Вариативность фольклорных произведений на примере русской народной сказки "Сивка-бурка"

Разделы: Литература

Ключевые слова: фольклор


Цель: сформировать умение выделять общие и отличительные черты двух вариантов одной сказки. Познакомить с вариантом сказки, записанном в Тобольской губернии в 1906 году.

Основными задачами являются:

  • Осуществлять анализ литературных произведений с выделением общих и отличительных признаков (на уровне композиции сказки, сюжета, использования языковых художественных средств)
  • Обогащать словарь обучающихся понятиями и терминами по теме урока
  • Формировать основные виды речевой деятельности (выразительное, беглое чтение, логичное аргументирование)
  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
  • Осуществлять анализ объектов произведения
  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
  • Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям
  • Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
  • Развивать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Нахождение общих и отличительных черт в разных вариантах одной и той же русской народной сказки «Сивка-бурка», записанной в разных местах нашей большой страны - это поставленная проблема данного проекта.

Основная часть

На разных территориях нашей необъятной страны издревле существовало великое множество фольклорных произведений, одна разновидность из которых именуется сказкой. В каждом уголке были свои варианты сказок, в которых менялись имена героев, какие-то события, предметы, слова, обозначающие тот или иной предмет. Сколько в нашей стране диалектов, столько и сказок, их не счесть.

Так, существует несколько вариантов сказки «Сивка-бурка». (Историческая справка) Когда-то в конце 19 - начале 20 веков на территорию Тобольской губернии (сейчас это Тюменская область) в должность судебного следователя получил назначение Пётр Алексеевич Городцов. В 1896 Городцов перебирается в Тюмень, а в марте 1897 года получает место мирового судьи 5-го участка Тюменского округа в селе Тавда. С этого времени Петр Алексеевич стал все больше интересоваться народными обычаями, обрядами, преданиями. Живя среди сибирских крестьян, Городцов увлекается бытом и фольклором Тавдинского края - начинает собирать материалы по этнографии и диалектам русского населения. О его трудах стало известно тобольскому губернатору Гондатти, который, сочтя подобную работу подрывающей государственные устои, вызвал Городцова в Тобольск и резко потребовал, прекратить якшаться со «сказителями», ибо это «непозволительно для крестьянского начальника». Петр Алексеевич решительно отказался подчиниться губернаторскому требованию. В 1908 году вышел в отставку и переехал в Тюмень.

Период с 1905 по 1908 годы стал самым плодотворным в изыскательной деятельности Петра Алексеевича, он собрал многообразные материалы среди русского населения северо-восточной части Тюменского уезда. Именно тогда он записал сказку «Сивка-бурка».

На карте 1911 года Тобольская губерния (сейчас Тюменская область) выглядела иначе. Учитель предлагает детям посмотреть архивную карту [2], найти знакомые города, посёлки, познакомиться с историческим материалом.

На предыдущих уроках дети уже рассматривали вариант сказки из учебника под редакцией Климановой Л.Ф., поэтому далее необходимо прочитать вариант сказки «Сивка-бурка», записанный Городцовым П.А. [1]. Ранее на уроках русского языка дети знакомились с кириллицей и помнят алфавит того времени, поэтому при чтении можно снова обратить внимание на то, что Ъ в текстах того времени не имеет звука, то есть не читается. Чтобы узнать, в чем сходство и различие двух вариантов прочитанных сказок «Сивка-бурка» с точки зрения, сюжета, композиции, языковых средств, детей необходимо разделить на подгруппы. Далее учитель предлагает каждой подгруппе заполнить таблицы по предложенным темам.

1 подгруппа

Сюжет

Общее

Различия

2 подгруппа

Композиция

Общее

Различия

3 подгруппа

Речевые обороты

Общее

Различия

Правильные ответы:

1 подгруппа

Сюжет

Общее

Различия

  1. Герои - 3 сына
  2. Главный герой - Иванушка-дурачок
  3. Сивка-бурка стал служить Иванушке-дурачку
  4. Объявление царя состязаний за руку Елены Прекрасной
  5. Старшие братья не хотят брать с собой в город Иванушку-дурочка «людей смешить»
  6. Иванушка-дурачок каждый раз говорил своим братьям, что это он был в городе и пытался завоевать руки Елены Прекрасной. Братья отмахивались и говорили: «Куда тебе, дурачку»
  7. Царь объявляет пир, на который должны собраться все люди, до единого. Братья взяли с собой Иванушку-дурочка.
  8. Царевна Елена Прекрасная обносила каждого участника пира вином, так она нашла Иванушку-дурочка.

1. В сказке, записанной Городцовым П.А. старик-отец умирает и просит приходить к нему на могилу по очереди. В сказке из учебника «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф. старик-отец посеял пшеницу и попросил сыновей её стеречь, так как кто-то её взялся мять и топтать.
2. В сказке, записанной Городцовым П.А. Иванушка-дурачок приходил на могилу отца вместо своих братьев, старик-отец за это подарил ему Сивку-бурку. В сказке из учебника «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф. все три брата ходили стеречь пшеницу, только первые два брата спали в стогу сена, а Иванушка-дурачок не спал всю ночь, встретил Сивку-бурку, схватил его и Сивка-бурка стал ему служить.
3. В сказке, записанной Городцовым П.А. Елена Прекрасная ударила Иванушку-дурочка самоцветом в висок, так он там и остался. В сказке из учебника «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф. Иванушка-дурачок снял с Елены Прекрасной перстень, завернул его в тряпку и был таков.
4. В сказке из учебника «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф. Елена Прекрасная, найдя Иванушку-дурочка на пиру, вышла за него замуж. В сказке, записанной Городцовым, имеется продолжение истории. Царь был недоволен тем, что ему пришлось выдать замуж свою дочь за Иванушку-дурочка. Иванушка-дурачок достал при помощи Сивки-бурки царю свинку-золотую щетинку, лань-золотые рога и сорокопегую кобылу с сорока жеребцами. И стал царь уважать Ивана-дурочка «перевел его жить во дворец и сделал его после себя первым лицом в государстве».

2 подгруппа

Композиция

Общее

Различия

Есть зачин, основная часть, концовака

1. Зачин в сказке, записанной Городцовым П.А. : «Сказка-приказка, прикована невестка за ручку, за ножку, за синь калпак, за зелен сафьян. Сказать ли сказочку?

- Скажи, дедушко!
- Ну, слушай, да не перебивай!»
В сказке из учебника «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф. зачин другой: «Жил-был старик, и было у него 3 сына»

2. В сказке, записанной Городцовым П.А. концовка звучит так: «Вот вам и сказка, а мне кринку масла! Слушай-послушай, Своих жен на улицу не отпускай, А кто поцелует, Не осуждай.

В сказке из учебника «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф. концовка звучит так: «Тут ждать и рассуждать не стали - весёлым пирком да за свадебку! Я на том пиру был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!»

3 подгруппа

Речевые обороты

Общее

Различия

  1. «Конь бежит, земля дрожит, изо рта пламя пышет»
  2. Иван-дурачок звал Сивку-бурку «Иван вышел в чистое поле, в широкое раздолье, свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским погарком»
  1. В сказке, записанной Городцовым П.А. были имена всех трех сыновей: Федор, Василий, Иван. В сказке из учебника «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф. было имя только третьего сына - Иван
  2. В сказке, записанной Городцовым П.А. Иванушка-дурачок звал Сувку-бурку «Сивка-бурка, вещая коурко, на пору-на время ко мне поспешай». В сказке из учебника «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф. «Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»
  3. В сказке, записанной Городцовым П.А. Иванушка-дурачок «спустился в тайное подземелье, умылся мыльцем камфорным, оделся в платье цветное и сделался умником и таким красивым добрым молодцом, что ни в сказке сказать, ни пером написать».

В сказке из учебника «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф. Иванушка-дурачок «влез коню в правое ухо, в левое вылез и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!»

Детям дается время на заполнение данных таблиц, далее в группе выбирается человек, который будет зачитывать записанные данные.

В конце сказки, записанной Городцовым П.А. есть данные человека, который ему ее пересказал и дата записи: Осип Меркурьевич Заякин, крестьянин деревни Артамоновой Тюменского уезда, 19 октября 1906 года.

В текстах русских народных сказок часто встречаются слова, значение которых непонятно современному человеку. Для этого существуют этимологические словари. Учитель предлагает выписать из текста сказки слова с непонятным значением, далее дети в группах при помощи этимологических словарей (Шанский Н.М.) записывают значения этих слов в тетрадь.

Заключение

Таким образом, на уроке литературы был проведен сравнительный анализ двух вариантов сказки «Сивка-бурка». Дети познакомились с региональным вариантом данного произведения, узнали историю записи сказки, дети могут сделать вывод, что независимо от вариантов для жанра сказки характерны:

  1. Сюжет построен на противостоянии добра и зла.
  2. Положительные герои олицетворяют представление людей о высокой морали, справедливости, истинной красоте.
  3. Отрицательные персонажи обычно символизируют тёмные силы, чуждые человеку.
  4. Используются устойчивые фразы.
  5. События наполнены волшебством.
  6. Персонаж сказки статичен, его характер не меняется на протяжении всей истории.
  7. Хорошие герои обязательно побеждают плохих, а зло всегда получает по заслугам.
  8. Сказка призвана развлекать и удивлять, но также и поучать. В каждой истории есть мораль.

В конце урока дети заполняют «Билетик на выход»

На уроке меня удивило…

Я запомнил отличительные признаки всех народных сказок - это….

При работе в группе я…

Данную разработку можно использовать как средство развития общего кругозора детей, возможность показать региональный компонент литературных произведений.