Урок литературы в 5-м классе на тему: "Средства создания характеров в сказке Р.Киплинга "Маугли" (2 урока)

Разделы: Литература


Форма урока: работа в творческих группах (4 группы по 7 человек).

Задание к уроку:

  1. Прочитать материал о писателе и фрагменты сказки (стр. 87-106: учебник–хрестоматия для 5 класс часть 1, автор- составитель А.И.Княжицкий).
  2. Каждая группа готовит ТРИ вопроса команде – сопернице по содержанию сказки.
  3. Каждая группа готовит инсценировку (эпизод предлагает учитель).

Оформление урока:

1. Каждая творческая группа на уроках рисования выполняет с в о ё задание на тему: “Джунгли”:

1 группа вырезает из цветной бумаги листья;

2 группа – фрукты;

3 группа – цветы;

4 группа - попугаев

2. В классе оформлен стенд с материалами к уроку:

  • портрет писателя;
  • биография писателя;
  • иллюстрации к сказке

3. Видеоматериалы: на уроке демонстрируются фрагменты из мультфильма “Маугли”.

Сцены для инсценировок

1 группа

Волчица: - Это и есть человеческий детеныш? Какой маленький, а какой смелый.

Волк: - Он совсем безволосый. Я мог бы убить его одним шлепком. Погляди, он смотрит и не боится.

Табаки: - Господин, он вошел сюда !

Волк: - Что нужно Шер-Хану ?

Шер-Хан: - Мою добычу! Человеческий детеныш вошёл сюда. Отдайте мне его!

Волк: - Волки свободный народ. Они слушаются только Вожака Стаи, а не всякого полосатого людоеда

Волчица: - Человеческий детеныш наш !

Шер-Хан: - На своем дворе всякая собака лает. Посмотрим, что скажет Стая…

Табаки: - Посмотрим, что скажет Стая.

2. группа

Акела: - Кто за этого детеныша?

Балу: - Человечий детеныш? Ну что же …я за детеныша.

Он никому не принесет вреда. Пусть бегает со Стаей.

Акела: - Балу учитель наших детей, он сказал свое слово. Кто еще будет говорить ?

Багира: - Я знаю, что не имею права говорить здесь, но прошу у вас позволения

Акела: - Говори.

Багира: - Стыдно убивать безволосого детеныша. Кроме того, он станет отличной забавой для вас, когда подрастет.

А я к слову Балу прибавлю буйвола.

Акела: - Люди и их детеныши очень умны. Когда-нибудь он станет нашим помощником.

3 группа

Балу: - Доброй охоты, Каа.

Каа: Доброй охоты всем нам. Балу, что ты здесь делаешь?

Доброй охоты, Багира. Одному из нас не мешало бы пообедать. У меня внутри пусто, как в пересохшем колодце.

Балу: - Мы сейчас охотимся .

Каа: - А можно мне сейчас пойти с вами ? Прошлый раз на охоте я чуть – чуть не упал.

Багира: - Безногий желтый земляной червяк.

Каа: - Кто меня так называет ?

Балу: - Что- то в этом роде кричали обезьяны.

Багира: - Чего только они не говорят.

Балу: - Что у тебя выпали все зубы …

Багира: -…и ты не нападаешь на дичь, крупнее козленка.

Каа: - Я проголодался. Кроме того, они называют меня пятнистой лягушкой…

4 группа

Балу: - Никогда больше не стану просить помощи у Каа.

Багира: - Каа знает больше нас. Еще немного, и я прямо отправилась к нему в пасть.

Маугли: - Но что все это значит ? Я видел только большую змею, которая выписывала зачем – то круги по земле, пока не стемнело. И нос у Каа был весь разбит.

Багира: - Маугли, нос он разбил ради тебя. Так же как мои уши, бока и лапы.

Балу: -…и шея Балу…

Багира: - …искусаны ради тебя

Балу: - Это пустяки. Зато детеныш опять с нами.

Багира: - Правда, он нам дорого обошелся.

Маугли: - Правда, все это правда. Я плохой детеныш, и в животе у меня горько.

Багира: - Что говорит Закон Джунглей, Балу?

Балу: - Горе не мешает наказанию. только не забудь, Багира, что он еще мал.

Маугли: - Ничего! Я виноват, а вы оба ранены. Это только справедливо!

Ход урока

1. Обращение к материалам, размещённым на стенде.

В о п р о с ы к учащимся:

  • Что вы знаете о Р. Киплинге?
  • Какова история создания сказки “Маугли”?
  • Понравилось ли вам это произведение?

Р а з м и н к а . Каждая творческая группа задаёт вопросы (задание 2) по содержанию сказки.

3. Смотрим и н с ц е н и р о в к и.

К л ю ч е в о й вопрос:

Как проявляются характеры героев?

Какие художественные средства использует писатель?

С ц е н а 1

В о п р о с ы:

  • Как можно этот эпизод озаглавить?
  • Почему волки приняли человеческого детёныша?
  • Как проявился характер каждого из действующих лиц?
  • Какие художественные средства использует писатель?

С ц е н а 2

  • Как можно озаглавить этот эпизод?
  • Почему Акела вынужден выступить в защиту Маугли?
  • Как характеризует Акелу этот поступок?

Видеофрагмент (3 минуты) – Маугли спасает слонёнка

  • Почему волки не поддержали вожака?
  • Почему Балу имеет право голоса?
  • Кто сыграл решающую роль в судьбе Маугли?
  • Какое качество проявила Багира?
  • Откуда в ней желание помочь человеку?
  • Какие чувства она испытывает к людям ?

Видеофрагмент (2 минуты) – похищение Маугли.

Почему обезьяны похищают Маугли?

Кто отправляется к нему на помощь?

С ц е н а 3

Как проявляются характеры Балу и Багиры в этой сцене? Кого они хотят взять в помощники? Почему?

  • Какое качество отличает удава?
  • Как заставить его двигаться?

С ц е н а 4

  • Как по-новому раскрывается характер Маугли в этом эпизоде?
  • Что впервые понял герой?

4. Письменная работа: сочинение-миниатюра

Кто из героев вам запомнился ? Почему?

  • внешность;
  • характер;
  • поступки;
  • речь

5. Подведение итогов урока