Тема: Сказочный мир А.С.Пушкина. Пролог к поэме «Руслан и Людмила».
Цели:
- познакомить с фрагментами биографии А.С.Пушкина;
- расширить представление об его сказочных произведениях;
- показать связь литературы с другими произведениями искусства;
- познакомить с прологом к поэме «Руслан и Людмила»;
- развивать творческое воображение учащихся.
Оборудование урока: портреты А.С.Пушкина, Н.А. Римского-Корсакова, М.И.Глинки. Репродукции картин «Царевна-Лебедь» М.А.Врубеля, «Памяти Пушкина» Е.Е. Моисеенко, «А.С.Пушкин. У лукоморья дуб зелёный…» Б. Парилова, В.Дудорова, фотография барельефа Арины Родионовны худ. Л.П.Серякова. Диски с записями фрагментов из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», из оперы М.И.Глинки Руслан и Людмила».
ХОД УРОКА
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Поэтическая пятиминутка
Стихотворение И.А.Бунина «Сказка». Читает ученик.
… И снилось мне, что мы, как в сказке
Шли вдоль пустынных берегов
Над диким синим лукоморьем,
В глухом бору, среди песков.Был летний светозарный полдень,
Был жаркий день, и озарён
Весь лес был солнцем, и от солнца
Весёлым блеском напоён.Играл зеркальный отблеск моря
В вершинах сосен, и текла
Вдоль по коре, сухой и жёсткой,
Смола, прозрачнее стекла…Мне снилось северное море,
Лесов пустынные края…
Мне снилась даль, мне снилась сказка –
Мне снилась молодость моя.
Слово учителя:
– Сегодня на поэтической минутке прозвучало
замечательное стихотворение И.А.Бунина «Сказка»,
в котором лирический герой испытывает счастье,
почувствовав себя в сказке. Мы с вами тоже
сегодня побываем в сказке, попробуем понять, чем
же так притягательна она, почему так дорога
людям, что, даже став взрослым, не хочется её
отпускать.
Тема нашего урока: «Сказочный мир А.С.Пушкина».
Запишите её в тетрадь. А эпиграф – слова, которые
вам хорошо знакомы. Прочитайте. Откуда они?
Имя этого замечательного поэта известно каждому
человеку в нашей стране с ранних лет, благодаря
сказкам. Вы тоже уже знакомы немного с
личностью и творчеством Александра Сергеевича
Пушкина, и мы сегодня это знакомство продолжим.
Родился А.С.Пушкин 6 июня 1799 года. Постарайтесь
запомнить эту дату. Это Пушкинский день, который
ежегодно отмечается в нашей стране. Отец –
Сергей Львович Пушкин происходил из старинного,
но обедневшего дворянского рода, а мать –
Надежда Осиповна была внучкой любимца Петра I –
арапа Ганнибала.
Пушкин уже в детстве получил возможность
приобщиться к литературе. В их доме имелась
прекрасная библиотека, родители были знакомы со
многими известными литераторами той поры,
которые часто бывали в доме Пушкиных. А в мир
народной поэзии и сказки его ввели простые
крестьянские люди: его няня – Арина Родионовна
Яковлева и дядька – Никита Козлов.
Примечательно, что любовь к этим простым
людям Пушкин пронёс через всю жизнь. Когда
его, уже взрослого человека, сослали в родовое
имение Михайловское, где он провёл два года, с ним
неотлучно была Арина Родионовна, которая, как в
детстве сказывала ему вечерами сказки.
(Демонстрируется фотография барельефа Арины
Родионовны). Из Михайловского Пушкин писал
своему брату Льву: «Вечером слушаю сказки и
вознаграждаю тем недостатки своего воспитания.
Что за прелесть эти сказки!»
Ученица читает стихотворение Н. Доризо.
Всё было мудро предназначено
Судьбой – и сказки, и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
В светёлке теплота перинная,
Свеча устало догорала,
И песня русская, старинная
Его, младенца, пеленала.
Трудилась,
Господа не гневала,
Жила, как все.
Вставала рано.
Но без неё, быть может, не было б
У нас Людмилы и Руслана.
Хотя она о нас не грезила,
Когда с хитринкой, по-крестьянски,
То вдруг задумчиво, то весело
Ему рассказывала сказки.
– А когда Пушкина, смертельно раненного на
дуэли, привезли домой, его встретил верный дядька
Никита Козлов и, бережно взяв на руки, понёс в дом.
«Грустно тебе нести меня? – спросил его Пушкин.
Ничего не ответил старый дядька, только заплакал.
Демонстрация репродукции картины «Памяти Пушкина» Е.Моисеенко.
Эти народные сказки, на которых воспитывался
Пушкин, которые любил слушать, став взрослым,
легли в основу его прекрасных стихотворных
сказок.
Давайте вспомним их.
Викторина «Узнайте сказку по строчкам»
Одновременно с викториной демонстрируются иллюстрации, нарисованные учениками к пушкинским сказкам.
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
(«Сказка о попе и о работнике его Балде».)Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)Пошёл старик к синему морю.
(Неспокойно синее море)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)«Я ль скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет.
Но царевна всех милее, всех румяней и белее».
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся.
(«Сказка о золотом петушке»)
Викторина «Назовите героя сказки»
Кто «…между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрён.
К красну солнцу наконец
Обратился молодец».
(Королевич Елисей)Кто «…не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.
Вот идёт он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря».
(Старик).Кто «как услышал…,
Что донёс ему гонец.
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царёва возвращенья
Для законного решенья».
(Царь Салтан)Кто « … печально отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает.
Одолела молодца,
Видеть я б хотел отца».
(Князь Гвидон).
Уже современники Пушкина обратили внимание на
то, что стихи его очень музыкальны. Поэтому
неудивительно, что многие композиторы
обращались к пушкинским произведениям, черпая в
них вдохновение. Замечательные романсы на стихи
Пушкина написаны Чайковским, Рахманиновым,
Глинкой и другими композиторами.
(Демонстрируются портреты композиторов.)
Николая Андреевича Римского-Корсакова
пушкинские сказки вдохновили на
создание опер «Золотой петушок» и «Сказка о царе
Салтане».
Композитор изобразил сказочный мир чарующими
звуками музыки.
Оперу «Сказка о царе Салтане» он написал в 1899
году, она полностью соответствует духу
пушкинской сказки. От начала до конца в ней царят
светлое настроение, тон весёлого и
непринуждённого сказочного повествования.
Я предлагаю послушать маленький фрагмент из этой
оперы. Попробуйте узнать сказочный эпизод.
Найдите отрывок, соответствующий ему в сказке
А.С.Пушкина.
Слушание сюиты «Полёт шмеля».
Ответы учащихся.
Сказку о царе Салтане, как и многие другие, рассказала Александру Сергеевичу его няня Арина Родионовна. Но образ Лебеди, ставший центром повествования, заимствован поэтом из народной поэзии, где белая лебёдушка – символ девушки-невесты.
Вот как поётся в одной народной песне:
У ней походка павиная,
У ней походка павиная.
Да тиха речь лебединая,
Тиха речь лебединая.
– А как рисует образ девушки Лебеди Пушкин? Давайте найдём эти строчки.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, словно пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
– Как перекликаются пушкинские строчки с народной песней?
– А теперь давайте послушаем отрывок из сюиты Римского-Корсакова и посмотрим, как создаётся музыкальный образ царевны Лебеди.
Слушание фрагмента из сюиты «Три чуда».
– Какие музыкальные инструменты вы услышали? Послушайте, что об этом отрывке говорит музыкальный критик:
– Нежные, чарующие звуки арфы. Плавные, словно льющиеся аккорды, то ли клёкот лебединый, то ли речь журчащая, ласковая. Трогательно и нежно взметнулся голос скрипки – и появилась царевна Лебедь. Кажется, что её бережно и плавно вынесли льющиеся волны мелодии арфы.
– Вы обратили внимание, что и композитор, и Пушкин, и народная песня делают акцент на речь – тихую, журчащую, лебединую.
– Творения А.С.Пушкина и
Н.А.Римского-Корсакова вдохновили русского
художника Михаила Александровича Врубеля
на создание картины «Царевна-Лебедь».
Содружество художника и композитора было
удивительным. Врубель так сказал об опере
Римского-Корсакова: «В звуках его моря я каждый
раз нахожу новую прелесть, вижу какие-то
фантастические тона». Врубель написал сначала
декорации к опере-сказке, а потом картины
«Лебедь-птица» и «Царевна-Лебедь». Позировала
ему жена, русская певица Забела.
Демонстрация репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».
– Вглядитесь внимательно в картину. Какие
чувства она у вас вызывает?
Как вы думаете, почему художник выбрал такие
размытые, словно призрачные тона? Нет ярких,
бросающихся в глаза красок.
Ребята, я хотела сегодня обратить ваше внимание
на то, как тесно связана литература с другими
видами искусства: устным народным творчеством,
музыкой, живописью. Но первооснова всего – это,
конечно же, устное народное творчество. Именно в
нём находил своё вдохновение А.С.Пушкин.
Среди сказочных произведений Пушкина есть поэма
«Руслан и Людмила», в сюжете которой чудесным
образом переплелись сказочные и былинные
мотивы. В 1828 году, переиздавая её, Пушкин
присоединил к ней Пролог, начало которого
воспроизводит записанную Александром
Сергеевичем сказку Арины Родионовны о царе
Салтане.
«У моря, у лукоморья стоит дуб, а на том дубу
золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идёт-
сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт». В этом
прологе собрались герои и народных и
литературных сказок, объединённые гением
Пушкина.
Чтение учителем «Пролога».
Словарная работа
– Ребята, дома, готовясь к уроку, перечитывая
сказки, вы составляли словарик устаревших слов.
Есть в них слова, которые встретились в этом
отрывке?
– Какие из устаревших слов вам непонятны?
Эти словарики нам ещё пригодятся, ребята. И не
только на уроках литературы, но и на русском
языке.
Беседа:
– Каково общее настроение этого отрывка?
– Хорошо ли вы представили себе героев и
фрагменты сюжетов? Из каких они сказок?
– Если бы нам пришлось на холсте изобразить этот
сказочный мир, с чего бы вы начали? Кого поместили
бы на первый план?
– А Пушкина вы поместили бы на холст?
– Давайте рассмотрим репродукцию на форзаце
нашего учебника. (Палех. Художники Б Парилов, В.
Дудоров.)
– Что художники изобразили на миниатюре?
– Согласны вы с тем, что в центре картины
художники изобразили Пушкина?
– А сейчас я хочу представить вам ещё одного
замечательного русского композитора. Это Михаил
Иванович Глинка. « Музыка – душа моя», – говорил
Михаил Иванович. Эти слова были девизом
композитора. С детства он был неравнодушен к
народному творчеству, очень любил слушать
народные песни, колокольный звон. Поэму «Руслан и
Людмила» знал с юных лет. Замыслом создания
сказочно-эпической оперы он поделился с
Александром Сергеевичем Пушкиным. Беседа
состоялась на одном из вечеров в доме
В.А.Жуковского. Это была последняя встреча поэта
и композитора, последнее завещание, которое
оставил всей русской музыке Пушкин.
Мы прочитали сегодня с вами Пролог к поэме
А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». А сейчас
послушаем увертюру к опере М.И.Глинки «Руслан и
Людмила».
Слушание увертюры.
Беседа:
– Какие музыкальные инструменты вы узнали?
– Созвучна музыка стихам Пушкина?
– Послушайте, что говорит об этой увертюре
музыкальный критик:
«Различные стороны народной сказки – то простодушно-лукавой, то фантастичной, то эпически торжественной раскрылись в ней. Русский характер богатырских образов ярко проявляется уже в начальной теме вступления. Стремительно взвивающаяся у скрипок светлая, мажорная, «солнечная» тема, которой противостоит зловещая фантастика, переданная «аккордами оцепенения». Героическая тема вступления приобретает оттенок таинственной фантастики, а плавная тема побочной партии, омрачённая звучанием тромбонов, порождает грозные, цепенящие аккорды «злых чар». Однако могучие силы света торжествуют, и вновь звучат ликующие, мажорные темы увертюры».
– Ребята, сегодня мы с вами окунулись в вечно
живой мир пушкинских сказок. Давайте вновь
перечитаем строчки нашего эпиграфа и скажем,
какой же урок содержат в себе пушкинские сказки?
Нужны в нашей жизни сказки?
Почему взрослые люди, поэты, композиторы,
художники, обращаются к сказочной тематике?
Сказки учат верить в добро и справедливость, они
показывают нам, как прекрасен мир и человек в нём.
А талантливые люди: композиторы, художники,
почувствовав эту красоту, хотят передать её
музыкой, красками. Как Римский-Корсаков, Глинка,
Врубель.
Домашнее задание: Прочитать по учебнику статью об А.С.Пушкине. Статью предваряет эпиграф, поразмышляйте над ним. Ответить на вопрос № 1: Чем особый уклад семьи Пушкиных повлиял на раннее развитие Пушкина-читателя, Пушкина-поэта? Выполнить задание № 2: Подготовьте рассказ о поэте, опираясь на статью учебника и книги, прочитанные самостоятельно. Выучить «Пролог» наизусть.