Психологическое занятие из цикла "Сделай себя сам. Как работать над собой"

Разделы: Школьная психологическая служба


Задачи

- способствовать развитию желания работать над собой;

- воспитывать интерес к самому себе;

- формировать собственную культуру самопознания, саморазвития и самовоспитания

Ход занятия

I. Введение в тему.

- Сегодняшнее занятие я хочу начать словами великого Гельвеция:

“ Люди не рождаются, а

Становятся теми, кто они есть”. [2]

- Как выдумаете, что имел ввиду Гельвеций?

- Если вы хотите сделать из себя Человека с большой буквы – знающего и умеющего, честного доброго, самостоятельного, способного добиваться своих целей, надо настойчиво и терпеливо работать над собой

Вот об этом сегодня и пойдёт речь.

II. Мотивационный блок.

На доске записаны критерии оценки значимости изучаемой темы

- Выберите, какой из критериев изучаемой темы подходит вам и поясните.

-полезно

- природа постаралась за меня

- интересно

- важно

- необходимо

- увлекательно

- всё это ерунда.

- Делаем вывод. Работать над собой………(важно, интересно, необходимо).

III. Информационный блок:

1. Упр. “Ассоциации”

- Что значит работать над собой?

- Это значит заниматься самовоспитанием.

- С чем у вас ассоциируется слово самовоспитание?

Самоутверждение Самовоспитание самоопределение

Саморегуляция самоактуализация

2. Работа с понятием “Самовоспитание”.

Перед каждым из вас лежит лист с утверждениями, объясняющими понятие “самовоспитание”.

Вам необходимо выбрать то утверждение, которое наиболее значимо для вас, и объяснить.

- Так что же такое самовоспитание?

3. Работа в группах по объяснению причин “самовоспитания”.

- Итак, мы с вами выяснили, что такое самовоспитание, что заниматься им необходимо.

- А каковы причины самовоспитания? (Высказывания детей)

Дальше на листе они напечатаны. Вам необходимо, работая в группах, найти доказательства каждой из приведённых причин.

- Каковы же причин самовоспитания?

4. Методы самовоспитания.

- С чего же начать работать над собой?(Высказывания детей).

Послушайте с чего начал А. В. Суворов

“Будущий великий полководец Александр Васильевич Суворов рос неудачником – мал, тощ телом, слаб, некрасив. Мечтать о военной карьере ему было трудно. Отец надеялся, что он пойдёт по дипломатической линии. Учеником он оказался отменным: французский, немецкий, итальянский, латынь освоил с радостью, чтобы в библиотеки отца прочитать Плутарха, Корнелия, Тацита. Он мечтал стать полководцем и решил себя посвятить этой цели. Однако в ребячьих играх терпел поражения. Тогда он решил научить себя переносить усталость и холод, закалять своё тело, тренировать выносливость, волю и силу. Рано вставая, он обливался холодной водой, скакал на коне в одной рубашке навстречу осеннему ветру и дождю. Был настойчив в достижении цели, упорен, даже непреклонен. Серьёзно занимался математикой, картографией и военной историей. Старый приятель отца Саши А. П. Ганнибал проэкзаменовал мальчика, дав его работе над собой высокую оценку. Обращаясь к отцу, он сказал: “Не препятствуй человеку заниматься, к чему назначен. Блаженной памяти Пётр поцеловал бы его в лоб за настойчивость и труды!” Так шёл к цели двенадцатилетний Саша Суворов, прославивший в будущем русское воинство, русскую силу, доброе имя отца своего”. [2]

- С чего же начал Суворов?

- В работе над собой необходимо чётко представлять, чего вы хотите достичь, что воспитать в себе.

- Когда поставлена цель, надо спланировать своё время и следить за выполнением плана.

- Чтобы получить образование, профессию, нужно успеть (по оценкам учёных) прочитать 1200 – 1500 книг, т. е. примерно 30 – 50 книг в год или 15 – 20 страниц в день. По максимальным подсчётам, у нас имеется 200000 часов для работы. Попробуем представить, на что мы тратим эти часы.

Предвидя ваши сомнения, что времени на всё полезное не хватит, учёные подсчитали это свободное время. Допустим, в сумме тратится: на сон, самообслуживание и еду – 10 часов в сутки, на учёбу и общественную работу в школе – 7,5 часов, на приготовление уроков – 3,5 часа в сутки ( а в выходные больше) будут временем свободным. Таким образом, в неделю школьник имеет 30 – 32 часа свободного времени, в месяц 120 – 130 часов, а в год более 2000 (учитывая каникулы).

- Я вас просила провести хронометраж одного будничного дня.

Что делал (всё подряд) Показания часов
Проснулся ………………
Полежал в постели ………………….
Встал …………………….
Заправил постель ……………. .
Умылся ……………….
И т. д.  

Я подсчитала данные вашего хронометража и записала в таблицу.

Полезное время Сколько времени Бесцельное время Сколько времени
Время для учёбы

Время для размышления

Время для чтения

Время для дружбы

Время для игры

Время для веселья

Время для любимого дела

Время для спорта

Время для домашних дел

……………………………

  Пустые телефонные разговоры

Отвлекающие от дел телефонные звонки

Ненужные посещения

Ненужные отвлечения

Болтовня на пустые темы

Чрезмерное чтение

Чрезмерное гуляние

Чрезмерная игра

Чрезмерные просмотры телефильмов

……………

 
Итого:   Итого:  

(Сообщаются результаты)

- Проанализируйте, на что вы потратили время? Что получается?

- Итак, поставили цель, спланировали своё время, а что дальше?

- А дальше необходимо себя контролировать, т. е. вести самоконтроль, самовнушение, тренировать волю, делать утреннюю зарядку, закаливать свой организм. Что это за методы, в рекомендациях всё описано.

IV. Итоги

- Подводим итог.

- Самовоспитание – это систематическая работа над собой.

- Как же работать над собой?

- И закончить занятие хочу очень хорошими словами:

- Кто воздвигнет тебя к небесам?
- Только сам.
- Кто низвергнет тебя с высоты?
- Только ты.
- Где куются ключи к твоей горькой судьбе?
- Лишь в тебе.
- Чем расплатишься ты за проигранный бой?
- Лишь собой![2]

Приложение

Утверждения, объясняющие понятие “самовоспитание”.

А. самовоспитанием заниматься важно, чтобы:

а) не растеряться в этой жизни, найти своё место и самореализоваться;

б) открывать свои способности, на деле испытывать свои возможности, стать интересным и неповторимым человеком;

в) преодолеть свои недостатки, мешающие достигать значимые для человека цели;

г) достичь личного счастья, быть необходимым другому человеку, создавать и обогащать любовь.

Б. человек может и не заниматься самовоспитанием, если:

а) живёт одним днём и не видит перед собой определённых целей;

б) не задумывается о себе как о личности;

в) живёт как потребитель;

г) пытается переложить ответственность на других людей;

д) он - слабый безвольный человек, не желающий преодолевать трудности. [1]

Причины необходимости самовоспитания.

1. Человек постоянно меняется в изменяющемся мире. Его силы и способности совершенствуются. Самовоспитание необходимо для самоопределения и самоутверждения.

2. Человек – очень тонкий организм. Он подвержен стрессам, расстройствам. Человеку необходимо самовоспитание для того, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье.

3. Научно- технический прогресс требует от человека большой отдачи, работоспособности, исследовательских умений. Этому способствует самовоспитание.

4. Наряду с физическим воспитанием необходимо духовное самовоспитание. Крушение нравственных идеалов способствует крушению нравственных качеств личности отдельных людей, и только самовоспитание способствует самосовершенству человека.

5. Самовоспитание необходимо для любви и сохранению семьи, для сохранения взаимного уважения, уступчивости, терпимости и умения прощать и быть прощённым. [1]

Методы работы над собой.

1. Самоконтроль. Наблюдайте постоянно за своим поведением. Записывайте главное в свой дневник, давайте оценку своим поступкам, результатам. “Во всех делах очень полезно переодически ставить знак вопроса к тому, что вы считали не требующим доказательства”. (Б. Рассел).

2. Самовнушение (самоубеждение, самоприказ) – это влияние человека на самого себя. С помощью самовнушения вы можете влиять на самого себя, создавать настроение, тренировать и укреплять волю и характер, удерживать себя в “руках”, владеть собой.

Пример формул самовнушения:

“Я сделаю это”, “Я верю в свои силы”, “Я не боюсь”, “Я не буду курить”, “Мне противно курить”, “Я в порядке”, “ Я здоров” и т. д.

3. Тренировка воли. Попытайтесь составить мысленный образ волевого человека. Пусть этот человек будет для вас мысленным эталоном, идеалом концентрации воли, духовных сил, устойчивости нервной системы, безграничной работоспособности. Представьте, как в вас вливается бодрость, молодая энергия.

4. Зарядка. Самовоспитание- это систематическая работа над собой. И самое простое и эффективное средство- ежедневная утренняя гимнастика. Заниматься можно по любой системе, но обязательно систематически. Упражнения могут быть любыми, но лучше разносторонними.

5. Закаливание. Если приучить себя находиться в самых противоположных состояниях, то все промежуточные состояния для вас не будут составлять проблем. Контрасты температур, эмоций, нагрузок – вот что закалит ваш организм.

Нельзя научиться плавать, не войдя в воду. [2]

Использованная литература:

1. Дереклеева Н. И. “Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся 6 – 11 классы или учимся жить в современном мире”. (“Вако” Москва 2004)

2. Селевко Г. К. , Тихомирова Н. И. , Левина О. Г. “Сделай себя сам” (“Народное образование” Москва 2001)