Литература
-
Урок литературы в 5-м классе по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" 2010
Как активизировать внимание учащихся на уроке? Как вовлечь каждого в активную мыслительную деятельность? Решению этих вопросов способствуют уроки по составлению логических схем на примере урока по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб". Такие уроки решают задачи развития образного мышления, логики, дают возможность проанализировать идейное содержание и систему образов в доступной форме.
-
Урок литературы в 5-м классе по творчеству К.Бальмонта 2008
На рубеже XIX и XX веков Константин Дмитриевич Бальмонт был одним из самых читаемых поэтов России. Программа по литературе 5 класса кроме отрывка из поэмы К. Бальмонта « Пушкин» даёт возможность ещё раз прикоснуться к творчеству этого изумительного поэта в разделе « Лирика и проза двадцатого столетия». После работы со стихотворениями К. Бальмонта, предложенными в учебнике (автор-составитель Т.Ф. Курдюмова), провожу ещё один урок по циклу его стихов «Фейные сказки». Работа на уроке строится с использованием метода проектов: учащиеся составляют проект (макет) сборника стихов поэта.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "А.С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. «Руслан и Людмила». Пролог" 2008
На данном уроке используется компьютерная презентация. В нее включены самые известные портреты А.С. Пушкина, выполненные знаменитыми художниками, а также малоизвестные портреты поэта в раннем и подростковом возрасте. Рассматривание портретов поможет учащимся справиться с таким видом работы, как словесное рисование после прочтения пролога к поэме "Руслан и Людмила". Применение ИКТ на уроке, бесспорно, способствует формированию у пятиклассников интереса к личности и творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Времена года в творчестве русских поэтов" 2009
В предлагаемом уроке учитель делится своим опытом по использованию произведений искусства на уроках литературы. Богатый материал урока дает возможности развить творческую активность учащихся, умение чувствовать, проникаться настроением стихотворения, видеть красоту, мелодичность стиха, пробудить желание учиться через творческое взаимодействие учителя и ученика, через активный диалог.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Дело об украденных словах (изобразительно-выразительные средства языка)" 2021
Цель урока: повторить и углубить сведения об изобразительно-выразительных средствах; отработать навыки распознавания тропов в текстах; закрепить навыки анализа художественного текста с точки зрения использованных в нем изобразительно-выразительных средств.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Загадки" в технологии РКМЧП 2011
Предлагаемый урок изучения нового материала проводится в рамках программы Г.И. Беленького и Ю.С. Лыссого с учетом деятельностного подхода к обучению. В качестве дидактического материала используется современный фольклорный материал Пермского края. Приемы работы на уроке способствуют развитию критического мышления у учащихся.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Картины русской зимы в поэзии XIX века" 2009
Урок знакомит учащихся с лирическими произведениями о зиме А.С. Пушкина, И.С. Никитина, И.З. Сурикова. На материале данных лирических произведений проводится анализ текстов с целью выявления различных тропов. На этом уроке школьники создают свои собственные синквейны о зиме и делают письменный анализ понравившегося поэтического текста.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "М.Ю. Лермонтов «Бородино». Защитники Родины в изображении М.Ю. Лермонтова" 2009
Материал представляет собой систему уроков, посвященных жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. Урокам предшествует подготовительная работа. Ученикам раздается индивидуальная работа - поиск материалов к уроку. В ходе урока проводится словарная работа (объяснение трудных слов), устное словесное рисование, наблюдение над речью рассказчика.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Мой Север, скупой чародей!" по произведениям Б.В. Шергина 2009
В курсе литературы в 5-м классе изучается тема "Сходные и различные черты сказок авторской и народной". Учитывая региональный компонент и богатое наследие северных писателей, предлагаю свой вариант освоения данного учебного материала. Учащиеся на уроке не только знакомятся со сказками Б.В. Шергина, но и делают на примере некоторых из них сравнительный анализ авторской и народной сказок.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Добро и зло в повести" 2017
Цель урока: осмысление глубины художественного текста, постижение авторского замысла. Дети самостоятельно определяют тему урока, ставят цели, подводят итоги, оценивают свою работу на уроке.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Народный театр" 2020
Данный урок проводится в 5-м классе, направлен на достижение учащимися следующих предметных результатов: знать историю развития театра в России, черты народного театра, своеобразие образа народного любимца Петрушки, понимать важность возникновения в 17 веке театра Петрушки и степень его влияния на формирование современного кукольного театра. Урок построен таким образом, чтобы постоянно поддерживать интерес учащихся к предложенной теме. Для этого создана яркая презентация, снабженная аудио- и видеофайлами.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Поэтические картины родной природы в лирике С.А. Есенина" 2009
На уроке учащиеся знакомятся со стихотворениями С.А.Есенина, учатся их анализировать, ведут активный диалог друг с другом. Школьникам предложены различные виды деятельности: просмотр презентации, чтение художественных текстов, подбор и оформление иллюстраций к книге стихов великого русского поэта.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Поэтический образ России в лирике И.А. Бунина" 2009
Урок литературы направлен на развитие эмоционально-образного мышления, творческого воображения, эмоциональной отзывчивости, внутреннего мира ребенка, умения сопереживать, сочувствовать, видеть прекрасное. На уроке осуществляется подготовка учащихся к восприятию более серьезных проблем в старших классах, осознается тесная связь русской литературы с русской землей.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Путешествие в Лукоморье" 2010
Урок литературы в 5-м классе по теме «Путешествие в Лукоморье» включает обобщающие задания по развитию речи: устные сочинения, инсценирование эпизодов из сказок, работу с эпитетами, выразительное чтение и ответы на вопросы. Задания по картине и музыкальному фрагменту способствуют расширению кругозора учащихся и развитию эстетического вкуса.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Путешествие в мир поэзии" 2008
Задача учителя – познакомить ребят с жанром поэзии, научить понимать самого поэта, увидеть мир, скрывающийся за одной фразой, словом, звуком. Поэтому обращаюсь к путешествию, т.к. именно эта форма поможет понять разницу между прозой и поэзией, настоящими стихами и рифмованными фразами. "Путешествие" поможет разглядеть своих учеников, потому что такой урок должен заканчиваться чтением стихов, которые ребята подготовили и выучили наизусть дома.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!" 2008
Сквозной темой в программе по литературе 5–6-х классов проходит раздел «Литературные сказки». Педагог М.А. Рыбникова, писала, что в сказках – огромная польза для воспитания, для развития личности обучающихся. Русская литература с её «всемирной отзывчивостью», гуманизмом имеет особое, объединяющее, общекультурное значение, так как является хранительницей духовных, нравственных, эстетических ценностей, как русского народа, так и всех народов нашего Отечества.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина. "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" 2009
Задачи урока литературы, посвященного сказке Пушкина: познакомить учащихся с жанром литературной сказки; выявление жанровых различий русской народной и литературной сказки; определение проблематики сказки в процессе ее анализа (характеристика героев, анализ эпизода через авторское отношение к героям).
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Сквозь ночь Всемирного потопа. Отражение библейских сюжетов в живописи" 2010
Работа знакомит учащихся 5-х классов с трактовкой происхождения мира, растительности, животных, птиц, человека согласно Библии. В ходе урока присутствует сопоставительный анализ художественного текста – детской Библии и иллюстрированной Библии Василия Кореня в искусстве лубок, библейские сюжеты в нидерландской школе живописи. Заповеди Ветхого Завета очень актуальны для современных школьников.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб") 2011
На уроке учащиеся обучаются основам анализа эпического произведения, определяют границы реального и волшебного в произведении; развивают навыки осмысленного чтения, умение "всматриваться и вслушиваться" в слово художественного произведения.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Урок–встреча с Иваном Андреевичем Крыловым и его баснями" 2009
На уроке дети познакомятся с творчеством И.А. Крылова. Узнают о его биографии, рассмотрят инсценировки некоторых басен и поговорят о их морали.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Художественный мир волшебной сказки "Василиса Прекрасная" 2010
Цели урока: развитие эмоционального восприятия художественного текста, освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания; знание понятия "художественный мир" сказки и его составляющих; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий; воспитание любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Языковые и композиционные особенности жанра басни" 2010
Урок позволяет обобщить литературоведческий материал по истории развития жанра басни, композиционные и художественные особенности этого жанра. В ходе урока выполняется сравнительный анализ басен И.А. Крылова и Ж.Лафонтена, что позволяет подготовить ученика к созданию собственного произведения.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме «А.С.Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде"» 2025
Учитель на уроке знакомит учащихся с особенности литературной сказки.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Времена года в музыке, живописи, поэзии" 2006
На уроке учащиеся познакомятся со стихами С.Есенина о временах года, услышат музыку великого русского композитора П.И. Чайковского, посвященную также временам года, увидят зиму и лето, осень и весну такими, какими их запечатлели знаменитые русские художники-пейзажисты Э.Грабарь, Б.Кустодиев, И.Левитан, А.Саврасов, А.Пластов. На уроке прослеживается взаимосвязь поэзии, музыки и живописи.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Мальчик у Христа на елке" Ф.М. Достоевского как святочный рассказ 2005
Рождество Христово - светлый праздник, нашедший яркое отражение в святочных рассказах, которые удивительным образом соединили в себе бытовое и бытийное, сиюминутное и вечное. Цель данного урока - познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа; через приобщение к классической литературе, классической музыке способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Мир животных в стихотворениях русских поэтов" 2005
Урок "Мир животных в стихотворениях русских поэтов" построен согласно проблемному методу, в основе которого лежит творческая учебная деятельность, являющаяся аналогом научного творчества. Поэтому этапы урока соответствуют этапам научной творческой деятельности: постановка проблемы, поиск решения, выражение решения, реализация продукта. Такое построение учебного материала обеспечивает творческое усвоение знаний, поэтому урок "Мир животных в стихотворениях русских поэтов"- это урок открытия нового знания, не только формирующий его, но и развивающий интеллект, творческие способности и воспитывающий активную личность.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Почему рассказ Р.Брэдбери "И грянул гром" называют рассказом-предупреждением?" 2006
Среди многих тем программы 5-го класса особый интерес вызывает изучение произведений, представляющих жанр фантастики. Так как литература обладает небывалой воспитательной силой, уроки по изучению произведений научно-фантастического жанра могут способствовать нравственному и духовному развитию учащихся, поскольку писатели-фантасты ставят задачу не столько развлекать, как думают многие, сколько заставляют задуматься о проблемах, стоящих перед человечеством. Одна из них – проблема, которую рассматривает писатели-фантасты – будущее человечества, то, как отражается деятельность людей на состоянии окружающего мира. Этой проблеме посвящен урок, главной целью которого является выяснение основной идеи произведения и средств ее художественного выражения
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино" (программа "Школа-2100") 2007
Одной из целей урока было формирование представления о том, как исторические события отражаются в искусстве. В ходе урока учащиеся сравнивали историческую справку с текстом стихотворения, определяли реальное и вымышленное в стихотворении, учились давать характеристику герою-рассказчику. Важно отметить воспитательный момент урока. Детям прививается гордость за свой народ, уважение к великому прошлому России.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Пушкин в Лицее" 2006
Цель данного урока литературы - систематизировать знания учащихся, полученные во время экскурсии в Лицей и на уроках, посвященных жизни и творчеству поэта. Урок построен в форме игры "Что? Где? Когда?" Заранее класс делится на две команды. Каждая команда выбирает капитана. Члены команды составляют вопросы для другой команды и сдают учителю. В жюри входит завуч школы, родители учащихся. Для той и другой команды готовится игровое поле: лист бумаги делится на 12 секторов - 8 вопросов и 4 музыкальные паузы.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Традиции русской и мировой литературы в рассказе К.Г. Паустовского "Кот-ворюга" 2007
На уроке литературы в 5-м классе учащиеся знакомятся с рассказом К.Г. Паустовского "Кот-ворюга". Данный рассказ помогает вспомнить одно из правил поведения - отношение ко всему живому.