Тип урока: обобщение изученного.
Цели урока:
- образовательные: обобщение и углубление изученного по творчеству А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний учащихся;
- воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;
- развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать.
Оформление
- портрет А.С.Пушкина,
- иллюстрации учащихся к сказкам,
- выставка книг, поделок,
- эпиграф на доске:
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
А.С.Пушкин
Предварительная подготовка: чтение сказок Пушкина, выполнение иллюстраций к его сказкам, создание поделок; задание получают ведущие; учащиеся готовят спектакль, чтение наизусть; учитель готовит предметы для проведения конкурса.
ХОД УРОКА
Учитель. Сегодня мы проводим урок “Что за прелесть эти сказки!”, посвященный творчеству А.С.Пушкина (сообщаются цели урока), одни сказки на уроке прозвучат целиком, из других – отрывки, цитаты, какие-то элементы. Ведь на одном уроке невозможно прочитать и проанализировать все сказки этого писателя. В чем же заключается прелесть сказок А.С.Пушкина? Попробуем доставить себе радость от общения с русским гением. Сегодня мы вспомним, когда сказка начала проникать в литературу, узнаем об истории создания некоторых сказок Пушкина, проведем викторину, посмотрим кукольный спектакль, определим победителей конкурсов “Лучший иллюстратор сказок Пушкина”, “Лучшая поделка”. В этом нам помогут ведущие, которые будут вас спрашивать и раздавать жетоны отвечающим.
1-й ведущий. Литературная история русской сказки начинается только во 2 половине XVIII века. До этого времени она хранилась в памяти народной, как и песни, былины, пословицы.
2-й ведущий. “Басни баять”, “сказки сказывать небывалые” запрещалось древнерусскими проповедниками и указами правительства. Сказку считали недостойной записи.
1-й ведущий. Но для всего населения России сказка была любима. Несмотря на запреты, ее рассказывали на протяжении веков, передавали от поколения поколению, любили в равной степени в крестьянской избе и в барских хоромах.
2-й ведущий. Искусство рассказывать сказки ценилось на Руси высоко. Имена двух сказочниц вошли в историю русской литературы – это ключница Пелагея из семьи Аксаковых и няня Пушкина Арина Родионовна.
1-й ведущий. Прочитать сказку русские люди впервые смогли в сборниках, которые выходили в 1780–90-х годах. Эти сборники носили заглавия “русских”, “славянских”, “древних” сказок. Сказка начала проникать в литературу.
2-й ведущий. Русские писатели конца 18 века откликнулись на возросший интерес к этому жанру. Сказки писали Сумароков, Дмитриев, Марков, Жуковский, Державин, Даль и даже Екатерина II.
1-й ведущий. Мы знаем, что летом 1831 года
в Царском Селе проходило своеобразное
поэтическое соревнование: А.С.Пушкин и В.А.
Жуковский решили написать по сказке в народном
духе. Так появилась “Сказка о царе Салтане” и
“Сказка о царе Берендее”. Само же соревнование
обернулось литературным спором, в который
оказались втянуты многие современники.
Ребята, кто же вышел победителем в этом
соревновании? (А.С.Пушкин)
2-й ведущий. Ребята, какие сказки А.С.Пушкина вы знаете? Правильно назовите их названия. (“Сказка о попе и о работнике его Балде”, “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”, “Сказка о золотом петушке”).
1-й ведущий. Какая сказка вам больше всего понравилась? Почему?
Учитель. А теперь проведем викторину “Сказки А.С.Пушкина”, которая поможет мне проверить ваши знания. (Можно составить кроссворд.)
1. Человек, подаривший царю птицу? (Мудрец)
2. Волшебное оружие Черномора? (Борода)
3. Сын царя Салтана? (Гвидон)
4. Судно, в котором он плавал по морю? (Бочка)
5. Название острова, мимо которого проходил путь в
царство Салтана? (Буян)
6. Золотая птица? (Петушок)
7. Насекомое, в которое превращался Гвидон? (Комар)
8. Кличка собаки в “Сказке о мертвой царевне”? (Соколко)
9. Приданое царицы в “Сказке о мертвой царевне”? (Зеркало)
10. Чудо-зверь? (Белка)
11. Ядовитый фрукт? (Яблоко)
12. Продукт, которым угостила царевна старушку? (Хлеб)
13. Жених мертвой царевны? (Елисей)
14. Первое желание старухи? (Корыто)
15. Доход, который обещали платить черти попу? (Оброк)
16. Девка, которая отвела царевну в дремучий лес? (Чернавка)
2-й ведущий. Обращаясь к народной сказке, Пушкин нашел свой собственный метод работы с нею. Создавая сказку, он свободно выбирал сюжет, детали, мотивы из разных источников – русских и иностранных.
1-й ведущий. Ребята, знаете ли вы, как
появилась “Сказка о рыбаке и рыбке”?
Очень долго эту сказку считали “самой народной”
у Пушкина. Многие думали, что Александр Сергеевич
заимствовал ее сюжет из фольклора, обработал и
“возвратил народу алмаз в форме бриллианта
чистейшей воды”. Но среди русских сказок нет
сюжета, аналогичного пушкинскому! В народных
сказках желания исполняют чудесное дерево,
святой, живущий на дереве, птичка-дрозд, коток -
золотой лобок. Завершается сюжет всегда
превращением старика и старухи в зверей –
медведей, свиней; быка и свинью. И ни в одной
сказке нет ни рыбки, ни моря.
2-й ведущий. Пушкинская же сказка близка к европейской традиции, всего более – к варианту, изложенному в сборнике братьев Гримм.
Заранее подготовленный ученик рассказывает сказку братьев Гримм о рыбе камбале.
Учитель. А теперь мы посмотрим кукольный спектакль, который называется “Сказка о рыбаке и рыбке” (идет представление, сказка в сокращении).
1-й ведущий. Ребята, какая сказка вам больше понравилась? Нравится ли вам конец сказки Пушкина? Справедливо ли наказана старуха? Почему?
2-й ведущий. Чем похожи эти сказки? В
чем их отличие?
Да, вы верно все назвали. Как и у братьев Гримм, у
Пушкина желание исполняет рыбка, сохраняется
последовательность желаний. Однако русский поэт
отступает от европейского источника. Он
различает характеры старика и старухи – одну
делает властной и жестокой, другого покорным (а у
братьев Гримм старик и старуха вместе
пользовались благами, полученными от рыбки).
Изменив сюжет, Пушкин придает сказке русский, а
не европейский колорит.
1-й ведущий. Из всех пушкинских сказок на устную традицию целиком опирается только “Сказка о попе и о работнике его Балде”. Она вся из устной поэзии. Источником для поэта были сборники Кирши Данилова и Чулкова, переводы гриммовских сказок, сказки 1001 ночи, записи народных сказок.
2-й ведущий. Ребята, все вы хорошо знаете “Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях”. Какие сказки, очень похожие на эту сказку Пушкина, вы знаете? (Жуковский “Спящая царевна”, Ш. Перро “Спящая красавица”, Дисней “Белоснежка и семь гномов”)
1-й ведущий. Давайте вспомним эту сказку, чтецы нам в этом помогут. (Чтение наизусть отрывка из этой сказки, например, обращение Елисея к Месяцу, Ветру)
2-й ведущий. Знаете ли вы, что у Пушкина есть еще одна сказка, о которой мы сегодня не говорили? Это незаконченная “Сказка о Медведихе”. К ней Пушкин обращался на протяжении нескольких лет.
Чтение сказки учителем.
1-й ведущий. Как бы вы закончили эту сказку на месте Александра Сергеевича? Пофантазируйте!
Учитель проводит конкурс “Из каких сказок эти предметы”? Необходимо назвать сказку, привести цитату.
- Зеркальце (Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи...)
- Корыто (Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто…)
- Медвежья шуба (Вот тебе, жена, подарочек, что медвежия шуба в 50 рублев...)
- Бочка (Туча по морю идет, бочка по морю плывет.)
- Спица (Посади ты эту птицу, - молвил он царю, - на спицу...)
- Яблоко (Вот за то тебе, лови! И к царице наливное, молодое, золотое, прямо яблочко летит…)
- Орешки (Белка песенки поет, да орешки все грызет…)
1-й ведущий. А теперь, ребята, назовите сказку, из которой взяты эти слова.
- Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна. (“Сказка о мертвой царевне…”)- Видишь, там сивая кобыла?
Кобылу подыми-тка ты,
Да неси ее полверсты;
Снесешь кобылу, оброк уж твой. (“Сказка о попе..”)- Стала кликать малых детушек,
Своих глупых медвежатушек… (“Сказка о Медведихе”)- Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом. (“Сказка о царе Салтане…”)- Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок. (“Сказка о золотом петушке”)
- Это эпиграф к уроку. Ребята, в чем смысл этих строк? На что намекает сказка? Какой урок она преподносит? Приведите примеры. Свой ответ аргументируйте.
2-й ведущий. А.С.Пушкин очень широко использовал цвет в своих произведениях. По насыщенности красками сказки занимают одно из первых мест во всей русской литературе. В сказках очень много золота. Ребята, назовите строки из сказок, в которых есть золото. (“Весь сиял в злате”, “ в чешуе златой”, “злотоглавый город”, “золотой петушок”, “золотая рыбка”, яблочко “румяно-золотисто” и т.д.)
1-й ведущий. Какие еще цвета использует Пушкин в своих сказках? (Белый: “Лебедь белая плывет”, “вся белешенька земля”, “высока, стройна, бела”; розовый: “Семь румяных усачей”; синий: “Синее море” и др.)
Учитель проводит конкурс “Лучший иллюстратор сказок Пушкина”, “Лучшая поделка”. Победители награждаются призами.
Заключительное слово учителя. Вот и подошел к концу наш урок. Наверное, мы не только вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что-то новое. “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма”. Мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн. Уже полтора столетия критики трудятся над разгадкой, и работы еще очень много. Чем же так привлекают нас сказки этого писателя? Прежде всего, необычностью сюжетов, яркостью красок, простотой слога, напевностью стиха и большим нравоучительным смыслом. Когда мы перечитываем сказки А.С.Пушкина, мы становимся немного счастливее, благодарим автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда.