Литература
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Традиции русской литературы в поэзии А.Блока" 2010
Форма семинара-практикума способствует выявлению традиции русской поэзии в процессе сравнительного анализа лирических произведений Александра Блока и поэтов XIX века.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Я очень люблю Родину" 2009
В жизни и судьбе Есенина всё объяснимо и вместе с тем загадочно и таинственно. Цель данного урока заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством. Показать, что Есенин – это вечное.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Я растил себя поэтом" (Поэтическая концепция С.Есенина в стихотворении "Не жалею, не зову, не плачу…") 2008
Урок по творчеству С.А. Есенина содержит материал для постижения своеобразия его поэтического мира на примере одного стихотворения. Анализ стихотворения ведётся на трёх уровнях, и исследовательская работа позволяет выполнить всесторонний анализ текста. На уроке использованы компьютер и мультимедийный проектор. Урок сопровождается презентацией PowerPoint, включающей 14 слайдов с портретами, иллюстрациями, теоретическими сведениями.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Я сердцем никогда не лгу" (по биографии С.А. Есенина) 2010
На уроке учитель знакомит учащихся с личностью и жизнью Сергея Есенина. Разнообразные методы и приемы урока помогают изучить тему увлекательно и доступно. Урок предполагает просмотр видеофрагментов из кинофильма «Золотая голова на плахе» С. Рябикова. Урок построен так, что не только слово учителя, но и активное участие учащихся способствует глубокому проникновению в изучение личности поэта.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме «Поэзия периода "оттепели"» 2011
Урок, относящийся к нестандартным, проводится в форме путешествия. Уроку предшествует исследовательская работа по изучению биографий и творчества поэтов. Поэтическая форма изложения и музыкальное сопровождение формирует познавательный интерес и концентрирует внимание учащихся, а также развивает творческий потенциал учащихся.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Авторская песня". Литературно-музыкальный вечер, посвященный памяти В.С. Высоцкого 2005
Данный материал предназначен для уроков по теме "Авторская песня," А также может быть использован как самостоятельное мероприятие, посвященное творчеству В.С. Высоцкого.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "В мире расколотом надвое" (М.А. Шолохов "Тихий Дон") 2006
Задача учителя – помочь учащимся осмыслить вечные философские проблемы бытия: что есть добро и зло, жизнь и судьба.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "В.И. Белов – "поэт жизни действительной". Нравственный потенциал романа "Кануны" 2006
Первый урок (из двух предполагаемых) по творчеству В.Белова завершает изучение творчества представителей "деревенской прозы" В.Распутина, В.Шукшина, В.Астафьева, Ф.Абрамова, Б.Можаева. Используемые формы и методы призваны развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, умение анализировать эпизоды текста и давать оценку поступкам героев, воспитывать высокие нравственные чувства в учащихся.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Вечно юный, как сон". Судьба и поэзия К.Д. Бальмонта 2006
Урок знакомит с жизнью К.Бальмонта, пробуждает интерес к поэтической индивидуальности, нацеливает учащихся на постижение мыслей и чувств лирического героя поэзии Бальмонта и внутреннего мира самого поэта.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Диалоги поэзии М. Цветаевой" 2005
Урок литературы в 11-м классе "Диалоги поэзии М. Цветаевой" представлен в форме семинара, одного из ведущих видов работы в старших классах. Материалы урока развивают умение анализировать лирические произведения поэтов разных литературных направлений.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Использование выразительных возможностей цвета для передачи лирического настроения в творчестве Сергея Есенина" 2006
Задачи урока: ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии Есенина; углубить представления о есенинской поэтике в одном из её важнейших аспектов; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение и навыки выразительного чтения; продолжить формирование навыков исследовательской работы; показать глубокое чувство родной природы и Родины в лирике Сергея Есенина; воспитывать интерес к чтению.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Мы – от бога, я от дьявола?!" (По роману Е.И. Замятина "Мы") 2006
Урок литературы по теме "Мы" – от бога, "я" – от дьявола" рассматривает проблему взаимоотношения личности и госсударства в романе Е.И. Замятина "Мы".
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Нашедший подкову" (о жизни и творчестве Осипа Мандельштама) 2004
Урок - размышление по литературе в 11-м классе посвящен жизни и творчеству Осипа Мандельштама, освещает эпоху и показывает трагедию мастера. Широко используются мемуары жены и друзей поэта, стихи о нем наших современников. Элементы театрализации удачно интегрируют с классическими музыкальными произведениями. Урок "Нашедший подкову" поможет учащимся углубить знания о мотивах лирики и личности О. Мандельштама.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Поэтический мир Марины Цветаевой" 2005
Поэзия Марины Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости и серости. Она летописец своей эпохи. Данный урок знакомит с образом лирического героя, близкого к лирическому "Я", и показывает разнообразие тем и мотивов поэтических произведений Марины Цветаевой.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Роман Е.Замятина "Мы". Идейное содержание и жанровые особенности романа-антиутопии" 2006
В течение последнего десятилетия произошло существенное изменение программы литературы 11-го класса, так как в неё вошли произведения писателей, долгие годы находящиеся под запретом по тем или иным причинам. Этот пласт "возвращенной литературы" огромен. Роман Е.Замятина "Мы" интересен и злободневен до сих пор, хотя современное поколение далеко и от "талонной системы", и от "обязательных" парадов, что во многом и стало причиной запрета произведения. Однако нравственные и философские проблемы, поднятые автором, актуальны и сейчас.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Смех – дело серьезное?" (Современное прочтение рассказов М. Зощенко) 2006
Урок литературы в 11-м классе по творчеству М.Зощенко "Смех – дело серьезное?" На уроке решается проблема соотношения юмора и сатиры в рассказах Зощенко. Проблемный метод, материалы, отражающие эпоху, преломляют творчество писателя, позволяют по-новому анализировать его рассказы. Языковой анализ выявляет особенности стиля. Интерактивные формы работы убеждают учащихся: творчество Зощенко актуально, а смех – дело серьезное.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Сопоставительный анализ рассказов В.Пелевина "Ника" и И.Бунина "Легкое дыхание" 2007
Урок литературы в 11-м классе проводит сопоставительный анализ рассказов И.Бунина и В.Пелевина.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Судьба человека в тоталитарном государстве" (В.Шаламов "Колымские рассказы") 2006
Варлам Шаламов. Писатель, который принёс настоящую правду в литературу о государстве, опутанном проволокой ГУЛАГа. Целых 17 лет провёл Шаламов в Колымских лагерях. Но он выжил, чтобы рассказать. Цель данного урока: выявить идею, объединяющую цикл "Колымские рассказы" Варлама Шаламова.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Христианские мотивы в рассказе А.И. Солженицына "Матрёнин двор" 2010
На данном уроке учащиеся развивают навыки самостоятельного анализа прозаического произведения, учатся выделять и осмыслять авторскую позицию, развивают умение видеть приёмы актуализации художественного слова. Урок сопровождается презентацией с использованием программы PowerPoint.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Человек — высшая на земле ценность" 2006
Урок литературы в 11-м классе по теме "Человек – высшая на земле ценность" построен на работе учащихся с текстами и направлен на развитие умений проводить лингвистическое наблюдение над языковыми особенностями, аргументировано высказывать собственную точку зрения.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: «Тяжесть души» (по повести Ю. Нагибина "Встань и иди") 2005
Тема "Человек в тоталитарном государстве" начинается после изучения творчества М.Булгакова. Это первый урок. Значит, он работает на последующие. Данный материал предлагается для беседы по современной литературе. После прочтения текста учащиеся получают индивидуальные и групповые задания. Им предстоит разобраться в сложных человеческих отношениях и понять их трагизм, обратиться к Библии, пережить несколько высокоэмоциональных моментов. Все это способствует высокому нравственному заряду выпускников.
-
Урок литературы в 11-м классе с использованием алгоритма подготовки к сочинению в формате «итоговое сочинение». «Человек и время в русской литературе» 2021
Основные цели урока: формирование у учащихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме и написанию сочинения. Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов.
-
Урок литературы в 11-м классе с использованием ИКТ "Поющее сердце России" (Жизнь, творчество, личность С.Есенина. Основные мотивы лирики поэта) 2010
В ходе урока комплексно решаются задачи формирования читательских компетенций учащихся на основе самостоятельной аналитической деятельности, результаты которой отражаются в технологической карте урока.
-
Урок литературы в 11-м классе с элементами ИКТ по теме "А.А. Ахматова. Жизнь и творчество" 2009
Предлагаемая разработка – урок по литературе в 11-м классе (социально-гуманитарном) с использованием ИКТ. Последние три года автор работает над методической темой «Использование информационных и телекоммукационных технологий в профильном обучении». С помощью программ Power Point создаются слайд–фильмы для объяснения новой темы. К созданию и представлению презентации привлекаются старшеклассников.
-
Урок литературы в 11-м классе. «Это ветер с красным флагом…». События революции 1917 года глазами поэта и художника (по поэме А.Блока «Двенадцать и картине Б.Кустодиева «Большевик») 2022
Цели урока: через восприятие и анализ произведений искусств научить соотносить тему и основную мысль произведений; учить понимать смысл и роль художественных средств, с помощью которых поэт и художник выражает свое отношение к изображаемому; отрабатывать навык грамотно выстраивать собственное высказывание и выражать свое отношение к прочитанному и увиденному; подвести учащихся к авторскому пониманию революционных событий 1917 года через мироощущение поэта и художника.
-
Урок литературы в 11-м классе. А.И. Куприн. "Гранатовый браслет". Работа с деталью художественного произведения 2010
Предложен один из вариантов работы над деталью художественного произведения с опорой на прошлые знания учащихся. Данный вариант урока поможет ребятам обобщить знания о литературоведческом понятии «Художественная деталь и её роль в осмыслении сюжета».
-
Урок литературы в 11-м классе. Аксиологическая проблематика романа Э.М. Ремарка "На Западном фронте без перемен" 2009
Аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае – показать возможность практического разума в общей структуре бытия. Изучение литературы Германии и России времён мировых войн даёт возможность представить себе полную картину мира, в котором нет замкнутых пространств, в котором любое развитие человеческой мысли становится отправной точкой для дальнейшей эволюции человека. Обращаясь к произведениям Ремарка, можно с уверенностью сказать, что аксиологическая проблематика – главная в романах о Первой мировой войне.
-
Урок литературы в 11-м классе. Анализ стихотворения Федора Сологуба "В тихий вечер на распутьи двух дорог…" 2006
Один из уроков в теме "Многообразие поэтических индивидуальностей в поэзии Серебряного века", знакомящий учащихся с творчеством одного из ярких представителей поэзии символизма. На уроке подробно анализируется стихотворение "В тихий вечер на распутьи двух дорог..."
-
Урок литературы в 11-м классе. В.В. Маяковский. "Я хочу быть понят моею страной" 2010
Данный урок литературы в 11-м классе является вступительным при изучении творчества В.В. Маяковского. Учащиеся познакомятся с этапами его творческого пути, основными темами его творчества. Материал урока позволит ребятам познакомиться с личностью поэта и показать на примере стихотворений острое стремление поэта быть услышанным и понятым будущими поколениями.
-
Урок литературы в 11-м классе. Драма А.Вампилова "Прошлым летом в Чулимске" 2009
Происходит знакомство с последней пьесой А.Вампилова, основанной на жизненном материале сибирской глубинки. Здесь показаны судьбы героев, у которых все переплелось и затянулось тугим узлом. В данной разработке урока использована технология критического мышления.