Цели урока:
Оформление:
1. Портрет А.Н. Радищева.
2. На доске слова А.С. Пушкина: “Радищев, рабства враг…”
3. Титульный лист книги “Путешествие из Петербурга в Москву”.
4. Портрет Т.Г. Шевченко.
5. Слова И.Франко: “Десять лет он томился под тяжестью российской солдатской муштры, а для свободы России сделал больше, чем десять армий-победительниц”
6. У каждого ученика тексты главы “Городня”.
7. Стихи Т.Г.Шевченко (у каждого на парте).
8. Тексты ритуальных песен: частушки, причитания, плачи.
9. Словарь Ожегова.
10. Грамзапись (украинская мелодия).
Рисунок 1.
Учитель зачитывает историческую справку
ХОД УРОКА
В исполнении школьного фольклорного ансамбля “Жаворонушки” звучит народная песня.
Рисунок 2.
Ансамбль “Жаворонушки”
Учитель: Одна из установившихся народных традиций, важнейшее событие в человеческой жизни – проводы в Армию. Пришла к нам эта традиция из петровских времен. Обратимся к словарю Ожегова (читают): Рекрут–солдат–новобранец. Рекрутчина – в старой России: рекрутская воинская повинность.
А сейчас, внимание! Мы становимся свидетелями исторического события.
Появляется чтец указов Петра I (костюм той эпохи): “Указ Петра I от ноября 1699 года. Рекруты должны набираться из даточных (доска) людей всего государства, из охочих (доска) и праздных людей (доска) и из слуг московских бояр. Офицерский состав комплектуется исключительно дворянами.
В рекруты берутся годные к военной службе мужчины в возрасте 15–20 лет”
Учитель: Историческая справка.
Ученик 1: Такой порядок привлечения в рекруты существовал до 1708 года; затем – до 1726 года брали мужчин 20–30 лет, в 1727–1766 годах – “всякого” возраста, в последующие годы – 17–35 лет.
С 1736 года стали освобождать от военной службы в каждой семье одного из братьев, а пожизненную службу их заменили 25-ю годами.
Ученик 2: С 1762 года дворянство было полностью освобождено от рекрутской повинности, позже начали освобождать и другие категории населения (купечество, семейства церковнослужителей, почетных граждан, лиц с образованием). Система и порядок поставки рекрутов продолжали меняться и в XIX веке.
Ученик 3: С 1872 года был установлен денежный выкуп от рекрутской повинности, что упрощало для имущих классов возможность уклонения от воинской службы.
Наборы обыкновенные составляли с 1000 человек населения – 5–7 человек; усиленные – до 10 человек; чрезвычайные – свыше 10 человек; во время Крымской войны 1853–1856 г. наборы доходили до 70 человек с 1000 человек населения.
Ученик 4: Пожизненная служба в Армии постепенно сокращалась; с 1793 года служили 25 лет; с 1834 года – 20 лет; во второй половине XIX века – 15 и 10 лет. Уставом о воинской повинности 1874 года система рекрутской повинности заменена всеобщей воинской повинностью, срок же действительной военной службы был уменьшен до 6 лет (во флоте до 7 лет).
Учитель: Рекрутская повинность тяжелым бременем ложилась на крестьян, т.к. отрывала безвозвратно или на длительные сроки большое число рабочих рук. Помещики пользовались правом неугодных сдавать в рекруты, “брить лбы”.
Чтобы представить горе рекрута и его близких, обратимся к произведению Александра Николаевича Радищева “ Путешествие из Петербурга в Москву”, написанного в 1785–1788 годах, к главе “ Городня”. А.С.Пушкин писал : “Радищев , рабства враг…”
Звучит в грамзаписи песня крестьянки “Ой, да ты, калинушка”.
Разыгрывается сцена из главы.
Учитель: Давайте побеседуем с литературными героями. Я обращаюсь к парню-солдату “С каким чувством вы оставляете дом родительский, матушку свою, невесту Прасковьюшку?”
Вопросы героям задают ученики.
Звучит украинская мелодия.
Учитель: Эта мелодия должна помочь нам с вами разобраться в музе замечательного украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко, судьба которого служит примером тяжелой солдатской жизни. (Обращение к портрету на доске, слова: “Чтобы знать людей, надо жить с ними. А, чтобы писать о них, надо самому быть человеком…”)
Ученик 5: В 1847 году Шевченко был приговорен к ссылке и определен рядовым солдатом Оренбургского линейного батальона. На приговоре Николай I прибавил: “Под строжайший надзор, с запрещением писать и рисовать”. 9 июня 1847 г. рядовой Тарас Шевченко был зачислен в пятый батальон, расположенный в Орске (Урал). Здесь началась жизнь рядового Тараса Шевченко. Днем его обучали военному делу, заставляя маршировать по залитому солнцем плацу. По вечерам в душных и темных казармах Шевченко сидел вместе с другими солдатами, слушал их невеселые рассказы о том, как били и кого собирались бить. Сердце рядового за номером 191-м переполнялось горечью и болью. В сохранившихся творениях “невольничьей музы” поэт говорит о тяготах казарменной жизни, сетует, что ему приходится, как вору, прятаться за крепостным валом, чтобы писать стихи; рассказывает, как с замиранием сердца солдат ждет почту, чтобы получить весточку из родных краев.
О боже мой милый,
Трудно жить на свете, а хочется жить!
Сирота Ерема, сирота убогий,
Ни сестры , ни брата – никого не знал.
Вырос у хозяйских, у чужих порогов,
Но не проклял доли, людей не ругал.
Звучат схити поэта
Учитель: Итак, с помощью стихов Т.Шевченко
Смогли мы узнать и понять до конца
Великое сердце страдальца – поэта,
Великую мудрость поэта – борца.
Представления народа о военной службе соединились в рекрутских обрядах. Обряды сопровождались исполнением ритуальных песен: причитания, плачи, частушки… Они необычайно музыкальны. Ритм этих песен создает определенное настроение, соответствует моменту обряда. Частушки, причитания, плачи обогащают обряд эмоционально, делают его более трогательным, ярче передают переживания.
Послушаем в исполнении школьного фольклорного ансамбля “Жаворонушки” ритуальные песни.
– Вслушайтесь в эти песни и подумайте, о чем пел рекрут–солдат–новобранец?
Скоро, скоро мы, ребята,
Под неволю попадем,
Под такую под неволю,
Ко царю служить пойдем.Родненькая матушка,
Не хочется в солдатушки:
Чужие люди нападут,
Меня неволей отведут.Тошно, братцы мне, беда,
Идти в солдаты череда!
Прощаться с маменькой родной,
И с зазнобушкой своей.Я ли, я ли не работал?
Я ли, я ли не пахал?
За какую за провинность
Во солдатушки попал?Мне не жалко, что забрали,
И не жаль, что отдадут,
Только жалко, мою милую
Солдаткой назовут.Неохота во солдаты,
Ну, да что поделаешь?
Не возьмешь тальянку в руки,
К миленькой не сбегаешь.
– Ваше впечатление!
– Послушаем, какие частушки пели девушки о рекрутах:
Хотела горюшка убавить,
Горе прибавляется;
Дело к осени подходит
Милый призывается.Если б знала-ведала,
До царя добегала,
Уговорила бы его:
Не брей молого моего.Мово братку и приятку
Ладят к осени сдавать.
Я по братке буду плакать,
По приятке умирать.Иди, забавочка, в солдаты
Я об этом не тужу:
Ты служи четыре года,
Хоть и восемь – подожду.Мово милого забреют,
Вся я платьица сложу,
Только черное оставлю
До прихода проношу.
– А вот частушки о солдатской жизни.
– Какая она, жизнь солдатская?
Эх, солдатчина, рекрутчина,
Не дай бог никому:
Там и холод, там и голод,
Там и гонят на войну.Понапрасну, Ванька, ходишь,
Понапрасну ножки бьешь:
Офицера не заслужишь,
Рядовым домой пойдешь.Дате ножик повострее
Тошно сердцу моему:
Моя молодость проходит
В сером каменном дому.
Рассказ солдата-выпускника школы о службе в армии сегодня, в Абаканском горнизоне.