В помощь классным руководителям рекомендации психолога по регуляции психических состояний и особенностей личности у подростков

Разделы: Школьная психологическая служба


В работе за основу определения психических состояний взято определение А.О. Прохорова психического состояния, как: “субъективного отражения личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени”. А также понимание психического состояния как сложной, целостной, многофункциональной, многоуровневой и иерархической системы. Общими тенденциями изменения психических состояний в различных возрастные периоды является: увеличение числа и сложности переживаемых психических состояний, большая их осознанность, усложнение саморегуляции, расширение семантических пространств психических состояний. В подростковом возрасте у детей наблюдаются как отрицательные, так и положительные психические состояния. Состояния, переживаемые в подростковом возрасте, отличаются устойчивостью (по сравнению с младшими возрастами), противоречивостью, усложнением семантических пространств и др. [1].

Для исследования психических состояний и особенностей личности у подростков были взяты следующие выборки:

  1. Школьники младшего подросткового возраста 115 человек (5- 8 классы).
  2. Школьники старшего подросткового возраста 101 человек (9 – 11классы).

У школьников младшего подросткового возраста психические состояния по частоте встречаемости располагаются в следующем порядке:

  • радость (33,0 %),
  • интерес (13,0 %),
  • безразличие (8,7 %),
  • веселье (7,8 %),
  • сонливость (7,0 %),
  • грусть (6,1 %),
  • усталость (6,1 %),
  • спокойствие (6,1 %),
  • скука (5,2 %),
  • тревога, беспокойство, задумчивость (4,4 %),
  • печаль, страх, возбуждение (2,6 %).

Рисунок 1. Психические состояния у младших подростков.

У школьников старшего подросткового возраста психические состояния по частоте встречаемости располагаются в следующем порядке:

  • интерес (22,8 %),
  • радость (10,85 %),
  • безразличие (10,85 %),
  • веселье (9,9 %),
  • спокойствие (8,9 %),
  • скука (4,95 %),
  • тревога (4,95 %),
  • радость (4,95 %),
  • усталость (4,95 %),
  • тоска, слабость, ожидание, обида, негативизм, беспокойство – 15 человек (14,9%),
  • грусть (2,0%).

Рисунок 2. Психические состояния у старших подростков.

В работе рассматриваются три состояния наиболее часто встречаемых как в младшем, так и в старшем подростковом возрасте: интерес, радость, безразличие.

  • В состоянии радости в старшем подростковом возрасте, в отличие от младшего, имеется тенденция к повышению четкости, ясности представлений, к учащению случаев похолодания конечностей и чаще возникают неприятные ощущения со стороны сердца.
  • В состоянии безразличия в старшем подростковом возрасте, в отличие от младшего, имеется тенденция к снижению четкости, ясности представлений, ухудшается сообразительность, имеется тенденция к повышению вялости, пассивности, поведение подростков в этом возрасте становиться менее последовательное и более импульсивное.
  • В состоянии интереса в старшем подростковом возрасте, в отличие от младшего, имеется тенденция к повышению сосредоточенности на выполняемой работе, посторонние раздражители не отвлекают, неприятные ощущения со стороны сердца не мешают работе, в этом возрасте наблюдается большая напряженность переживаний, имеется тенденция к преобладанию более продуманного и более расслабленного поведения.

Старшие подростки, в отличие от младших, более эмоционально неуравновешенные, независимые, тревожные, и менее добросовестные и склонные к риску.

Для регуляции психических состояний желательно использовать следующие методики:

  • использование функциональной музыки,
  • чтение художественной литературы,
  • трудотерапия,
  • имитационные игры, применяемые в психологических тренингах, направленных на снятие тревожности у старших подростков, развитие логического мышления, направленного на анализ ситуации при рискованных действиях у младших подростков; использование внушения и самовнушения для повышения уверенности в себе.

Тревожность у старших подростков часто возникает при несоответствии желаний и возможностей. Для выработки умения правильно и адекватно формулировать цели можно использовать тренинг на соответствие цели истинным желаниям и возможностям.

Тренинг: “Достигни цели”

В первую очередь необходимо сформулировать свою цель, свое желание словами: “Я хочу….”, “Я могу……”, “Я буду….”.

Для достижения более высокого результата подростков просят закрыть глаза. Затем представить дерево с множеством веток с зелеными листьями, лес. Дорогу, которая проходит по лесу и по которой он идет. Дорога проходит мимо водопада, который впадает в озеро. Далее следует описание водопада (по представлению самого психолога). Желательно в момент описания водопада звучание музыки с шумом водопада. Визуализация с образом водопада необходима для снятия нервно-эмоционального перенапряжения. Он проходит мимо водопада и идет дальше подороге, которая проходит по лесу. Вдруг он видит впереди себя домик, с закрытой дверью. Он пробует открыть ее и попадает в комнату. На пути могут встречаться несколько комнат, пока он не дойдет до комнаты с большим сундуком. Количество дверей, встречаемых на пути к цели, соответствует количеству препятствий на пути к цели. Он пробует открыть сундук с облаком, которое содержит в себе желание. Он пробует вдохнуть в себя это желание. В этот момент необходимо зафиксировать свои ощущения: неприятные ощущения свидетельствуют о неправильной постановке цели, а приятные о том, что цель ему полностью подходит. Затем он выходит из комнаты, из дома. Дальше человек движется по дороге в лесу. Подходит к озеру с водопадом. Важно зафиксировать в этот момент ощущения и погоду. Затем человек дальше движется по дороге по лесу. Подходит к своему дереву, с которого начинал свой путь. Затем подросток открывает глаза.

Примечание:

1. Представление водопада необходимо для снятия нервно – эмоционального перенапряжения до и после представления цели, желания.

2. Количество и трудность открывания дверей будут свидетельствовать о препятствиях на жизненном пути, до и после достижения цели

3. Погода и озеро свидетельствуют о внутреннем состоянии: если состояние спокойное, то озеро чистое и прозрачное, а погода солнечная, теплая, Если возникает тревога, беспокойство погода портиться, а озеро становиться мутным, грязным, с волнами.

Так же для уменьшения тревожности используется следующие методики:

  • методика изменения взглядов на события: 60% событий должно быть нейтральных, 35% положительных и только 5% отрицательных.
  • смена иррационального мышления на рациональное, т.е. при любых обстоятельствах рассматривание их не как катастрофических, а как преодолимые препятствия на жизненном пути.

Итак, в данной работе были рассмотрены наиболее часто встречаемые психические состояния у подростков и методы их регуляции с помощью различных методик.

Использованная литература:

Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. – М: ИП РАН, 1998. – 152 с.