Литература
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Чародейкою Зимою околдован…" (Зима в произведениях поэтов, художников и композиторов) 2010
Данный урок позволяет учащимся от реальных наблюдений подняться к эстетическому освоению меняющегося пейзажа, открыть неповторимость отношения к зимнему пейзажу поэтов, художников, композиторов, сравнить зимние пейзажи в произведениях Ф.Тютчева и С.Есенина.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: «"Восприятие, истолкование и анализ стихотворения И. Северянина "В парке плакала девочка"» 2005
Задача урока - научить ребят анализировать поэтический текст с точки зрения языка и содержания, показать выразительную функцию инверсии, многосоюзия, научить адекватно понимать поэтический текст, давать свое истолкование прочитанному, воспитывать умение сопереживать, развивать творческие способности учеников, устную и письменную речь.
-
Урок литературы в 5-м классе по учебникам В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина 2009
Цель урока: выявить, как образы русской природы запечатлены в поэзии, музыке, живописи. Стихи из учебника 5 кл. В.Я. Коровиной (А.Н. Плещеев «Весна», Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной», «Зима недаром злится», «Весенние воды», А.Н. Майков «Ласточки»).
-
Урок литературы в 5-м классе с использованием ИКТ по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" 2010
Урок построен на основе межпредметных связей: наряду с текстом художественного произведения используются фрагменты видеофильма, иллюстрации, задания на персональных компьютерах, интерактивной доске. Использование ИКТ повышает интерес учащихся к изучаемому произведению, что в итоге помогает глубже понять, сопоставить, оценить поведение героев.
-
Урок литературы в 5-м классе с применением ИКТ "Сказочный мир Х.-К. Андерсена" 2010
Урок является заключительным в системе уроков по творчеству Х.-К. Андерсена и предполагает прочтение учащимися целого ряда произведений датского сказочника, способствует формированию у школьников мотивации к учению.
-
Урок литературы в 5-м классе с синхронизированным изучением истории, литературы и ИЗО «Путешествие Энея в "Энеиде" Вергилия» 2009
Урок входит в цикл уроков о шедеврах античной литературы, изучаемых в 5-м классе. Ситуации погружения способствует то, что подросток знает о структуре государства, жизни и быте людей (уроки истории), об искусстве страны и эпохи (уроки ИЗО и МХК). Поэтому реалии, имена героев, архаизмы и историзмы в произведениях литературы не вызывают затруднений.
-
Урок литературы в 5-м классе: "Павел Петрович Бажов: долговекий мастер" 2010
Урок по программе «Социокультурные истоки», посвященный исследованию истоков творчества П.П. Бажова, способствует формированию у учащихся умения видеть нравственную основу русской литературы. Активная форма обучения, предложенная в разработке, призвана направить детей к развитию духовного потенциала на основе тех ценностей, которые предлагает русская литература.
-
Урок литературы в 5-м классе: Б.В. Шергин. Сказка "Рифмы" 2006
В ходе первого урока учитель, знакомя с личностью писателя Б. Шергина и его "Сказками о Шише", в игровой форме дает учащимся понятие о рифме и её роли в организации поэтической речи. В завершении второго урока пятиклассники, участвуя в игре "Допиши две строки", пытаются овладеть шуточным стихотворением, о котором рассказал Б. Шергин в сказке "Рифмы".
-
Урок литературы в 5-м классе. "Внеклассное чтение по рассказу А.П. Чехова "Толстый и тонкий" 2008
Описание урока литературы с использованием методики построения логических схем. Основная цель применения данной методики – повышение общей культуры ученика-читателя, развитие у него художественного вкуса, пробуждение в нём стремления к вдумчивому чтению, формирование умения анализировать текст, строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
-
Урок литературы в 5-м классе. "К.М. Симонов "Майор привез мальчишку на лафете". "Дети и война" 2010
Рассказ учителя о поэте не должен сводиться к перечислению фактов жизни, но должен быть эмоциональным, чтобы дети приблизились к душе поэта, жившего в определенное время, в определенном месте. Анализ произведения, позволят учащимся осмыслить и понять глубинный смысл стихотворного текста.
-
Урок литературы в 5-м классе. В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе 2025
Цели урока: познакомить учащихся с биографией В.П.Астафьева, пробудить интерес к его личности; продолжить работу по обучению аналитическому пересказу и составлению аналитического комментария художественного текста.
-
Урок литературы в 5-м классе. И.С. Тургенев. "Муму" 2008
Урок литературы в 5-м классе с целью познакомить с биографией И.С. Тургенева, с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа «Муму». В процессе урока учащиеся учатся краткому пересказу текста и художественному пересказу отдельных эпизодов.
-
Урок литературы в 5-м классе. К.Паустовский "Теплый хлеб" 2022
Задачи урока: актуализация и расширение знаний учащихся об эпических произведениях, в частности, о сказках, закрепление знаний об эпитетах; формирование внимательного читателя, способного увидеть характерные черты героев; формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения.
-
Урок литературы в 5-м классе. М.Ю. Лермонтов. "Бородино" 2009
Урок комбинированного типа, который позволяет реализовать различные цели: сообщить некоторые сведения о писателе; вызвать интерес к чтению произведения; развивать самостоятельность мышления, закрепить навыки анализа - интерпретации стихотворного текста.
-
Урок литературы в 5-м классе. Родная природа в поэзии А.Н. Майкова 2012
Урок литературы в 5-м классе знакомит учащихся с творчеством русского поэта Аполлона Николаевича Майкова. На примере его произведений школьники учатся анализировать стихи; продолжают учиться выразительному чтению стихов. Через поэтический мир автора идет воспитание у них душевной чуткости, доброты, умения видеть красоту вокруг себя и умения беречь ее.
-
Урок литературы в 5-м классе. Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ в. Сергей Есенин. "Мелколесье. Степь и дали…", "Пороша" 2010
Данная разработка направлена на выявление особенностей и образов природы в стихотворениях С.Есенина, на понимание настроения, чувства поэта к природе, умении рассказать о движении своей души, её полёта, соединяющего времена и миры.
-
Урок литературы в 5-м классе. Сказки о животных «Журавль и цапля», «Лиса и тетерев» 2023
Цель урока: формировать умение анализировать текст сказки о животных.
-
Урок литературы в 5–6-х классах на тему "Человек и природа" 2007
Отношение человека к природе не всегда можно назвать правильным; человек пользуется щедростью природы, ничего не давая ей взамен. А ведь это несправедливо. Исчезают с лица Земли растения. Меньше становится животных и птиц. Пройдет какое-то время, и о том, что они были на нашей планете, мы узнаем только из Красной Книги. Хочется верить, что мы - не последнее поколение, живущее на Земле.
-
Урок литературы в 6 классе по теме: «"Анализ произведения М. Пришвина "Кладовая солнца"» 2005
Цель урока: на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев, анализировать поступки детей, их поведение в природе; повторить теорию литературы (портрет, эпитет, олицетворение); развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.
-
Урок литературы в 6-м классе "Археологические раскопки, или Путешествие по Древней Греции" 2009
Мы с вами продолжаем путешествие в увлекательный, чарующий и загадочный мир страны, именуемой колыбелью культуры. Перед нами Древняя Греция. Шаг за шагом, урок за уроком мы приобщаемся к прекрасному миру этой страны.
-
Урок литературы в 6-м классе "Библия как источник знаний и вдохновения" 2009
Урок разработан как итоговый урок по теме "Библия". В нем отражено специфическое влияние этой великой книги на сферы деятельности человека, его нравственные приоритеты; рассмотрена связь Библии и истории.
-
Урок литературы в 6-м классе "В ней что-то чудотворное горит" (по творчеству Анны Ахматовой) 2008
Урок литературы в 6-м классе посвящен творчеству Анны Ахматовой. Через проникновение в художественный мир происходит развитие речи учащихся, обучение умению анализировать лирику, выразительно читать, а также формирование исследовательских навыков и творческих способностей учащихся.
-
Урок литературы в 6-м классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" 2010
В канун 65-летия Победы в Великой Отечественной войне актуально обращение к творчеству поэтов-фронтовиков, композиторов и художников XX века, изображавших войну, к истории памятников культуры. Любовь и верность, образы войны и мира, ощущение вселенского масштаба катастрофы, "перевернутости" мира, звуки войны нашли отражение в поэзии, музыке и живописи.
-
Урок литературы в 6-м классе "Дорога к счастью" по пьесе М.Метерлинка "Синяя птица" 2008
Урок литературы в 6-м классе по пьесе М.Метерлинка "Синяя птица" рекомендуется как урок внеклассного чтения в период новогодних праздников. Красочность оформления урока, инсценирование, просмотр кадров фильма, игры на знание текста и размышления учеников о счастье, смысле жизни способствуют высокой результативности усвоения материала, повышают интерес учеников к урокам литературы.
-
Урок литературы в 6-м классе "Заключительный урок по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2010
Цели урока реализуются через следующие формы работы: фронтальная беседа (блиц-турнир), работа с текстом (конкурс редакторов, кроссворд, конкурс «Узнай героя»), творческие задания (конкурс актёрского мастерства).
-
Урок литературы в 6-м классе "Зимние мотивы в поэзии А.С.Пушкина" 2009
Урок проводится с применением ИКТ. Использование компьютерной презентации позволяет раскрыть тему «Зима в живописи», увидеть картины И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, Б.Щербакова, услышать актерское исполнение стихотворений А.С. Пушкина, проиллюстрировать картинами русских художников стихотворения А.С. Пушкина.
-
Урок литературы в 6-м классе "Истинная красота и благородство героев Юрия Яковлева" 2009
Разработка урока внеклассного чтения для учащихся 6-го класса. Цель урока: подвести детей к пониманию истинной красоты человека, обсуждая рассказы Юрия Яковлева «Игра в красавицу» и «Рыцарь Вася», научить детей ценить духовную красоту человека.
-
Урок литературы в 6-м классе "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова" 2012
На уроке дается понятие о мотиве в лирике; выявляется лейтмотив лермонтовских стихотворений; формируются навыки анализа поэтического текста.
-
Урок литературы в 6-м классе "Наш выбор – знаменитые романы" 2008
Программа предполагает уроки внеклассного чтения после изучения главы "Роман как жанр эпического произведения" по роману А.Дюма. Мы решили расширить содержательные рамки данного урока. Учащиеся по выбору, разделившись на группы, в течение шести недель готовили проектную работу: прочитать роман, подготовить презентацию, написать отзыв. Для презентации можно использовать слайды, организовать просмотр видеофильмов, книжных выставок, инсценирование эпизодов, выразительное чтение, викторины, кроссворды. В предлагаемом списке были романы: Ж.Верна "Таинственный остров" и "Двадцать тысяч лье под водой", М.Рида "Всадник без головы", А.Беляева "Человек-амфибия", Г.Уэллса "Человек-невидимка", романы А.Дюма и В.Скотта и другие.
-
Урок литературы в 6-м классе "Нужно ли изучать Библию?" 2003
Представленный урок литературы является обобщающим уроком по разделу "Книги Ветхого Завета" (учебник З. Н. Новлянской, Г. Н Кудиной "Литература как предмет эстетического цикла", 6 класс общеобразовательной школы). Данная разработка может быть использована в качестве урока внеклассного чтения в 5-6-x классах, занимающихся по другим учебным пособиям.