Цели:
1) Познакомить с произведениями раннего периода творчества В.В.Маяковского; с новаторскими приёмами поэта в форме, содержании и лексике поэтического произведения.
2) Сформировать умение анализировать лирическое произведение с точки зрения содержания и формы; продолжить развитие связной речи учащихся, умения монологического высказывания на заданную тему; навыки анализа, синтеза и обобщения на основе технологии дедуктивного многомерного проектирования В.Э. Штейнберга.
3) Воспитать бережное отношение к поэтическому слову; развить интерес к изучению творчества В.В.Маяковского.
Тип урока: Анализ лирического произведения.
Форма урока: Беседа.
Наглядность:
1) портрет В.В.Маяковского;
2) схема «раннее творчество В.В.Маяковского» (на доске).
Оборудование:
1) тексты произведений В.В.Маяковского;
2) схема «Раннее творчество В.В.Маяковского» (раздаточный материал);
3) аудиозапись Г.Ф.Гендель «Сарабанда»;
4) аудиозапись стихотворения В.В.Маяковского «Послушайте!» в исполнении В. Зозулина.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души…И только
боль моя
острей -
Стою,
огнём обвит,
на несгораемом костре
немыслимой любви.
(В.В.Маяковский)
Ход урока
I. Организационный момент
II. Прослушивание аудиозаписи стихотворения В.В.Маяковского «Послушайте!»
Слово учителя: Несомненно, вы знаете автора этих проникновенных, я бы даже сказала, надрывных, строк. Это Маяковский. Ко всем нам вместе и к каждому в отдельности обращается он с просьбой: послушайте! Как он хотел быть понятым! Как ему хотелось, чтобы его слово дошло до сердца читателя или слушателя! Признаемся: мы привыкли к Маяковскому - агитатору, Маяковскому лозунгов и плакатов, Маяковскому - автору «Левого марша» и «Стихов о советском паспорте». И далеко не всегда в облике горлана - главаря мы обращаем внимание на его глаза - тёмные, глубокие, тоскующие…
Я хочу быть понят
моей страной.
А не буду понят,
что ж.
По родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь.
Строки эти не попали на страницы книг. Концовку стихотворения «Домой!» Маяковский сам снял, не решаясь, видимо, обнародовать горькое чувство одиночества. Но как много эти строки говорят о поэте, казалось бы, созданном на века, грубом, задиристом, но в груди которого, по словам А.Луначарского, «было заключено и билось горячее, нежное сердце»! Надо постараться за громом его восклицаний, за криком расслышать, как стучит это большое человечье сердце…
Хорошо вам!
А мне
Сквозь строй,
Сквозь грохот
как пронести любовь к живому?
Оступлюсь, -
и последней любовишки кроха
навеки канет в дымный омут.
Сегодня мы будем говорить о раннем творчестве Маяковского и о том новом, что внёс поэт в форму, содержание и лексику современной поэзии. (Запись темы.)
III. Невозможно говорить о поэзии, не зная самого поэта. Вся духовная суть Маяковского – в одной строке – завещании.
(Чтение первого эпиграфа.)
Почему фруктовый сад стал символом души поэта? (Он красивый, живой, благоухающий, цветущий, но ранимый, требующий защиты, нежный. Таков и сам поэт.)
IV. Сообщение ученика о начале творчества Маяковского, его первых опытах как поэта - художника.
V. Чтение и анализ стихотворения «А вы могли бы?» (Читает заранее подготовленный ученик.)
Слово учителя: Это стихотворение характерно для раннего творчества Маяковского и по форме, и по содержанию. Оно даёт нам необходимый материал для того, чтобы начать заполнение схемы «Раннее творчество Маяковского».
О чём стихотворение? (Не совсем понятно.)
Логичен ли вопрос, вынесенный в заглавие? (Приводит в смятение, вызывает непонимание.)
Слово учителя: Маяковского, действительно, понять сложно. А. Платонов говорил: «Маяковский - поэт, установивший новую форму поэзии и определивший новый дух её. Именно поэтому он требует вначале усилия для понимания… Пушкин тоже не всем вначале был понятен, многие современники Пушкина предпочитали ему Хераскова и Сумарокова. Чтение классика - новатора всегда сначала работа, а потом уже радость и польза…».
Поэтому не удивительно, что при первом прочтении поэзия Маяковского вызывает смешанные чувства, среди которых недоумение, непонимание и даже некая абсурдность. Но вчитаемся ещё раз в это стихотворение. Самый верный способ понять Маяковского - перевести его в прозу.
- Каков сюжет стихотворения?
- Что стало понятным? (В обычных вещах герой видит необычное.)
- Выпишите в два столбика слова, называющие предмет и то, что герой в нём видит.
Будни |
Краски |
- С помощью какой способности человек может превратить обычные предметы в чудесные образы? ( Способности к воображению.)
- В какой сфере человеческой жизни эта способность является основополагающей? (В сфере творчества, искусства.)
- Сформулируйте тему стихотворения. (Стихотворение о преобразующей силе искусства.)
- Запишите в столбик слова. Какие ассоциации они вызывают? (Работа выполняется по вариантам.)
I вариант
Будни |
Серость, отсутствие праздника |
- Какому миру принадлежат все эти предметы? (Городу.)
- Какова эмоциональная окраска слов? (Негативная, отрицательная.)
II вариант
Краски |
Яркость, праздник, цвет, свет |
- Какова эмоциональная окраска этих слов? (Положительная.)
- Сделайте вывод. (Противопоставление очевидно. Серости, замкнутости, обездушенности, пустоте жизни герой противопоставляет праздник, свободу человеческих отношений, красоту и гармонию мира.)
- Каково настроение стихотворения? (Возвышенное, приподнятое.)
- К чему призывает нас поэт, задавая вопрос в заглавии? (А вы видите красоту жизни?)
- Кто, по мнению поэта, способен преобразить жизнь? (Человек искусства.)
- В чём особенность построения последних четырёх строк? (Разбивка на отдельные отрезки.)
- С какой целью это делает поэт? (Показывает читателю нужную интонационную установку, делает значимым отдельное слово.)
Слово учителя:
А вы (обращается к читателям)
ноктюрн сыграть (мелодичное произведение)
могли бы (возможность и невозможность)
Пока ничего необычного, на этом предложение – вопрос можно было закончить. Но тогда это не был бы Маяковский. И он с присущей дерзостью продолжает, шокируя слушателей вопросом:
на флейте водосточных труб?
Вызов брошен, слушатель потрясён, поэт добился цели - взбудоражил ум, встряхнул от спячки. Не в этом ли цель поэзии?
Б.Эйхенбаум называл новую запись стихов - «не по строкам, а по дыханию, потому что каждое слово надо кричать полной грудью. Местами можно немного стихнуть, тогда растягиваются и строки».
Ещё одна особенность поэтики - размер. Вместо традиционного - Маяковский использует тактовик, или акцентный стих.
- В чём его суть? (Важно количество ударных слогов в строке. Здесь в каждой строке – 3.)
Правильно ли с точки зрения норм русского литературного языка построено последнее предложение? Как оно должно звучать? (А вы могли бы сыграть ноктюрн на флейте водосточных труб?)
- Почему Маяковский идёт на эксперимент? (Ставит наиболее важные слова в логически сильную позицию.)
Слово учителя: Сам Маяковский называл свой синтаксис «растрёпанным» или телеграфным. Это один из приёмов, позволяющих взбудоражить, эпатировать читателя, заставить остановиться, подумать.
- Чем поразило вас это стихотворение?
- Какие ключевые моменты поэтики Маяковского отметим в схеме?
Заполняются координаты:
К1 (содержание): город, сила искусства;
К2 (форма): акцентный стих, «растрёпанный» синтаксис;
К5 (лирический герой): созерцатель, художник.
VI. Сообщение ученика: Маяковский подписал манифест русских футуристов. Но хотя поэт и примкнул к ним, он находит свой собственный путь. Это путь поэта - борца, поэта - революционера. Маяковского надолго связывает с футуристами ненависть к прошлому, яростное неприятие мещанских красот, в которых замыкается обыватель. Ему близка мечта о будущем человечества, прекрасном и свободном. Но его занимают не внешние приёмы футуристов, ему дорог сам протест против застоя в искусстве и в жизни.
VII. Миниатюра «Маяковский на сцене Политехнического»
Автор: Маяковский разговаривает. Головастый, широкоротый, он минутами делается похожим на упрямо вгрызающийся экскаватор. На стол слетаются записки из всех углов зала. Становится жарко. Он снимает пиджак, аккуратно складывает его. Кладёт на стол. Подтягивает брюки.
Дама: Маяковский, что вы всё время подтягиваете штаны? Смотреть противно!..
Маяковский: А если они у меня свалятся?..
Непонимающий: До моего понимания ваши шутки не доходят.
М.: Вы – жирафа! Только жирафа может промочить ноги в понедельник, а насморк почувствовать лишь к субботе.
Молодой человек: Маяковский! Вы что, полагаете, что мы все идиоты?
М.: Ну что вы! Почему все? Пока я вижу перед собой только одного…
Из зала: Как ваша настоящая фамилия?
М.: Сказать?.. Пушкин!!!
Из зала: Ваши стихи слишком злободневны. Они завтра умрут. Вас самого забудут. Бессмертие – не ваш удел…
М.: А вы зайдите через тысячу лет, там поговорим!
Из зала: Маяковский, почему вы себя так хвалите?
М.: Мой соученик по гимназии Шекспир всегда советовал: говори о себе только хорошее, плохое о тебе скажут твои друзья.
Ещё с места: Мы с товарищем читали ваши стихи и ничего не поняли.
М.: Надо иметь умных товарищей.
- Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают.
- Мои стихи не море, не печка и не чума.
Слово учителя: Всё более ненавистными становятся ему чинные дома и чопорные мещане, млеющие от лирических романсов в уютных литературных салонах. Он готов взорвать их, он дразнит их своими резкими, оскорбительными строками. Им в лицо бросает он своё вызывающее, язвительное «Нате!» - он, «бесценных слов транжир и мот».
VIII.Чтение и анализ стихотворения «Нате!» (Читает заранее подготовленный ученик.)
- В чём смысл названия стихотворения? (Эпатаж, дерзость, вызов.)
- Что можно сказать о форме этого слова? К какому стилю оно относится? (К разговорному стилю, просторечию, чувствуется неуважительное отношение произносящего его к своему адресату.)
- Какова композиция произведения? Из скольких строф оно состоит? (4 строфы по 4 строчки – форма традиционная.)
- Первая строфа – экспозиция. Каково пространство первой строфы? (Закрытое грязное помещение, возможно, кафе или столовая.)
- В чём смысл метафоры «обрюзгший жир»? (Что-то противное, грязное, липкое, рыхлое, бесформенное; обрюзгший - усиливает впечатление бесформенности, рыхлости; это отталкивает.)
- Какой настрой создаётся? (Негативный, неприятный.)
- О ком говорит Маяковский? (О толпе обывателей.)
- Почему третья строка начинается с а? (Противопоставление.)
- Почему появляются шкатулки? Что в них хранится? (Самое дорогое, что скрыто от других, тайное, драгоценное.)
- Почему стихи – шкатулки? (В стихах – душа поэта, это самое дорогое. Он открывает её людям.)
- Почему называет себя мотом и транжиром? (Транжир и мот - человек, неразумно тратящий деньги, т.е. ценности, но здесь нет снижения. Для поэта слова дороже денег, он их щедро отдаёт людям.)
- Таким образом, в первой строфе происходит завязка конфликта, обозначается тема. Какая? (Поэт и толпа.)
Слово учителя: Но мы видим здесь не отдельные лица людей, а бесформенную массу, которую иначе как толпой не назовёшь. Вторая строфа – развитие действия. Автор выхватывает из толпы отдельные персонажи и разглядывает их.
- К кому обращается герой в первой строке? (К мужчине.)
- Какая часть туловища показана? (Голова.)
- Почему капуста в усах? (Объелся, больше не лезет.)
- Почему дважды используется приставка недо-? (Указание на неполноценность: недочеловек.)
- Какова женщина? (Она набелена, истинное лицо скрыто, как бы спряталась.)
- С кем сравнивается женщина? Почему? (С устрицей; примитивное животное, слизкое, бесформенное, сознание отсутствует, есть только инстинкты.)
- О чём говорит метафора «раковина вещей»? (Человек прячется в своём узком мирке, это само замкнутость, ущербность, отсутствие здоровых интересов.)
Слово учителя: Это представители толпы, которой поэт открывает свои стихи – шкатулки. В третьей строфе конфликт достигает кульминации. Образы становятся страшными, гротескными.
- Какое необычное определение использует автор в первой строке? (Поэтино сердце; значение принадлежности усиливается; это неотъемлемая и главная часть поэта.)
- Почему сердце сравнивается с бабочкой? (Она красивая, нежная, трепещущая, легко ранимая, требует защиты; сердце поэта такое же.)
- Почему автор использует глагол взгромоздились? (Он усиливает впечатление массивности, грубости.)
- Как усиливается неприятное впечатление в словах «грязные, в калошах и без калош»? (Прилагательное перешло в существительное; калоши – обувь для грязной погоды.)
- Как в литературоведении называется приём усиления признака? (Градация.)
- Картина ужасная. Бабочка и грязная толпа несовместимы. Почему толпа озвереет? (Проявятся звериные черты, ожесточится.)
- В чём смысл сравнения со стоглавой вошью? (Вошь – примитивное, абсолютно бесполезное кровососущее насекомое. Толпа, состоящая из множества людей, представляется одним стоглавым животным.)
Слово учителя: Конфликт достиг своего апогея. Как он разрешится? Кто победит? Ответ в четвёртой строфе.
- Кто такие гунны? (Монгольский народ, дикари.)
- Почему лирический герой так себя называет? Чью точку зрения он выражает? (Так считает толпа, для них он дикарь, потому что не такой, как они, «культурно-утончённые».)
- О чём говорит эпитет грубый? (Это его реакция на толпу – грубость.)
- Что подразумевается под словом кривляться? (Герой отказывается подчиняться требованию толпы писать на заказ; он не шут для развлечений, не намерен угождать их пошлому вкусу.)
- «Я захохочу» - говорит герой. Над чем или почему он смеётся? (Это защитная реакция, как у Печорина из «Героя нашего времени» М.Ю.Лермонтова.)
- Почему герой плюёт в толпу, причём дважды: делает акцент, переносит с одной строки на другую? (Наплевательское отношение – выражение безразличия к мнению толпы, к её интересам. У Маяковского расплеваться – значит раздружиться.)
Слово учителя: Таким образом решается конфликт. Поэт одинок. Но он с гневом и презрением, прямо, открыто бросает в лицо обывателям свой стих. Не случайно повторение последней строки первой строфы. Он – поэт, волшебник, у него есть бесценные сокровища – стихи, которые никто не отнимет.
- Обратите внимание на рифмы. Какие из них не совсем обычны? (Сердца – тереться; без калош – вошь; и вот – мот.)
Слово учителя: Такие рифмы называются акустическими, т.к. на слух звучат почти одинаково.
- Какие особенности лирики Маяковского занесём в схему?
Заполняется схема:
К1 (содержание): поэт и толпа, одиночество;
К2 (форма): акустическая рифма;
К3 (лексика): словотворчество (поэтино сердце), слово-символ (бабочка, стоглавая вошь), полистилистика (бабочка, сердце и калоши);
К4 (образность): ассоциативные метафоры, эпатаж;
К5 (лирический герой): бунтарь, гуманист.
(Приложение)
IX. Открывается готовая схема. Ребята сравнивают её со своей.
Какой ключевой момент схемы ещё не был нами рассмотрен? («Лесенка».)
Это особенность более позднего периода творчества Маяковского, основы которой заложены уже в стихотворениях «У-лица», «Послушайте!». О ней мы поговорим на следующем уроке.
X. Слово учителя: жизненная позиция лирического героя Маяковского на протяжении всего дооктябрьского периода - созидающая и одновременно бунтарская. Он художник, творец красоты, новых отношений, мыслящий человек. Активная творческая позиция героя – гуманиста находит выражение в социальной активности, в нежелании смириться с существующим порядком вещей и перерастает в социальный протест. В основе всего творчества Маяковского - острая боль за человека.
(Чтение второго эпиграфа.)
XI. Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Каким я представляю лирического героя ранней лирики Маяковского?»
Использованная литература
1. Б.И. Турьянская и др. Литература в 11-м классе. Урок за уроком. В 2-х частях. М., «Русское слово», 2005.
2. Внеклассные мероприятия по литературе. 10-11-й классы. Сост. Владимирова Н.А. Волгоград, «Корифей», 2006.