Тема: В.П. Крапивин «Всадники со станции Роса» – повесть о …
Цели:
- создать условия для развития и закрепления умения учащихся анализировать текст, высказывания и отстаивания своего мнения;
- на основе самостоятельного изучения произведения выяснить критерии поведения героев и дать оценку их поступкам.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент
II. Сообщение по биографии В.П. Крапивина
От лица автора ведётся рассказ о биографии (ученик подготовлен заранее, используется приём эмпатии)
Меня зовут В.П. Крапивин. Родился в 1938 году в
Тюмени в семье педагогов. После средней школы
окончил факультет журналистики Уральского
государственного университета имени М. Горького.
Работал в редакциях газеты «Вечерний
Свердловск» и журнала «Уральский следопыт»,
затем перешёл на творческую работу. С 1961 года
руководил детским корреспондентским отрядом
«Каравелла», созданным в Свердловске по
инициативе журнала «Пионер». Сегодня мне
хотелось бы представить свои произведения,
которые, я думаю, вам будет интересно прочитать
Первая книга называется «Рейс с Ориона», она
вышла в 1962 году. А вот одна повесть, которая
называется «Оруженосец Кашка»- это и грустная, и
весёлая история о жизни ребят в пионерском
лагере, об их увлечений стрельбой из лука, о том,
как можно превратить опасное увлечение в весёлую
игру, если рядом будут понимающие детей взрослые.
А вот и главный герой — Аркашка или для краткости
просто Кашка. (Показать иллюстрацию)
Перед вами рассказ «Город весенних птиц» о
четверокласснике Шурике и его друге,
первокласснике Альке. Повесть «Алые перья
стрел», «Каникулы Вершинина — младшего», «Шесть
лет спустя». Через эти повести проходит единый
приключенческий сюжет, даётся представление о
далёких послевоенных годах. А в сказочной
повести «Дети синего фламинго» представлены
сегодняшние мальчишки со своими судьбами,
радостями, заботами.
Чудеса, которые происходят в повести, нужны и
имеют смысл только потому, что благодаря им можно
совершать реальные хорошие дела.
А вот вам и фантастика: «Лоцман», «Крик петуха».
Работа с детским корреспондентским отрядом
«Каравелла» дела мне возможность написать роман
«Мальчик со шпагой» о хороших, умных, весёлых
ребятах. Главы этого романа печатались как
отдельные повести в журнале «Пионер».
Хотелось бы, чтобы мои книги не прошли мимо вас,
дорогие друзья.
III. Слово учителя
– Вы, готовясь к сегодняшнему уроку, прочитали
первую часть романа В.П. Крапивина «Мальчик со
шпагой», которая называется «Всадник на станции
Роса».
Как нам уже сказал сам автор, эта повесть
печаталась в журнале «Пионер» наряду с двумя
другими, которые стали составными частями романа
«Мальчик со шпагой».
Читатель — это не только человек, который читает
книги, но тот, который задумывается над всем, что
он прочитал, каждый читатель должен стать и
соавтором, потому что именно через его
восприятия проходит то, что хотел сказать автор.
IV. Прежде чем, мы будем с вами обсуждать и решать вопросы, которые возникли при чтении главы «Всадники со станции Роса». Я прошу Вас поделиться своими впечатлениями, возникшими после прочтения книги.
4—5 человек зачитывают свои замечания.
V. Работа с эпиграфами
1. Уважай себя, если хочешь, чтобы другие тебя
уважали.
2. Поведение – это зеркало, в котором каждый
показывает свой облик. (И.Гетте)
3. Какой эпиграф вы бы выбрали к изучению повести?
Почему?
4. Но и тема нашего урока ещё не сформулирована,
она требует доработки. После того, как мы
встретимся с героями, мы с вами выясним, о чём же
оно.
VI. Мини-викторина
Отмечаем правильные ответы вручением жетонов.
– Проверим, насколько внимательно вы прочли
повесть.
– Как называется п/л?
– Как звали вожатую Серёжиного отряда?
– Мальчишка лет восьми, худой, золотоволосый с
боевой ссадиной на переносице. Кто? (Д. Соломин)
– Как Сергей объяснил попутчику, почему у него
такая фамилия?
– Кто был на станции, кроме мальчика и пса? (Уборщица,
дежурный, кассирша)
– Какие книжки назвала уборщица, когда Сергей
спросил, как зовут пса? (Полкан, Жучка,
Фантомас).
– Какого цвета была скамейка, на которой сидел
мальчик?
– Где встречались надписи «Алёша», «Азимут».
«Телефон», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие
друзья»?
– Какую кличку Сергей дал псу?
– Как зовут журналиста?
– Название станции?
– Он будто высматривал, не спешит ли сюда из-за
дальних лесов какой-нибудь поезд? О чём?
– Что лежало в газетном свёртке с дорожным
запасом?
– Почему Косте пришлось уехать?
– Сколько всадников смастерил Сергей во время
болезни?
– Как незнакомец узнал, что мальчика зовут
Сергей?
VII. Беседа с классом
– Как появилась сказка о всадниках? Что можно
сказать о мальчике, сочинившем такую сказку?
– Почему Сергею нравился вожатый Костя и не
нравилась Гортензия?
– Почему, когда исполнялась песня о горнисте
Алёше Снежкове, в душе Серёжи «начинала звенеть
радостная тревога?» Кто написал эту песню?
– Почему вы так решили?
– Почему все ребята, даже незнакомые и
некрасивые, казались симпатичными и славными?
Экспертная комиссия выбирает три лучших рисунка, объясняет свой выбор.
VIII. Инсценировка
– Внимательно посмотрите, что приготовили наши
артисты и декораторы.
– Почему Сергей Каховский ушёл из лагеря? Прав он
или нет, как его характеризует этот поступок?
– Что понравилось Серёже в незнакомце?
– Почему, увидев лист в крупную клетку, журналист
удивился?
– Каково ваше отношение к Тихону Михайловичу?
– Какую роль играют в повести «мушкетёры»?
– Как фантазия, сказка превратилась в
реальность?
– Как вы понимаете слова: «Будь всадником сам не
обязательно на коне и в шапке со звездой – не в
этом главное….». А в чём же главное, ребята?!
– Каков сам Сергей и каких людей уважает?
IX. Итог урока
– А теперь вернёмся к теме урока, ведь мы ещё не решили о чём эта повесть.
(На доске расположены таблички со словами, из которых необходимо выбрать нужное).
- о достоинстве;
- о чести;
- о доброте;
- о борьбе за справедливость;
- о подлости;
- о предательстве.
X. Рефлексия
– Каково твоё отношение к герою?
– Каким я себе представляю Сергея?
XI. Домашнее задание
– Напишите мини-сочинение на тему: «Хотел бы я иметь такого друга, как Сергей, и почему?»