Цель: Знакомство с произведением, отработка навыков быстрого выразительного чтения, умение анализировать прочитанное, познание новых слов. Воспитание бережного отношения к природе; взаимовыручки.
Оборудование: иллюстрации с изображением лягушки, уток, осенней природы; диск Чайковского “Времена года”.
Ход урока
I. Оранизационный момент
На доске – пословица.
Учитель. Как понимаете смысл пословицы: “Хвастовство само себя наказывает”.
Дети отвечают.
II. Сообщение темы урока
(Звучит отрывок из Чайковского “Времена года”.)
Учитель. Какое настроение создает музыка? Почему? Какие картины природы вы представили? Сегодня мы знакомимся с литературной сказкой Гаршина В.М. “Лягушка-путешественница”.
III. Викторина по прочитанным произведениям
(Ребята должны узнать ранее прочитанные произведения и назвать автора. К каждому отрывку подобрать музыку Чайковского.)
Первый вариант
- Чиста небесная лазурь
Теплей и ярче солнце стало
Пора метелей злых и бурь…
(Плещеев “Весна”)
- Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко непробудно…
(Иван Суриков “Зима”)
- Мама! Глянь-ка из окошка-
Знать вчера недаром кошка
Умывала нос…
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз…
(А.А. Фет “Мама! Глянь-ка из окошка”)
- Не ветер бушует над бором
Не с гор побежали ручьями
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои…
(Некрасов “Не ветер бушует над бором”)
Второй вариант
Учитель зачитывает текст ребята выполняют работу по карточкам.
Карточка для работы в парах.
Задание: Соотнести название произведения и автора.
Плещеев Иван Суриков А.А. Фет Некрасов |
“Мама! Глянь-ка из окошка” “Весна” “Не ветер бушует над бором” “Зима” |
Взаимопроверка (на доске – правильно выполненное задание).
IV. Чтение сказки “по цепочке”
- Проблема: как вы думаете можно ли эту пословицу применить к сказке?
- Чтение сказки и словарная работа.
- Объясните смысл выражения “захватило дух”, “присутствие духа”.
- Вопросы для проверки восприятия сказки:
- Какое время года?
- Какой видим лягушку? (внешний вид)
- Как летели утки? и т.д.
- Применима ли пословица к данной сказке.
- Какие пословицы вы еще знаете?
V. Физкультминутка
VI. Анализ почитанного
Учитель: Подтверждаем отрывками из текста:
- Как жилось лягушки в болоте? “Наслаждалась теплым, мелким дождиком”
- Почему она решилась отправиться в дальние края? “Что такое юг?”
- Удалось ли путешествие?
- Когда лягушка забыла об осторожности? Почему?
VII. Составление рассказа о лягушке с использованием опорных слов
На доске:
Изобретательная, сообразительная, смелая, хвастливая, находчивая, болтливая, любопытная, решительная, жизнерадостная, осторожная |
VIII. Музыкальная загадка
Слушая музыку Чайковского, дети воспроизводят зрительные ассоциации.
IX. Итог урока
- С каким произведением познакомились?
- Что узнали нового?
- К чему приводит хвастовство?
X.
Домашнее заданиеЧитать, пересказ понравившегося эпизода сказки.