Индивидуальные формы работы на уроках информатики как проекция личности учащихся

Разделы: Информатика, Классное руководство, Школьная психологическая служба


На своих уроках я часто использую задания, которые помогают мне увидеть учеников, увидеть их отношение к предмету, к друзьям. На идею использования таких заданий меня натолкнули рисуночные методики, используемые в психологии: "Нарисуй человека", "Несуществующее животное", "Метод пиктограмм". Они постоянно мне помогают разглядеть и моих учеников, и себя, и своего маленького ребенка.

   Детям намного легче осваивать новые умения и навыки, когда они увлечены какой-то идеей, когда у них есть интересное задание. Как таковой этап рефлексии у меня протекает сквозной линией в течение всего урока.

   В качестве одного из таких заданий я использую следующее. При изучении темы "Работа с текстом в графическом редакторе" я предлагаю ребятам изобразить свой режим дня (задание обычно занимает два урока). Показываю им картинку, выкачанную когда-то случайно в Интернете <Рисунок 1>, рассказываю им содержимое: что на картинке изображен режим дня заядлого интернетчика – подъем, дорога на работу, время обеда, обратно на работу, дорога домой и время в Интернете. Причем, время в Интернете, судя по мимике – любимое.

   Далее подробно рассматриваем картинку как объект для рисования в графическом редакторе. Идет закрепление тем "Рисование геометрических фигур" и "Копирование", а значит, все кружочки получаем из одного путем копирования, не забываем использовать "прозрачность", выбирать цвет контура и заливки. Обращаем внимание на порядок построения: заголовок рисунка, потом окружность, изображающая циферблат, на нее "насаживаем" кружочки, подписываем режимные моменты (их надо расставить по порядку) и затем с помощью кисти или карандаша рисуем соответствующее выражение лица. И так как это часы, то не забыть нарисовать стрелки.

   Результаты работы очень интересны <Приложение 1>: ребята задумываются над своим днем в попытке выбрать самое нужное, они смотрят на рисунки друг друга и больше узнают своих одноклассников. А как сразу обнажаются их натуры – цветовые решения, их отношения к тому или иному виду деятельности.

   Здесь можно увидеть и отношение к школе, к выполнению домашних заданий. Оно разное: пиктограммки улыбаются, злятся, не хотят разговаривать, кокетничают – так же, как и сами авторы в этом возрасте (9-10 класс).

   Изучая тему "Создание и редактирование таблиц в текстовом редакторе", я предлагаю детям создать таблицу для нашего завуча Тамары Алексеевны, в которой перечислены учебные предметы, и для каждого из классов параллели 9-х классов указан учитель, который ведет данный предмет. Причем, если учитель ведет сразу у нескольких классов, то ячейки нужно объединить, если предмет ведется по подгруппам, то разделить ячейку по диагонали. Дети с радостью берутся за это задание. Они вспоминают предметы, причем по порядку следования предметов можно судить, какие из них ребятам нравятся или стоят на первом месте по значимости, а какие и вовсе забыты.

   Далее начинается заполнение таблицы фамилиями учителей, объединение или разбиение ячеек. Когда таблица почти заполнена, видна структура, я с радостью (очень люблю этот момент) сообщаю следующее: "Ребята, а теперь побудьте на нашем с Ольгой Николаевной месте … Представьте, что заходит Тамара Алексеевна и говорит: "Девочки, совсем забыла… Там еще должна быть колоночка, где указано количество часов в неделю по каждому предмету". Так вот и вам нужно вставить после второго столбца еще один и подписать столбец текстом, ориентированным вверх".

   Что творится в классе… Дети с горечью сообщают, что надо было раньше сказать, что и так сойдет… Да никуда не денешься – для Тамары Алексеевны сделать надо. И делают. Кряхтят, а делают, ищут, как добавить новые столбцы, как текст перевернуть на 90 градусов.

   Как здесь разглядеть отношение к учителям? Да очень просто. Ребята друг у друга спрашивают фамилии учителей (это в девятом-то классе!), допускают в них ошибки, были и такие, что неправильно указывали отчества. Учителей других подгрупп не знают вовсе. Есть дети, которые указывают только фамилии – учителя для них безлики: Иванова, Сидорова <Приложение 2>.

   Когда в текстовом редакторе мы проходим тему "Списки", то стандартным заданием, рекомендованным во многих учебниках, можно считать следующее: отобразить 6 видов списков. В ходе выполнения нужно отработать переходы на уровень вниз, на уровень вверх, выбор типа списков, выбор маркеров и способы нумерации.

Одноуровневый

нумерованный

Одноуровневый

маркированный

Многоуровневый

нумерованный+

нумерованный

1. Алгебра

2. Труд

3. Русский

- Понедельник

- Вторник

- Среда

1. Вторник

  а. Алгебра

  б. Труд

2. Среда

  а.

Многоуровневый

маркированный +

нумерованный

Многоуровневый

нумерованный +

маркированный

Многоуровневый

маркированный +

маркированный

- Вторник

  а. Алгебра

  б. Труд

- Среда

  а.

1. Вторник

  - Алгебра

  - Труд

2. Среда

  -

* Вторник

  - Алгебра

  - Труд

* Среда

  -

   Намного интереснее и продуктивнее прошел урок, когда в виде сложных списков нужно было отобразить следующее: Мои друзья (во дворе и одноклассники), Я люблю, Я не люблю.

   Результаты получились довольно разнообразные. В виде маркеров пытались даже выбрать сердечки (Я люблю) и крестики (Не люблю). Среди друзей можно увидеть и Серегу, и Леху, и Латышеву Вику. Друзья во дворе – это часто имена, клички. Друзья-одноклассники – это иногда просто фамилии. Для классного руководителя это очень ценная информация – о взаимоотношениях внутри коллектива. Одна ученица в список своих друзей добавила еще один подсписок – моя семья: мама, папа и я. Другая разграничила на друзей из класса, из группы, из другой группы, со двора, из мальчишек.

   Любят ученики 9-х классов слушать музыку, гулять, рисовать, спать, смотреть фильм, бездельничать, дождь, снег, животных, новый год, день рождения, Колю Алпатова, друзей во дворе…, мороженое, торты, "общение, пиццу, шоколад", "школу, сладости, пиццу", конфеты, убирать дома, мальчиков и даже ходить в туалет.

   А не любят: ходить в школу, делать уроки, ездить на дачу, есть завтрак, получать плохие оценки, вставать рано, Колю Оглоблена, вяленые бананы, работать, кашу манную, обман, предателей, пошлость, глупые шутки, Леху, Сашку.

   Естественно, это не весь список. Можно построить диаграмму, перечислить самим же ребятам все ими любимое и нелюбимое. Это тема для классного часа. По количеству попаданий какого-то понятия в область люблю или не люблю, можно судить об общем отношении учеников класса к этому понятию.

   "Работу с абзацами" можно построить в следующем виде. Вспомнить небольшие стихотворения. Заголовки оформить по центру одним цветом. Строки самого стихотворения – выравниванием влево другим цветом. А фамилию автора выровнять по правому краю. На урок хватает 3 стихотворений, учитывая, что на этих темах скорость набора еще не большая. Для тех, у кого компьютеры есть дома, можно предложить более сложное форматирование или большее количество текстов.

   В итоге вспоминаются стихи самые разные: "Уронили мишку на пол", "Аты-баты", "Зимнее утро". Наибольшей популярностью, конечно, пользуется Агния Барто со своими игрушками, причем ее фамилию всегда приходится подсказывать. Иногда пишут популярные песни, пародии на стихи. Интересно наблюдать, что у молодого поколения сейчас в моде, чем дышит, что помнит, чем дорожит. Цветовое решение при правильной трактовке тоже может характеризовать внутренний мир ребенка.

   Объекты WordArt удобно применять для построения генеалогического дерева ребенка. В качестве требований к такой работе выдвигаю следующие: использовать как можно больше разных объектов панели Рисование. Попробовать разные виды заливки, типы линий, цветов и контуров.

   Далее, чем одно поколение, почти никто не заходит – рады бы, да никого не знают. Кто-то довольствуется перечислением званий (мама, папа, бабушка, брат и т.д.), а кто-то пишет фамилии, имена и отчества даже для себя, что, наверное, с точки зрения геральдики, правильнее. Пытаются вспомнить всех – такие работы очень тяжело понять <Приложение 3>. У одной ветви дерева, бывает, указывают только "бабушка" или "дедушка", а у другой полные имена (разное отношение к родным отца и матери). Мамы и папы часто заключены в сердечки, что свидетельствует о благополучии и любви в семье. Опять же формы и цветность объектов как ничто другое показывает на отношения ребенка со своими близкими.

   А один ребенок изобразил разные ветви дерева в разных файлах, назвал файл матери "ормрнвк", а файл отца – "Дерево" <Приложение 4 – оба файла внутри>. Ветвь отца заканчивается фразой "Сын (Касяк)", а ветвь матери – "Сын (Радий)". Мать у ребенка в тюрьме, отец их бросил, мальчик живет с сестрой. Но какое богатство красок в изображении! Какой богатый духовный мир! Не всегда гармоничный, но он есть и надо уметь его видеть и всецело помогать этой личности не потеряться.

   Вставка изображений как в Word'е, так и в Paint'e может сопровождаться заданием "Поздравительная открытка". Так как эта тема близка к 8 Марта, то и открытку приурочиваем к этой дате. Но…

   Часть детей поздравляют мам и бабушек, часть – учителей, некоторые – маму или подругу с днем рождения, напичкав открытку фотографиями авто и Бритни Спирс, а одна из учениц поздравляла кого-то с днем свадьбы (имя не было указано).

   Дети используют стихи, слова собственного сочинения. Фразы не всегда стройны, но от души, от всего сердца, ведь объект поздравления уже выбран (кто у ребенка первый друг!).

   Как ничто другое раскрывает личность созданная учеником презентация. Мы используем такие темы как "Обо мне", "Семейный альбом", "Наша школа" <Приложение 5>. Это то, с чего мы начинаем изучение PowerPoint. Далее темы придумывают сами дети: "Травматология любви", "Плохи мои дела", "Кражи в наше время", "В мире животных" <Приложение 6>.

   Темы по биологии, астрономии и другим школьным предметам почти не выбираются. Учеба им надоела. Детям надо где-нибудь проявить себя, рассказать о себе, показать то, что в тебе пока никто не увидел: одна полненькая девочка для своей презентации принесла фотографию, где она сидит на шпагате. Ребята больше узнают друг о друге, охотнее делятся своим сокровенным, сплачивается коллектив. Созданные презентации – материал для классных часов.

   В прошлом учебном году нас озарила идея создать презентации для вечера вручения аттестатов: пока ученик поднимается на сцену, на экране через проектор демонстрируется созданная им презентация, где он – первоклассник, потом в 5 классе, в 9-м, с родителями, с первой учительницей… На глазах и учеников и родителей были слезы. Все учителя были в восторге, просили на следующие выпуски сделать то же самое.

   Учителя информатики! Классные руководители! Школьные психологи!

   Это материал для вас. Я призываю вас сотрудничать друг с другом. Информационные технологии в умелых и творческих руках могут многое. Кабинет информатики в школе – это кабинет информационных технологий, которыми надо учиться пользоваться. А учиться – никогда не поздно!