Пояснительная записка
В Иркутской специальной школе закрытого типа находятся “трудные подростки”, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в силу своей противоправной деятельности. Несовершеннолетние правонарушители поступают в спецшколу по решению суда сроком на 1–3 года. Возраст наших воспитанников 11–17 лет.
Для большинства подростков спецшколы свойственна социальная и педагогическая запущенность, школьная неуспеваемость, низкая познавательная активность, задержка психического развития, умственное недоразвитие.
Большая часть девиантных детей и подростков имеют разной степени нарушения эмоционально–волевой сферы, ценностно–смысловой, снижен уровень правосознания, самосознания, слабый самоконтроль.
Среди наших воспитанников много подростков, имеющих склонности к лидерству. Но чаще данное качество используется ими в негативном русле.
Многие воспитанники достаточно социально адаптированы, активны, обладают организаторскими и коммуникативными способностями, желают быть в центре внимания. Зачастую лидерство проявляется с позиции силы, подчинение слабых, что является для них способом самовыражения, подчеркиванием своего превосходства, а также психологической защитой.
С сентября 2005г. в школе введена в действие система соуправления, которая предполагает наличие лидеров с социально–положительными установками, умеющих оказывать позитивное влияние на группу, продвигать ее в достижении цели, активизировать на социально–полезную деятельность.
Формирование позитивного лидера, направление имеющихся качеств в социально–позитивное русло обуславливает необходимость оказания психологической помощи подросткам, что подвело к созданию программы психолого–педагогического тренинга “Школа лидеров”.
Новизна данной программы заключается в специфике психологической работы с девиантными подростками.
В содержание данной программы вошли коррекционно–развивающие занятия, упражнения, описанные в программах В.Б.Волкова “Тренинг социальной активности”, А.Ф.Шадуры “Тренинг жизненных навыков”, а также опыт отечественных и зарубежных специалистов, занимающихся данной проблемой (И. Вагин, А.Глущай, Б.Ньюмен).
Цель программы: подготовка социально–положительного лидера для участия в системе соуправления школы.
Задачи программы:
- Формирование навыков работы руководителя.
- Обучение приемам и методам организации и планирования деятельности.
- Обучение навыкам социальной активности.
- Развитие инициативности, целеустремленности, ответственности за себя и окружающих.
- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия в социуме.
Программа “Школа лидеров” включает в себя 10 тренинговых занятий, каждое из которых содержит информационную и практическую части. Занятия проводятся в группе 6–10 человек, продолжительность – 1,5 часа, периодичность – 2 раза в неделю.
Участниками программы являются воспитанники спецшколы с достаточным уровнем коммуникативных и организаторских способностей, выявленных на диагностическом этапе. Наиболее приемлемой для данного контингента подростков явилась методика “КОС–1” В.В. Синявский, В.А. Федорошин, которая проводится и после окончания курса занятий, с целью отслеживания эффективности программы.
Излагаемая программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, способствующих планомерной и целенаправленной переориентации негативных лидерских устремлений в позитивное русло, развенчание образа криминального лидера с позиции силы. На каждом занятии подростки последовательно знакомятся с 10 законами лидера, которые оформляются в “Кодекс лидера”. “Кодекс лидера” находится в кабинете соуправления и служит “помощником” командиров отрядов.
Обучение лидеров предполагает постепенное вовлечение в систему соуправления школы.
По мере достижения заявленных задач предполагается приобретение участниками “Школы лидеров” необходимых знаний, умений, навыков, что и будет являться показателем эффективного лидера.
Результатом проведения данной программы должно стать:
- Умение подростков организовывать и руководить группой сверстников.
- Наличие у подростков чувства социальной ответственности.
- Эффективная деятельность участников тренинга в системе соуправления школы.
Тематический план занятий
№ п/п |
Занятие |
Цель занятия |
Вид работы (в часах) |
|||
Диагностическая работа |
Коррекционно-развивающая работа |
Консультативная работа |
Просвещение | |||
1 |
Разбуди в себе лидера! |
– создание благоприятного
социально-психологического климата – формирование установки на активную творческую работу |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
2 |
Лидер и порядок |
– развитие самодисциплины, самомотивации | 0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
3 |
Знание – сила |
– повышение мотивации к саморазвитию | 0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
4 |
Мужество |
– обучение навыкам преодоления
трудностей – развитие уверенности в себе |
0,2 |
0,8 |
0,5 |
|
5 |
Скромность – достоинство королей |
– развитие самокритики – развитие уверенности в себе |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
6 |
Лидер – человек действия |
– формирование навыков принятия
решений; – развитие чувства социальной ответственности |
1 |
0,5 |
||
7 |
Лидер и его команда |
– развитие навыков и умений,
необходимых для уверенного поведения и
эффективного взаимодействия – развитие умения поддерживать дружеские отношения с окружающими |
1 |
0,5 |
||
8 |
Ваш стиль руководства |
– развитие умения организовать и направить работу группы | 0,5 |
0,5 |
|
0,5 |
9 |
Ключ к успеху |
– стимулирование самомотивации, стремления к самосовершенствованию |
|
0,5 |
0,5 |
0,5 |
10 |
Выбор будущего |
– закрепление приобретенных знаний,
умений, навыков – ориентация на использование полученных ЗУНов в повседневной жизни |
|
|
1 |
0,5 |
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
Занятие № 1
- Приветствие “Я рад с вами общаться…”.
- Упражнение-разминка “Как я себя чувствую”.
- Упражнение “Слепая геометрия”.
- Информирование: цель работы, структура работы, выработка правил группы.
- Тест “Капитан – рулевой – пассажир”.
- Информирование: I закон лидера – лидер обладает видением перспективы.
- Упражнение “Чикина-пшена”.
- Рефлексия.
Занятие № 2
- Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
- Упражнение-разминка “Времена года” .
- Информирование: II закон лидера – Лидер должен быть дисциплинированным.
- Упражнение “Тарелка”.
- Упражнение “Встаньте вместе”.
- Упражнение “Да – может быть – нет”.
- Упражнение “Сороконожка”.
- Рефлексия.
Занятие № 3
- Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
- Упражнение-разминка “Хлопки по кругу”.
- Упражнение “Опыт и знание”.
- Тест “Кто из вас лидер?”.
- Информирование: III закон лидера – лидер обладает мудростью.
- Задание – определение целей и выработка путей их достижения (по группам).
- Упражнение “Репортер”.
- Мозговой штурм.
- Упражнение “Аргентинский дождь”.
- Рефлексия.
Занятие № 4
- Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
- Упражнение-разминка “Японские машины”.
- Тест “Как я ориентируюсь в различных ситуациях”.
- Информирование: IV закон лидера – лидер обладает мужеством.
- Работа в группах: вербальный портрет уверенного, неуверенного, самоуверенного человека.
- Упражнение “Поводырь и ведомый”.
- Упражнение “Я лучше всех!”.
- Рефлексия.
Занятие № 5
- Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
- Упражнение-разминка “Японские бабочки”.
- Информирование: Vзакон лидера – Лидер обладает скромностью.
- Упражнение. “Горячий стул”.
- Задание – мои достоинства и недостатки.
- Упражнение “Атомы–молекулы”.
- Рефлексия.
Занятие № 6
- Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
- Упражнение-разминка “Ходим”.
- Информирование: VI закон лидера – лидер умеет принимать решения.
- Игра “Необитаемый остров”.
- Упражнение “Спиной к спине”.
- Рефлексия.
Занятие № 7
- Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
- Упражнение-разминка “Шурум-бурум”.
- Информирование: VII закон лидера – лидер устанавливает и поддерживает дружеские отношения.
- Игра “Воздушный шар”.
- Упражнение “Умей сказать “нет”.
- Упражнение “Связующая нить”.
- Рефлексия.
Занятие № 8
- Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
- Упражнение-разминка “Фью-фью”.
- Информирование: VIII закон лидера – лидер должен быть в доверии.
- Работа в группах: описать различные стили руководства.
- Мозговой штурм (по группам).
- Упражнение “Травинка”.
- Рефлексия.
Занятие № 9
- Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
- Упражнение-разминка “Слон – пальма – крокодил”.
- Информирование: IX закон лидера – Лидер развивает в себе способности руководителя.
- Задание – составление портрета лидера.
- Упражнение “Я – это Я”.
- Рефлексия.
Занятие № 10
- Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
- Упражнение-разминка “Сантики-фантики”.
- Информирование: X закон лидера – Лидер излучает вдохновляющую силу.
- Упражнение “Самопрезентация”.
- Упражнение “Фото в середине”.
- Упражнение “Лодка”.
- Рефлексия в упражнении “Свеча”.
- Чаепитие.