Литература
-
Урок литературы в 5-м классе "Пословицы и поговорки" 2020
Еще задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому, литературу, которую сейчас называют устное народное творчество.
-
Урок литературы в 5-м классе "Посмеемся вместе с Чеховым" 2022
Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П.Чехова и рассмотреть обзорно героев его ранних рассказов.
-
Урок литературы в 5-м классе "Поэзия — прекрасная страна" 2008
Одна из важнейших задач уроков литературы - знакомство с теорией литературы. Литературоведческие знания, необходимые в старших классах, начинаю преподавать с 5-го класса. Даю понятия "рифма" и "ритм", объясняю, как применять их в практической деятельности.
-
Урок литературы в 5-м классе "Поэтический мир природы" (по творчеству И.С. Никитина) 2008
Данный урок разработан на материале творчества И.С. Никитина и направлен на развитие навыков анализа стихотворного текста в единстве формы и содержания, а также на воспитание пристального внимания к окружающему миру, чуткого отношения к природе, стремления понять и любить окружающую человека красоту, беречь ее. На уроке отводится место и для развития творческих способностей детей. Урок предназначен для учащихся 5-х классов.
-
Урок литературы в 5-м классе "Причуды матушки-зимы" (Зима в изображении поэтов, художников, композиторов) 2010
Данный урок по литературе рекомендуется провести в 5-м классе как интегрированный с привлечением картин русских художников и произведений композиторов о зиме. Урок воспитывает чувство прекрасного. В ходе урока учащиеся учатся выразительному, эмоциональному чтению стихотворений.
-
Урок литературы в 5-м классе "Путешествие в страну Фольклорию" 2010
Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество» включает интересные по содержанию игровые виды деятельности детей, основанные на детских жанрах фольклора: закличках, приговорках, потешках, прибаутках, дразнилках, считалочках. Урок планируется при активном участии самих учащихся, их родителей, бабушек (прабабушек) и дедушек.
-
Урок литературы в 5-м классе "Рассказ Саши Черного "Игорь-Робинзон" 2007
Данный урок предназначен для учащихся 5-го класса и проводится в процессе работы над темой "Писатели улыбаются" с целью формирования навыков комплексного анализа художественного произведения. В течение урока идёт работа над составлением логических схем анализа идейного содержания, строения произведения и системы образов. Вычерчивая логическую схему движения сюжета, учащиеся осознают и систему образов, и развитие сюжета, и построение произведения, делают выводы, т.е. называют идею произведения. Доступное и целесообразное рассмотрение любого художественного текста помогает ученикам достичь новой ступени литературного развития.
-
Урок литературы в 5-м классе "Роман Воспитания" Д. Дефо 2010
Знакомство с биографией Дефо. Эксперимент в романе и его этапы (1 – «Познание самого себя», 2 – «Усвоение Библии», 3 – «Покорение природы»). Возможности человека, его предназначение в огромном мире, природе, в обществе.
-
Урок литературы в 5-м классе "Связь веков. Стихи, посвященные великому поэту" 2009
На уроке идет повторение изученного по творчеству А.С. Пушкина, воспитание интереса учащихся к чтению и любви к нашим отечественным ценностям, гордости за наше духовное наследие.
-
Урок литературы в 5-м классе "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!" 2009
Урок представляет собой защиту мини-проектов учащихся и включает презентацию "Художники - иллюстраторы сказок", содержащую информацию о художниках, манере их живописи, иллюстрации к сказкам; буклет о видах сказок, бюллетень о сказках как жанре фольклора, сказочниках. Также в работе представлен дидактический материал: тест-кроссворд и тематическая грамота.
-
Урок литературы в 5-м классе "Тема природы в поэзии Ф.И. Тютчева" 2010
Велика роль поэтического слова. Каждое слово в стихотворении – это емкий, лаконичный образ. Каждое произведение требует раздумий, внимания к слову, разгадки поэтической мысли, образов. Считаю, что уроки знакомства с поэзией необходимы.
-
Урок литературы в 5-м классе "Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова. Рассказ «Хирургия»" 2009
Урок литературы с использованием презентации «Жизнь и творчество А.П. Чехова». На уроке ребята познакомятся с биографией писателя, понятиями «юмор», «сатира». Для активизации образовательного процесса используются элемент сценического творчества учащихся, прослушивание отрывка из аудиокниги «А.П. Чехов. Рассказы», презентация, групповая форма работы.
-
Урок литературы в 5-м классе "Я и теперь слышу его в сердце…" (глава "Чистый понедельник" из произведения И.С. Шмелева "Лето Господне") 2010
Урок литературы в 5-м классе знакомит с автором, развивает познавательный, творческий интерес к предмету. Воспитывает уважение к прошлому нашей родины, к обычаям и традициям, патриотизм, доброту, обогащает нравственно-эстетический опыт учащихся.
-
Урок литературы в 5-м классе «А без меня народ неполный...» (Знакомство с творчеством писателя-земляка А.П.Платонова) 2021
Данная методическая разработка – попытка проведения урока в форме виртуальной экскурсии. Подобная форма проведения способствует более полному усвоению материала. Наглядность, используемая на уроке, направлена на создание образа писателя, на успешное запоминание материала. Методы, которые применяются на этом уроке, позволяют сделать урок интересным, запоминающимся. Содержание урока связано с литературным краеведением. Это расширяет знания детей о малой родине, о её людях, прославивших этот край.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему "Берегите, люди, эту красоту" 2009
Данный урок относится к разделу: "Писатели и поэты о Родине, родной природе и о себе". Учащиеся заранее заучивают стихотворения наизусть, готовят рисунки о родном крае, пробуют сочинять стихи о природе, родных местах, узнают об изобразительных средствах (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы), которые помогают поэтам так необычно рассказать о родной природе и выразить собственные настроения и чувства.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему "Народная драма "Озорник Петрушка" с использованием технологии проектирования 2009
Сначала автор с учениками определили тему проекта, его цели и задачи; сформировали творческие микрогруппы. Каждая группа готовила свое проектное задание. На уроке представлен проектный продукт деятельности, проведена рефлексия. Представленные результаты индивидуальной и групповой деятельности имели практическую, познавательную значимость для всех ее участников.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему "Распахни окно" (образы русской природы в фотографиях, музыке, поэзии XIX–XX веков) 2012
Урок помогает создать условия для развития речи, творческого воображения средствами ИКТ и интерактивных технологий; подготовить к написанию творческой письменной работы (эссе, миниатюра, стихотворение).
-
Урок литературы в 5-м классе на тему "Родная природа в творчестве русских поэтов" 2008
Данный урок является уроком обучения анализу поэтического текста. Используя межпредметные связи с искусством, групповую и фронтальную работу, учитель учит видеть прекрасное, чувствовать слово и понимать его роль в создании художественного образа.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему "Роль пейзажа в "Донских рассказах" М.А.Шолохова" (по рассказу "Жеребенок") 2010
Урок проводится в рамках регионального компонента синхронно рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб". Тема пейзажа уже изучена на примере рассказа К.Г. Паустовского. Анализ пейзажных зарисовок на примере рассказа М.А. Шолохова "Жеребенок" у учащихся не вызывает затруднений.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему "Своеобразие сказки М.К. Юрасовой "Озеро-сердце" 2009
Специфика курса "Литературное наследие Сибири" заключается в том, чтобы познакомить с литературным наследием Омской области, региона, кругом имен авторов, литературно-краеведческим материалом; показать, как рождалась сибирская литература, как она развивалась. Урок-исследование с элементами мастерской знакомит с историей развития жанра литературной сказки в Сибири, .
-
Урок литературы в 5-м классе на тему "Сказочный мир А.С. Пушкина. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»" 2009
Урок литературы в 5-м классе. Цели: познакомить с фрагментами биографии Пушкина; расширить представление о его сказочных произведениях; познакомить с прологом к поэме «Руслан и Людмила»; развивать творческое воображение обучающихся.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему: "Басня как литературный жанр" 2007
Урок - возвращение к прочитанному, основной целью которого являются повторение основных особенностей басни как литературного жанра, выявление природы слова «басня», построение басенного дерева, выяснение истоков данного жанра. Поставленная цель реализуется с помощью анализа басни Ивана Андреевича Крылова «Две собаки».
-
Урок литературы в 5-м классе на тему: "Семейно–бытовые обряды и обрядовый фольклор. Рекрутские обряды и поэзия" (внеклассное чтение) 2006
Предлагаемый материал предполагает более глубокое осмысление нашей культуры. На уроке представлен интересный исторический материал: традиции эпохи Петра 1. Урок обогащает представление детей о важнейших моментах человеческой жизни и культурном наследии.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему: "Средства создания характеров в сказке Р.Киплинга "Маугли" (2 урока) 2006
Средства создания характеров героев в сказке Р.Киплинга "Маугли".
-
Урок литературы в 5-м классе на тему: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма" (по творчеству А.С. Пушкина) 2006
Предлагаю вашему вниманию нестандартный урок внеклассного чтения после изучения в 5-м классе "Сказки о мертвой царевне..." А.С. Пушкина по учебнику А.Г. Кутузова "В мире литературы". Благодаря необычной форме проведения урока повышается развитие творческих и артистических способностей, эстетического вкуса школьников, происходит расширение их кругозора, прививается интерес к учебе в целом и к урокам литературы в частности, что способствует повышению качества обучения.
-
Урок литературы в 5-м классе по программе "Школа-2100" на тему: "Каждый из нас в ответе перед будущим" 2007
Урок литературы в пятом классе по программе "Школа-2100" по учебнику "Шаг за горизонт". Авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Тема урока: "Каждый из нас в ответе перед будущим". (По рассказу Рэя Брэдбери "И грянул гром".) Ведущая задача урока - воспитывать ответственность за свои поступки.
-
Урок литературы в 5-м классе по программе "Школа-2100" по учебнику "Шаг за горизонт". Тема урока "Самое дорогое у человека — это жизнь" (по рассказу Д.Лондона "Любовь к жизни") 2008
Урок литературы в 5-м классе по программе «Школа-2100» по теме «Самое дорогое у человека – это жизнь» (по рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»). Ведущая задача урока – вырабатывать и совершенствовать систему знаний школьников по основам безопасности в чрезвычайных ситуациях.
-
Урок литературы в 5-м классе по рассказам Н.С. Устиновича "Вороны", "Лебединая дружба" 2009
Урок о неразрывной связи человека и природы, о бережном и ответственном отношении ко всему, что его окружает. Урок формирует интерес к литературе Красноярского края, развивает умение анализировать, сравнивать и обобщать, высказывать свое мнение. Урок помогает учащимся увидеть удивительный мир птиц в его многообразии и многозвучии, сопоставлять с миром людей.
-
Урок литературы в 5-м классе по рассказу А.И. Куприна "Тапёр" 2007
На уроке анализируется рассказ А.И. Куприна "Тапёр". Анализ ведётся в форме беседы, в процессе которой ребята получают представление о характере действующих лиц, об отношении к ним автора, учатся работать с текстом. Нам кажется, что этот рассказ чрезвычайно важен для пятиклассников, так как в процессе его чтения и анализа ребята получают ясное представление о добре и зле, об истинной и ложной красоте. Интерес ребят к рассказу усиливает тот факт, что главным героем является их ровесник, а речь в рассказе идёт о любимом детском празднике. Важным элементом урока является его музыкальное сопровождение, дающее ученикам возможность познакомиться с классической музыкой.
-
Урок литературы в 5-м классе по рассказу Ю.Сотника "Гадюка" на тему "Сочувствие надо иметь" (по программе Г.С. Меркина и др.) 2008
Предствленная работа развивает умение наблюдать над художественным словом, показывает роль речевых характеристик в раскрытии характеров героев, роль детали, средств выразительности. Формирует умение анализировать прозаическое произведение, вести диалог, формировать основную мысль произведения, развивать умение рассуждать, развивать исследовательские способности (умение сравнивать). Привлекает внимание учащихся к вопросам, связанным с появлением сочувствия, уважения к другим людям.