гипотезы о плотности масла, воды, пробки.
Показывает перевод единиц плотности через модель кубического метра (три метровые линейки соединены в одной точке и закреплены на учительском столе) и модели кубического сантиметра. Сравнить. Что больше? Узнаем во сколько раз кубический метр больше кубического сантиметра.
Ставит эксперимент: в мензурки с соленой и простой водой опускает два ареометра. Просит объяснить увиденное.
|
Работают в группах. Планируют эксперимент, проводят его, составляют отчет. Делают выводы. Или готовят ответ по иллюстрациям. Записывают в рабочем листке.
Озвучивают полученные результаты. С помощью учителя делают выводы.
Задают вопросы учителю. Записывают ответы учителя в рабочие листки.
Работают по таблице плотностей с учебником. Обсуждают ответы, данные ранее, на эксперимент учителя в начале урока. Делают записи в рабочих листках.
Наблюдают опыт. Пытаются объяснить увиденное. |
Эксперимент предназначен для левополушарных, кинестетиков. Оформлением результатов занимаются правополушарные, визуалы. Готовят устный отчет по трафарету аудиалы, правополушарные. Анализируют, сравнивают, делают выводы более активно левополушарные, аудиалы, визуалы, с быстрой скоростью реакции, с высокой эмоциональной устойчивостью, с высокой концентрацией внимания, с умением выделять логические связи и закономерности. Работа с формулами для визуалов, левополушарных. Аудиалы и кинестетики работают с таблицей. Сравнивают и анализируют эксперимент правополушарные, аудиалы. |
Закрепление. 14 мин.
Задачи: закрепление полученных знаний и умений через исследовательскую деятельность в новой ситуации.
|
Предлагает проблемные
задачи. А) качественные 1. Из чистого ли железа изготовлена гайка? 2. Как можно узнать какую горную породу нашел геолог? 3. Сколько меда может войти в 3-х литровую банку? Б) экспериментальные 1. Определить массу кирпича с помощью линейки. 2. Рассказывает легенду об Архимеде, предлагая с помощью пластилиновых шариков, в одном из которых металлический шарик, помочь ученому решить задачу о короне царя Гиерона. |
Работают в группах, обдумывая как
можно решить качественные задачи;
экспериментальную задачу, составляют план
действий, проводят необходимые измерения,
вычисления. Слушают легенду. Предлагают свои способы решения задачи о короне царя Гиерона. |
На этом этапе работают по планированию эксперимента левополушарные, визуалы. Составляют план действий и описывают его правополушарные, визуалы. Кинестетики проводят эксперимент, аудиалы сравнивают, анализируют и делают выводы, оформляют результат. | |
Рефлексия. 1-2 мин. Задачи: развитие самооценки своей деятельности на уроке. |
Просит подвести итог работы на
уроке по группам, отвечая на вопросы:1. Сегодня на
уроке меня больше всего поразило…2.Меня на уроке
удивило…3.Мне больше всего запомнилось…4. Для
себя я сделал следующее открытие… Просит определить достигнуты ли цели урока. Распустился цветок наших знаний. Как вы думаете, это раскрывшийся цветок или пока бутон, а может, еще и бутона нет, только листики. Уходя с урока, закрепите самоклеющиеся листочки в соответствующую часть букета на картине. Оцените уровень полученных знаний на уроке. |
По цепочке в группах отвечают на
вопросы, анализируя свою деятельность на уроке. В рабочем листке ставят против целей один из знаков: + цели достигнуты; ± цели достигнуты частично; - цели не достигнуты. |
Данный этап рассчитан на всех учащихся. Более активными выступают аудиалы, правополушарные, мальчики. | |
Домашнее задание. 1-2 мин. |
§ 9, 10. А: Определить плотность куска хозяйственного мыла. Б: Как можно определить плотность человеческого тела. |
Записывают домашнее задание. Уходя с урока, закрепляют самоклеющиеся листочки на нарисованные цветы. |
Осуществив подготовку, проведение и рефлексию урока с использованием индивидуальных способностей учащихся, можно быть уверенным, что им на уроке будет комфортно, каждый выполнит посильную работу, поможет товарищу, поверит в свои силы и возможности. На таких уроках нам удается варьировать форму подачи учебного материала через предмет, образ, слово, практическое моделирование, организовать деятельность по цепочке: наблюдение – воспроизведение – самостоятельная деятельность – решение проблемных ситуаций – исследование – творчество. И пусть не все дети пройдут ее целиком сразу, у них будет такая возможность на следующем уроке. Ведь известно, что способности проявляются и вырабатываются в деятельности, особенно когда она включает общение, познавательную, предметно – практическую, игровую составляющие. Мы ведем своих учеников путем, сформированным в виде девиза: « Через руки, через чувства, через разум!».