Форма урока: работа в творческих группах (4 группы по 7 человек).
Задание к уроку:
- Прочитать материал о писателе и фрагменты сказки (стр. 87-106: учебник–хрестоматия для 5 класс часть 1, автор- составитель А.И.Княжицкий).
- Каждая группа готовит ТРИ вопроса команде – сопернице по содержанию сказки.
- Каждая группа готовит инсценировку (эпизод предлагает учитель).
Оформление урока:
1. Каждая творческая группа на уроках рисования выполняет с в о ё задание на тему: “Джунгли”:
1 группа вырезает из цветной бумаги листья;
2 группа – фрукты;
3 группа – цветы;
4 группа - попугаев
2. В классе оформлен стенд с материалами к уроку:
- портрет писателя;
- биография писателя;
- иллюстрации к сказке
3. Видеоматериалы: на уроке демонстрируются фрагменты из мультфильма “Маугли”.
Сцены для инсценировок
1 группа
Волчица: - Это и есть человеческий детеныш? Какой маленький, а какой смелый.
Волк: - Он совсем безволосый. Я мог бы убить его одним шлепком. Погляди, он смотрит и не боится.
Табаки: - Господин, он вошел сюда !
Волк: - Что нужно Шер-Хану ?
Шер-Хан: - Мою добычу! Человеческий детеныш вошёл сюда. Отдайте мне его!
Волк: - Волки свободный народ. Они слушаются только Вожака Стаи, а не всякого полосатого людоеда
Волчица: - Человеческий детеныш наш !
Шер-Хан: - На своем дворе всякая собака лает. Посмотрим, что скажет Стая…
Табаки: - Посмотрим, что скажет Стая.
2. группа
Акела: - Кто за этого детеныша?
Балу: - Человечий детеныш? Ну что же …я за детеныша.
Он никому не принесет вреда. Пусть бегает со Стаей.
Акела: - Балу учитель наших детей, он сказал свое слово. Кто еще будет говорить ?
Багира: - Я знаю, что не имею права говорить здесь, но прошу у вас позволения
Акела: - Говори.
Багира: - Стыдно убивать безволосого детеныша. Кроме того, он станет отличной забавой для вас, когда подрастет.
А я к слову Балу прибавлю буйвола.
Акела: - Люди и их детеныши очень умны. Когда-нибудь он станет нашим помощником.
3 группа
Балу: - Доброй охоты, Каа.
Каа: Доброй охоты всем нам. Балу, что ты здесь делаешь?
Доброй охоты, Багира. Одному из нас не мешало бы пообедать. У меня внутри пусто, как в пересохшем колодце.
Балу: - Мы сейчас охотимся .
Каа: - А можно мне сейчас пойти с вами ? Прошлый раз на охоте я чуть – чуть не упал.
Багира: - Безногий желтый земляной червяк.
Каа: - Кто меня так называет ?
Балу: - Что- то в этом роде кричали обезьяны.
Багира: - Чего только они не говорят.
Балу: - Что у тебя выпали все зубы …
Багира: -…и ты не нападаешь на дичь, крупнее козленка.
Каа: - Я проголодался. Кроме того, они называют меня пятнистой лягушкой…
4 группа
Балу: - Никогда больше не стану просить помощи у Каа.
Багира: - Каа знает больше нас. Еще немного, и я прямо отправилась к нему в пасть.
Маугли: - Но что все это значит ? Я видел только большую змею, которая выписывала зачем – то круги по земле, пока не стемнело. И нос у Каа был весь разбит.
Багира: - Маугли, нос он разбил ради тебя. Так же как мои уши, бока и лапы.
Балу: -…и шея Балу…
Багира: - …искусаны ради тебя
Балу: - Это пустяки. Зато детеныш опять с нами.
Багира: - Правда, он нам дорого обошелся.
Маугли: - Правда, все это правда. Я плохой детеныш, и в животе у меня горько.
Багира: - Что говорит Закон Джунглей, Балу?
Балу: - Горе не мешает наказанию. только не забудь, Багира, что он еще мал.
Маугли: - Ничего! Я виноват, а вы оба ранены. Это только справедливо!
Ход урока
1. Обращение к материалам, размещённым на стенде.
В о п р о с ы к учащимся:
- Что вы знаете о Р. Киплинге?
- Какова история создания сказки “Маугли”?
- Понравилось ли вам это произведение?
Р а з м и н к а . Каждая творческая группа задаёт вопросы (задание 2) по содержанию сказки.
3. Смотрим и н с ц е н и р о в к и.
К л ю ч е в о й вопрос:
Как проявляются характеры героев?
Какие художественные средства использует писатель?
С ц е н а 1
В о п р о с ы:
- Как можно этот эпизод озаглавить?
- Почему волки приняли человеческого детёныша?
- Как проявился характер каждого из действующих лиц?
- Какие художественные средства использует писатель?
С ц е н а 2
- Как можно озаглавить этот эпизод?
- Почему Акела вынужден выступить в защиту Маугли?
- Как характеризует Акелу этот поступок?
Видеофрагмент (3 минуты) – Маугли спасает слонёнка
- Почему волки не поддержали вожака?
- Почему Балу имеет право голоса?
- Кто сыграл решающую роль в судьбе Маугли?
- Какое качество проявила Багира?
- Откуда в ней желание помочь человеку?
- Какие чувства она испытывает к людям ?
Видеофрагмент (2 минуты) – похищение Маугли.
Почему обезьяны похищают Маугли?
Кто отправляется к нему на помощь?
С ц е н а 3
Как проявляются характеры Балу и Багиры в этой сцене? Кого они хотят взять в помощники? Почему?
- Какое качество отличает удава?
- Как заставить его двигаться?
С ц е н а 4
- Как по-новому раскрывается характер Маугли в этом эпизоде?
- Что впервые понял герой?
4. Письменная работа: сочинение-миниатюра
Кто из героев вам запомнился ? Почему?
- внешность;
- характер;
- поступки;
- речь
5. Подведение итогов урока