В.М. Тушнова "Стихи о дочери"

Разделы: Литература


Цель:

  • Продолжать, знакомство с поэзией и поэтами второй половины ХХ века;
  • Учить детей понимать глубину авторского замысла, чувствовать то, что хотел передать поэт своим произведением;
  • Воспитывать бережное, доброе отношение к окружающим нас людям, ко всему живому.

Оформление: портрет В.М. Тушновой, хроника жизни, ее рисунки.

Ход урока:

1. Орг. момент.

I. Знакомство с новой темой, биография И.М. Тушновой.

Сегодня мы познакомимся с произведениями Вероники Михайловны Тушновой “Стихи о дочери” и “Синицы”. Хочу познакомить вас с ее биографией.

Родилась Вероника Тушнова 24 марта 1911 года в городе Казани, на реке Волге. Позднее она много ездила по родной стране, видела немало красивых мест, очень полюбила море, но даже оно не заслонило собою память о родных волжских просторах.

Волга, Волга моя,
Всюду – ты, вечно - ты,
Сколько в жизни тобою
Расставленных вех.

Отец Вероники, Михаил Павлович, работал в Ветеринарном институте в Казани. Мать Вероники, Александра Георгиевна, родом из Самары была художницей-любительницей.

В Веронике Михайловне много как отцовских, так и материнских черт. Высокий интеллект отца и страстное увлечение живописью.

Жила семья рядом с цирком. Спустя много лет Вероника нарисует своих друзей: клоуна, зверей, птиц.

Поэтический дар открылся у Вероники еще в школьные годы. Ее стихи часто появляются в школьной стенгазете, ее шутки и пародии знала вся школа. Кроме того Вероника обладала исключительной восприимчивостью к иностранным языкам: немецкому и французскому. После школы в 1928 году она поступает в Казанский университет на медицинский факультет.

В годы войны Вероника Тушнова работает в Казани, врачом, в госпитале. В годы войны она не пишет стихи. И только и в 1944 году в “Комсомольской правде” печатается цикл “Стихи о дочери”, получивший широкий читательский отклик.

...Есть еще одна важная сторона творчества В. Тушновой - это ее неустанная переводническая деятельность. Она переводила поэтов Прибалтики. Кавказа и Средней Азии, попов Польши и Румынии, Югославии и Индии...

Вероника Тушнова скончалась 7 июля 1965 года после тяжелой болезни.

- Что вам запомнилось из биографии Вероники Тушновой.

II. Работа над стихотворением “Стихи о дочери”.

Фотографии В.М. Тушновой с дочерью Наташей.

Первое-стихотворение с которым мы познакомимся “Стихи о дочери”. Оно рассказывает о детстве не самой поэтессы, а ее маленькой дочери Наташи, на долю которой выпали тяжелые годы войны. В наших учебниках часть этого стихотворения. Мне хотелось познакомить вас с полным произведением.

Выразительное чтение стихотворения учителем.

- Кто является героем этого произведения?

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- Почему оно грустное?

- С каким чувством его нужно читать?

- Прочитайте стихотворение про себя.

Чтение стихотворения учащимися про себя.

- Какой вам показалась автор стихотворения? (мужественная, сильная духом)

- Какие строчки говорят о силе ее характера, мужестве? Прочитайте их. (Есть девочка при ней нельзя заплакать, при ней нельзя о горьком рассказать.)

- Кто помогает ей перенести все невзгоды? (ее маленькая дочка)

- Это любовь к дочери. Эта маленькая девочка может понять ее тяготы, поэтому Вероника старается уберечь ее от этого.

- Какие слова показывают на то, что девочка все понимает о войне? (Она поймет. С недетской теплотой ладошки мягкие ко мне на плечи лягут.)

- Какие слова показались вам особенно страшными? (Она меня спросила как-то “Мама, а было так. Что не было войны?”

- Как старалась Вероника Тушнова скрасить жизнь дочери?

- Чему учит это стихотворение? О чем заставляет задуматься? (Что нужно относится к друг другу осторожно, бережно. Как мы с вами оберегаем своих близких?)

- Как по - вашему, следует читать это стихотворение?

Выразительное чтение стихотворения учениками. Обсуждение.

III. Физминутка.

IV. Работа над стихотворением “Синицы”.

Другое стихотворение Вероники Тушновой называется “Синицы”.

Выразительное чтение стихотворения ученицей.

V. Работа над стихотворением.

- О чем это стихотворение?

- Какая главная мысль этого стихотворения?

- Какие чувства испытывает автор в этом произведении?

Чтение про себя

Работа над незнакомыми словами

(Вскорости - В недалеком будущем, всемогущество - обладающий неограниченной силой, могуществом).

- О каком периоде своей жизни рассказывает автор?

- Какие качества присущи автору в этом произведении?

- Чему вас научило это стихотворение?

Выразительное чтение вслух.

VI. Домашнее задание: стр. 153-155.

Выразительное чтение стихотворений, по желанию одно наизусть.

VII. Итог урока.

- Какие чувства, мысли пробудил в вас этот урок?

- Чему научились, познакомились с этими произведениями?

ХРОНИКА ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ВЕРОНИКИ ТУШНОВОЙ

1911 27 марта родилась в Казани в семье Михаила Павловича Тушнова, профессора, впоследствии академика ВАСХНИЛ

1919 - Поступила в школу №l4 г. Казани.

1928 - Поступила на медицинский факультет Казанского университета.

1931 - Переехала с родителями в Ленинград, где закончила 1-й Ленинградский медицинский институт.

1934 - Проходит аспирантуру в г. Москве. Вышла замуж за Ю.Б. Розинского, врача - психиатра. Первое появление стихов в печати; рождение дочери Наташи. Принята в Литературный институт.

1941-1945 - Работает врачом в эвакогоспиталях Казани и Москвы.

1947 - Участие в Первом Всесоюзном совещании молодых писателей.

1954-1965 - Работа над переводами стихов Г. Тукая, М. Джалиля, Р. Тагора, Е. Багряны и многих других.

1965 7 июля - В. Тушнова скончалась после тяжелой болезни.

Список литературы

  1. Методическое пособие. Чтение 4 класс/ сост. С.В. Савинова – Волгоград, 2003.
  2. Тушнова В.М. Лирика – М: Эксмо, 2003.