Профориентационное занятие "Что такое профессия" из цикла "Выбор профессии" для учащихся 8-9-х классов

Разделы: Школьная психологическая служба


Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос “Кем я буду?” задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.

Правильно сделанный подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Актуализации процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий; оказанию эффективной психолого-педагогической поддержки учащимся 8-х и 9-х классов; формированию мотивов саморазвития, личностного роста и повышению уровня психологической компетенции учащихся, посвящён цикл занятий “Выбор профессии”.

Формы проведения:

Занятия включают в себя беседы, сюжетно-ролевые игры, деловые игры, используются методы моделирования; методы групповой работы (“мозговой штурм”, дискуссия); использование диагностических методик.

Тема: Что такое “профессия”

Занятие является вводным, ориентировочным.

Цели:

- знакомство учащихся с понятиями “профессия”, “специальность”;

- рассмотреть классификации профессий по характеру труда, по уровню квалификации;

- повышение уровня психологической компетенции учащихся;

- пробуждение потребности в самосовершенствовании.

Материалы:

- карточки на каждого учащегося;

- таблицы классификаций профессий.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие.

Участники образуют круг. Каждый по очереди называет своё имя и любую профессию. Каждый последующий должен сначала повторить имена и профессии предыдущих, а потом назвать своё имя и профессию и т.д (профессии не должны повторяться). Другим вариантом приветствия может быть название профессий только на одну букву. Если некоторые участники затрудняются в задании, то ведущий и остальные учащиеся помогают.

2. Основная часть.

Вводное слово ведущего.

Цель наших занятий состоит в том, чтобы каждый из вас попытался определиться с выбором будущей профессии. Если кто-то сделал выбор, то эти занятия помогут ему утвердиться в правильности выбора. На занятиях вам будут предложены различные тесты. Вы познакомитесь с новыми профессиями, с факторами выбора профессии и т.д.

Беседа по теме занятия.

- На уроках истории вы говорили о том, что у первобытных людей не было профессий, но мужчины охотились, строили жилище, женщины готовили пищу, содержали хозяйство, воспитывали детей. Эти знания и навыки передавались людьми из поколения в поколение. Так появились определённые профессии.

Но не каждая трудовая деятельность является профессиональной.

Она будет таковой, если человек имеет уровень квалификации – это знания, умения, которые подтверждаются документами (аттестатами, дипломами и т.д.).

Существует также понятие “специальность” - это вид занятий в рамках одной профессии.

Например, профессия – врач. Специальности – врач-окулист, врач-хирург и т.д.

Практическая работа.

Сейчас я вам предлагаю поработать с карточками, где указаны названия профессий и специальностей. Задание вы прочитайте каждый в своей карточке, выполните самостоятельно, а потом мы обсудим все вместе.

Примеры карточек.

Из перечня нижеприведённых слов выберите те, которые обозначают профессии: инженер, художник – конструктор, парикмахер, учитель рисования, директор магазина, токарь.

Из перечня нижеприведённых слов выберите те, которые обозначают специальности: шахтёр, химик-теоретик, столяр, литературный критик, инженер-дизайнер, фотограф.

Беседа.

Для того, чтобы сориентироваться в мире профессий, необходимы, прежде всего, о них знания. Я предлагаю вам ознакомиться с некоторыми классификациями профессий, которые представлены в таблицах.

Таблица 1.

Деление профессий по характеру труда Характер деятельности Примеры профессий
Физические (исполнительные) профессии - выполнение решений

- работа по заданному образцу

- инструкции, правила

Кассир, телефонист, агент, продавец, машинист
Умственные (творческие) профессии - анализ

- исследование

- контроль

- планирование

- управление

- принятие нестандартных решений и т.д.

Врач, педагог, менеджер, юрист, физик

Таблица 2.

Деление профессий по уровню квалификации Примеры профессий
Профессии, требующие высшего образования Врач, инженер, архитектор, режиссёр, экономист
Высококвалифицированные рабочие профессии, требующие среднего специального образования Бухгалтер, наладчик, оператор
Квалифицированные массовые профессии Продавец, токарь, агент
Неквалифицированные профессии Грузчик, подсобный рабочий

Для закрепления данного материала учащимся предлагается выполнить следующее задание:

Руководствуясь таблицами, найдите место каждой перечисленной профессии, например:

экономист – по характеру труда относится к умственным профессиям, а по уровню квалификации к профессиям, требующим высшего образования (каждый учащийся получает по одному названию профессии и анализирует вслух по образцу).

На следующем занятии мы рассмотрим классификации профессий

  • по уровню жёсткости требований, предъявляемых человеку;
  • по отраслям хозяйства;
  • по предмету труда.

Игра “Пессимисты и оптимисты”

Сейчас я, предлагаю вам поучаствовать в игре, которая называется “Пессимисты и оптимисты”, для этого мы делимся на 2 группы. Группа оптимистов описывает достоинства, например, профессии библиотекарь, а группа “пессимистов” описывает все её недостатки. Один учащийся берёт на себя роль “арбитра” и после приведения “минусов” и “плюсов” каждой группой, подводит итоги и даёт характеристику положительных и отрицательных моментов, связанных с данной профессией.

3. Рефлексия занятия.

- Что понравилось на занятии, а что нет?

- Что узнали нового?

- Чего ждёте от следующих занятий?

Заключение.

Ведущим подводится итог и благодарит участников за работу.

4. Прощание. (В группе традиционно принято аплодировать друг другу в конце занятия)

Звучат аплодисменты.

Использованная литература

1. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Как стать профессионалом. – Новый Уренгой, 1998г.;

2. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. – М., 2001г.;

3.Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Воронеж, 2003г.