Литература
-
"В этой книге: чудесная поэзия исконного языка и народная мудрость" (Ф.Гладков) (по сборнику П.П. Бажова "Малахитовая шкатулка") 2008
Урок обобщения изученного на уроках, посвящённых творчеству П.П. Бажова, позволяет не только расширить представления учащихся о жанровых особенностях сказа, но и способствует развитию навыков исследовательской работы в группе, прививает навык презентации своей исследовательской работы. В процессе подготовки к уроку учащиеся получают первые навыки работы на ПК. Большой дополнительный материал, привлекаемый в процессе подготовки к уроку, расширит кругозор детей, послужит воспитанию познавательной активности, интереса к культурному наследию русского народа, гордости за свою страну, не скудеющую талантами.
-
"Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души…" Раннее творчество В.В. Маяковского 2010
Урок, посвященный творчеству В.В. Маяковского, знакомит с ранними произведениями поэта, с его новаторскими приемами в форме, содержании и лексике поэтического произведения; формирует умение анализировать лирическое произведение с точки зрения содержания и формы; помогает продолжить развитие связной речи учащихся.
-
"Василий Андреевич Жуковский. Баллада "Светлана"". 7-й класс 2013
Урок посвящен изучению творчества В.А. Жуковского. Следует обратить внимание учащихся на характер и художественное своеобразие его баллад, познакомить с биографией поэта и его творчеством. Нучить сравнительному анализу программных произведений Жуковского и Бюргера.
-
В.А. Жуковский. Баллада "Светлана" 2011
Предлагаемый материал осуществляет несколько целей и задач. Он является составляющим в ряде уроков по обучению анализу стихотворного текста. Помогает яснее понять такой литературный термин, как баллада. Раскрывает мастерство и новаторство В.А. Жуковского. Позволяет привить такие нравственные ценности, как любовь, вера в Бога.
-
В.А.Жуковский "Кубок". Понятие о балладе 2022
Цели урока: ознакомить учащихся с понятием «баллада», текстом и нравственным содержанием произведения; понять смысл баллады «Кубок»; проанализировать поступки героев баллады; провести наблюдение за языком баллады.
-
В.А.Осеева "Почему" 2020
Цели урока: отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике; находить части текста и самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; совершенствовать умение работать с текстом, формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию и делать выводы.
-
В.Г. Короленко в якутской ссылке 2012
Тему Якутии в русской литературе освещали писатели, которые непосредственно побывали здесь. В своих произведениях они передавали личные впечатления. Урок знакомит учеников с этими писателями.
-
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой». Философский, символический и экологический аспекты повести. 11-й класс 2014
На уроке учащиеся анализируют философские, символические, экологические аспекты повести, сопоставляют героев, учатся выявлять авторскую позицию, работать в группах, выявлять общность между образами произведения и фольклора.
-
В.К. Арсеньев – исследователь, путешественник 2014
Владимир Клавдиевич Арсеньев − выдающийся путешественник и ученый, внесший большой вклад в изучение Восточной Азии. Научное и литературное наследие В.К. Арсеньева не потеряло своей актуальности; ученые и исследователи многих стран постоянно обращаются к нему, находя ценные данные о природе, истории и этнографии Дальнего Востока.
-
В.М. Гаршин. "Лягушка-путешественница" 2009
Урок предусматривает использование малых фольклорных жанров, пословиц, музыкального произведения Чайковского "Времена года".
-
В.М. Тушнова "Стихи о дочери" 2009
Данный урок проводился в четвертом классе по учебнику М.В. Головановой, В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой во втором полугодии. В системе уроков чтения эти произведения В.Тушновой представлены в поэтической тетради «Мне вспомнились детства далекие годы…» наряду с другими известными поэтами: В.Я. Брюсовым, С.А. Есениным, Н.С. Гумилевым, М.И. Цветаевой, А.Т. Твардовским, Н.М. Рубцовым.
-
В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Анализ рассказа "Чудик" 2012
В памяти народа В.М. Шукшин навсегда останется выдающимся писателем, актером, кинорежиссером. Но, помимо этого, у Василия Макаровича был еще один дар – дар любви к родине, к матери, своим близким. Представленный урок посвящен жизни и творчеству Шукшина, в котором также приводится подробный анализ его рассказа «Чудик».
-
В.Маяковский. Жизнь, творчество, личность поэта. Дооктябрьское творчество. Маяковский в Армавире 2008
Урок является вступительным при изучении творчества В.В. Маяковского. Учащиеся уже знакомы с его личностью и стихотворениями. Поэтому на уроке повторяются и одновременно углубляются сведения из его биографии, выявляются особенности его творчества. Интересна форма урока - ролевая игра, где учащиеся исполняют роли самого В.В. Маяковского, его друзей и близких, корреспондентов, критиков, литературоведов. Это позволяет "вжиться" в ту эпоху, полнее представить личность поэта, его литературное творчество. Важно обращение к страницам истории родного города Армавира, связанным с пребыванием поэта.
-
В.П. Крапивин "Всадники со станции Роса" – повесть о… 2009
Урок по данной теме может быть проведён в 6-7-х классах. Подобранный материал способствует расширению читательского кругозора, даёт возможность учащимся проявить свои творческие и интеллектуальные способности, «заглянуть» в творческую лабораторию писателя. Разговор о вечных ценностях, о проблемах, которые необходимо решить юному герою, способствует формированию нравственных принципов у подрастающего поколения. Использованы элементы методики продуктивного обучения (по Хуторскому)
-
В.Солоухин. Рассказ "Мститель". 11-й класс 2011
Тот, кто использует технологию критического мышления, знает, как нелегко найти произведение для работы на уроке. Предлагается вариант методической разработки урока по рассказу В.Солоухина «Мститель». Он соответствует условиям: небольшой объём, легко делится на этапы, интересен детям, имеет большое воспитательное значение.
-
В.Шекспир на все времена 2010
Творчество В.Шекспира сыграло важную роль в культурной жизни последующих веков. Его произведения были переведены на множество языков. Они не теряют своей остроты и всегда воспринимаются читателями и зрителями с большим интересом и волнением. Урок знакомит учащихся с творчеством этого великого писателя.
-
В.Ю. Драгунский "Он живой и светится…" 2011
Урок литературного чтения разработан в контексте развивающего обучения, нацеленного на общее развитие учащихся, развитие "ума, чувств и воли", т.е. развитие познавательных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств личности ученика. На уроке учащиеся размышляют о настоящей дружбе, смелости, преодолении страха, об ответственности за другого человека.
-
Валеологический подход в социуме и учебно-воспитательном процессе 2012
Здоровье подрастающего человека – проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок должен уметь быть здоровым, воспитывать в будущем здоровых детей. Безусловно, большая ответственность лежит на педагогах. Именно они формируют у учащихся представление о здоровом образе жизни, помогают детям найти свое место в обществе.
-
Вариант проведения урока в 6–7-х классе по литературе. Обзорная экскурсия по местам А.С. Пушкина 2008
Разрабатывая урок-экскурсию на тему «Пушкинские места в России», я хотела привлечь внимание учащихся не только к произведениям А.С. Пушкина, но и к тем местам, в которых создавались эти произведения. Задачи, поставленные перед учителем: использовать компьютерные технологии для создания виртуальной версии обзорной экскурсии по местам Пушкина; повысить интерес учащихся к литературе и информационным технологиям; дать возможность учащимся побывать (виртуально) в тех местах, где был великий поэт.
-
Вариативность фольклорных произведений на примере русской народной сказки "Сивка-бурка" 2024
Цель: сформировать умение выделять общие и отличительные черты двух вариантов одной сказки. Познакомить с вариантом сказки, записанном в Тобольской губернии в 1906 году.
-
Васина дорога к правде и добру (по повести В.Г. Короленко "Дети подземелья") 2010
Автор готовит учащихся 6-го класса к сочинению, воспитывает доброжелательность, умение сочувствовать другим, проникаться бедой другого. Учит развивать творческие способности, эмоции, познавательные способности.
-
Введение в литературоведение. Основы анализа поэтического произведения. Элективный курс "Постижение поэзии" 2009
Настоящий курс представляет собой углублённое изучение поэтического произведения, что является частью реализации цели литературного образа, которая заключается в следующем: становление духовного мира человека, формирование у него потребности в самосовершенствовании, развитие эмоциональной сферы и творческих способностей.
-
Вводный урок в 5-м классе "Литература – искусство слова" 2011
На вводном уроке в 5-м классе учащиеся знакомятся со спецификой предмета литературы, учатся видеть привычные предметы с неожиданной, новой стороны. Развивая креативные возможности и способности пятиклассников, учитель воспитывает любовь к русской литературе, красоте.
-
Вводный урок литературы для учащихся первого курса "Дневник славянской письменности и культуры" 2008
Художественная литература определяет нравственный мир человека. От нас, преподавателей, зависит, чтобы возрос интерес наших учащихся к русской классической литературе. Главная особенность классических произведений - они знакомят с разнообразными атрибутами русской национальной культуры, без которых не было бы русской нации.
-
Вводный урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" в 8-м классе "Театр - великая школа" 2009
Идея технологии деятельностного метода о включении ученика в активную познавательную деятельность - один из дидактических принципов развивающего обучения. Он реализован максимально на вводном уроке по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" в 8-м классе. В течение всего урока дается установка на нравственное, эстетическое и эмоциональное восприятие текста, что усилило мотивацию к чтению пьесы.
-
Вводный урок по литературе в 5-м классе "Что в слове, что за словом" 2009
На этом уроке учащиеся будут ознакомлены с образным значением слова, научатся рисовать картины словами. Цель урока - показать выразительные возможности слова; сконцентрировать внимание учащихся на буквальном и образном значении слова; показать, как рождается художественный образ, на конкретном примере.
-
Вводный урок по литературе в 8-м классе. Знакомство с комедией Н.В. Гоголя "Ревизор" и историей ее написания 2009
В данной разработке описан один из уроков литературы в 8-м классе, посвященный творчеству Н.В. Гоголя. Урок является вступительным при изучении комедии "Ревизор". В ходе занятия расширяются знания учащихся о жизненном и творческом пути Н.В. Гоголя, приводятся интересные факты из истории создания пьесы, углубляются знания литературных особенностей драматического произведения.
-
Вводный урок по теме "Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского"
2013
Изучение творчества Ф.М. Достоевского – одна из наиболее сложных тем в курсе литературы. Занятие обогащает и закрепляет знания по теме. Презентации и видеосюжеты делают урок запоминающимся.
-
Веб-квест "Время милосердия, доброты и всепрощения…" (по рассказу Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке") 2012
Учащиеся определяют особенности святочного рассказа, выполняют анализ жанровых особенностей рассказа Ф.М. Достоевского.
-
Веб-квест на уроках литературы как способ активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся 2020
Одна из главных задач современной школы – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных возможностей и склонностей. Одним из путей воспитания самостоятельной, творческой личности, способной свободно ориентироваться в информационном пространстве является целенаправленное включение современных информационных средств в учебный процесс. Среди современных педагогических технологий сегодня достойное место занимает технология веб-квестов. Веб-квест - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.