Школьная психологическая служба
-
Использование "почты доверия" в психологической работе с первоклассниками 2006
"Почта доверия" – это особый прием, форма работы, заключающаяся в том, что дети сами дают запрос на беседу (консультацию) с психологом. Безусловным плюсом "почты доверия" является возможность работы непосредственно "на" ребенка, руководствуясь его запросами и потребностями. Конфиденциальность, добровольность, честность – основные правила пользования почтой. Использование почты в работе с первоклассниками связано с развитием у детей рефлексии и доверия.
-
Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ 2006
Если в коллективе наблюдается высокий уровень конфликтности, можно утверждать, что уровень эффективности и качества работы будет низким. Особенно это касается таких профессий, которые предполагают непосредственное общение с другими людьми. В наибольшей степени профилактика конфликтов важна для педагогического коллектива. С целью создания благоприятного климата в коллективе в нашем Центре разработана и реализуется "Программа профилактики конфликтов в педагогическом коллективе Центра".
-
Что такое самооценка и как она складывается в младшем школьном возрасте 2006
Что такое самооценка? Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Развитая, зрелая самооценка строится по исследовательскому типу: "Думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, прикинуть, проверить все возможные ходы". Такая самооценка способствует развитию интеллектуальной активности. Наша задача обучить ребенка видеть и понимать себя, координировать свои действия, с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих.
-
Работа педагога-психолога по коррекции и профилактике девиантного поведения у подростков в МОУ "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения" г. Новокузнецка 2006
Актуальность введения занятий по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в практику общеобразовательной школы заключается в том, что с каждым годом увеличивается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным и делинквентным поведением. Предлагаются методические разработки двух уроков, которые проводились в ходе занятий с обучающимися 5-х и 7-х классов.
-
Рефлексивные методики в работе психолога 2006
При помощи данной методики школьный психолог имеет возможность отследить тех учащихся, кто наиболее нуждается в психологической поддержке и, возможно, в его помощи. Диагностику можно использовать как среди учащихся, так и среди педагогического коллектива.
-
Курс занятий для учащихся младшего подросткового возраста "Познай себя" 2006
Занятия направлены на самопознание школьников, развитие познавательных процессов, осознание своих способностей и возможностей. В качестве примера приводится план занятия по теме "Внимание".
-
Психологическое сопровождение оздоровительного процесса 2006
Как детский санаторно-оздоровительный лагерь мы в первую очередь нацелены на сохранение и восстановление здоровья детей и подростков. Часто причиной нарушений здоровья является дистресс, невозможность справиться с трудной ситуацией, поэтому целью психологического сопровождения оздоровительного процесса в нашем санатории стало формирование стрессоустойчивости детей как одной из составляющих психологического здоровья. Работа с детьми строится по нескольким направлениям: диагностическое, развивающее, профилактическое, проектная деятельность.
-
Личностный алгоритм продуктивного педагогического труда 2006
В статье в систематизированном виде представлены профессионально и личностно значимые качества учителя, которые были определены путем многолетнего сбора экспертных оценок и интервьюирования учителей, администраторов, учащихся старших классов и их родителей. Авторы показывают как данный алгоритм может быть использован школьным психологом для структурирования педагогических проблем, с которыми ему приходится профессионально работать, а также для определения приоритетных направлений работы психолога с педагогами учебного заведения.
-
Методическая разработка недели психологии "Я и другой" 2006
Статья представляет методические разработки акции "Я и другой", проведённой в МУ "Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних".
-
Развитие психологической компетенции педагогов 2006
Разработан цикл тренинговых занятий для педагогов гимназии. На этих занятиях учителя получают возможность с позиций учеников и родителей проанализировать свою педагогическую деятельность, использовать новые психологические подходы в работе и самосовершенствоваться.
-
Анализ сопровождения детей первых классов в адаптационный период к школе 2006
Одно из направлений в работе школьного психолога – это сопровождение первоклассников в период адаптации к школе. Целью адаптационного периода в первые 2–3 недели пребывания детей в школе является создание наиболее полного представления о школе, об учениках, о жизни по школьным правилам. Основные задачи адаптационного периода: воспитание качеств, нужных в общении друг с другом и совместной деятельности (сотрудничество); формирование навыков общения.
-
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 8–9-х классов на этапе профессионального самоопределения 2006
По данным социологических исследований, каждый третий подросток покидает школу, не имея представления о том, кем он будет работать, каждый второй после окончания вуза работает не по специальности. Могут ли предпрофильная подготовка и профильное обучение в старших классах изменить ситуацию? На что в первую очередь должны быть направлены усилия родителей, учителей, психологов - на отбор "перспективных" детей или на развитие способностей, трудовой мотивации и формирование жизненных ценностей учеников? Чем будут руководствоваться взрослые, по сути, определяя профессиональную жизнь подростка? Какую цену заплатит он за неверное решение? Есть люди, которые знают ответы на эти вопросы. Есть такие, кого не волнуют ни вопросы, ни ответы. Но есть и другие - те, кто, как и мы, только ищет ответы на эти вопросы. Думается, их большинство. Для них и написана эта статья.
-
Конспект психологического занятия для младших школьников: "Давайте подумаем о… счастье?" 2006
Что такое счастье? Будет ли человек счастлив, если все его жизненные цели реализуются? Из каких компонентов состоит детское и взрослое счастье? Современные родители практически не говорят детям о своих чувствах, счастливы ли они, ещё реже размышляют вместе с детьми на тему счастья. Поэтому появилась необходимость создавать ситуации для размышления по данной теме, которые в свою очередь помогут детям настроиться на успех, почувствовать себя в центре внимания. Представленный материал содержит конспект занятия с элементами тренинга для младшего школьного возраста. Данное занятие может быть интересно как классным руководителям, так и педагогам-психологам.
-
Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса 2006
В данной работе представлен опыт проведения психолого-педагогического семинара. Участники семинара определяли с помощью педагога-психолога уровень морально-психологического климата в коллективе, знакомились с методами и приемами по улучшению взаимодействия участников образовательного учреждения. Проведение такого семинара является первой ступенькой на пути гармонизации взаимоотношений в коллективе.
-
Решение проблем адаптации 2006
В какой мере способен поступающий в школу ребенок учиться без затруднений? Ребенок, не достигший необходимого уровня развития, не привыкший к школьной жизни в период адаптации, сталкивается в школе с массой трудностей и неудач, что может иметь отрицательные последствия. В связи с этим возникла необходимость пересмотра работы по вопросам преемственности между звеньями, искать и систематизировать причины, наметить пути решения проблемы адаптации, как первоклассников, так и пятиклассников при переходе из одного звена в другое.
-
Программа "Ориентировка в пространстве" для школы III, IV вида. 5–10-е классы 2006
Данная рабочая программа предполагает дальнейшее обучение незрячих учащихся пространственной ориентировке после получения ими знаний, умений и навыков по программе института коррекционной педагогики под редакцией Л.И. Плаксиной, Москва 1999 г. для 1–4-х классов.
-
Профориентационное занятие из курса по предпрофильной подготовке "Мир профессий и твое место в нем" для учащихся 9-х классов по теме: "Его величество Интерес" 2006
Данное занятие раскрывает сущность понятия "интерес" (что такое интерес, как рождается интерес, виды интересов) и определяет роль интереса в профессиональном и личностном самоопределении.
-
Конкуренция профессионального образования — путь к самосовершенствованию 2006
Конкуренция - явление для многих довольно неприятное, но, к сожалению, неизбежное в современном обществе, в условиях рыночной экономики. В статье для выпускника профессиональных учебных заведений даются советы, как приспособиться к современным жестким условиям конкуренции и добиться реального успеха на профессиональном поприще. Приводятся особенности получения конкурентоспособного профессионального образования по специальностям строительного, авторемонтного профиля, технологии продукции общественного питания в колледже, которые востребованы на рынке труда. Рассмотрены негативные стороны и позитивные тенденции развития профессионального образования в Московском регионе.
-
Элективный курс для учащихся 9-х классов "На распутье" 2006
Элективный курс рецензирован на кафедре общей и специальной психологии Иркутского института повышения квалификации работников образования и рекомендован к практической реализации. Содержание программы соответствует целям и задачам психологического сопровождения учащегося в условиях предпрофильной подготовки: активизирует профильное самоопределение, способствует прояснению временной перспективы и построению жизненных целей.
-
Сборник развивающих занятий для второго класса 2006
Представлен сборник занятий для 2-го класса, выступающий как один из видов психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности ребенка. Традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Предлагаемые занятия, призваны, в большей степени, обратить внимание на то, что не всегда удается реализовать на традиционном уроке. Занятия выстроены по принципу "от простого к сложному".
-
Большая психологическая игра для подростков: "Спасатели" 2006
Игра “Спасатели” предназначена для учащихся 9-х классов и проводится во втором полугодии учебного года. Игра направлена на психологическую подготовку учащихся 9-х классов к сдаче экзаменов.
-
Предпрофильная подготовка. Программа элективного курса "Моя профессия" 2006
Неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры, к проектированию собственного жизненного пути - главная проблема, усложняющая переход на профильное обучение. В работе представлена программа элективного курса "Моя профессия", целью которой является подготовка к выбору профиля обучения (и профессии) с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда.
-
Программа по развитию коммуникативных навыков посредством мимики, пантомимики со слабовидящими детьми: "Общение без проблем" 2006
Наблюдая за детьми, изучая их особенности, разрабатывали рабочие программы. Одну из таких программ предлагаю вашему вниманию, она проходит ещё апробацию, дорабатывается по ходу работы в МОУ СОШ № 58 г. Новоуральска. В результате занятий ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, хорошо развитой речи, мимики), т. е. умения держать себя в обществе.
-
Социально-психологический тренинг по теме: "Учимся говорить "нет!" для учащихся 5–7-х классов" 2006
Данная работа содержит методические рекомендации по проведению занятий по формированию у детей эмоциональной, стабильной и положительной самооценки. Занятия рекомендуется проводить среди учащихся 5–7-х классов.
-
На пути к взаимопониманию (сценарии встреч с родителями) 2006
Идея разработки встреч с родителями возникла в связи с увеличением количества детей с трудностями в поведении и обучении, и по запросам родителей. Я задумалась, с чего начать, учитывая, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают навыками эффективного взаимодействия с ними? В результате получилось несколько тематических встреч, с которых начинаю работу с родителями. Встречи направлены на осмысление проблем во взаимоотношениях родителей с детьми и на начальном этапе работы с родителями достаточно эффективны.
-
Организация системы психолого-педагогической поддержки учащихся в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение 2006
В статье предложена система психолого-педагогической поддержки учащихся в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение, целью которой является координация усилий администрации школы, учителей, учащихся и родителей для предотвращения и решения проблем, связанных с выбором образовательного и профессионального маршрута и самоопределением. Рассмотрены следующие вопросы: нормативно-правовая база, цели и задачи системы, основные компоненты и критерии результативности работы.
-
Воспитание "стрессоустойчивости" у детей и подростков как средство укрепления физического и психического здоровья 2006
Cтатья посвящена вопросам профилактики нарушений эмоционально-волевой сферы у детей и подростков, следствием которых могут являться неадекватные стрессовые реакции, сопровождающиеся проявлениями расстройств психического и физического здоровья. Работа может представлять интерес для педагогических, медицинских работников, родителей.
-
Взаимосвязь акцентуаций характера и уровня адаптивности подростков в условиях города Норильска 2006
Проведение исследования представляется важным в условиях Норильского промышленного района, так как условия жизни и деятельности в Заполярье имеют свои характерные особенности. На организм человека оказывают неблагоприятное влияние природно-климатические факторы района Крайнего севера. Прежде всего, низкая среднегодовая температура, длительная полярная ночь, вызывающая развитие астено-депрессивных состояний. Плотная жилая застройка и близость к ней основных металлургических предприятий, возросший выброс в атмосферу токсических веществ существенно ухудшает экологическую обстановку в районе промышленных предприятий и в жилой зоне г. Норильска. Целью исследования явилось выявление взаимосвязи акцентуаций характера и адаптивности у подростков допризывного возраста в условиях города Норильска.
-
Занятие по психологии с учениками 3-го класса по теме: "Приемы успешного запоминания" 2006
Вы осознаёте, что под напором огромного потока информации ученикам становится сложно запоминать школьный материал? Почему одни вещи дети в некоторых случаях запоминают, а в других забывают? Это занятие по психологии познакомит детей младшего школьного возраста с основными способами запоминания информации. Овладев ими, учащиеся смогут запоминать большее количество информации. Научатся концентрироваться в нужный момент, смогут избавиться от рассеянности.
-
Интегрированное развивающее психолого-логопедическое занятие с учащимися 5-го класса по теме: "Обучение написанию письма" 2006
Интегрированное развивающее психолого-логопедическое занятие окажет существенную помощь учащимся 10–12 лет с задержкой психического и речевого развития в обучении написанию письма. Через таинственный и загадочный мир приключений учащиеся получат наиболее полные знания и умения по формированию самостоятельной письменной речи.