Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе, как “связь с родителями”, “работа с родителями”, из ценностно-нейтральной формулировки “семья и школа”.
Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы, демократичной, открытой, гуманной, развивающейся, требуют нового осмысления проблемы сотрудничества, совместной деятельности с родителями.
Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей.
Цель представлена в более конкретных задачах:
- согласование действий родителей и психолога по адаптации ребенка к школе, к новой социальной роли детей-школьников;
- сотрудничество в формировании положительной мотивации учения у детей;
- совместное формирование ценностных ориентаций в сфере науки, искусства, профессиональных интересов;
- выявление одаренности и развитие способностей ребенка;
- совместное предупреждение асоциального поведения детей и подростков.
Цель и задачи работы психолога с родителями связаны с насущными проблемами школы.
При взаимодействии с родителями психолог соблюдает принципы доброжелательности и уважения к родителям и их детям, логичности, доступности, конфиденциальности.
Можно выделить три основных направления работы, представляющих собой логично выстроенную систему:
1. Диагностика семьи,
2. Консультирование семьи,
3. Просвещение родителей.
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать, ориентируясь на интуицию. Необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе и переменам в образовании. Поэтому психолог занимается изучением семьи, применяя разнообразные методы: наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование. Помимо специально организованного процесса диагностирования необходимо учитывать естественное, опосредованное наблюдение во время общения с родителями.
При отборе инструментария, психолог руководствуется принципами гуманизма, точности, валидности, надежности.
Полученные результаты могут служить основанием для консультативной беседы.
В психологической практике беседа используется с различными целями: для установления контакта с испытуемым; для проверки исследовательских гипотез; как метод получения дополнительных данных о свойствах личности; для оказания психологической помощи.
Согласно классификации Ю. Е. Алешиной [1], консультативная беседа имеет 4 фазы: 1) знакомство и начало беседы, расспрос клиента; 2) формулирование и проверка консультативных гипотез, 3) коррекционное воздействие; 4) завершение беседы. На заключительном этапе психолог рефлексирует профессиональную деятельность, оформляет протокол консультации и при необходимости намечает меры воздействия на социально-психологическое окружение в интересах клиента.
Неотъемлемой частью работы психолога является просвещение родителей. Психолого-педагогическое просвещение направлено на свободное развитие личности путем передачи педагогических знаний и опыта гуманистических отношений. В процессе освоения педагогических знаний продолжает развиваться и личность самих родителей.
Родительское собрание является основной формой просветительской работы психолога с семьей. При этом оно имеет ряд спецефических особенностей:
- Родительское собрание обычно воспринимается родителями как обязательное формальное мероприятие.
- На родительском собрании повышается уровень тревожности родителей.
- Группа родителей, с которой взаимодействует психолог, связана между собой формально и может сильно различаться по возрасту, социальному статусу и прочим характеристикам.
- Родители могут воспринимать психолога как учителя, что затрудняет обращение к нему.
Чтобы минимизировать перечисленные трудности, необходимо руководствоваться принципами безопасности, учета реальной ситуации, нейтральной позиции, сотрудничества.
В зависимости от специфики собрания и стоящих перед психологом задач М. Ю. Чибисова [2] выделяет следующие формы участия в родительском собрании.
1. Выступление-презентация. Непродолжительное выступление информационного характера.
2. Выступление-исследование. Получение какой-либо информации от родителей путем анкетирования, беседы.
3. Тематическое выступление, содержащее психологическую информацию прикладного характера по актуальной для родителей теме.
4. Тематическое родительское собрание. Психолог может являться организатором его или действующим лицом вместе с педагогами.
Тематические встречи психолога с родителями направлены на решение актуальных психолого-педагогических задач, способствуют повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей.
При последовательной реализации обозначенных направлений сотрудничества с учетом накопленного опыта, традиций и социокультурной ситуации в школе может сложиться система взаимодействия психолога и семьи. Общее дело – творение человека - объединяет семью и школу.
Справедливы слова Я. Корчака: “Мы взвалили на ребенка труд согласования противоположных интересов параллельных авторитетов. Конфликты между семьей и школой ложатся всей тяжестью на ребенка”. Именно поэтому так важно в отношениях семьи и школы согласование позиций, интересов, требований, создание условий, гарантирующих каждому ребенку получение образования.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алешина Ю. Е. “Семейное и индивидуальное психологическое консультирование”, М. , 1993.
2. Чибисова М. Ю. “Психолог на родительском собрании”, М. , Генезис, 2004.
3. Р. В. Овчарова “Технологии практического психолога образования”, М. , Сфера, 2001.
4. Я. Корчак “Как любить ребенка”, М. , 1990.