Урок литературы в 5-м классе на тему: "Семейно–бытовые обряды и обрядовый фольклор. Рекрутские обряды и поэзия" (внеклассное чтение)

Разделы: Литература


Цели урока:

  • дать представление обучающимся о важнейших моментах человеческой жизни;
  • о соблюдении установившихся традиций;
  • познакомить учеников с важнейшим событием : проводами в армию.

Оформление:

1. Портрет А.Н. Радищева.

2. На доске слова А.С. Пушкина: “Радищев, рабства враг…”

3. Титульный лист книги “Путешествие из Петербурга в Москву”.

4. Портрет Т.Г. Шевченко.

5. Слова И.Франко: “Десять лет он томился под тяжестью российской солдатской муштры, а для свободы России сделал больше, чем десять армий-победительниц”

6. У каждого ученика тексты главы “Городня”.

7. Стихи Т.Г.Шевченко (у каждого на парте).

8. Тексты ритуальных песен: частушки, причитания, плачи.

9. Словарь Ожегова.

10. Грамзапись (украинская мелодия).

Рисунок 1.
Учитель зачитывает историческую справку

 

ХОД УРОКА

В исполнении школьного фольклорного ансамбля “Жаворонушки” звучит народная песня.

Рисунок 2.
Ансамбль “Жаворонушки”

Учитель: Одна из установившихся народных традиций, важнейшее событие в человеческой жизни – проводы в Армию. Пришла к нам эта традиция из петровских времен. Обратимся к словарю Ожегова (читают): Рекрут–солдат–новобранец. Рекрутчина – в старой России: рекрутская воинская повинность.

А сейчас, внимание! Мы становимся свидетелями исторического события.

Появляется чтец указов Петра I (костюм той эпохи): “Указ Петра I от ноября 1699 года. Рекруты должны набираться из даточных (доска) людей всего государства, из охочих (доска) и праздных людей (доска) и из слуг московских бояр. Офицерский состав комплектуется исключительно дворянами.

В рекруты берутся годные к военной службе мужчины в возрасте 15–20 лет”

Учитель: Историческая справка.

Ученик 1: Такой порядок привлечения в рекруты существовал до 1708 года; затем – до 1726 года брали мужчин 20–30 лет, в 1727–1766 годах – “всякого” возраста, в последующие годы – 17–35 лет.

С 1736 года стали освобождать от военной службы в каждой семье одного из братьев, а пожизненную службу их заменили 25-ю годами.

Ученик 2: С 1762 года дворянство было полностью освобождено от рекрутской повинности, позже начали освобождать и другие категории населения (купечество, семейства церковнослужителей, почетных граждан, лиц с образованием). Система и порядок поставки рекрутов продолжали меняться и в XIX веке.

Ученик 3: С 1872 года был установлен денежный выкуп от рекрутской повинности, что упрощало для имущих классов возможность уклонения от воинской службы.

Наборы обыкновенные составляли с 1000 человек населения – 5–7 человек; усиленные – до 10 человек; чрезвычайные – свыше 10 человек; во время Крымской войны 1853–1856 г. наборы доходили до 70 человек с 1000 человек населения.

Ученик 4: Пожизненная служба в Армии постепенно сокращалась; с 1793 года служили 25 лет; с 1834 года – 20 лет; во второй половине XIX века – 15 и 10 лет. Уставом о воинской повинности 1874 года система рекрутской повинности заменена всеобщей воинской повинностью, срок же действительной военной службы был уменьшен до 6 лет (во флоте до 7 лет).

Учитель: Рекрутская повинность тяжелым бременем ложилась на крестьян, т.к. отрывала безвозвратно или на длительные сроки большое число рабочих рук. Помещики пользовались правом неугодных сдавать в рекруты, “брить лбы”.

Чтобы представить горе рекрута и его близких, обратимся к произведению Александра Николаевича Радищева “ Путешествие из Петербурга в Москву”, написанного в 1785–1788 годах, к главе “ Городня”. А.С.Пушкин писал : “Радищев , рабства враг…”

Звучит в грамзаписи песня крестьянки “Ой, да ты, калинушка”.

Разыгрывается сцена из главы.

Учитель: Давайте побеседуем с литературными героями. Я обращаюсь к парню-солдату “С каким чувством вы оставляете дом родительский, матушку свою, невесту Прасковьюшку?”

Вопросы героям задают ученики.

Звучит украинская мелодия.

Учитель: Эта мелодия должна помочь нам с вами разобраться в музе замечательного украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко, судьба которого служит примером тяжелой солдатской жизни. (Обращение к портрету на доске, слова: “Чтобы знать людей, надо жить с ними. А, чтобы писать о них, надо самому быть человеком…”)

Ученик 5: В 1847 году Шевченко был приговорен к ссылке и определен рядовым солдатом Оренбургского линейного батальона. На приговоре Николай I прибавил: “Под строжайший надзор, с запрещением писать и рисовать”. 9 июня 1847 г. рядовой Тарас Шевченко был зачислен в пятый батальон, расположенный в Орске (Урал). Здесь началась жизнь рядового Тараса Шевченко. Днем его обучали военному делу, заставляя маршировать по залитому солнцем плацу. По вечерам в душных и темных казармах Шевченко сидел вместе с другими солдатами, слушал их невеселые рассказы о том, как били и кого собирались бить. Сердце рядового за номером 191-м переполнялось горечью и болью. В сохранившихся творениях “невольничьей музы” поэт говорит о тяготах казарменной жизни, сетует, что ему приходится, как вору, прятаться за крепостным валом, чтобы писать стихи; рассказывает, как с замиранием сердца солдат ждет почту, чтобы получить весточку из родных краев.

О боже мой милый,
Трудно жить на свете, а хочется жить!
Сирота Ерема, сирота убогий,
Ни сестры , ни брата – никого не знал.
Вырос у хозяйских, у чужих порогов,
Но не проклял доли, людей не ругал.

Звучат схити поэта

Учитель: Итак, с помощью стихов Т.Шевченко

Смогли мы узнать и понять до конца
Великое сердце страдальца – поэта,
Великую мудрость поэта – борца.

Представления народа о военной службе соединились в рекрутских обрядах. Обряды сопровождались исполнением ритуальных песен: причитания, плачи, частушки… Они необычайно музыкальны. Ритм этих песен создает определенное настроение, соответствует моменту обряда. Частушки, причитания, плачи обогащают обряд эмоционально, делают его более трогательным, ярче передают переживания.

Послушаем в исполнении школьного фольклорного ансамбля “Жаворонушки” ритуальные песни.

– Вслушайтесь в эти песни и подумайте, о чем пел рекрут–солдат–новобранец?

Скоро, скоро мы, ребята,
Под неволю попадем,
Под такую под неволю,
Ко царю служить пойдем.

Родненькая матушка,
Не хочется в солдатушки:
Чужие люди нападут,
Меня неволей отведут.

Тошно, братцы мне, беда,
Идти в солдаты череда!
Прощаться с маменькой родной,
И с зазнобушкой своей.

Я ли, я ли не работал?
Я ли, я ли не пахал?
За какую за провинность
Во солдатушки попал?

Мне не жалко, что забрали,
И не жаль, что отдадут,
Только жалко, мою милую
Солдаткой назовут.

Неохота во солдаты,
Ну, да что поделаешь?
Не возьмешь тальянку в руки,
К миленькой не сбегаешь.

– Ваше впечатление!

– Послушаем, какие частушки пели девушки о рекрутах:

Хотела горюшка убавить,
Горе прибавляется;
Дело к осени подходит
Милый призывается.

Если б знала-ведала,
До царя добегала,
Уговорила бы его:
Не брей молого моего.

Мово братку и приятку
Ладят к осени сдавать.
Я по братке буду плакать,
По приятке умирать.

Иди, забавочка, в солдаты
Я об этом не тужу:
Ты служи четыре года,
Хоть и восемь – подожду.

Мово милого забреют,
Вся я платьица сложу,
Только черное оставлю
До прихода проношу.

– А вот частушки о солдатской жизни.

– Какая она, жизнь солдатская?

Эх, солдатчина, рекрутчина,
Не дай бог никому:
Там и холод, там и голод,
Там и гонят на войну.

Понапрасну, Ванька, ходишь,
Понапрасну ножки бьешь:
Офицера не заслужишь,
Рядовым домой пойдешь.

Дате ножик повострее
Тошно сердцу моему:
Моя молодость проходит
В сером каменном дому.

Рассказ солдата-выпускника школы о службе в армии сегодня, в Абаканском горнизоне.