Вводный урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" в 8-м классе "Театр - великая школа"

Разделы: Литература


Слайд № 1 Слайд № 3 Слайд № 2

I. Вступительное слово учителя.

1 апреля 2009 года исполнится 200 лет со дня рождения Гоголя, писателя “загадочного, непостижимо глубокого, парадоксального, ни с чем не сравнимого” ( слайд № 1,2)

Гений - всегда загадка, разгадке которого обычно и посвящена литература, создаваемая каждым новым поколением. (Учитель обращает внимание на выставку книг о Гоголе).

Зачем мы пытаемся разгадать гения? (слайд № 3)

“Разгадывая гениев, человечество каждый раз разгадывает себя”.

Перед вами – лишь малая толика литературы о Гоголе.

II. Какие произведения Н.В.Гоголя вам известны?

- “Ночь перед Рождеством”.
- “Тарас Бульба”.
- “Вий”.

Слайд № 4

III. К какому роду литературы относятся эти произведения?

- Эпическому (эпосу).

В сентябре мы были с вами на спектакле Рижского драматического театра по пьесе Гоголя “Женитьба” (слайд № 5)

Слайд № 5

Гоголь предстал перед нами как автор драматического произведения – комедии.

Конечно, сейчас трудно вспомнить детально этот спектакль, но все-таки несколько слов о ваших впечатлениях.

Да, очень смешная пьеса. Название определяет тему и сюжет. Нет напряженного действия. Все вертится вокруг женитьбы, но никто не влюблен. Женитьба - чисто коммерческое дело.

IV. Когда же возник интерес Гоголя к театру? Какие факты биографии писателя говорят о его интересе к театру?

- Еще в детские годы пробудился интерес Гоголя к театру (слайды № 6,7, 8,9).

Слайд № 6 Слайд № 7

Слайд № 8 Слайд № 9

А что же шло тогда на театральных подмостках?

Театральный репертуар: низкопробные пьески, в основном иностранные, пустые водевили, псевдомелодрамы - находился в плачевном состоянии.

“Я помешался на комедии”, - пишет Погодину Гоголь в 1833 году.

В 30-е годы 19 века Гоголь обратился к драматургии.

Почему? Гоголь сам ответил на этот вопрос: (слайд № 11)

Слайд № 11 Слайд 12

Первая часть высказывания и есть тема нашего урока “Театр – великая школа”.

Как вы поняли смысл этого высказывания?

Чем стало для вас посещение театра?

Да, в хорошей пьесе развлечение неотделимо от учения, отдых – от внутреннего обогащения.

V. Мы впервые на уроке литературы обращаемся к “высокой комедии” - к пьесе “Ревизор” (слайд № 12).

К какому роду литературы относится это произведение?

- К драме.

Слайд № 13

Чем отличается драматическое произведение от эпического и лирического?

В лирике выражены мысли и чувства автора, в эпическом произведении повествуется о событиях и людях, “слышится голос автора”.

В драматическом произведении автор не может рассказать от своего лица биографию героя, не может описать, как выглядят герои, т. е. отсутствуют портретные описания, не может раскрыть внутренние причины поступков героев, прямо высказать свое отношение к ним, т. е. герои драматичного произведения более “самостоятельны”, они как будто бы меньше зависят от поддержки автора. Таким образом, наибольшее значение имеет речевая характеристика героя. В основе развития действия пьесы – конфликт между героями, т. е. столкновение их интересов (слайд № 15).

Драматическое произведение предназначено для исполнения на сцене. Содержание его составляют речи в форме диалога или монолога. Речь сопровождается ремарками – авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии и поведении героев, их мимике и жестах.

Слайд № 15

VI. Какова же история создания пьесы “Ревизор”? (слайд № 17,18).

Слайд № 17 Слайд № 18

  1. Пушкин рассказал Гоголю несколько версий “бродячего” анекдота о мнимом ревизоре в провинции.
  2. Рассказы о мнимых ревизорах были известны Гоголю и из других источников. Сам Гоголь со своими приятелями по гимназии разыгрывали на станциях перед смотрителями эти сценки и получали лошадей.
  3. Были и другие произведения с подобным сюжетом. Например, “Приезжий из столицы, или суматоха в уездном городе” Квитка-Основьяненко. Сходство чисто внешнее. Это водевиль.
  4. Русская жизнь также подсказывала сюжеты. Боязнь ревизии (раз в три года) и ревизоров жила в чиновниках постоянно.
  5. Еще одно произведение оказало влияние на Гоголя. Историческое полотно К. Брюллова “Последний день Помпеи” (слайд № 19).

Слайд № 19

Почему?

Извержение вулкана, люди в этот момент испытывают чувство страха.

Гоголь переносит некомедийную ситуацию на комедийную почву.

Он считал, что ситуация кризиса – одна из самых актуальных, так как кризис раскрывает человека

С чего начинается пьеса “Ревизор”?

Первая фраза: “Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятное известие. К нам едет ревизор!!!”

Что общего между полотном Брюллова и этой репликой?

Картина производит, как и первая реплика пьесы на зрителей, ошеломляющее впечатление. СТРАХ охватывает всех.

Конечно, содержание картины, безусловно, намного сложнее.

Одна фраза – и пьеса начата. Первые пять печатных строк, где слово “ревизор” повторяется четыре раза. Одной фразой Гоголь “завязал пьесу”.

Где еще мы видим проявления страха в пьесе?

- Бобчинский в трактире съежился и задрожал над тарелкой, онемел от страха, когда молодой человек заглянул к ним с Добчинским в тарелки (I д., явление 3).

- Первая встреча Городничего и Хлестакова (II д., явления 7-8)

Взаимный страх является движущей пружиной пьесы. Здесь же и конфликт, который ведет городничий, так как боится разоблачения. Ревизор едет инкогнито (тайно), да еще с секретным предписанием.

Итак, мы уже с вами говорили о завязке действия (первая фраза пьесы и появление Бобчинского и Добчинского.

VII. Какие элементы сюжета вы знаете? (слайд № 16)

Слайд № 16

VIII. Где происходит действие пьесы?

- В городе N.

Территория России делилась на губернии, а губерния – на уезды. Именно в уездный город приезжает Хлестаков.

Каков маршрут Хлестакова?

- Из Петербурга в Саратовскую губернию через Пензу (второй месяц как из Питера).

У города нет названия. Почему?

- Безымянный город в каком-то воображаемом, символическом центре государства. Местоположение “везде – нигде”. “Да отсюда, хоть 3 года скачи… ни до какого государства не доскачешь” (Городничий). Город условный, безликий. Но социальная модель городской жизни дана подробно. Именно о ней мы будем говорить на следующем уроке: домашнее задание

“Чиновничья пирамида города”.

1 вариант – “деятельность” Городничего.
2 вариант – “деятельность” судьи Ляпкина-Тяпкина.
3 вариант – “деятельность” Земляники.
4 вариант - “деятельность” смотрителя училищ.
5 вариант - “деятельность” почтмейстера Шпекина.
6 вариант – Что мы узнаем о Хлестакове из монолога Осипа.

Итак, цель Гоголя (слайд № 20)

Слайд № 10 Слайд № 20

Перед нами писатель – сатирик. Это профессия мужественная и отважная.

Презентация