Цели урока:
- образовательные: проанализировать рассказ; определить изобразительные средства основной идеи рассказа;
- развивающие: развивать навык работы в малых группах, навык сравнения, умение делать выводы;
- воспитательные: вырабатывать чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование: раздаточные таблицы для работы в группах, текст, проектор, портрет писателя.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Переход к теме. Постановка цели.
- Работа с текстом.
- Исследовательская работа.
- Вывод.
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слово учителя: Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы продолжаем знакомиться с научно-фантастической литературой. Мы поговорим о будущем. Во все времена Будущее привлекало к себе внимание людей. Иначе и быть не может, ведь каждому хочется знать, что будет с нами через 50, 100, 200 лет.
- А от чего зависит наше будущее? (От наших поступков, от того, как каждый из нас ведет себя уже сейчас.)
(Сообщение темы.) ( Запись темы урока.)
А теперь я приглашаю всех в машину времени. Мы полетим в будущее. Все готовы?
2. Проверка домашнего задания.
Но для этого нам нужно пройти специальный тест-контроль. У вас на столах таблички. Вам нужно вспомнить признаки фантастической литературы и соединить слово “фантастика” с этими признаками. (См. “Рабочая тетрадь к учебнику литературы “Шаг за горизонт” 5 класс. Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Стр.42.)
3. Закрываем глаза. Считаем до трех. Мы в 2055 году.
- Как вы думаете, что заинтересует нас больше всего в этом мире?
- С какой целью мы сюда прибыли? (Составим метоплан нашего пребывания в будущем: вывешиваю на доску таблички с пунктами плана.)
1. Какие люди живут?
2. Интересы и занятия.
3. Поступки и их последствия.
4. Наше влияние на Будущее.
3. Работа с текстом.
- С какими же литературными героями мы здесь встретимся?
- Что видит главный герой Экельс перед входом в контору?
(Объявление) (Вывешиваю на доску). Из него мы видим, что люди будущего изобрели машину времени – мечту человечества – и путешествуют на ней в любой год прошлого просто на охоту.
- Что мы можем сказать о людях будущего?
Высокий уровень интеллекта.
(Вешаю табличку на доску.)
- Какой разговор мы слышим при входе в контору, который помогает нам увидеть мир, в котором живут герои, действующую власть, характеры и взгляды большинства людей?
(Зачитываем эпизод, в котором говориться, что на выборах победил Кейт.)
- А раз люди проголосовали против Дойчера, против его убеждений (а мы с вами знаем, что на выборах побеждает большинство), тогда за что же выступают герои, какой жизни хотят для себя?
(Вешаю таблички с ответами.)
Хотят мира
Верят в бога
Добрые, человечные
- Итак, куда же мы отправляемся вместе с героями произведения? (В далекое Прошлое, охотиться на динозавров.)
- Какие же первые слова произносит организатор путешествия Тревис, когда вся группа прилетела в Прошлое? ("Христос еще не родился…")
- Почему Тревис упоминает именно этих людей, людей которые организовывали войны, убивали? ( Повлияли на ход истории.)
- Так какой же мир показал нам автор, если никого из этих известных личностей еще не было? ( Чистый, первозданный, не испорченный деяниями человека.)
4. Исследовательская работа.
Давайте представим себе джунгли в Прошлом. Проведем исследовательскую работу по тексту, чтобы увидеть нашу планету 60 миллионов лет назад
(Работа в группах.) (Вспоминаем правила работы в группах.)
I группа - краски, запахи джунглей;
II группа - растительность;
III группа - животный мир;
IV группа - звуки.
- Какими вы увидели джунгли? Видя красоту, нетронутую, первозданную, беззащитную, о чём прежде всего позаботились организаторы сафари?
( О мерах предосторожности.)
- Назовите их:
- антигравитационная тропа;
- обеззараженные скафандры;
- кислородные шлемы;
- пометка зверей краской;
- А зачем нужно быть такими осторожными? Какую теорию вывел Тревис?
(Ответы учащихся.)
Обобщение:
Если нарушить что-то в Прошлом, если уничтожить самое малое: помять траву, убить мышь, бабочку – это может привести к непоправимым последствиям в Будущем, т. к. изменится весь ход эволюции.
- Казалось бы, организаторы сафари предусмотрели все, чтобы как-то не повлиять на Прошлое и тем самым не изменить Будущее.
Но все ли?
Давайте посмотрим, что произойдет на охоте. Зачитаем эпизод из текста, в котором отражены события, происходящие за 1 мин. до появления динозавра.
Эпизод заканчивается словами: “Тишина. Раскат грома”.
- Для чего автор показывает нам данное явление природы?
(Предупреждает об опасности.)
Посмотрим, как же появится огромный динозавр. (Включаю видеосюжет.)
- Что произошло с Экельсом? (Испугался и не смог выстрелить, динозавр был очень красив.)
Мнения разделились. Дома 1 вариант выписывал цитаты из текста, доказывающие, что динозавр был очень страшный. А вот 2 вариант утверждает, что динозавр был очень красив, и это помешало Экельсу выстрелить.
(Докажите текстом.) (Зачитайте слова, произнесенные Экельсом при виде динозавра.)
Вывод: что же происходит с героями? (Экельс был удивлен, испуган, растерян и, как следствие, сходит с тропы.) (Раздавил бабочку).
- Так ли надежны были средства защиты, предусмотренные компанией? (Нет).
- Тогда почему же организаторы сафари обошли стороной простой человеческий фактор и, идя на огромный риск, все-таки организуют сафари в Прошлое? (Жажда денег.)
- В каких эпизодах нам показывает это автор?
(В начале произведения и на охоте, когда Тревис хотел убить Экельса).
Теперь вернемся к нашим табличкам. Какое же еще качество присуще людям из Будущего?
Алчность
(Вешаю на доску.)
5. Теперь посмотрим, какими же были последствия. Итог всего путешествия.
- Что повлекла за собой смерть одной лишь бабочки?
Зачитываем: (Экельс медленно вдыхал воздух …..)
- О чём говорится в данном отрывке?
Вывод: Изменилась экология.
Объявление новое вешаю на доску. (Объявление взято из текста, оно написано с орфографическими ошибками.)
- Что не так? О чем это говорит?
(Снизился уровень развития человечества.)
Переворачиваю табличку:
Низкий интеллектуальный уровень
- Кто победил на выборах? (Читаем дальше)
- А раз победил Дойчер, то большинство людей теперь:
против мира против веры против человечности
Последствия поступков героев ужасны. Посмотрите, что произошло с миром!
- Чем заканчивается произведение?
(“И грянул гром”)
- А когда еще в тексте мы встречались с этими словами? (Когда впервые увидели динозавра.)
- Но там какой был гром? (Предупреждающий.)
- А теперь? (Уничтожающий.)
Автор в начале произведения показывает гром и в конце. Объявление мы видим в начале и в конце.
- Как называется такой композиционный прием? (Кольцевая композиция.)
С какой же целью автор использует композиционное кольцо?
(Показать, что было и что произошло после вмешательства в Прошлое; показать, что человек и природа это одно целое).
Теперь на машине времени вернемся в Настоящее.
Посмотрим, какие же ваши поступки смогут как-то повлиять на Будущее.
- Ребята, а вот какие ваши поступки смогут испортить Будущие, изменить его в худшую сторону?
(Ответы.)
- И каким тогда может стать наше Будущее, мир, в котором будут жить ваши дети? (Ответы.)
- Хотите ли вы жить в таком Будущем?
(Нет.)
- А какое Будущее вы хотели бы видеть для себя и ваших детей?
Подумайте и поработайте в группах. Решите, какие же поступки нужно совершать уже сейчас, чтобы жить вот в таком Будущем.
Дается перечень действий. Нужно определить их рейтинг по значимости, добавить свои действия, которые, на ваш взгляд, помогут сделать Будущее лучше.
(Работа в группах)
Анализ работы.
Вывод:
Ребята, хоть вы еще и маленькие, но от ваших поступков также зависит Будущее. Писатель Рэй Брэдбери заставляет людей размышлять над последствиями их поступков, сознательно подходить к решению тех или иных вопросов. Мне бы очень хотелось, чтобы вы, прежде чем сорвать цветок, поймать бабочку, обидеть малыша, нагрубить маме, задумались: “А как это может изменить наш мир?”.
6. Итог урока: Руководители групп озвучивают оценки.
7. Д/З: Письменный ответ на вопрос №5 после рассказа.