Цели и задачи:
- проанализировать рассказ, определить изобразительные средства основной идеи рассказа;
- развивать навык работы в малых группах, навык сравнения, умения делать выводы, ведения диалога с автором;
- вырабатывать и совершенствовать систему знаний школьников по основам безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Оборудование:
Уголок по технике безопасности, таблички с правилами по технике безопасности, иллюстрации к произведению, портрет писателя, учебник, толковый словарь русского языка.
Ход урока
Хорошо, если платье твоё без прорех.
И о хлебе насущном подумать не грех.
А всего остального и даром не надо –
Жизнь дороже богатства и почестей всех.
Омар Хайям
Учитель.
Этот урок мне хочется начать со стихотворения Омара Хайяма, которое я выбрала в качестве эпиграфа.
- О чём говорит Омар Хайям в своём стихотворении? Что считает он дороже любого богатства?
(ответы учащихся)
Самое прекрасное и самое дорогое, что есть у человека, – это жизнь. К сожалению, жизнь даётся каждому из нас лишь один раз, и нередко бывают такие ситуации, когда необходимо за свою жизнь бороться.
- Какие опасности могут подстерегать человека в наше время?
(ответы учащихся)
- Что объединяет эти обстоятельства? Как мы можем их назвать?
(экстремальные ситуации)
Обратимся к словарю Ожегова и найдём значение слова «экстремальный»
(экстремальный – крайний, необычный по трудности, сложности)
- Что же требуется от человека, оказавшегося в экстремальных обстоятельствах?
(ответы учащихся)
Обратимся к уголку по технике безопасности и повторим, что нам нужно уметь и знать, если мы вдруг окажемся в опасности.
Учитель.
Раздел учебника, с которым мы знакомимся, так и называется «Экстремальные ситуации». Дома вы читали рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни».
Докажите, что главный герой рассказа, действительно, оказался в экстремальной ситуации.
Работа с текстом, ответы учащихся:
«оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений», «хорошо бы иметь хоть два патрона», «вода была холодная, как лёд», «путник поскользнулся и чуть не упал, но удержался на ногах, громко вскрикнув от боли», «это была отчаянная мольба человека, попавшего в беду».
Учитель.
Учитывая все эти обстоятельства, мы увидели, что главному герою нужна помощь, он попал в беду, т.е. оказался в экстремальной ситуации.
- Чем усугублялось положение главного героя?
(герой был ранен, его бросил друг)
- Какое первое чувство испытывает главный герой, оставшись один?
(страх)
- Какие ошибки он при этом совершает и как потом их исправляет?
(«пересилил свой страх», «собрался с духом», «медленно пошёл»)
- Как это помогло ему в дальнейшем?
(ответы учащихся)
- Какое же самое главное правило мы должны помнить, оказавшись в экстремальной ситуации?
(не поддаться панике, выбрать наиболее правильное решение)
На доске вывешиваю табличку:
Учитель.
Продолжим анализировать ситуацию, в которую попал герой.
- Что ещё он предпринял, чтобы спасти свою жизнь?
(определил, где находится: «оставшись один, он не сбился с пути», «старался идти по следам Билла», продвигался к тайнику с едой)
Вывод: заблудившись в лесу или оказавшись в незнакомой местности, нужно постараться сориентироваться, вспомнить, каким образом вы попали в это место, применить знания, полученные на уроке природоведения. Главное, заходя в незнакомое место, запоминай направление своего движения.
На доску вывешиваю табличку:
Запоминай направление своего движения
Вернёмся к нашему герою и прочитаем отрывок на страницах 112-114.
- Что ещё предпринял человек для спасения своей жизни?
(«срывал и ел бледные болотные ягоды», «развёл костёр и поставил на него котелок с водой», «просушил мокрую обувь у костра», посчитал и убрал спички, пытался добыть еду любым способом, к еде относился очень бережно)
Учитель.
В начале отрывка герой не желает расстаться со своим золотом, несмотря на то, что оно было очень тяжёлым. Почему же в конце отрывка он всё-таки оставляет (прячет), а затем просто выбрасывает золото, а это и есть то, зачем пришёл сюда этот человек, то, из-за чего терпит он все лишения?
(ответы учащихся)
Учитель.
Обратимся вновь к эпиграфу.
- Почему Омар Хайям говорит, что жизнь человека дороже любого богатства?
(ответы учащихся)
Вывод: Самое дорогое для человека – это жизнь. Нужно стараться сохранить её в любых условиях. При любой ситуации, не жалея ни о каких потерянных или утраченных вещах.
На доску вывешиваю табличку:
Самое дорогое – это жизнь
Учитель.
В своём рассказе Джек Лондон показывает нам множество опасностей, с которыми пришлось столкнуться и бороться герою. Одна из таких – это встреча с дикими зверями. Заблудившемуся в лесу, в пустынной местности человеку иногда приходится встречаться и даже бороться с дикими животными.
Дома вы анализировали эпизоды встречи главного героя с медведем и с волком.
1 вариант готовил рисунки к эпизоду «Встреча с медведем»
2 вариант готовил рисунки к эпизоду «Встреча с волком»
Анализ рисунков.
- Как ведёт себя герой в данных ситуациях?
(ответы учащихся)
- Что помогло ему победить диких зверей?
(ответы учащихся)
Учитель.
Может так случиться, что кто-то из вас тоже окажется один на один с природой. Что нужно сделать, чтобы оградить себя от столкновения с дикими животными? Нужно ли, как герой рассказа, вступать с ними в борьбу?
(ответы учащихся)
Вывод: Оказавшись в экстремальной ситуации, помнить об естественных природных опасностях, не быть излишне самоуверенным, постараться не приближаться к диким животным.
На доску вывешиваю табличку:
Не приближаться к диким животным.
Учитель.
В награду за мужество, стойкость и смелость, за упорство и борьбу Бог дарует человеку спасение. Дарит жизнь. Последнее, с чем пришлось столкнуться герою, - это тело Билла, его товарища.
- Почему Билл, который не был ранен, который был сильнее главного героя, всё-таки погиб?
(ответы учащихся)
Вывод: Ещё одно главное правило! Оказавшись в экстремальной ситуации, никогда не бросайте своих друзей!
На доску вывешиваю табличку:
Не бросайте своих друзей.
Учитель.
А теперь вернёмся к названию рассказа.
- В чём смысл названия рассказа «Любовь к жизни»?
(ответы учащихся)
Учитель.
Джек Лондон в своём произведении говорит нам, что человек способен на многое, что никакое золото не стоит цены человеческой жизни, и что главный герой сохранил самое ценное – это жизнь. Сила его духа не знает границ. Если он захочет, он победит смерть. Любовь к жизни сильнее жажды денег, сильнее болезни, одиночества, страха. Самое дорогое у человека – это жизнь.
Самостоятельная групповая работа по материалу урока.
Учащимся предлагается составить инструкцию для своих сверстников: «Правила поведения в экстремальных ситуациях».
Проверяем работы и лучшие инструкции вывешиваем в классе на стенде по технике безопасности.
Итоги по уроку.
Д.з.: в рабочей тетради стр. 13-14.
Литература:
- Барова Е.С. Уроки литературы в 5-м классе по учебнику-хрестоматии «Шаг за горизонт». – М.: Баласс, 2005.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Шаг за горизонт». Литература учебник-хрестоматия для 5-го класса. – М.: Баласс, 2004.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Тетрадь по литературе к учебной хрестоматии «Шаг за горизонт». – М.: Баласс, 2005.
- Топоров И.К. Основы безопасности и жизнедеятельности. Учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 1998.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва, 1999.