Введение
В последние годы резко повышается интерес к здоровью человечества. Проблемы психологического благополучия, физического здоровья учителей и учеников в условиях образования актуальны на сегодняшний день. Педагоги являются представителями стрессогенной профессии и отличаются крайне низкими показателями здоровья, поэтому для большинства учителей остро стоит вопрос его сохранения. Школьники также испытывают постоянные стрессы в процессе обучения. Ослабленное состояние организма нуждается в коррекции. Эта коррекция может сочетать в себе медицинские и нетрадиционные методы укрепления и восстановления, может опираться на индивидуально подобранный режим.
В исследовательской работе я исследовала влияние периодов биологического года на состояние психического и физического здоровья человека. В результате исследовательской работы построены индивидуальные графики изменения биоритмов, сформулированы рекомендации по профилактике и восстановлению защитных функций организма.
Цель исследования: изучить влияние биологического года на заболеваемость организма.
Конкретные задачи:
- Изучить теоретический материал по биоритмологии;
- Исследовать влияние периодов биологического года на заболеваемость организма;
- Построить, сравнить график биологического года и график заболеваемости организма человека;
- Разработать профилактические рекомендации;
- Проанализировать полученные результаты.
Предмет исследования: заболеваемость организма.
Объект исследования: биологический год.
Гипотеза: психическое и физическое здоровье человека частично зависит от его индивидуального биологического года.
Методы проведения исследования: архивный, беседа, наблюдение, графически-исследовательский.
Сроки исследования: три года.
Исследование осуществлялось с позиции
личностного подхода к истолкованию
биоритмологии, разработанной в трудах Г.А.
Малахова и кандидата медицинских наук И.П.
Чкаловой.
Исследовательская работа по теме “Влияние
периодов биологического года на заболеваемость
организма” проводилась в течение трёх лет
(2001–2004).
Этапы работы:
- Подготовительный этап 2001–2002 г.
- изучение теоретического материала;
- постановка и осмысление проблемы;
- разработка профилактических рекомендаций.
- Практический этап 2002–2003 г.
- обучение здоровому образу жизни;
- организация психолого-профилактического сопровождения образовательного процесса.
- Аналитический этап:
- анализ полученных результатов;
- соотнесение их с целями эксперимента;
- обобщение хода и результатов эксперимента.
В экспериментально-практической работе применялись методы: архивный, беседы, наблюдение, графически-исследовательский, семинары, психогимнастика, тренинги. В эксперименте участвовало 40 человек, из них 15 учителей и 25 обучающихся.
Подготовительный этап
Изучив теоретический материал по теме: “Биоритмология”, авторы: Чкалова И.П., кандидат медицинских наук, и Малахов Г.А., мы узнали, что у каждого человека в зависимости от дня рождения в течение года наступает свой, только ему свойственный период биологического “лета”, “осени”, “зимы”, “весны”, причем они не всегда совпадают с особенностями сезонов года. Дело в том, что от начала рождения человека и всю последующую жизнь он ежегодно переживает свои четыре биологических времени года. В первое полугодие от даты рождения организм набирает свои силы: повышается энергетический запас, а также иммунные защитные адаптационные силы и совершенствуется процесс саморегуляции. Во втором полугодии идет обратный процесс снижения биоэнергии и остальных процессов. График разработан Московским научно-методическим восстановительным центром “Меридиан”. Основываясь на этих данных, были рассмотрены и проанализированы медицинские карты участников эксперимента. По результатам диагностики построили индивидуальные графики сезонных заболеваний и графики заболеваемости биологического года. Сопоставление графиков показало, что у многих, особенно у людей старше 35 лет, действительно ухудшение самочувствия наступало тогда, когда синусоида биологического года доходила до “холодной фазы”, т.е. находилась между “осенью” и “зимой”. Из беседы с участниками эксперимента мы получили следующие данные: как у школьников, так и у педагогов в это время обострялись хронические заболевания, снижалась работоспособность, наступала сонливость, апатия ко всему происходящему. У многих наблюдалось депрессивное состояние, резко падала успеваемость. Если учесть, что биологический год человека может совпадать с сезонным, т.е. с весной, когда в полную силу проявляется нехватка витаминов в организме, физическое истощение, то многие из участников исследовательской работы вынуждены уходить на больничные, чтобы поддержать свое здоровье. Естественно, у этих людей график биологического года и сезонного полностью совпадал.
Все участники были ознакомлены с результатами исследовательской работы. Каждый получил рекомендации по поддержанию своего здоровья в наиболее опасные периоды своего биологического года. Таким периодом является переход организма из “лета” в “осень” и “зиму”. В этот период желательно снизить по возможности все физические и эмоциональные нагрузки, следить за правильным и полноценным питанием. Для восстановления работоспособности рекомендовано применять облепиху, шиповник, черную смородину, зелень. От усталости применять золотой корень, женьшень, элеутерококк. Стараться как можно чаще бывать на свежем воздухе, общаться с приятными людьми, посещать тренинги, сауну.
Практический этап
Проводились теоретические семинары и практикумы по освоению выбранных технологий и форм обучения, изучению проблем и явлений, связанных с образованием и сохранением здоровья, которые возникают и могут возникнуть в условиях эксперимента. Отслеживались результаты состояния здоровья участников эксперимента. Велись индивидуальные беседы и консультации.
Для организации психолого-профилактической деятельности был открыт кабинет психологической разгрузки, заготовлено лекарственное сырье (помогали сами участники), разработаны тренинги для снятия психического и физического напряжения, подобраны аудиокассеты с музыкой. Участники эксперимента научились выполнять точечный массаж для снятия психического напряжения, повышать и понижать артериальное давление и т.д. По желанию все могли посещать сауну, бассейн (поездки организовывала председатель профкома).
На переменке учителя и дети могли попить чай, который заваривали целебными травами, поиграть в подвижные игры. Во время урока обязательно проводились физкультминутки, которые помогали снять утомление глаз, опорно-двигательного аппарата, психологическое напряжение. Учителям-предметникам были даны рекомендации по психологическому сопровождению школьников, участвующих в эксперименте. Старались соблюдать санитарно-гигиенические нормы (иногда нарушался тепловой режим по вине работы местной котельни).
Была сделана повторная выборка из медицинских карт учителей и обучающихся, выписки диагнозов болезни из больничных листов и справок за 2002–2003 год. По результатам этой выборки были построены индивидуальные графики сезонных заболеваний за 2002–2003 год. Анализ этих результатов показал эффективность психолого-профилактической деятельности. Число больничных листов уменьшилось на 10 в год (было 50, стало 40), школьных справок было 35 за год, стало 23. Считаю, что это хороший результат. Следует учесть еще и то, что многие из участников эксперимента в холодное время года не болели простудными заболеваниями, ангиной и гриппом.
Из беседы с участниками эксперимента выяснилось, что все они добросовестно выполняли рекомендации психолога, когда их биологический год приближался к самой опасной фазе “осень”, “зима”. Участники, у которых совпадали сезонное время года "зима" и опасная фаза биологического года, старались ограничить все физические и психические нагрузки. Вели активный, здоровый образ жизни. Посещали сауну, развлекательные программы, обязательно дневной сон, самомассаж, аутотренинг. К сожалению, хронические заболевания обострялись в межсезонье, но эти обострения проходили не так болезненно, как ранее.
Аналитический этап
Сохранение психического, физического здоровья педагогов и школьников – одна из главных задач нашей школы. Важно строить образовательный процесс гармонично, не нарушая равновесия в организме, не за счет резервов здоровья.
Один из возможных путей организации здоровьесберегающего образовательного процесса – это психологическое сопровождение учителей и школьников.
Изучая динамику состояния здоровья детей и учителей в нашей школе, мы обратили внимание на взаимосвязь сезонных заболеваний с биологическим годом человека. Для того чтобы подтвердить гипотезу, на всех участников эксперимента были построены графики биологического года (годовой цикл) и графики сезонных заболеваний, причем учитывались не только больничные листы, но и просто плохое самочувствие, легкое недомогание и т.п. Графики сезонных заболеваний строились дважды (первый раз на подготовительном этапе, второй – на завершающем этапе эксперимента).
Анализируя полученные результаты, сравнивая динамику состояния здоровья участников, делаем вывод, что к концу эксперимента число дней плохого самочувствия участников снизилось. Они старались выполнять все рекомендации школьного психолога (дневной сон по возможности, фитовитаминизация, посещение психологических тренингов, самомассаж, бассейн). Все участники эксперимента смогли так же улучшить свое психическое и физическое состояние в опасные периоды своего биологического года “осень”, “зима”. У многих появилось желание вести здоровый образ жизни, тем более больших материальных затрат на это не требуется.
Учителя и дети смогли раскрыть свои скрытые причины плохого самочувствия в определенное время года. Каждый из них теперь без проблем может составить индивидуальный график своего биологического года, отметить наиболее опасные периоды для своего организма и наметить пути улучшения самочувствия. Педагоги при планировании учебно-воспитательной деятельности с учащимися могут учитывать индивидуальный биологический год ребенка, что даст возможность плодотворно с ним работать.
Таким образом, поставленная цель – “Исследовать влияние биологического года на заболеваемость организма”, была выполнена.
Гипотеза “Психическое и физическое здоровье человека частично зависит от его индивидуального биологического года” доказана.
Литература
- Малахов Г.П. Биоритмология. ОА “Комплект”, 1996 г. Стр.58–68.
- Чкалова И.П. Газета “Семья” 1996 г.
- Вержицкий Г.А., Добрынина О.А., Балакирева Н.И. “Развитие личности ученика в современной школе” – Новокузнецк: ИПК, 2000 г., стр. 113–115.
- Журнал “Крестьянка” 1990 г, стр.22–23.
- Немов Р.С. Психология, кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика: – М.: Просвещение: Владос, 1995 г, стр. 10–23.
- Основы здорового образа жизни. – Новокузнецк: ИПК, 2001 г., стр. 19–23.
- Научно-практический журнал “Завуч” для администрации школы. № 5. 2002 г. Стр. 31–34.
- Медицинские карты учителей и учеников.
- Школьная документация.
- Айболит. Газета. Учредитель и издатель ООО “Агентство “Кавказинтерпресс” 2003 г. № 17, 18, 20, 24.