Школьная психологическая служба
-
Программа психологической помощи школьникам классов коррекционно-развивающего обучения "Релаксация — Коррекция — Развитие" 2005
Разработанная мною программа называется "Релаксация-Корекция-Развитие" - это три основных составляющих, без которых, по моему мнению, невозможно работать в классах КРО. В первую очередь релаксация - снятие напряжения, расслабление ребёнка. Только после этого коррекция - исправление, поправка тех особенностей психического развития, которые не соответствуют норме. Только после снятия напряжения ребёнок может поддаваться более полной, глубокой, продуктивной коррекции. И через релаксацию и коррекцию - развитие ребёнка - движение вперёд, к цели.
-
Проблемы социально-психологической адаптации кадет-пятиклассников Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова 2005
Деятельность психолога с пятиклассниками направлена на выявление и коррекцию личностных качеств подростка, затрудняющих адаптацию. С пятиклассниками проводятся беседы и адаптационный тренинг. Занятия направлены на формирование представлений о структуре жизнедеятельности в кадетском корпусе, на осознание особенностей собственного поведения, на развитие коммуникативных умений (контактности, развития умения слушать, разрешение конфликтов, способов саморегуляции эмоциональных состояний), на формирование положительного психологического климата в коллективе, атмосферы доверия и взаимовыручки, на сплочение группы.
-
Программа занятий по подготовке детей к обучению в 1-м классе 2005
Программа включает в себя 8 занятий. Занятия проводятся групповым способом 1 раз в неделю. Длительность занятия не превышает 30 мин. Цель программы: подготовить к обучению в первом классе общеобразовательной школы детей 6-7 лет.
-
Ничейная земля. (Первый классный час в 5-м классе) 2005
При переходе младших школьников в 5 класс важна мягкая адаптация. Как сформировать дружный коллектив, не допустить резкой дезадаптации, не дать ребенку растеряться? А может стоит с первого часа первого дня показать пятикласснику, что новый период в его жизни принесет много интересного, замечательного. И что с любыми трудностями можно справиться сообща с одноклассниками, учителями, классным руководителем и школьным психологом.
-
Суд над наркоманией для учащихся 10–11-х классов 2005
Агитспектакль для учащихся 9-11-х классов, проведенный в рамках недели здоровья.
-
Кто виноват? 2005
Агитспектакль пропагандирующий здоровый образ жизни, формирующий у учащихся отрицательное отношение к спиртному, наркотикам и сигаретам
-
Использование PR технологии в воспитательной работе школы 2005
Развивающая работа школы позволяет использовать технологию паблик рилейшнз (PR) в воспитании подростков. Детское школьное самоуправление (ДШС) построено с учетом основных принципов технологии PR Психология PR - это психология управления со всеми присущими ей принципами. Они носят интерсубъективный характер. PR имеют ступенчатую модель реализации. Реализация программы PR сталкивается с различными барьерами. Грамотно организованное ДШС позволяет устранять многие из возможных барьеров, благодаря активной позиции подростков в реализации PR.
-
Развивающая программа "Радость познания" 2005
Данное издание представляет собой программу развития личностно-мотивационной, аналитико-синтетической и речевой сферы, уровня познавательной деятельности обучающихся начального звена, имеющих задержку психического развития. В программу вошли диагностические, коррекционно-развивающие, лечебно-профилактические мероприятия, направленные на определение и коррекцию основных групп трудностей возникающих при обучении русскому языку, чтению, математике, а также при снижении общего интеллектуального уровня развития обучающихся на фоне нарушения нормального темпа психического развития. Программа может быть рекомендована педагогам, психологам, работающими в коррекционных классах VII вида, со слабоуспевающими школьниками, обучающимися в начальном звене.
-
Использование техник арт-терапии на занятиях по психологии в начальной школе 2005
Педагогическое направление арт-терапии способствует развитию, воспитанию и социализации ребёнка и в первую очередь - это забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. Использование техник особенно актуально в начальной школе, так как детям не всегда удаётся подобрать слова и точно выразить свои мысли и чувства, а с помощью создания таких работ им это сделать проще, так как легче говорить от имени образа, а не от своего.
-
Изучение самооценки учащихся 2005
Основные цели занятий по изучению самооценки учащихся - формировать представления учащихся о себе, помогать корректировать самооценку; предложить методики, с помощью которых можно определить самооценку учащихся разных возрастов; формировать умение правильно оценивать себя и других.
-
Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом 2005
Реализация коррекционной программы в МОУ СКШИ № 15 г. Краснодара для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.
-
Профилактика дезадаптации пятиклассников 2005
Разработанная нами программа "Поступаем в 5-й класс - это класс!" позволяет комплексно решать проблемы и познавательного, и эмоционально-личностного, и мотивационно-волевого развития учащихся. В систему работы по профилактики дезадаптации пятиклассников входит и диагностика готовности к обучению в среднем звене. Мониторинг по адаптации в пятом классе продолжается в шестом и в седьмом классах. Обновление информационного поля учителя проходит в разных формах. 1
-
Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения 2005
Одна из важных задач, стоящих перед учителем-предметником - организация учебной деятельности, при которой учащийся не только овладевает основами научных знаний, но и продвигается в своем психическом развитии.
-
Психологические особенности младшего школьника 2005
Личность - более сложное понятие, чем человек. Личность - это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное, социальное существо. Личность человека определяется его общественным бытием. Человеческий организм - развивающаяся система, где всё взаимосвязано, в том числе физиология и психика. Возраст не только физиологическое понятие. Существует также психологический возраст, который иногда совпадает, а иногда не совпадает с физиологическим и паспортным. Для большинства людей в тот или иной период времени становится важным определенный круг проблем. Министерство образования Республики Саха (Якутия) Вилюйское управление образования Кыргыдайская средняя общеобразовательная школа ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (тезис) Составитель: Александрова Саргылана Семеновна, школьный психолог 2005 г.
-
Развивающие игры для дошкольников и младших школьников. Фрагменты из опыта работы 2005
Анализ работы школьных психологических служб показывает, что психологи занимаются в большей степени диагностической работой - исследовать, изучить, протестировать, проанкетировать и т.д. А замысел, идея многих диагностических средств могут быть использованы и в развивающих, и в обучающих упражнениях. Приведенные в работе упражнения этому пример.
-
Психологическая конференция "Толерантность – дорога к миру" 2005
Понимание толерантности не однозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. Наша задача — не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание, плюс сотрудничество плюс дух партнерства. Что же это такое и каковы её особенности, вы и узнаете в ходе конференции.
-
Социально-профилактическая деятельность. Методическая разработка "ВИЧ — реальность" 2005
Профилактика употребления психоактивных веществ у детей в настоящее время является одной из основных задач в сохранении и оздоровлении современного поколения. Только совместная работа педагогов и родителей учащихся школ по предупреждению поступков, граничащих с риском заражения ВИЧ, может спасти молодежь. Только знания о путях передачи и профилактике ВИЧ-инфекции способны защитить человека от заражения. Важно понять, что СПИД - это не просто статистика. Это не просто цифры. Это судьбы живых людей.
-
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей, длительно не посещающих школу 2005
Концепция модернизации российского образования до 2010 года подчеркивает, что дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением. При составлении программы ППМС сопровождения детей, длительно не посещающих школу, мы опирались на положения федеральной программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Реализация нашей программы позволила вернуть в 2003/2004 учебном году в специальную (коррекционную) школу-интернат VIII вида 20 учащихся.
-
Рекомендации по применению тестов креативности в образовательном мониторинге 2005
Цель статьи - ознакомление широкого круга психологов с опытом многолетней работы по выявлению творческой одаренности в условиях общеобразовательной школы. Мы даем конкретные рекомендации по выявлению креативных детей с помощью процедур общего экранирования - экспертного опроса учителей и тестов креативности, описываем возможные проблемы при применении этих методов. Материал содержит готовые авторские бланки, рекомендуемые для использования практическими психологами.
-
Психологическое занятие для детей 6—7 лет: "Морское путешествие" 2005
Материал представляет собой разработку занятия (внеклассного или из курса психологических занятий) для детей 6-7 лет, включающего в себя комплекс заданий, направленных на развитие познавательных процессов (произвольного внимания, образной памяти, умения выделять признаки, анализировать) в форме игры-путешествия.
-
Занятие с девятиклассниками "Я объявляю своим делом…" 2005
Я считаю, что проблема выбора профессии всегда стоит перед подростками, а в настоящее время она становится актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О многих профессиях школьники практически не имеют информации, а существующие претерпевают изменения. Данная работа - конспект занятия с подростками, задача которого обеспечить профориентационной информацией (рассказ, беседа, игры, тест) через анализ мира профессий, современного рынка труда, изучение своих профессиональных склонностей, пробуждение интереса к собственной личности.
-
Терроризм и безопасность образовательного пространства (план обзорной лекции) 2005
Теракт - чрезвычайная ситуация (ЧС), результат воздействия отрицательных антропогенных экологических факторов. Даны аксиоматика, обзоры природных ЧС и истории терроризма, опыта борьбы с ним в России, Израиле и др. Необходимы психологическая подготовка учащихся, регулярные тренировки и превентивные меры, включая распределение обязанностей и ответственности руководителей. Приложены методические рекомендации для преподавателей, памятка о поведении при теракте и при его опасности.
-
Интегрированный урок психокоррекции и трудового обучения. "Нерпа"— оригами 2005
Психолого-педагогическая идея данного урока - показать, какую роль играют нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими задержку в психическом развитии. Эти дети нуждаются в особом внимании учителя и психолога, т.к. многие факторы ЗПР возможно преодолеть, вселить в детей уверенность и дать им возможность нормального развития. Урок проводится совместно учителем и психологом; каждый, имея общую цель, решает свои задачи. Условие успешности – сотрудничества.
-
Проблема адаптации младшего школьника при переходе в среднее звено общеобразовательной школы 2005
Переход из младшей школы в среднюю - важный период в жизни ребенка. Помочь ему адаптироваться в новой школьной жизни - вот задача школьного учителя, психолога и родителей.
-
Приемы развития мыслительной деятельности учащихся 5–7-х классов на уроках истории 2005
Статья посвящена приемам развития мыслительной деятельности учащихся младших классов на уроках истории. С помощью этих приемов, можно не только развивать мыслительные операции, но и улучшать качество исторических знаний школьников, создавать мотивацию в процессе обучения истории, вызывать интерес к истории не только как к учебному предмету, но и как к отрасли человеческого знания, то есть заложить основу исторического мышления. Использование этих приемов в практике обучения истории, позволяет вести работу с учащимися, направленную на формирование у них обобщенных мыслительных приемов познавательной деятельности, что достаточно важно для любого вида человеческой деятельности.
-
Индивидуально-возрастные и психологические особенности младших подростков 2005
Статья посвящена индивидуально-возрастным и психологическим особенностям младших подростков. Изучение этих особенностей, позволяет нам предвидеть многое в их поведении, благодаря чему возможно осуществление выбора эффективных мер воздействия на их поступки. Кроме того, педагоги смогут перестроить и скорректировать свою работу с детьми, в случае снижения интереса к учебе и слабой успеваемости. Знание этих особенностей помогает взрослому человеку понять своего ребенка, понять его нужды и интересы, лучше узнать его "внутренний мир", с тем, чтобы в будущем не сталкиваться с определенным кругом проблем.
-
Личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе 2005
Сегодня личностно ориентированный подход приходит в каждую российскую школу и процесс этот становится все более неизбежным. Педагоги и психологи, работающие, как в крупных городах, так и в сельской местности, понимают всю важность, его внедрения в педагогическую деятельность и настойчиво осваивают теоретические основы и технологию личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс. Автор показывает, каким должен быть личностно ориентированный подход в процессе развития личности ребенка, в период его обучения в школе.
-
Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков" 2005
У начинающего психолога много проблем. Одно из самых больших затруднений - работа с педагогами. Что проводить? Как проводить? Как сделать так, чтобы тебя слушали и слышали? Предлагаю конспект семинара для педагогов с элементами тренинга .
-
Программа клубных занятий для дошкольников "Учимся играя" 2005
С целью подготовки к школьному обучению и адаптации к школьным условиям, развития навыков общения, формирования учебной мотивации, развития мелкой моторики, мыслительных процессов и речи проводятся клубные занятия для дошкольников по программе, составленной и апробированной психологом с учётом современных реалий. Работа ведётся по трём направлениям: развитие коммуникативных способностей и эмоционального мира детей, познавательной сферы, моторной организации пространства.
-
Программа развития группового взаимодействия для подростков 2005
Данная программа представляет собой системный взгляд на проблему развития группового взаимодействия, атмосферы доверия и взаимоуважения. Пояснительная записка содержит обоснование актуальности и практической значимости специально организованных занятий со школьниками в сфере общения. В программе определены цель, задачи, гипотеза, план реализации программы, ожидаемые результаты. Автор представила 7 подробно разработанных конспектов занятий. Сильной стороной программы является ее глубокая разработанность автором. Ярко выраженная практическая направленность позволяет ее рекомендовать к внедрению в практику педагогами- психологами города.