Цель урока: расширить круг чтения учащихся, продолжить работу по анализу прозаического произведения.
Задачи урока:
обучающие: развивать умения наблюдать над художественным словом, делать самостоятельные выводы, показать роль речевых характеристик в раскрытии характеров героев, роль детали, средств выразительности;
развивающие: формировать умения анализировать прозаическое произведение, вести диалог, формировать основную мысль произведения, развивать умение рассуждать, развивать исследовательские способности (умение сравнивать);
воспитательные: привлечь внимание учащихся к вопросам, связанным с появлением сочувствия, уважения к другим людям и всему живому.
Технология: Личностно-ориентированная.
Оборудование: компьютер, слайды со звуковыми эффектами, рисунки ребят.
ХОД УРОКА
1. Подготовка к восприятию.
Звучит фонограмма (слышен шум отъезжающего поезда, вокзала, стук колес).
- Ребята, вы слышите? Поезд тронулся. Вот он набирает ход, все отчетливее и громче стучат колеса. Давайте и мы с вами отправимся в одном из вагонов вместе с героями рассказа “Гадюка”.
2. Слово учителя о писателе.
В это путешествие нас пригласил замечательный современный писатель Юрий Вячеславович Сотник (появляется слайд № 1 с портретом Ю. Сотника). Герои его произведений – обыкновенные ребята, которые могли бы жить, а может быть, живут рядом с нами. Юрий Сотник – писатель с тонким чувством юмора, это вы, наверно, заметили. Смешное в рассказе писателя часто переходит в серьезное и наоборот. Но всегда автор показывает ребят в сложных жизненных ситуациях. Как вы думаете почему?
3. Целеполагание.
Автор размышляет о том, какие качества необходимы человеку, чтобы построить добрые отношения со всеми окружающими. На эту тему вместе с писателем порассуждаем и мы. Это цель нашего урока. Как вы думаете, о каких качествах идет речь? А какие качества мешают людям в отношениях друг с другом? (Работа в группах, затем коллективное составление и запись таблицы).
Появляется слайд № 2.
Помогают людям | Мешают людям |
Доброта, сердечность,
бескорыстие, сочувствие, внимание, человечность |
Эгоизм, зло, равнодушие, мелочность |
4. Анализ текста (беседа по содержанию).
- Итак, в вагон, в котором едем и мы с вами, входит мальчик. Что в его поведении необычного? Как это объясняет автор? (Мальчик двигался по вагону медленно, держа сумку на почтительном расстоянии от себя и не спуская с нее глаз”. В сумке у Бори (так звали мальчика) находились “земноводные и пресмыкающиеся”.)
- Какова была реакция пассажиров на известие о том, что Боря везет “лягушек, жаб, ящериц, ужей”? Докажите текстом. Не забывайте о том, что вы тоже находитесь в этом поезде.
Понравилось бы вам соседство таких животных? (Работа в парах, затем коллективное обсуждение и запись на доске.)
Пассажиры отреагировали по-разному.
Брезгливо | “бррр, какая мерзость” |
Нервно | “старичок побарабанил пальцами по портфелю” |
Настороженно | “гадов-то этих?” |
Боязливо | “ужас какой” |
Заинтересованно | “и долго ты их ловил?” |
Отношение учащихся |
- Какие же отношения сложились между случайными попутчиками? Какие качества этому способствовали?
- Но вот добросердечные отношения между пассажирами подвергаются испытанию. Какому?
Опережающее задание: выразительное чтение по ролям от слов “Уж возле головы пятнышки такие желтые имеет” до “Давай, давай, бабуся, эвакуируйся!”
- Ребята, как вы думаете, что чувствовал Боря в эти минуты? Найдите слова и словосочетания, рисующие переживания мальчика. (Работа в парах). (Мальчик был в смятении. Он испугался, ему было стыдно за себя, жалко змею, он не знал, что делать: “он вдруг умолк”, “лицо его приняло сосредоточенное выражение”, “Боря всхлипнул под лавкой”, “уши его окрасились в темно-красный цвет”, “на физиономии выступили капельки пота”.)
- Как вы считаете, в чем больше всего нуждался мальчик в эту минуту (представьте себя на его месте).
(Боря нуждался в помощи, понимании, сочувствии.)
- Каждый из нас, оказавшись в трудной ситуации, вправе рассчитывать на понимание и сочувствие окружающих. А часто ли вы относитесь с пониманием к окружающим? Нашел ли Боря сочувствие среди пассажиров? Как они себя вели?
- Когда гадюку нашли, все заспорили о том, как с нею поступить. Напоминаю, что мы с вами тоже пассажиры этого поезда. Давайте поспорим вместе с другими.
(Построение диалога.)
- Найдите в тексте ключевые слова, являющиеся самыми главными аргументами в защиту гадюки.
(“Сочувствие надо иметь”, “уважение к чужому труду”.)
5. Словарная работа.
(Ребята работают в парах с толковыми словарями, ищут словарные статьи слов “сочувствие”, “уважение”, записывают в тетрадь, на доске слайд № 3 со словарными статьями и детскими рисунками.)
- Какие еще слова с приставкой со- всем известны? Что их объединяет?
(Сострадание, соучастие, сопереживание, сотрудничество, сопричастность, содружество …, Слайд № 4.)
6. Наблюдение над языком произведения.
(Работа в группах.)
- В каких словах и поступках героев рассказа проявились те качества, о которых мы с вами говорили. Какие это слова? (Работа в группах: 1 – наблюдение над речью и поступками лейтенанта, 2 – рабочего, 3 – колхозницы). По итогам работы – составление таблицы (слайд № 5).
лейтенант | рабочий | колхозница |
Его речь полна чувств, юмора, он
готов помочь и мальчику и гадюке. “Поищем гадюку?” “Посмотрите на мальчика: ведь работал человек, трудился!” |
Говорит четко, деловито, готов помочь мальчику, предлагает гадюку “поймать и отдать охотнику” | По-женски сетует, осознает опасность, но на деле тоже помогает мальчику, утверждая: “ведь тоже сочувствие надо иметь”. |
7. Обобщение, выводы.
- Ребята, что вы можете сказать о пассажирах в начале рассказа? Что изменилось в финале? Сравните. Почему произошли перемены?
(В начале рассказа перед нами разобщенные люди: “многие в вагоне спали”, “пассажиры исподтишка наблюдали”, “до появления Бори тишина нарушалась лишь постукиванием колес”, в финале рассказа: “до самой Москвы пассажиры вслух вспоминали свои ученические годы, и в вагоне было очень весело”. Люди сдружились, потому что сообща сделали доброе дело, проявили лучшие человеческие качества, а это всегда сближает даже очень разных людей.)
- Итак, ребята, давайте еще раз вспомним те качества, которые способствуют сближению людей, делают общение приятным, а жизнь счастливее (слайд № 2, левый столбик с рисунками ребят.)
8. Подведение итогов урока.