Тип урока: изучение нового материала, закрепление знаний и способов деятельности.
Форма: комбинированный урок.
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить с историей развития жанра литературной сказки в Сибири, творчеством писательницы М. К. Юрасовой;
- учить самостоятельно осваивать логику художественного произведения;
- выявить в сказке “Озеро – сердце” черты народной сказки, а также ее связь с современностью;
- работать над обогащением лексики учащихся: знакомить с литературоведческими терминами.
Развивающие:
Воспитательные:
- сформировать интерес к творчеству сибирской писательницы М. К. Юрасовой;
- воспитывать любовь и уважение к человеку – творцу прекрасного.
Оборудование: портрет М. К. Юрасовой, иллюстрации учащихся к произведению “Озеро – сердце”.
Литература:
- Сказки писателей Сибири (составитель Т. Г. Леонова) – Омск: книжное издательство, 1986.
- Вступительная статья Леоновой Т. Г. к сборнику “Сказки писателей Сибири”
- Учебник – хрестоматия по литературе для 5 класса под редакцией Курдюмовой Т. Ф.
Внутрипредметные связи: материалы данного урока опираются на полученные ранее учащимися знания о народной сказке, ее отличии от литературной, а также на опыт работы (совместно с учителем) по выявлению черт народной сказки в произведении Б. Шергина “Золотое кольцо” и отражению в нем современности.
Межпредметные связи: связь с русским языком, географией, историей края, химией.
Опережающее домашнее задание:
- прочитать сказку М. К. Юрасовой “Озеро – сердце”;
- приготовить иллюстрацию к эпизоду;
- индивидуальные задания.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Целевая установка.
III. Сообщения подготовленных учащихся
- о том, в какое время появился жанр литературной сказки в Сибири и как он развивался,
- о творчестве писательницы М. К. Юрасовой.
IV. Работа над сказкой М. К. Юрасовой “Озеро – сердце”.
1. Выявление читательского восприятия сказки М. К. Юрасовой:
А) беседа с учащимися:
- Сказки каких сибирских писателей вы читали?
- Какие из них вам особо запомнились? Почему?
- Понравилась ли вам сказка М. К. Юрасовой “Озеро – сердце”?
Б) Учитель:
- Чтобы выяснить, в какой мере вы поняли логику произведения, объявляется конкурс на лучшую иллюстрацию к данной сказке.
В жюри – 2 учащихся, обучающихся в Школе искусств, и учитель. Ребята, защищая свою иллюстрацию, отвечают на вопросы жюри и класса, например:
- Почему выбран данный эпизод произведения для иллюстрирования?
- Иллюстрация отражает тему или основную мысль произведения?
- Как иллюстрация помогает раскрыть особенности характеров героев?
- Отражает ли иллюстрация характерную для фольклора хантов образную форму?
Жюри подводит итоги: оценивание работ учащихся, комментирование отметок.
2. Работа в “творческих мастерских”.
А) учитель мотивирует исследовательскую деятельность учащихся:
- Произведение “Озеро – сердце” начинается так:
На берегу Ваха, в поселке Ларьяк, услышала я легенду об озере – сердце. Рассказала ее старая хантыйка Авдотья Ляксина. Авдотья была так стара, что, казалось, сама жила в те далекие времена и теперь вспоминала о том, что сама видела…
Заканчивая свое повествование, Авдотья говорит:
- Что это, мечтание какое, сказка или быль?
Давайте докажем, что в произведении нашла отражение мечта хантыйского народа о лучшей доле, найдем в повествовании черты народной сказки, выявим его связь с современностью.
Б) класс делится на группы, в каждой группе (1гр. – 8 чел., 2гр. – 7 чел.) определяется организатор работы.
Задание 1 группе: найти в повествовании черты народной сказки; учитель предлагает обратиться к статье учебника “Виды народной сказки” с тем, чтобы выработать план работы группы.
Задание 2 группе: выявить связь произведения с современностью, найти отражение мечты хантыйского народа о лучшей доле.
Примерные задания – план:
- найти в произведении детали, характеризующие природу северного края;
- отметить географические названия, которые указывают на те места, где происходит действие сказки;
- в тексте говорится, что в озере Самотлор живут злые лунги; они часто выбрасывают огненные столбы и грозят “опалить, сжечь всю землю”. Каково происхождение огненных столбов?
- Для чего предназначена машина, “похожая на железную елку”, на которой работает внук Авдотьи?
- Почему произведение названо “Озеро – сердце”?
- Как вы понимаете смысл предложений:
“И еще в народе говорено слово: Златую подымет со дна озера, с глубин земли самый сильный, самый храбрый богатырь. Но это должен быть человек, а не олень… Кто же он, этот человек? Кто?”?
В) Группы определяют выступающих перед классом с отчетом о проделанной работе.
Г) Рецензирование ответов и оценивание их.
Примерные ответы учащихся. 1 группа
Черты народной (волшебной) сказки:
Композиция – зачин.
Тема – борьба добра и зла.
Сюжет – красавица Пурсоля отказывает своим сватам – ждет любимого. У оленя – красавца, сына Пурсоли, появилось заветное желание – достать с неба звезду. Превращение звезды в Златую Айни. Путешествие оленя и Айни сопровождается встречами со злыми и добрыми силами. Преодоление препятствий. Битва со злым духом Атым Лунгом.
Герои - животные, водяной дух – пожиратель Атым Лунг
Основная мысль - стремление людей к добру: парни – рабочие (геологи) “освобождают Златую Айни”.
Язык произведения – сказочные (фольклорные) выражения: жили-были; кличут-зовут; не ступал, не бежал, а будто летел; хозяин тайги; долго ли, коротко ли, далеко ли, близко мчался белый олень; в сказке не сказывается и т.д.
Гипербола – женщина несказанной красы, собрал
все силы;
Постоянные эпитеты – черные тучи;
Троекратное повторение – дунул три раза;
Используется цифра “7” - семь дней, семь ночей
длился бой.
Примерные ответы учащихся - 2 группа
Связь произведения с современностью: географические названия – озеро Вах, поселок Ларьяк, река Алле Еган, камень Югорский (Югория), Самотлор.
Природа северного края –“ А на том далеком берегу так же стыла в зиме, в снегах земля, дышала под снегами, курились недремлющие болота… Из таежной хмари вышел сын большого старика Торума - великий бурый медведь”.
В районе озера Самотлор геологи нашли нефть; “железные елки”- это буровые установки; “кровь” Златой Айни – это нефть; богатыри, спасающие Айни, - геологоразведчик
“И еще говорили: в летнюю пору в темных водах его всплывают маслянистые блескучие круги - кровь сердца Златой Айни… Она (железная елка) не только светит, не только упирается в небо, она пробивает землю, глубоко, до самого сердца, находит чудесную огненную воду, дарующую людям тепло, свет; двигающую машины на земле, воде, в воздухе. Такую и сказка не придумала…”.
Мечта народа о лучшей доле связана с образом звезды - Златой Айни (“золотой бабы”), подарившей людям нефть (“черное золото”).
Текст:
“У каждого живущего на земле есть своя звезда, и белый олень выбирал себе звезду … и возжаждал достать ее с неба… И однажды … случилось чудо: олень снял с небес звезду. Звезда озарила своим светом тайгу, тундру, реки, озера, старицы, болота – всю землю. Воссияла и померкла, погасла… А на том звездном месте… осталась нагая Айни… Из проруби вырвался черный столб воды и огня, поглотил Златую Айни…Многие искали Златую. Искали до золота жадные, искали ученые мужи для науки – русские, чужеземцы… Но озеро молчало. Только по воде всплывали блескучие круги - кровь сердца Айни… Кому дано видеть, пусть видит, как работают парни на “железных елках” на берегу сердца- озера. Пусть видит и думает: кто же этот богатырь, освобождающий Златую Айни из подземной темницы?”
V. Творческая работа. Цель: обобщить знания детей.
Задание: вставить в текст пропущенные слова и сочетания слов.
Задание можно выполнять самостоятельно или в паре. Затем дети получают “Лист самоконтроля”, с помощью которого проверяют правильность выполнения задания, оценивают свои знания индивидуально в паре
0-1 ошиб. – “5” |
0 ошиб. – “5” |
2-3 ошиб. – “4” |
1-3 ошиб. – “4” |
4-5 ошиб. – “3” |
4-6 ошиб. – “3” |
6 и более ошиб. – “2” |
7 и более ошиб. – “2” |
Текст творческого задания
Сказка продолжает свою жизнь в литературе Сибири и в наше время. Некоторые из них далеки от народной сказки и могут даже быть в оппозиции к фольклору (“До третьих петухов” В.М. Шукшин).
Другие произведения, напротив, сохраняют верность (фольклору). В этом мы убеждается, обратившись к смежному со сказкой жанру – легенде.
Привлекает внимание произведение М.К. Юрасовой “Озеро-сердце”, опубликованное в (1980 году) на страницах газеты (“Вечерний Омск”) и названное в редакционном предисловии (сказкой).
Автор постоянно живет в (Омске), много раз выезжала на север, над новыми произведениями работает в Тюмени.
“Озеро-сердце” начинается так: “На берегу Ваха, в поселке Ларьяк, услышала я легенду о белом олене, золотой бабе и озере-сердце. Рассказала ее старая хантыйка Авдотья Ляскина…”. Такое начало не только (литературный) прием, отделяющий автора от рассказчика, от имени которого и из его уст далее следует повествование, но и указание на подлинность существования легенды в наши дни.
Последующее повествование – это литературно-обработанная народная легенда, восходящая к циклу легенд о (“золотой бабе”) – идоле, в далеком прошлом предмете поклонения народов, живших на берегах Оби. Писательница обратилась к фольклору (хантов), и поэтому ее фольклоризм приобрел особый характер.
Произведение М.К.Юрасовой вводит нас в мир древних народных представлений о человеке и природе. Вековая тема (борьбы со злом) воплощена в легенде в характерной для фольклора хантов образной форме – (предания о медведе, злых духах и т.д.) В своеобразной форме выражена и давняя мечта народа о новой жизни – берег мечты. Вместе с тем в “Озере-сердце” отразился процесс переосмысления современными сказителями традиционных образов. Совершенно по-новому трактуется традиционный образ “золотой бабы”. Впервые в легенде хантов образ “золотой бабы” связан с богатством Сибири- (нефтью).
“Озеро-сердце” - творение современного писателя, тонко почувствовавшего фольклорную образность и строй речи хантов.
Сохраняя национальный колорит, М.К. Юрасова пересказала легенду на русском языке взволнованно и поэтично, создав произведение, стоящее на границе фольклора и литературы.
Произведение М.Юрасовой свидетельствует о плодотворном освоении фольклора и многообразном преломлении его традиций в современной литературе.
(По Т.Г. Леоновой.)
Примечание: при выполнении задания можно пользоваться записями в тетради, сделанными при прослушивании сообщений учащихся в начале урока. В журнал выставляются только “4” и “5”. Дети, получившие “3” и “2”, дома изучают текст творческого задания. На следующем занятии во время проверки домашнего задания командиры групп зададут по содержанию текста 3-4 вопроса данным учащимся, поставят отметки, которые учитель перенесет в журнал.
VI. Подведение итогов работы.
1. Учитель дает
- общую оценку работы класса
- комментирует оценки учащихся.
2. - Ребята, как вы оцениваете эффективность занятия? Предлагаю вам заполнить таблицу (для каждого ученика распечатана таблица, которая заполняется им и сдается учителю для анализа).
Вопросы |
Баллы |
||
Как вы усвоили материал о развитии жанра литературной сказки в Сибири? Понятна ли вам композиция, образная система и основная мысль сказки “Озеро-сердце”? Сможете ли вы самостоятельно найти черты народной сказки в незнакомой литературной сказке? Сумеете ли выявить связь незнакомой литературной сказки с современностью? Вы получили заряд бодрости, уверенности в осуществлении вашей мечты? Посоветуете ли вы прочитать сказку М.К.Юрасовой своим знакомым? Вам нравится работать в группе?
|
0 |
1 |
2 |
Советы учителя, если учащийся набрал
от 0-6 баллов:
- больше читай;
- при чтении выделяй ключевые слова;
- тренируй память, развивай воображение
7-10 баллов:
1) тренируй мышление - старайся понять основную мысль произведения;
2) проявляй больше самостоятельности при выполнении заданий литературоведческого характера.
11-14 баллов:
1) у тебя есть способности к изучению текстов художественного стиля , но не останавливайся на достигнутом- совершенствуй навыки и умения.
VII. Домашнее задание:
1. Творческое задание (на выбор):
- написать сочинение-миниатюру “Как вы думаете, будет ли существовать в XXI веке жанр литературной сказки?”;
- инсценировать отрывок из сказки “Озеро-сердце”;
- приготовить задания к викторине “Жанр литературной сказки в Сибири. М.К.Юрасова “Озеро-сердце””.
2. Задание для всех учащихся: прочитать “Сказки по телефону” Ж. Родари.