Цели и задачи: повторить изученный материал и познакомить с новым, учить анализировать текст, прослеживая основную мысль автора в произведении; способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, веру человека во что-то светлое, доброе, высокое.
Тип урока: анализ литературного текста.
Оформление урока: фотографии и репродукции картин разных художников, чтобы создать атмосферу, близкую эмоциональному настрою "Светланы".
Ход урока
1. Вступительное слово.
Сегодня мы продолжим ряд уроков, на которых вы не только учитесь анализировать произведения, знакомитесь с литературоведческими материалами, учитесь делать выводы, вычленяя суть, но и приобщаетесь к миру прекрасного, понимаете, чем для человека являются такие чувства как любовь, вера в Бога, вера в лучшее, счастье:
2. Проверка домашнего задания.
Домашним заданием было прочесть балладу "Светлана" и ознакомиться со статьёй в учебнике, посвящённой балладам, записав основную мысль статьи.
Прошу озвучить основную мысль указанной статьи.
"Легендарный сюжет, который часто используется в балладе, как будто защищает автора от лукавого вопроса: а верит ли он сам в то, о чём рассказывает? :Автор как будто смотрит на описываемые им события не извне (как в эпосе) и не изнутри (как в лирике), а как будто сбоку. Авторский взгляд на события вроде бы точен и ясен, но, в то же время, и скрыт от читателя. Поэтому и читатель баллады получает возможность решать, что здесь сказка и что быль, что правда и что ложь, чему верить, чему нет. На этой своеобразной игре с читателем и построена баллада "Светлана" В.А. Жуковского". [1]
Хочется отметить, что Жуковский дал новый взгляд на балладу и именно с его "Светланы" начинается эпоха русских баллад, которые, хоть и написаны в данном жанре, но являют собой нечто особенное. Почему же это произошло? Для этого нужно познакомиться с некоторыми аспектами в мировой литературе.
3. Сообщение новых знаний.
(Заранее желающим давала задание познакомиться с определёнными статьями, чтобы они подготовили сообщения, которые помогут учащимся не только в анализе произведения, но и погрузиться в атмосферу создания "Светланы" Василием Андреевичем Жуковским).
А) Баллада - лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. В средние века у романских народов первоначально обозначала песню, исполнявшуюся обычно женщиной, с хоровым и хороводным сопровождением. Постоянными темами ее были любовь, весна, ревнивец-муж и т. п. и заканчивалась, обычно, трагично. Баллада возникла во Франции в конце XIII века. Баллада появилась в русской литературе в начале XIX века, когда отжившие свой век традиции старого псевдоклассицизма стали быстро падать под влиянием немецкой романтической поэзии. [4]
В) Жуковский, который был лидером "школы гармонической точности" восприняла и развила реформу Карамзина Н.М., которая ставила перед собой патриотическую цель - сделать русский литературный язык гибким, ясным и точным в выражении самых тонких эмоций и мыслей. С этой целью Жуковский и его соратники преобразуют язык, оживляя его эмоционально. Они преобразуют лирические и лиро-эпические жанры (элегию, послание, балладу), стремясь выразить глубину переживаний, гуманность чувств, нравственную чистоту мечтаний и побуждений. [3]
С) Обычно человек в балладе чувствовал над собой власть высших таинственных сил, которые всегда готовы сбить его с правильной дороги и увлечь к гибели. Но не только злые силы испытывают дух и душу человека. Он находится и под покровом всегда готового защитить его и прийти к нему на помощь Творца. Словом, у человека есть выбор. В балладе "Светлана" торжествуют народные начала, носителем которых выступает Светлана. Жуковский воплотил в ней характер русской девушки, открытой любви, верной народно-религиозным идеалам и радующейся счастью жить. [2]
Опираясь на сказанное, давайте теперь рассмотрим текст баллады.
4. Анализ произведения.
Зачитываю начало баллады (2 части):
С чего начинается "Светлана"?
Девушки гадают:
Почему с описания крещенского гадания?
Потому что, как уже говорилось, цель Жуковского создать героиню с богатым внутренним миром, который будет неразрывен с народными обычаями. Что такое Россия в общемировом понимании? Это холодная страна, где много снега, долгая зима, видимо, поэтому было выбрано именно это время года. Что делают на Руси девушки? Самое яркое событие зимой - это конечно Святки, Рождественско-Крещенский период, когда можно было не только показать себя как человека верующего, но и задорно, от души повеселиться, погадать о судьбе, суженом, любви, о том, насколько хорошо будет складываться жизнь в браке:
Почему не испытывает веселья Светлана?
Видимо, потому что Светлана обручена. Дело не в том, что она не имеет право на веселье, а в том, что для девушки это время - время перемен, ожидания замужества - всегда волнительно. Впереди - неизвестность. Как сложится её жизнь в замужестве? Как сложатся отношения с мужем? Будет ли он любить её? Что ждёт её: счастье или несчастье?
Выделите в тексте отдельные слова и фразы, которые помогают нам понять настроение Светланы.
Луна = ночь, что-то таинственное, тревожное;
"В сумраке тумана" = таинство;
"Мне судьбина умереть"; молчаливость героини; "я молюсь и слёзы лью":; печаль;
Белая пелена = таинственность, не веселье(!), ассоциация с саваном, смертью;
"зеркало с свечою" = таинство, гадание;
Красавица одна; полночь; "с тайной робостью"; "тёмно в зеркале"; "мёртвое молчанье"; "Свечка трепетным огнём Чуть лиет сиянье" (огонь трепетный, несмелый, осторожный, пугливый, сиянье его - "чуть", чуткое, такое же как трепет души девушки);
"Робость в ней волнует грудь.."; "Страх туманит очи":и т.д. на протяжении всего произведения вплоть до её пробуждения: "Ах!.. и пробудилась".
В произведении присутствуют несколько образов. Первый из них - дорога. Какую смысловую нагрузку несёт в себе этот образ?
Дорога - традиционный образ не только путешествия по каким-либо пространствам, но и сама жизнь человека.
Почему мы считаем Жуковского в данном случае новатором? Вспомните другие изученные нами баллады.
До Жуковского дорога героев баллад вела из сумерек, из тьмы (где своей властью обволакивают героев тёмные силы) в ещё большую тёмноту, где ждал его трагичный финал. Жуковский же свою героиню вёл через сумерки, темноту, метель (смятение чувств) к свету, к счастливому завершению путешествия.
Каким образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады: заменить трагедию - счастливым завершением, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад - надеждой на радостную, полную любви жизнь?
Все неспокойные и даже трагические события прошли во сне: "С треском пыхнул огонёк, Крикнул жалобно сверчок", "Занялся от страха дух", зов суженого венчаться ночью, нетерпеливые кони, "Вкруг метель и вьюга", "На луне туманный круг", суженый молчит, он "Бледен и унылый", на пути одинокий храм, в котором "чёрный гроб", одиночество в ночи, мёртвец в избушке и т.д. Всё это было во сне, то есть Жуковский как будто отделил реальность от нереальности, чего не было в других балладах.
Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу "Светлана" - это птицы. Назовите птиц, которые присутствуют в балладе.
ворон | голубь | петух |
В народе: Предсказывает плохое, страшное. |
В народе: Символ счастья, любви, нежности, защиты; символ благословления Господа |
В народе: Некий часовщик, заступник. |
В балладе:
Это происходит во сне Светланы, то есть велика вероятность, что "печаль" уйдёт вместе со сном, таким образом, пророчество становится не таким страшным. |
В балладе:
Это происходит тоже во сне, но как противовес ворону, голубок силён равноценно силе веры в Бога Светланой. А Светлана, тем временем, как бы не было ей страшно, верит в свою защиту Господом. Ни на минуту не выпускает своего креста из рук, молится, сидит в уголке под святыми. И чем больше страх Светланы, тем сильнее её вера и тем больше защита голубка (мы понимаем - Бога) Присутствие голубка сменяет на рассвете петух. |
В балладе:
В этот момент Светлана просыпается, петух шумно пробудил Светлану как раз "на границе" зла и добра. Таким образом, мы понимаем, что чаша весов склоняется в сторону добра, потому что "наяву" не случилось ничего плохого, а то, что случилось во сне - "нейтрализуется" присутствием голубя. |
Вера Светланы в Бога спасла её от трагического конца - это немаловажно, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, поэтому очень важно было показать твёрдость духа Светланы (она - героиня русской баллады).
Ещё один символ - свет. Что можно сказать про него?
Свет - конечно, несёт добро, защиту. Света в балладе Жуковского много. Мы видим свет и ясный, и яркий, и маленьким огоньком, и пробивающимся сквозь метель, и искрящимся, и исходящим от луны, хоть и сквозь туман, и даже имя героини отождествляется со светом. Свет присутствует на протяжении всего произведения. Это можно связать с огоньком веры в Бога, горящей в душе, в сердце Светланы. И эта Вера не дала погибнуть Светлане во тьме, заблудиться среди зла, найти дорогу домой, в пробуждение, к любимому суженому.
Немаловажную символику несёт собой цвет в тексте. Давайте проанализируем краски, которые использованы в произведении.
цвет | значение | доводы | местоположение |
белый | печаль | снег, вьюга, поля зимние, лунный туманный свет, бледность героини, белая запона | сон Светланы |
белый | чистота | белая скатерть, белый голубь | И наяву (до сна) и во сне Светланы |
чёрный | печаль | чёрная даль, чёрный ворон | сон Светланы |
алый | теплота, забота, нежность | "пар алеет топкий" (на рассвете); сладостные уста любимого | пробуждение Светланы |
Вообще краски, и звуки присутствуют именно тогда, когда Светлана бодрствует (до сна - гадания, веселье девушек, и после пробуждения очень много появляется звуков, цвета, эмоции очень разнообразные: от лёгкого трепета после страшного сна до радости, счастья от встречи с любимым). Это тоже говорит о том, что Светлана, как представитель русского народа, живёт, как и весь русский народ эмоциями. Во сне же эмоций, кроме нескольких оттенков печали, не было, как будто жизнь приостановилась, а если она приостановилась, то и прийти, в принципе, наша героиня никуда не смогла бы (по той самой дороге жизни): в том же числе и к трагичному, недоброму финалу.
И свет, и краски, и звуки, и эмоции, которые вдруг "окутывают" Светлану после сна, "кричат" нам о том, что жизнь прекрасна! И, несмотря на то, что мы, вместе с героиней, ещё не "скинули" с себя впечатления от страшного сна, мы знаем (доказали): добро и счастье победят! Да и доказывать уже ничего не нужно, остаётся только прочесть:
Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливым твоим,
Не хочу и славы;
Слава - нас учили - дым;
Свет - судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
"Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье - лживый сон;
Счастье - пробужденье".
5. Итог урока.
Подошёл к концу наш урок. Что нового и интересного вы для себя узнали сегодня?
Ответы учащихся.
Вообще произведение "Светлана" очень яркое, чувственное, несущее в себе огромную смысловую нагрузку. Ведь Жуковский как поэт, как писатель-романтик, как человек русской культуры поставил себе цель создать такое произведение, которое бы отображало всю глубину русской души, ":выразило бы характер человека в его неразъёмной связи с обычаями, традициями и верованиями.: После Жуковского личность нельзя уже было выразить вне усвоенных ею национальных традиций. Может, именно это привело к тому, что мы впоследствии получили плеяду гениев, прославивших своими творениями Россию, русский народ, загадочную русскую душу ". [2]
6. Домашнее задание.
(на выбор учащихся)
- выучить отрывок баллады;
- написать сочинение-отзыв: "Светлана" Жуковского В.А. - русская баллада;
- проиллюстрировать "Светлану" (2-3 рисунка) и прокомментировать каждый рисунок.
Используемая литература.
- В мире литературы. Учебник-хрестоматия. /А.Г.Кутузов и др.; под ред. Кутузова А.Г. - М.: Дрофа,2004.
- Коровин В.И. Баллада В.А. Жуковского "Светлана" /В.И.Коровин; сост. Л.А. Смирнова. - М.: Просвещение, 1995. - С. 98-107.
- Коровин В.И. Художественные открытия русской литературы 19 века /В.И.Коровин; сост. Л.А. Смирнова. - М.: Просвещение, 1995. - С.87-98.
- Луков В.А. Литература первой половины 19 века / В.А. Луков//Большая серия знаний. Мировая литература. - М.: Издательство Мир книги, 2005. -С.114.