Подростковый возраст называют критическим возрастом в широком смысле слова. Статистика психологического консультирования подтверждает, что количество случаев за психологической помощью в этот период резко увеличивается. Проблемы у подростков разные – от первой неразделённой любви до опасности наркомании и алкоголизма, от признаков дисморфомании до нежелания ходить в школу. Дети 14 – 18 лет, уже и не дети, но ещё и не взрослые, в этот период времени так легко могут потеряться: юношеское “Я” ещё неопределённо, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. В этот момент для подростков особое значение имеет общение со сверстниками и взрослыми. От того, кто окажется рядом с детьми, зависит вся дальнейшая их жизнь.
Программа нашего клуба знакомит детей с психологией человека, психологией общения, конфликтологией. Ребята знакомятся с собой с помощью тестов, проходят тренинги, учатся сами проводить тренинги и проводят их среди старшеклассников. Программа учит подростков развивать рефлексию, логику, умению анализировать, обобщать, классифицировать. Ребята клуба быстрее определяются с выбором профессии, находят свои недостатки и учатся работать с ними. Занятия в клубе воспитывают сочувствие, доброту ко всем людям, ко всему окружающему, приучают занимать активную гражданскую позицию.
Занятие, описанное ниже поможет определить подросткам характеристики позитивных и негативных групп; обсудить свой опыт пребывания в тех или иных группах; обсудить понятия “дружба”, “друзья”; рассмотреть общие возможности группы в сравнении с возможностями одного человека; воочию убедиться, что несколько камней являются более могучей силой, чем один камень (камень – символ человека); убедиться в важности общепринятых норм и правил межличностного общения, узнать о возможных последствиях их нарушения; вспомнить этапы проведения релаксации, а также получить заряд бодрости после учебного дня.
Тема: Камни дружбы
Методы работы: релаксация, визуализация, психологическая игра, объяснение, обсуждение, психологический опыт, рисование, принятие правил, аромотерапия, чаепитие, рефлексия.
Материалы занятия: аромолампа, магнитофон, листы формата А3, маркеры, учебная доска, таз с водой, клеёнка, камни разной величины желательно по количеству больше, чем ребят, гуашь, кисти, банки с водой, полотенца бумажные, массажные мячи, свеча, всё к чаю.
Время занятия: 2 -2,5 часа
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем занятии мы будем говорить много о дружбе, друзьях, но и о себе не будем забывать. Наш клуб называется “Познай себя”, так как мы следуем древневосточной притче, которая гласит: “Если ты хочешь навести порядок в своей стране, сначала наведи порядок в провинции. Если ты хочешь навести порядок в провинции, наведи порядок в городах. Чтобы был порядок в городах, наведи порядок в семьях. Если хочешь порядка в семьях, то наведи порядок в собственной семье. Чтобы был порядок в собственной семье, наведи порядок в самом себе, а для этого ты обязан познать самого себя”.
Познавать себя нам помогают не только психологические игры, тесты, лекции, беседы, походы, но и релаксация. Путём релаксации также очень хорошо снять напряжение. Давайте вспомним с вами этапы проведения релаксации (три этапа: первый – удобная поза и свободное глубокое дыхание, второй – расслабление всех частей тела, отдых, третий – возвращение к действительности).
Упражнение “Источник энергии”
Сядьте удобно, прикройте глаза, сделайте три глубоких вдоха, на каждом задержите дыхание и медленно выдохните воздух, ощущая, как он выходит из вас и освобождает вас от всех невзгод… Ваша голова расслабляется… Расслабляется всё ваше тело… Руки становятся ватными и тяжёлыми… Ощутите лёгкое покалывание на концах ваших пальцев… Дыхание лёгкое и свободное… Сердце бьется ритмично… Сосуды сердца работают без перебоя… Положив руки на солнечное сплетение, вы чувствуете тепло, которое вас поддерживает в хорошей форме всегда и везде… Только лоб остаётся прохладным, будто его овевает прохладный, свежий, морской ветерок… Вы полностью расслаблены, а ваше сознание слышит мой голос… Вообразите перед собой некий источник энергии… Он согревает вас… даёт вам энергию… Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела… Вдохните её… Представьте такой же источник энергии за своей спиной… Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине… Поместите источник энергии справа… Ощутите воздействие энергии на правую половину тела… Поместите источник энергии слева… Ощутите воздействие энергии на левую половину тела… Вообразите источник энергии над собой… Ощутите, как энергия действует на голову… Теперь источник энергии находиться у вас под ногами… Почувствуйте, как наполняются энергией ступни ваших ног… потом… энергия поднимается выше… и распространяется по всему вашему телу… Представьте, что вы посылаете энергию какому-то человеку… а теперь другому… Отметьте для себя, каких именно людей вы выбрали… А теперь пошлите энергию своей семье… своим друзьям… знакомым… Вот вы и отдохнули… На счёт от 5 до 1 мы будем медленно возвращаться сюда, в нашу комнату… 5 – вы полны энергии и бодрости, 4 – вы можете продуктивно работать и у вас всё получится, 3 – сделайте глубокий вдох и выдох, подышите ещё глубоко, 2 – потянитесь, 1 – откройте глаза, мы уже в этой комнате.
Какие у вас ощущения? Кто смог расслабиться и отдохнуть? У кого не получилось? Что вам мешало? (Важно спросить каждого). Думаю, что, уделяя себе несколько минут в день на расслабление, вскоре вы заметите, что ваш ум становится яснее, память чётче, а напряжение всё реже будет вашим союзником.
Наполняю аромолампу эфирным маслом бергамота, зажигаю свечу, все свои действия комментирую словами: “сейчас мы зажжем свечу, поставим её в аромолампу и наполнимся ароматом бергамота, который помогает поддерживать наше внимание на достаточно высоком уровне”.
Предлагаю разделиться на три подгруппы (предварительно рассчитавшись на первый, второй, третий и раздав маркеры и листы формата А3) и провожу психологическую игру “Нарисуй здание”. Каждая подгруппа должна быстро и красиво нарисовать здание. Когда подростки рисуют, всё время их прерываю, то крыша не та, то забыли нарисовать фундамент, то обязательно надо было изобразить здание с колонами и т.д. По завершении работы делаю выводы, о том, что всё нарисовано неправильно, победителей нет, так как надо было рисовать школу. Проводится анализ игры. Понравилась ли игра? Почему нет? С какими проблемами вы столкнулись? Что не было сделано до начала игры? Конечно же, мы забыли оговорить с вами правила игры. Что дают нам правила? В каких ещё видах человеческой деятельности мы не можем обойтись без правил? (Учёба, труд, общение).
Да, ребята ни один вид деятельности не может существовать без правил. Поэтому я вам предлагаю принять наши правила поведения и работы в клубе (активно работать; говорить от своего имени, не прикрываясь местоимением “мы”; конфидициальность; не допускаются разговоры, не относящиеся к теме). Приняв все эти правила, мы с вами сегодня сможем сделать некоторые открытия.
Нам предстоит рассмотреть проблему групп и членства в группах. Мы также будем рассматривать и обсуждать дружбу в этих группах. Вспомните, пожалуйста, характеристики позитивных и негативных групп. (записываю все предположения детей на доске).
Позитивная группа | Негативная группа |
Позволяет быть самим собой | Настаивает на том, чтобы ты мыслил, чувствовал и вёл себя так, как предписывает группа |
Позволяет тебе быть несогласным | Не позволяет иметь другую точку зрения |
Приветствует индивидуальность | Настаивает на приверженности мнению большинства |
Оказывает поддержку, когда у тебя проблемы | Заботится только о групповом распорядке (не приветствуется откровенность и личные переживания, т.е. твои проблемы ничего не значат) |
Позволяет уйти, когда ты этого хочешь | Не позволяет тебе уйти |
Не требует от тебя преданности | Может потребовать доказательства верности, настаивая на участии членов в нечестных, подлых, криминальных или агрессивных действиях |
Ребята, а теперь определите позитивные группы, в которых вы состоите, и негативные, членами которых вы могли быть. Обсуждение идёт по кругу, взрослый подчёркивает, что участие именно в этой группе может оказаться хорошим опытом.
Передавая корзину с камешками по кругу, предлагаю каждому воспитаннику выбрать себе камень. Выберите себе камень, который вам больше всего нравиться, который больше всего вам напоминает себя и стимулирует воображение. Предлагаю одному из ребят бросить камень в ёмкость с водой (будет небольшой всплеск) и ещё кто-то бросает (ещё немного брызг), затем собираю все камни, включая те два, что брошены в воду и бросаю сразу все камни в ёмкость с водой. Ребята, что можно об этом сказать? Конечно, вы правы – один в поле не воин, только вместе мы сможем с вами найти себя самих. Это наш клуб. Его успех или неудача зависит от нас самих. Наше участие должно быть честным; то, что мы надеемся приобрести, - истина. Выражая наши чувства, надежды и мечты, мы можем узнавать больше. Дружеские отношения и самосознание являются наградой для каждого из нас. Кто желает ещё выговориться? У кого какие мысли о дружбе появились? Какими ценностями должен обладать друг? А сами вы всегда придерживаетесь этих ценностей? Что вам мешает? Как правило, дети на этом этапе занятия любят читать стихи о дружбе.
А теперь я хочу вас попросить разукрасить ваши камушки, подписать, нарисовать что-либо на них, но так, чтобы было понятно, что это ваш камень. Ребята разрисовывают камни под песни о дружбе. Дома подержите эти камни в своей комнате, чтобы они пропитались вашими мыслями, чувствами, вашим отношением к жизни, а когда вам будет тяжело, не будет возможности прийти к нам в клуб, вы подержите камень дружбы в руках, вспомните нас, и он обязательно вам поможет.
Что сегодня на занятии вам понравилось больше всего? Что кто-то из вас узнал или понял сегодня? Кто не смог по какой-то причине сказать что-то важное нам? Кто ещё хочет поделиться своими мыслями? Спасибо за искренность, откровенность вам и я хочу, чтобы вы всегда помнили, что каждый из нас – частица своего народа, общества. И наша сила в единстве. Что один не сделает – сделаем вместе. Действуя вместе с друзьями, ты станешь сильнее и защищённее, добрее и честнее, активнее и ответственнее. Многосторонняя забота друг о друге, об окружающих людях, о далёких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, всё более чёткая организация своей жизни на пользу и радость людям – вот что может сплотить всех нас.
Прежде чем перейти к чаепитию, мы отблагодарим друг друга. Сделаем массаж друг другу массажными мячами (стоя в кругу, друг за другом), а теперь повернёмся в другую сторону и повторим.
Заканчивается занятие посиделками за чашкой чая, где продолжается обсуждение понятий “правила”, “позитивные и негативные группы”, “дружба”, “друг”.