Школьная психологическая служба
-
Роль отцовского воспитания 2005
Сегодня утрачивается традиционная роль мужчины - "кормильца", "неприкасаемого авторитета", примера для подражания, наставника детей в их семейной жизни и в общественно-производственной деятельности. В настоящее время ослабевает былая поляризация половых ролей и связанных с ними стереотипов поведения. Сегодня стал возможен для родителей обмен ролями: мать - строгая, сильная, по сути, выполняющая роль, отцовского воспитания; отец - нежный, ласковый, выполняющий роль матери в семье. Одинокие отец и мать могут успешно вырастить и воспитать ребенка в том случае, когда одному родителю приходится выполнять обе функции: быть матерью и отцом. Современные условия предоставляют отцам более широкий спектр, проявления родительской любви. Начинает формироваться новый тип проявления отцовской любви. Лишившись постоянного общения с отцом, подросток теряет долю уверенности в том, что его любят, защищают и понимают. Это в свою очередь деформирует развитие личности, дает крен в развитии образа "Я" в сторону феминизации мальчиков и маскулизации у девочек. Отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя детей вне дома к проявлениям агрессии. Чем в большей степени отец вовлекается в раннюю заботу о ребенке, тем быстрее тот развивается, социализируется и тем лучше противостоит стрессу. Отец помогает ребенку воспринимать фрустрацию и переносить фрустрирующие события. Психологические исследования показывают, что дети выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, повышенный уровень тревожности, у них чаще встречаются невротические симптомы. Модели нарушения стилей родительского воспитания достаточно освещены в популярной психологии (гиперопека, попустительство и др.). Но при неадекватных взаимоотношениях мать-отец-ребенок формируются патологические модели поведения. В таких семьях отцы обычно предъявляют нереальные требования к женам, пытаются создать коалицию с детьми против матери, соперничают с сыновьями в борьбе за внимание жены, тем самым подрывая уверенность мальчиков в себе, одержимые идеями величия, они одновременно неудачники, полностью подчиняющиеся женам. Основа отцовского воспитания - это родительская твердость. В данном случае это проявление истинного сострадания. Сделать это нелегко. На этом пути подстерегают немалые трудности и опасности. Однако нельзя предоставить развитие ребенка самому себе, так как он еще слаб и недостаточно развит.
-
Познавательный интерес как средство развития личности младшего школьника 2005
В основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Учением нужно заниматься с увлечением, с интересом. Каждый ученик хочет, чтобы его не просто любили, а чтобы он купался в этой любви, чтобы его не просто учили, а чтобы он погружался в мир знаний с большим интересом. Познавательный интерес обеспечивает напряжение мысли, создаёт условия для проявления творчества, побуждает самостоятельно думать. Возникновение познавательного интереса ценно для развития личности младшего школьника.
-
Программа психофасилитационной работы психолога с педагогическим коллективом 2005
Одним из сложных и мало разработанных направлений деятельности школьного психолога является работа с педагогическим коллективом.
-
Причины школьной неуспеваемости 2005
В нашей школе в 2001г. была создана педлаборатория по проблеме "Социально-педагогические аспекты предупреждения неуспеваемости школьников". Категории детей, которые относим к неуспевающим. Членами педлаборатории выявлены тенденции к проявлению неуспеваемости в Норильском промышленном регионе. Исследования причин неуспеваемости в нашей школе педлаборатория осуществляет по определённым аспектам. Для выявления причин неуспеваемости, необходимо разобраться в её видах.
-
Дискуссия "Наркотики: мифы и реальность" 2005
Вопросы профилактики потребления психоактивных веществ в организованных коллективах несовершеннолетних представляют одну из актуальнейших проблем в современной наркологии и педагогике. Дискуссионное занятие "Наркотики: мифы и реальность" позволит подросткам увидеть данную проблему с разных сторон, уточнить их персональные позиции и личные точки зрения всех присутствующих, выработать общее мнение и прийти к единому выводу.
-
Арт-терапия в педагогике 2005
В статье рассматриваются преимущества арт-терапии в работе с проблемными детьми. Приводится подробная программа ведения групповой терапии, иллюстрируемая конкретным примером
-
Из опыта работы школьной библиотеки с детьми-инвалидами: "Особый ребенок" 2005
Статья ориентирована прежде всего на библиотекарей, учителей, психологов, социальных педагогов, родителей. Представлен опыт работы школьной библиотеки по психологическому оздоровлению, развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации детей с ОВЗ через организацию досуговой деятельности.
-
Программа "Этикет". Обучение младших школьников правилам общения 2005
Цель программы: обучение младших школьников с 1-го по 4-й класс правилам этикетного общения в различных общественных местах через ролевые игры.
-
Ротацизм и его исправление 2005
Урок на котором происходит постановка звука Р.при этом развивается подвижность артикуляционного аппарата, сила голоса, длительность, плавность ротового выхода.
-
Урок психологического развития во 2 классе 2005
Среди всех мотивов учебной детельности самым действенным является познавательный интерес в процессе учения. Он активизирует умственную деятельность. На уроке закрепляются навыки устного счета, решаются задачи, развивается зрительное восприятие.
-
Комплексное занятие по развитию психомоторных и сенсорных процессов у младших школьников "В гостях у 12 месяцев" 2005
Представлен конспект комплексного занятия для младших школьников, имеющих проблемы в обучении. Занятие включает в себя различные виды заданий, игры и упражнения, направленные на коррекцию и развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и речи детей. Материалы занятия могут быть использованы в работе педагогов-дефектологов, психологов и учителей начальных классов.
-
Коррекционно-развивающее занятие во 2-м классе 2005
Коррекционное занятие содействует формированию и развитию тех или иных познавательных процессов детей, а также положительно влияет на качество знаний учащихся. Подбор упражнений, заданий осуществляется таким образом, что в процессе их выполнения формируется произвольное внимание, расширяется его обьем и концентрация, учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приемами зрительного и слухового запоминания, а также сохранения увиденного и услышанного в памяти. Значительно обогащается словарный запас, формируется умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, обьяснения, доказательства. Кроме того, закладываются предпосылки для формирования таких черт характера, как усидчивость, любознательность, самостоятельность.
-
Семинар "Супервизовство в школе" 2005
На профессионализм стажёра влияют его чувства к самому себе, к ребёнку в школе, к преподавателю и педагогическому процессу, в котором он участвует. В анализе информации стажёра, учитываются: учебная программа, возраст, пол, уровень образования, биография, социальное положение и характер каждого участника. Необходимо в первую очередь определить цель, с которой супервизор и стажер приходят на консультацию.
-
Безопасность через образование: работа школьного психолога по сопровождению учебно-воспитательного процесса 2005
В ходе психолого-педагогического сопровождения в школе была создана Программа деятельности "Безопасность через образование". Приоритетными направлениями в рамках данной Программы для психолога являются: создание у учащихся осознанных установок к здоровому образу жизни и профилактическая работа по употреблению психоактивных веществ. Эффективные результаты были достигнуты при реализации поставленных цели и задач с использованием традиционных форм работы и интерактивных технологий при совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса.
-
Диагностика психологических условий школьной образовательной среды 2005
Представленный материал содержит описание методики диагностики психологических условий школьной образовательной среды, а также процедуры обработки и оценки результатов. С небольшими изменениями предлагаемая методика может быть использована в учреждениях профессионального образования, а также для диагностики психологических условий образовательной среды отдельных классных коллективов. Методика диагностики психологических условий школьной образовательной среды может быть полезна школьным психологам, социальным педагогам, учителям, руководителям ОУ и другим педагогическим работникам.
-
Занятие с педагогами "Что дает учителю информация об эмоциональном состоянии школьника?" 2005
Что дает учителю информация об эмоциональном состоянии школьника? Ответ на этот вопрос целесообразно дать в контексте регулирующей роли эмоций в деятельности, поведении, отношениях личности. Рассматриваются блоки: эмоции и познавательная деятельность, эмоциональные барьеры восприятия и понимания учебной информации, методика диагностики эмоционального самочувствия школьника "Настроение на уроке".
-
Клуб школьных психологов как форма организации профессионального общения 2005
В работе представлен практический опыт организации пространства для профессионального и личностного развития школьного психолога. Автор даёт описание содержания, принципов, форм и методов деятельности клуба. В работе содержатся методики самодиагностики профессиональных и личностных качеств и ограничений, а так же набор способов и средств саморазвития психолога, достижения им профессионального и жизненного успеха.
-
Фестиваль "Как прекрасен этот мир" 2005
Фестиваль проводится с целью профилактики наркомании среди учащихся школы, их приобщения к работе в школьном клубе волонтеров "Выбор" и здоровому образу жизни.
-
Причины нарушения учебной деятельности и адаптация учащихся средней школы 2005
Проблемы успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю традиционно обычно связывают с трудностями социальной адаптации (в качестве причины которых называют переход на предметное обучение и появление в связи с этим многих незнакомых равнодушно- требовательных педагогов вместо одной заботливой учительницы) и с подростковым кризисом, вызванных половым созреванием Не отрицая важности разработки социально-психологических аспектов профилактики школьной дезадаптации, следует вспомнить и об основной - учебной деятельности детей. Основные причины проблем, возникающих у учащихся 5 -7 классов связаны с учебой, социально-психологическая дезадаптация оказывается вторичной, и наступает она когда у него нарушается ведущая учебная деятельность. Основными причинами нарушения учебной деятельности оказываются недостатки и дисгармоничность развития интеллекта учащихся, в особенности, высших форм мышления, а также неполноценность школьных навыков, которые должны быть сформированы еще в начальных классах.
-
Влияние степени психологической комфортности на индекс качества обученности 2005
Проведенное исследование позволило сделать выводы: низкая психологическая комфортность учащихся на уроках влияет на индекс качества обученности по данному предмету; использование директивного, подавляющего стиля педагогического общения приводит к снижению степени комфортности и индекса качества обученности. Таким образом, современному педагогу для повышения успешности обучения учащихся необходимо знать: как чувствует себя ученик на уроке; как он воспринимает учителя; каким ему видится отношение к себе, что он ощущает и о чем думает. В связи с чем, педагогу важно прослеживать динамику отношений в системе учитель-ученик, прогнозировать поведение и развитие личности ученика.
-
Неделя психологии в школе. Сценарий общешкольной линейки "Психология — удивительная наука" 2005
В этом году впервые у нас проводилась Неделя психологии, которая отличалась от других предметных недель массовым участием всей школы в проводимых психологических играх, общешкольном действии "Разноцветная радуга", музыкальными переменами, притчами и сказками, располагающимися на стенах, ежедневно оформлялись стенды с результатами. Основная цель, проводимой Недели психологии, закрепить навыки общения, повысить интерес учащихся к изучению предмета психологии и самого себя. Мы предлагаем сценарий общешкольной линейки для учащихся, которая позволит расширить представление ребят о науке психологии.
-
Урок-тренинг "В ожидании малыша" 2005
Данный урок-тренинг является одним из занятий авторской программы "Здоровая семья - здоровая личность". В наше неспокойное время с дефицитом нравственности, к сожалению, растет число матерей-"кукушек" и оставленных в роддомах детей: в детских домах находятся 85% детей при живых родителях. Хочется надеяться, что старшекласники вооружились азами семейной жизни, динамикой развития ребенка; смогут в дальнейшем создать гармоничную семью. И что у них будут замечательные дети!
-
Диагностика готовности детей к школьному обучению 2005
Диагностическая работа по определению готовности ребёнка к школе должна помочь учителю осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к ним в процессе всего периода обучения. Диагностика психологической готовности к школе – сложная, но вполне разрешимая проблема.
-
Философия успеха. Ресурсный психотренинг "Капля на стекле" 2005
В философии успеха кризис рассматривается как шанс выхода на новый, более высокий уровень развития. Поиск и активизация собственных психологических ресурсов, развитие навыков контроля и эффективного преодоления проблемных ситуаций – все это стало целями разработанного нами цикла тренинговых курсов для старшеклассников, родителей и педагогов. В статье предлагаются некоторые технологии из указанных программ.
-
Дифференциация звуков [с]и [з] 2005
Задания для тренировки определения последовательности смешиваемых звуков в словах органично сочетаются с упражнениями, развивающие фонематические представления. Данная фонетическая тема связана с грамматической. Дети упражняются в образовании слов различных частей речи, составляют предложения. Всё это расширяет языковой опыт учащихся, пропедевтически подготавливает их к изучению последующих грамматических тем.
-
Познавательные процессы. "Развитие мышления младших школьников" 2005
Систематический курс занятий по материалам поисково-творческих задач неучебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, а это значит самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы ее достижения.
-
Изучение межличностных взаимоотношений в школьных классах и группах внешкольного учреждения 2005
Любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены не конфликтовали друг с другом, чтобы были здоровы, чтобы каждый трудился и вносил свой вклад в процветание всего общества. Для решения этой задачи очень важно воспитание и обучение подрастающих поколений. Но чтобы сделать это наиболее эффективно, необходимо знать социально-психологические закономерности развития личности в коллективе.
-
Психогеометрия в школе: новые возможности знакомого метода 2005
В статье представлен опыт использования психогеометрического теста при решении ряда образовательных и воспитательных задач, а именно: – для выявления индивидуально-психологических особенностей учащихся при организации различных форм учебной, в частности, проектной деятельности; – при организации предпрофильного и профильного обучения, а также в практике профориентационной работы; – в работе с классными коллективами (сплочение класса, создание эффективной команды); – в работе с родителями.
-
"Мой День"в клубе практической психологии 2005
"Мой День" в клубе практической психологии для старшеклассников - это занятие, в фокусе которого оказывается личность одного участника. Это предоставляемая ему возможность самопрезентации на разных уровнях общения и разными средствами, получения обратной связи от сверстников в группе. Главная цель занятия - включение новых представлений о себе в образ "Я", создание мотивации саморазвития. Личностно-ориентированный характер занятия обеспечивается через поиск "образа Дня", оформление помещения и через использование соответствующих методов психологического тренинга.
-
Модальность возможного как средство повышения учебной мотивации подростков 2005
Причиной снижения мотивации является конфликт модальностей в отношениях педагога и подростка: подросток оперирует модальностями “Могу выбрать” и “Хочу”, педагог оперирует модальностью “Должен”. Модальность “Должен” не требует аргументации, но снижает инициативу и перекладывает ответственность за результат на внешний источник. Модальность возможного повышает требования к умению педагога аргументировать и убеждать, но обеспечивает внутреннюю мотивацию и ответственность за результат работы.