Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос “Кем я буду?” задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.
Правильно сделанный подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Актуализации процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий; оказанию эффективной психолого-педагогической поддержки учащимся 8-х и 9-х классов; формированию мотивов саморазвития, личностного роста и повышению уровня психологической компетенции учащихся, посвящён цикл занятий “Выбор профессии”.
Формы проведения:
Занятия включают в себя беседы, сюжетно-ролевые игры, деловые игры, используются методы моделирования; методы групповой работы (“мозговой штурм”, дискуссия); использование диагностических методик.
Тема: Что такое “профессия”
Занятие является вводным, ориентировочным.
Цели:
- знакомство учащихся с понятиями “профессия”, “специальность”;
- рассмотреть классификации профессий по характеру труда, по уровню квалификации;
- повышение уровня психологической компетенции учащихся;
- пробуждение потребности в самосовершенствовании.
Материалы:
- карточки на каждого учащегося;
- таблицы классификаций профессий.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Приветствие.
Участники образуют круг. Каждый по очереди называет своё имя и любую профессию. Каждый последующий должен сначала повторить имена и профессии предыдущих, а потом назвать своё имя и профессию и т.д (профессии не должны повторяться). Другим вариантом приветствия может быть название профессий только на одну букву. Если некоторые участники затрудняются в задании, то ведущий и остальные учащиеся помогают.
2. Основная часть.
Вводное слово ведущего.
Цель наших занятий состоит в том, чтобы каждый из вас попытался определиться с выбором будущей профессии. Если кто-то сделал выбор, то эти занятия помогут ему утвердиться в правильности выбора. На занятиях вам будут предложены различные тесты. Вы познакомитесь с новыми профессиями, с факторами выбора профессии и т.д.
Беседа по теме занятия.
- На уроках истории вы говорили о том, что у первобытных людей не было профессий, но мужчины охотились, строили жилище, женщины готовили пищу, содержали хозяйство, воспитывали детей. Эти знания и навыки передавались людьми из поколения в поколение. Так появились определённые профессии.
Но не каждая трудовая деятельность является профессиональной.
Она будет таковой, если человек имеет уровень квалификации – это знания, умения, которые подтверждаются документами (аттестатами, дипломами и т.д.).
Существует также понятие “специальность” - это вид занятий в рамках одной профессии.
Например, профессия – врач. Специальности – врач-окулист, врач-хирург и т.д.
Практическая работа.
Сейчас я вам предлагаю поработать с карточками, где указаны названия профессий и специальностей. Задание вы прочитайте каждый в своей карточке, выполните самостоятельно, а потом мы обсудим все вместе.
Примеры карточек.
Из перечня нижеприведённых слов выберите те, которые обозначают профессии: инженер, художник – конструктор, парикмахер, учитель рисования, директор магазина, токарь.
Из перечня нижеприведённых слов выберите те, которые обозначают специальности: шахтёр, химик-теоретик, столяр, литературный критик, инженер-дизайнер, фотограф.
Беседа.
Для того, чтобы сориентироваться в мире профессий, необходимы, прежде всего, о них знания. Я предлагаю вам ознакомиться с некоторыми классификациями профессий, которые представлены в таблицах.
Таблица 1.
Деление профессий по характеру труда | Характер деятельности | Примеры профессий |
Физические (исполнительные) профессии | - выполнение решений - работа по заданному образцу - инструкции, правила |
Кассир, телефонист, агент, продавец, машинист |
Умственные (творческие) профессии | - анализ - исследование - контроль - планирование - управление - принятие нестандартных решений и т.д. |
Врач, педагог, менеджер, юрист, физик |
Таблица 2.
Деление профессий по уровню квалификации | Примеры профессий |
Профессии, требующие высшего образования | Врач, инженер, архитектор, режиссёр, экономист |
Высококвалифицированные рабочие профессии, требующие среднего специального образования | Бухгалтер, наладчик, оператор |
Квалифицированные массовые профессии | Продавец, токарь, агент |
Неквалифицированные профессии | Грузчик, подсобный рабочий |
Для закрепления данного материала учащимся предлагается выполнить следующее задание:
Руководствуясь таблицами, найдите место каждой перечисленной профессии, например:
экономист – по характеру труда относится к умственным профессиям, а по уровню квалификации к профессиям, требующим высшего образования (каждый учащийся получает по одному названию профессии и анализирует вслух по образцу).
На следующем занятии мы рассмотрим классификации профессий
- по уровню жёсткости требований, предъявляемых человеку;
- по отраслям хозяйства;
- по предмету труда.
Игра “Пессимисты и оптимисты”
Сейчас я, предлагаю вам поучаствовать в игре, которая называется “Пессимисты и оптимисты”, для этого мы делимся на 2 группы. Группа оптимистов описывает достоинства, например, профессии библиотекарь, а группа “пессимистов” описывает все её недостатки. Один учащийся берёт на себя роль “арбитра” и после приведения “минусов” и “плюсов” каждой группой, подводит итоги и даёт характеристику положительных и отрицательных моментов, связанных с данной профессией.
3. Рефлексия занятия.
- Что понравилось на занятии, а что нет?
- Что узнали нового?
- Чего ждёте от следующих занятий?
Заключение.
Ведущим подводится итог и благодарит участников за работу.
4. Прощание.
(В группе традиционно принято аплодировать друг другу в конце занятия)Звучат аплодисменты.
Использованная литература
1. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Как стать профессионалом. – Новый Уренгой, 1998г.;
2. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. – М., 2001г.;
3.Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Воронеж, 2003г.