Цель: сформировать умение выделять общие и отличительные черты двух вариантов одной сказки. Познакомить с вариантом сказки, записанном в Тобольской губернии в 1906 году.
Основными задачами являются:
- Осуществлять анализ литературных произведений с выделением общих и отличительных признаков (на уровне композиции сказки, сюжета, использования языковых художественных средств)
- Обогащать словарь обучающихся понятиями и терминами по теме урока
- Формировать основные виды речевой деятельности (выразительное, беглое чтение, логичное аргументирование)
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
- Осуществлять анализ объектов произведения
- Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
- Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям
- Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
- Развивать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
Нахождение общих и отличительных черт в разных вариантах одной и той же русской народной сказки «Сивка-бурка», записанной в разных местах нашей большой страны - это поставленная проблема данного проекта.
Основная часть
На разных территориях нашей необъятной страны издревле существовало великое множество фольклорных произведений, одна разновидность из которых именуется сказкой. В каждом уголке были свои варианты сказок, в которых менялись имена героев, какие-то события, предметы, слова, обозначающие тот или иной предмет. Сколько в нашей стране диалектов, столько и сказок, их не счесть.
Так, существует несколько вариантов сказки «Сивка-бурка». (Историческая справка) Когда-то в конце 19 - начале 20 веков на территорию Тобольской губернии (сейчас это Тюменская область) в должность судебного следователя получил назначение Пётр Алексеевич Городцов. В 1896 Городцов перебирается в Тюмень, а в марте 1897 года получает место мирового судьи 5-го участка Тюменского округа в селе Тавда. С этого времени Петр Алексеевич стал все больше интересоваться народными обычаями, обрядами, преданиями. Живя среди сибирских крестьян, Городцов увлекается бытом и фольклором Тавдинского края - начинает собирать материалы по этнографии и диалектам русского населения. О его трудах стало известно тобольскому губернатору Гондатти, который, сочтя подобную работу подрывающей государственные устои, вызвал Городцова в Тобольск и резко потребовал, прекратить якшаться со «сказителями», ибо это «непозволительно для крестьянского начальника». Петр Алексеевич решительно отказался подчиниться губернаторскому требованию. В 1908 году вышел в отставку и переехал в Тюмень.
Период с 1905 по 1908 годы стал самым плодотворным в изыскательной деятельности Петра Алексеевича, он собрал многообразные материалы среди русского населения северо-восточной части Тюменского уезда. Именно тогда он записал сказку «Сивка-бурка».
На карте 1911 года Тобольская губерния (сейчас Тюменская область) выглядела иначе. Учитель предлагает детям посмотреть архивную карту [2], найти знакомые города, посёлки, познакомиться с историческим материалом.
На предыдущих уроках дети уже рассматривали вариант сказки из учебника под редакцией Климановой Л.Ф., поэтому далее необходимо прочитать вариант сказки «Сивка-бурка», записанный Городцовым П.А. [1]. Ранее на уроках русского языка дети знакомились с кириллицей и помнят алфавит того времени, поэтому при чтении можно снова обратить внимание на то, что Ъ в текстах того времени не имеет звука, то есть не читается. Чтобы узнать, в чем сходство и различие двух вариантов прочитанных сказок «Сивка-бурка» с точки зрения, сюжета, композиции, языковых средств, детей необходимо разделить на подгруппы. Далее учитель предлагает каждой подгруппе заполнить таблицы по предложенным темам.
1 подгруппа
Сюжет |
|
Общее |
Различия |
|
|
2 подгруппа
Композиция |
|
Общее |
Различия |
|
|
3 подгруппа
Речевые обороты |
|
Общее |
Различия |
|
|
Правильные ответы:
1 подгруппа
Сюжет |
|
Общее |
Различия |
|
1. В сказке, записанной Городцовым П.А. старик-отец умирает и просит приходить к нему на могилу по очереди. В сказке из учебника «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф. старик-отец посеял пшеницу и попросил сыновей её стеречь, так как кто-то её взялся мять и топтать.
|
2 подгруппа
Композиция |
|
Общее |
Различия |
Есть зачин, основная часть, концовака |
1. Зачин в сказке, записанной Городцовым П.А. : «Сказка-приказка, прикована невестка за ручку, за ножку, за синь калпак, за зелен сафьян. Сказать ли сказочку?
- Скажи, дедушко!
2. В сказке, записанной Городцовым П.А. концовка звучит так: «Вот вам и сказка, а мне кринку масла! Слушай-послушай, Своих жен на улицу не отпускай, А кто поцелует, Не осуждай. В сказке из учебника «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф. концовка звучит так: «Тут ждать и рассуждать не стали - весёлым пирком да за свадебку! Я на том пиру был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!» |
3 подгруппа
Речевые обороты |
|
Общее |
Различия |
|
В сказке из учебника «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф. Иванушка-дурачок «влез коню в правое ухо, в левое вылез и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!» |
Детям дается время на заполнение данных таблиц, далее в группе выбирается человек, который будет зачитывать записанные данные.
В конце сказки, записанной Городцовым П.А. есть данные человека, который ему ее пересказал и дата записи: Осип Меркурьевич Заякин, крестьянин деревни Артамоновой Тюменского уезда, 19 октября 1906 года.
В текстах русских народных сказок часто встречаются слова, значение которых непонятно современному человеку. Для этого существуют этимологические словари. Учитель предлагает выписать из текста сказки слова с непонятным значением, далее дети в группах при помощи этимологических словарей (Шанский Н.М.) записывают значения этих слов в тетрадь.
Заключение
Таким образом, на уроке литературы был проведен сравнительный анализ двух вариантов сказки «Сивка-бурка». Дети познакомились с региональным вариантом данного произведения, узнали историю записи сказки, дети могут сделать вывод, что независимо от вариантов для жанра сказки характерны:
- Сюжет построен на противостоянии добра и зла.
- Положительные герои олицетворяют представление людей о высокой морали, справедливости, истинной красоте.
- Отрицательные персонажи обычно символизируют тёмные силы, чуждые человеку.
- Используются устойчивые фразы.
- События наполнены волшебством.
- Персонаж сказки статичен, его характер не меняется на протяжении всей истории.
- Хорошие герои обязательно побеждают плохих, а зло всегда получает по заслугам.
- Сказка призвана развлекать и удивлять, но также и поучать. В каждой истории есть мораль.
В конце урока дети заполняют «Билетик на выход»
На уроке меня удивило… |
|
Я запомнил отличительные признаки всех народных сказок - это…. |
|
При работе в группе я… |
|
Данную разработку можно использовать как средство развития общего кругозора детей, возможность показать региональный компонент литературных произведений.