Цель:
- Продолжать, знакомство с поэзией и поэтами второй половины ХХ века;
- Учить детей понимать глубину авторского замысла, чувствовать то, что хотел передать поэт своим произведением;
- Воспитывать бережное, доброе отношение к окружающим нас людям, ко всему живому.
Оформление: портрет В.М. Тушновой, хроника жизни, ее рисунки.
Ход урока:
1. Орг. момент.
I. Знакомство с новой темой, биография И.М. Тушновой.
Сегодня мы познакомимся с произведениями Вероники Михайловны Тушновой “Стихи о дочери” и “Синицы”. Хочу познакомить вас с ее биографией.
Родилась Вероника Тушнова 24 марта 1911 года в городе Казани, на реке Волге. Позднее она много ездила по родной стране, видела немало красивых мест, очень полюбила море, но даже оно не заслонило собою память о родных волжских просторах.
Волга, Волга моя,
Всюду – ты, вечно - ты,
Сколько в жизни тобою
Расставленных вех.
Отец Вероники, Михаил Павлович, работал в Ветеринарном институте в Казани. Мать Вероники, Александра Георгиевна, родом из Самары была художницей-любительницей.
В Веронике Михайловне много как отцовских, так и материнских черт. Высокий интеллект отца и страстное увлечение живописью.
Жила семья рядом с цирком. Спустя много лет Вероника нарисует своих друзей: клоуна, зверей, птиц.
Поэтический дар открылся у Вероники еще в школьные годы. Ее стихи часто появляются в школьной стенгазете, ее шутки и пародии знала вся школа. Кроме того Вероника обладала исключительной восприимчивостью к иностранным языкам: немецкому и французскому. После школы в 1928 году она поступает в Казанский университет на медицинский факультет.
В годы войны Вероника Тушнова работает в Казани, врачом, в госпитале. В годы войны она не пишет стихи. И только и в 1944 году в “Комсомольской правде” печатается цикл “Стихи о дочери”, получивший широкий читательский отклик.
...Есть еще одна важная сторона творчества В. Тушновой - это ее неустанная переводническая деятельность. Она переводила поэтов Прибалтики. Кавказа и Средней Азии, попов Польши и Румынии, Югославии и Индии...
Вероника Тушнова скончалась 7 июля 1965 года после тяжелой болезни.
- Что вам запомнилось из биографии Вероники Тушновой.
II. Работа над стихотворением “Стихи о дочери”.
Фотографии В.М. Тушновой с дочерью Наташей.
Первое-стихотворение с которым мы познакомимся “Стихи о дочери”. Оно рассказывает о детстве не самой поэтессы, а ее маленькой дочери Наташи, на долю которой выпали тяжелые годы войны. В наших учебниках часть этого стихотворения. Мне хотелось познакомить вас с полным произведением.
Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Кто является героем этого произведения?
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Почему оно грустное?
- С каким чувством его нужно читать?
- Прочитайте стихотворение про себя.
Чтение стихотворения учащимися про себя.
- Какой вам показалась автор стихотворения? (мужественная, сильная духом)
- Какие строчки говорят о силе ее характера, мужестве? Прочитайте их. (Есть девочка при ней нельзя заплакать, при ней нельзя о горьком рассказать.)
- Кто помогает ей перенести все невзгоды? (ее маленькая дочка)
- Это любовь к дочери. Эта маленькая девочка может понять ее тяготы, поэтому Вероника старается уберечь ее от этого.
- Какие слова показывают на то, что девочка все понимает о войне? (Она поймет. С недетской теплотой ладошки мягкие ко мне на плечи лягут.)
- Какие слова показались вам особенно страшными? (Она меня спросила как-то “Мама, а было так. Что не было войны?”
- Как старалась Вероника Тушнова скрасить жизнь дочери?
- Чему учит это стихотворение? О чем заставляет задуматься? (Что нужно относится к друг другу осторожно, бережно. Как мы с вами оберегаем своих близких?)
- Как по - вашему, следует читать это стихотворение?
Выразительное чтение стихотворения учениками. Обсуждение.
III. Физминутка.
IV. Работа над стихотворением “Синицы”.
Другое стихотворение Вероники Тушновой называется “Синицы”.
Выразительное чтение стихотворения ученицей.
V. Работа над стихотворением.
- О чем это стихотворение?
- Какая главная мысль этого стихотворения?
- Какие чувства испытывает автор в этом произведении?
Чтение про себя
Работа над незнакомыми словами
(Вскорости - В недалеком будущем, всемогущество - обладающий неограниченной силой, могуществом).
- О каком периоде своей жизни рассказывает автор?
- Какие качества присущи автору в этом произведении?
- Чему вас научило это стихотворение?
Выразительное чтение вслух.
VI. Домашнее задание: стр. 153-155.
Выразительное чтение стихотворений, по желанию одно наизусть.
VII. Итог урока.
- Какие чувства, мысли пробудил в вас этот урок?
- Чему научились, познакомились с этими произведениями?
ХРОНИКА ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ВЕРОНИКИ ТУШНОВОЙ
1911 27 марта родилась в Казани в семье Михаила Павловича Тушнова, профессора, впоследствии академика ВАСХНИЛ
1919 - Поступила в школу №l4 г. Казани.
1928 - Поступила на медицинский факультет Казанского университета.
1931 - Переехала с родителями в Ленинград, где закончила 1-й Ленинградский медицинский институт.
1934 - Проходит аспирантуру в г. Москве. Вышла замуж за Ю.Б. Розинского, врача - психиатра. Первое появление стихов в печати; рождение дочери Наташи. Принята в Литературный институт.
1941-1945 - Работает врачом в эвакогоспиталях Казани и Москвы.
1947 - Участие в Первом Всесоюзном совещании молодых писателей.
1954-1965 - Работа над переводами стихов Г. Тукая, М. Джалиля, Р. Тагора, Е. Багряны и многих других.
1965 7 июля - В. Тушнова скончалась после тяжелой болезни.
Список литературы
- Методическое пособие. Чтение 4 класс/ сост. С.В. Савинова – Волгоград, 2003.
- Тушнова В.М. Лирика – М: Эксмо, 2003.