Урок литературы в 5-м классе на тему "Своеобразие сказки М.К. Юрасовой "Озеро-сердце"

Разделы: Литература


Тип урока: изучение нового материала, закрепление знаний и способов деятельности.

Форма: комбинированный урок.

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить с историей развития жанра литературной сказки в Сибири, творчеством писательницы М. К. Юрасовой;
  • учить самостоятельно осваивать логику художественного произведения;
  • выявить в сказке “Озеро – сердце” черты народной сказки, а также ее связь с современностью;
  • работать над обогащением лексики учащихся: знакомить с литературоведческими терминами.

Развивающие:

  • развивать познавательные интересы учащихся;
  • формировать правильную и грамотную речь, логическое и творческое мышление;
  • развивать умение работать в группе;
  • обучать умению обосновывать восприятие изучаемого художественного текста.

Воспитательные:

  • сформировать интерес к творчеству сибирской писательницы М. К. Юрасовой;
  • воспитывать любовь и уважение к человеку – творцу прекрасного.

Оборудование: портрет М. К. Юрасовой, иллюстрации учащихся к произведению “Озеро – сердце”.

Литература:

  1. Сказки писателей Сибири (составитель Т. Г. Леонова) – Омск: книжное издательство, 1986.
  2. Вступительная статья Леоновой Т. Г. к сборнику “Сказки писателей Сибири”
  3. Учебник – хрестоматия по литературе для 5 класса под редакцией Курдюмовой Т. Ф.

Внутрипредметные связи: материалы данного урока опираются на полученные ранее учащимися знания о народной сказке, ее отличии от литературной, а также на опыт работы (совместно с учителем) по выявлению черт народной сказки в произведении Б. Шергина “Золотое кольцо” и отражению в нем современности.

Межпредметные связи: связь с русским языком, географией, историей края, химией.

Опережающее домашнее задание:

  • прочитать сказку М. К. Юрасовой “Озеро – сердце”;
  • приготовить иллюстрацию к эпизоду;
  • индивидуальные задания.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Целевая установка.

III. Сообщения подготовленных учащихся

- о том, в какое время появился жанр литературной сказки в Сибири и как он развивался,

- о творчестве писательницы М. К. Юрасовой.

IV. Работа над сказкой М. К. Юрасовой “Озеро – сердце”.

1. Выявление читательского восприятия сказки М. К. Юрасовой:

А) беседа с учащимися:

- Сказки каких сибирских писателей вы читали?

- Какие из них вам особо запомнились? Почему?

- Понравилась ли вам сказка М. К. Юрасовой “Озеро – сердце”?

Б) Учитель:

- Чтобы выяснить, в какой мере вы поняли логику произведения, объявляется конкурс на лучшую иллюстрацию к данной сказке.

В жюри – 2 учащихся, обучающихся в Школе искусств, и учитель. Ребята, защищая свою иллюстрацию, отвечают на вопросы жюри и класса, например:

- Почему выбран данный эпизод произведения для иллюстрирования?

- Иллюстрация отражает тему или основную мысль произведения?

- Как иллюстрация помогает раскрыть особенности характеров героев?

- Отражает ли иллюстрация характерную для фольклора хантов образную форму?

Жюри подводит итоги: оценивание работ учащихся, комментирование отметок.

2. Работа в “творческих мастерских”.

А) учитель мотивирует исследовательскую деятельность учащихся:

- Произведение “Озеро – сердце” начинается так:

На берегу Ваха, в поселке Ларьяк, услышала я легенду об озере – сердце. Рассказала ее старая хантыйка Авдотья Ляксина. Авдотья была так стара, что, казалось, сама жила в те далекие времена и теперь вспоминала о том, что сама видела…

Заканчивая свое повествование, Авдотья говорит:

- Что это, мечтание какое, сказка или быль?

Давайте докажем, что в произведении нашла отражение мечта хантыйского народа о лучшей доле, найдем в повествовании черты народной сказки, выявим его связь с современностью.

Б) класс делится на группы, в каждой группе (1гр. – 8 чел., 2гр. – 7 чел.) определяется организатор работы.

Задание 1 группе: найти в повествовании черты народной сказки; учитель предлагает обратиться к статье учебника “Виды народной сказки” с тем, чтобы выработать план работы группы.

Задание 2 группе: выявить связь произведения с современностью, найти отражение мечты хантыйского народа о лучшей доле.

Примерные задания – план:

- найти в произведении детали, характеризующие природу северного края;

- отметить географические названия, которые указывают на те места, где происходит действие сказки;

- в тексте говорится, что в озере Самотлор живут злые лунги; они часто выбрасывают огненные столбы и грозят “опалить, сжечь всю землю”. Каково происхождение огненных столбов?

- Для чего предназначена машина, “похожая на железную елку”, на которой работает внук Авдотьи?

- Почему произведение названо “Озеро – сердце”?

- Как вы понимаете смысл предложений:

“И еще в народе говорено слово: Златую подымет со дна озера, с глубин земли самый сильный, самый храбрый богатырь. Но это должен быть человек, а не олень… Кто же он, этот человек? Кто?”?

В) Группы определяют выступающих перед классом с отчетом о проделанной работе.

Г) Рецензирование ответов и оценивание их.

Примерные ответы учащихся. 1 группа

Черты народной (волшебной) сказки:

Композиция – зачин.

Тема – борьба добра и зла.

Сюжет – красавица Пурсоля отказывает своим сватам – ждет любимого. У оленя – красавца, сына Пурсоли, появилось заветное желание – достать с неба звезду. Превращение звезды в Златую Айни. Путешествие оленя и Айни сопровождается встречами со злыми и добрыми силами. Преодоление препятствий. Битва со злым духом Атым Лунгом.

Герои - животные, водяной дух – пожиратель Атым Лунг

Основная мысль - стремление людей к добру: парни – рабочие (геологи) “освобождают Златую Айни”.

Язык произведения – сказочные (фольклорные) выражения: жили-были; кличут-зовут; не ступал, не бежал, а будто летел; хозяин тайги; долго ли, коротко ли, далеко ли, близко мчался белый олень; в сказке не сказывается и т.д.

Гипербола – женщина несказанной красы, собрал все силы;
Постоянные эпитеты – черные тучи;
Троекратное повторение – дунул три раза;
Используется цифра “7” - семь дней, семь ночей длился бой.

Примерные ответы учащихся - 2 группа

Связь произведения с современностью: географические названия – озеро Вах, поселок Ларьяк, река Алле Еган, камень Югорский (Югория), Самотлор.

Природа северного края –“ А на том далеком берегу так же стыла в зиме, в снегах земля, дышала под снегами, курились недремлющие болота… Из таежной хмари вышел сын большого старика Торума - великий бурый медведь”.

В районе озера Самотлор геологи нашли нефть; “железные елки”- это буровые установки; “кровь” Златой Айни – это нефть; богатыри, спасающие Айни, - геологоразведчик

“И еще говорили: в летнюю пору в темных водах его всплывают маслянистые блескучие круги - кровь сердца Златой Айни… Она (железная елка) не только светит, не только упирается в небо, она пробивает землю, глубоко, до самого сердца, находит чудесную огненную воду, дарующую людям тепло, свет; двигающую машины на земле, воде, в воздухе. Такую и сказка не придумала…”.

Мечта народа о лучшей доле связана с образом звезды - Златой Айни (“золотой бабы”), подарившей людям нефть (“черное золото”).

Текст:

“У каждого живущего на земле есть своя звезда, и белый олень выбирал себе звезду … и возжаждал достать ее с неба… И однажды … случилось чудо: олень снял с небес звезду. Звезда озарила своим светом тайгу, тундру, реки, озера, старицы, болота – всю землю. Воссияла и померкла, погасла… А на том звездном месте… осталась нагая Айни… Из проруби вырвался черный столб воды и огня, поглотил Златую Айни…Многие искали Златую. Искали до золота жадные, искали ученые мужи для науки – русские, чужеземцы… Но озеро молчало. Только по воде всплывали блескучие круги - кровь сердца Айни… Кому дано видеть, пусть видит, как работают парни на “железных елках” на берегу сердца- озера. Пусть видит и думает: кто же этот богатырь, освобождающий Златую Айни из подземной темницы?”

V. Творческая работа. Цель: обобщить знания детей.

Задание: вставить в текст пропущенные слова и сочетания слов.

Задание можно выполнять самостоятельно или в паре. Затем дети получают “Лист самоконтроля”, с помощью которого проверяют правильность выполнения задания, оценивают свои знания индивидуально в паре

0-1 ошиб. – “5”

0 ошиб. – “5”

2-3 ошиб. – “4”

1-3 ошиб. – “4”

4-5 ошиб. – “3”

4-6 ошиб. – “3”

6 и более ошиб. – “2”

7 и более ошиб. – “2”

Текст творческого задания

Сказка продолжает свою жизнь в литературе Сибири и в наше время. Некоторые из них далеки от народной сказки и могут даже быть в оппозиции к фольклору (“До третьих петухов” В.М. Шукшин).

Другие произведения, напротив, сохраняют верность (фольклору). В этом мы убеждается, обратившись к смежному со сказкой жанру – легенде.

Привлекает внимание произведение М.К. Юрасовой “Озеро-сердце”, опубликованное в (1980 году) на страницах газеты (“Вечерний Омск”) и названное в редакционном предисловии (сказкой).

Автор постоянно живет в (Омске), много раз выезжала на север, над новыми произведениями работает в Тюмени.

“Озеро-сердце” начинается так: “На берегу Ваха, в поселке Ларьяк, услышала я легенду о белом олене, золотой бабе и озере-сердце. Рассказала ее старая хантыйка Авдотья Ляскина…”. Такое начало не только (литературный) прием, отделяющий автора от рассказчика, от имени которого и из его уст далее следует повествование, но и указание на подлинность существования легенды в наши дни.

Последующее повествование – это литературно-обработанная народная легенда, восходящая к циклу легенд о (“золотой бабе”) – идоле, в далеком прошлом предмете поклонения народов, живших на берегах Оби. Писательница обратилась к фольклору (хантов), и поэтому ее фольклоризм приобрел особый характер.

Произведение М.К.Юрасовой вводит нас в мир древних народных представлений о человеке и природе. Вековая тема (борьбы со злом) воплощена в легенде в характерной для фольклора хантов образной форме – (предания о медведе, злых духах и т.д.) В своеобразной форме выражена и давняя мечта народа о новой жизни – берег мечты. Вместе с тем в “Озере-сердце” отразился процесс переосмысления современными сказителями традиционных образов. Совершенно по-новому трактуется традиционный образ “золотой бабы”. Впервые в легенде хантов образ “золотой бабы” связан с богатством Сибири- (нефтью).

“Озеро-сердце” - творение современного писателя, тонко почувствовавшего фольклорную образность и строй речи хантов.

Сохраняя национальный колорит, М.К. Юрасова пересказала легенду на русском языке взволнованно и поэтично, создав произведение, стоящее на границе фольклора и литературы.

Произведение М.Юрасовой свидетельствует о плодотворном освоении фольклора и многообразном преломлении его традиций в современной литературе.

(По Т.Г. Леоновой.)

Примечание: при выполнении задания можно пользоваться записями в тетради, сделанными при прослушивании сообщений учащихся в начале урока. В журнал выставляются только “4” и “5”. Дети, получившие “3” и “2”, дома изучают текст творческого задания. На следующем занятии во время проверки домашнего задания командиры групп зададут по содержанию текста 3-4 вопроса данным учащимся, поставят отметки, которые учитель перенесет в журнал.

VI. Подведение итогов работы.

1. Учитель дает

- общую оценку работы класса

- комментирует оценки учащихся.

2. - Ребята, как вы оцениваете эффективность занятия? Предлагаю вам заполнить таблицу (для каждого ученика распечатана таблица, которая заполняется им и сдается учителю для анализа).

Вопросы

Баллы

Как вы усвоили материал о развитии жанра литературной сказки в Сибири?

Понятна ли вам композиция, образная система и основная мысль сказки “Озеро-сердце”?

Сможете ли вы самостоятельно найти черты народной сказки в незнакомой литературной сказке?

Сумеете ли выявить связь незнакомой литературной сказки с современностью?

Вы получили заряд бодрости, уверенности в осуществлении вашей мечты?

Посоветуете ли вы прочитать сказку М.К.Юрасовой своим знакомым?

Вам нравится работать в группе?

 

0

1

2

Советы учителя, если учащийся набрал

от 0-6 баллов:

  • больше читай;
  • при чтении выделяй ключевые слова;
  • тренируй память, развивай воображение

7-10 баллов:

1) тренируй мышление - старайся понять основную мысль произведения;

2) проявляй больше самостоятельности при выполнении заданий литературоведческого характера.

11-14 баллов:

1) у тебя есть способности к изучению текстов художественного стиля , но не останавливайся на достигнутом- совершенствуй навыки и умения.

VII. Домашнее задание:

1. Творческое задание (на выбор):

  • написать сочинение-миниатюру “Как вы думаете, будет ли существовать в XXI веке жанр литературной сказки?”;
  • инсценировать отрывок из сказки “Озеро-сердце”;
  • приготовить задания к викторине “Жанр литературной сказки в Сибири. М.К.Юрасова “Озеро-сердце””.

2. Задание для всех учащихся: прочитать “Сказки по телефону” Ж. Родари.