Урок литературы в 5-м классе на тему "Сказочный мир А.С. Пушкина. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»"

Разделы: Литература


Тема: Сказочный мир А.С.Пушкина. Пролог к поэме «Руслан и Людмила».

Цели:

  • познакомить с фрагментами биографии А.С.Пушкина;
  • расширить представление об его сказочных произведениях;
  • показать связь литературы с другими произведениями искусства;
  • познакомить с прологом к поэме «Руслан и Людмила»;
  • развивать творческое воображение учащихся.

Оборудование урока: портреты А.С.Пушкина, Н.А. Римского-Корсакова, М.И.Глинки. Репродукции картин «Царевна-Лебедь» М.А.Врубеля, «Памяти Пушкина» Е.Е. Моисеенко, «А.С.Пушкин. У лукоморья дуб зелёный…» Б. Парилова, В.Дудорова, фотография барельефа Арины Родионовны худ. Л.П.Серякова. Диски с записями фрагментов из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», из оперы М.И.Глинки Руслан и Людмила».

ХОД УРОКА

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Поэтическая пятиминутка

Стихотворение И.А.Бунина «Сказка». Читает ученик.

… И снилось мне, что мы, как в сказке
Шли вдоль пустынных берегов
Над диким синим лукоморьем,
В глухом бору, среди песков.

Был летний светозарный полдень,
Был жаркий день, и озарён
Весь лес был солнцем, и от солнца
Весёлым блеском напоён.

Играл зеркальный отблеск моря
В вершинах сосен, и текла
Вдоль по коре, сухой и жёсткой,
Смола, прозрачнее стекла…

Мне снилось северное море,
Лесов пустынные края…
Мне снилась даль, мне снилась сказка –
Мне снилась молодость моя.

Слово учителя:

– Сегодня на поэтической минутке прозвучало замечательное стихотворение И.А.Бунина «Сказка», в котором лирический герой испытывает счастье, почувствовав себя в сказке. Мы с вами тоже сегодня побываем в сказке, попробуем понять, чем же так притягательна она, почему так дорога людям,  что, даже став взрослым, не хочется её отпускать.
Тема нашего урока: «Сказочный мир А.С.Пушкина». Запишите её в тетрадь. А эпиграф – слова, которые вам хорошо знакомы. Прочитайте. Откуда они?
Имя этого замечательного поэта известно каждому человеку в нашей стране с ранних лет, благодаря сказкам. Вы тоже уже знакомы немного с  личностью и творчеством Александра Сергеевича Пушкина, и мы сегодня это знакомство продолжим.
Родился А.С.Пушкин 6 июня 1799 года. Постарайтесь запомнить эту дату. Это Пушкинский день, который ежегодно отмечается в нашей стране.  Отец – Сергей Львович Пушкин происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода, а мать – Надежда Осиповна была внучкой любимца Петра I – арапа Ганнибала.
Пушкин уже в детстве получил возможность приобщиться к литературе. В их доме имелась  прекрасная библиотека, родители были знакомы со многими известными литераторами той поры, которые часто бывали в доме Пушкиных. А в мир народной поэзии и сказки его ввели простые крестьянские люди: его няня – Арина Родионовна Яковлева и дядька – Никита Козлов. Примечательно, что любовь к этим простым людям  Пушкин пронёс  через всю жизнь. Когда его, уже взрослого человека, сослали в родовое имение Михайловское, где он провёл два года, с ним неотлучно была Арина Родионовна, которая, как в детстве сказывала ему вечерами сказки. (Демонстрируется фотография барельефа Арины Родионовны). Из Михайловского Пушкин писал своему брату Льву: «Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки!»

Ученица читает стихотворение Н. Доризо.

Всё было мудро предназначено
Судьбой – и сказки, и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
В светёлке теплота перинная,
Свеча устало догорала,
И песня русская, старинная
Его, младенца, пеленала.
Трудилась,
Господа не гневала,
Жила, как все.
Вставала рано.
Но без неё, быть может, не было б
У нас Людмилы и Руслана.
Хотя она о нас не грезила,
Когда с хитринкой, по-крестьянски,
То вдруг задумчиво, то весело
Ему рассказывала сказки.

– А когда Пушкина, смертельно раненного на дуэли, привезли домой, его встретил верный дядька Никита Козлов и, бережно взяв на руки, понёс в дом.
«Грустно тебе нести меня? – спросил его Пушкин. Ничего не ответил старый дядька, только заплакал.

Демонстрация репродукции картины «Памяти Пушкина» Е.Моисеенко.

Эти народные сказки, на которых воспитывался Пушкин, которые любил слушать, став взрослым, легли в основу его прекрасных стихотворных сказок.
Давайте вспомним их.

Викторина «Узнайте сказку по строчкам»

Одновременно с викториной демонстрируются иллюстрации, нарисованные учениками к пушкинским сказкам.

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
(«Сказка о попе и о работнике его Балде».)

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

Пошёл старик к синему морю.
(Неспокойно синее море)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

«Я ль скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет.
Но царевна всех милее, всех румяней и белее».
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся.
(«Сказка о золотом петушке»)

Викторина «Назовите героя сказки»

Кто «…между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрён.
К красну солнцу наконец
Обратился молодец».
(Королевич Елисей)

Кто «…не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.
Вот идёт он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря».
(Старик).

Кто «как услышал…,
Что донёс ему гонец.
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царёва возвращенья
Для законного решенья».
(Царь Салтан)

Кто « … печально отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает.
Одолела молодца,
Видеть я б хотел отца».
(Князь Гвидон).

Уже современники Пушкина обратили внимание на то, что стихи его очень музыкальны. Поэтому неудивительно, что многие композиторы обращались к пушкинским произведениям, черпая в них вдохновение. Замечательные романсы на стихи Пушкина написаны Чайковским, Рахманиновым, Глинкой и другими композиторами.
(Демонстрируются портреты композиторов.)

Николая Андреевича Римского-Корсакова пушкинские сказки вдохновили на создание опер «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане».
Композитор изобразил сказочный мир чарующими звуками музыки.
Оперу «Сказка о царе Салтане» он написал в 1899 году, она полностью соответствует духу пушкинской сказки. От начала до конца в ней царят светлое настроение, тон весёлого и непринуждённого сказочного повествования.
Я предлагаю послушать маленький фрагмент из этой оперы. Попробуйте узнать сказочный эпизод. Найдите отрывок, соответствующий ему в сказке А.С.Пушкина.

Слушание сюиты «Полёт шмеля».

Ответы учащихся.

Сказку о царе Салтане, как и многие другие, рассказала Александру Сергеевичу его няня Арина Родионовна. Но образ Лебеди, ставший центром повествования, заимствован поэтом из народной поэзии, где белая лебёдушка – символ девушки-невесты.

Вот как поётся в одной народной песне:

У ней походка павиная,
У ней походка павиная.
Да тиха речь лебединая,
Тиха речь лебединая.

– А как рисует образ девушки Лебеди Пушкин? Давайте найдём эти строчки.

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, словно пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

– Как перекликаются пушкинские строчки с народной песней?

– А теперь давайте послушаем отрывок из сюиты Римского-Корсакова и посмотрим, как создаётся музыкальный образ царевны Лебеди.

Слушание фрагмента из сюиты «Три чуда».

– Какие музыкальные инструменты вы услышали? Послушайте, что об этом отрывке говорит музыкальный критик:

– Нежные, чарующие звуки арфы. Плавные, словно льющиеся аккорды, то ли клёкот лебединый, то ли речь журчащая, ласковая. Трогательно и нежно взметнулся голос скрипки – и появилась царевна Лебедь. Кажется, что её бережно и плавно вынесли льющиеся волны мелодии арфы.

– Вы обратили внимание, что и композитор, и Пушкин, и народная песня делают акцент на речь – тихую, журчащую, лебединую.

– Творения А.С.Пушкина и Н.А.Римского-Корсакова  вдохновили русского художника Михаила Александровича Врубеля на создание картины «Царевна-Лебедь».
Содружество художника и композитора было удивительным. Врубель так сказал об опере Римского-Корсакова: «В звуках его моря я каждый раз нахожу новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона». Врубель написал сначала декорации к опере-сказке, а потом картины «Лебедь-птица» и «Царевна-Лебедь». Позировала ему жена, русская певица Забела.

Демонстрация репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».

– Вглядитесь внимательно в картину. Какие чувства она у вас вызывает?
Как вы думаете, почему художник выбрал такие размытые, словно призрачные тона? Нет ярких, бросающихся в глаза красок.
Ребята, я хотела сегодня обратить ваше внимание на то, как тесно связана литература с другими видами искусства: устным народным творчеством, музыкой, живописью. Но первооснова всего – это, конечно же, устное народное творчество. Именно в нём находил своё вдохновение А.С.Пушкин.
Среди сказочных произведений Пушкина есть поэма «Руслан и Людмила», в сюжете которой чудесным образом переплелись сказочные и былинные мотивы.  В 1828 году, переиздавая её, Пушкин присоединил к ней Пролог, начало которого воспроизводит записанную Александром Сергеевичем сказку Арины Родионовны о царе Салтане.
«У моря, у лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идёт- сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт». В этом прологе собрались герои и народных и литературных сказок, объединённые гением Пушкина.

Чтение учителем «Пролога».

Словарная работа

– Ребята, дома, готовясь к уроку, перечитывая сказки, вы составляли словарик устаревших слов. Есть в них слова, которые встретились в этом отрывке?
– Какие из устаревших слов вам непонятны?
Эти словарики нам ещё пригодятся, ребята. И не только на уроках литературы, но и на русском языке.

Беседа:

– Каково общее настроение этого отрывка?
– Хорошо ли вы представили себе героев и фрагменты сюжетов? Из каких они сказок?
– Если бы нам пришлось на холсте изобразить этот сказочный мир, с чего бы вы начали? Кого поместили бы на первый план?
– А Пушкина вы поместили бы на холст?
– Давайте рассмотрим репродукцию на форзаце нашего учебника. (Палех. Художники Б Парилов, В. Дудоров.)
– Что художники изобразили на миниатюре?
– Согласны вы с тем, что в центре картины художники изобразили Пушкина?

– А сейчас я хочу представить вам ещё одного замечательного русского композитора. Это Михаил Иванович Глинка. « Музыка – душа моя», – говорил Михаил Иванович. Эти слова были девизом композитора. С детства он был неравнодушен к народному творчеству, очень любил слушать народные песни, колокольный звон. Поэму «Руслан и Людмила» знал с юных лет. Замыслом создания сказочно-эпической  оперы он поделился с Александром Сергеевичем Пушкиным. Беседа состоялась на одном из вечеров в доме В.А.Жуковского. Это была последняя встреча поэта и композитора, последнее завещание, которое оставил всей русской музыке Пушкин. 
Мы прочитали сегодня с вами Пролог к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». А сейчас послушаем увертюру к опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила».

Слушание увертюры.

Беседа:

– Какие музыкальные инструменты вы узнали?
– Созвучна музыка стихам Пушкина?
– Послушайте, что говорит об этой увертюре музыкальный критик:

«Различные стороны народной сказки – то простодушно-лукавой, то фантастичной, то эпически торжественной раскрылись в ней. Русский характер богатырских образов ярко проявляется уже в начальной теме вступления. Стремительно взвивающаяся у скрипок светлая, мажорная, «солнечная» тема, которой противостоит зловещая фантастика, переданная «аккордами оцепенения». Героическая тема вступления приобретает оттенок таинственной фантастики, а плавная тема побочной партии, омрачённая звучанием тромбонов, порождает грозные, цепенящие аккорды «злых чар». Однако могучие силы света торжествуют, и вновь звучат ликующие, мажорные темы увертюры».

– Ребята, сегодня мы с вами окунулись в вечно живой мир пушкинских сказок. Давайте вновь перечитаем строчки нашего эпиграфа и скажем, какой же урок содержат в себе пушкинские сказки?  
Нужны в нашей жизни сказки?
Почему взрослые люди, поэты, композиторы, художники, обращаются к сказочной тематике?
Сказки учат верить в добро и справедливость, они показывают нам, как прекрасен мир и человек в нём. А талантливые люди: композиторы, художники, почувствовав эту красоту, хотят передать её музыкой, красками. Как Римский-Корсаков, Глинка, Врубель.

Домашнее задание: Прочитать по учебнику статью об А.С.Пушкине. Статью предваряет эпиграф, поразмышляйте над ним. Ответить на вопрос № 1: Чем особый уклад семьи Пушкиных повлиял на раннее развитие Пушкина-читателя, Пушкина-поэта?  Выполнить задание № 2: Подготовьте рассказ о поэте, опираясь на статью учебника и книги, прочитанные самостоятельно. Выучить «Пролог» наизусть.