В.М. Гаршин. "Лягушка-путешественница"

Разделы: Литература, Начальная школа


Цель: Знакомство с произведением, отработка навыков быстрого выразительного чтения, умение анализировать прочитанное, познание новых слов. Воспитание бережного отношения к природе; взаимовыручки.

Оборудование: иллюстрации с изображением лягушки, уток, осенней природы; диск Чайковского “Времена года”.

Ход урока

I. Оранизационный момент

На доске – пословица.

Учитель. Как понимаете смысл пословицы: “Хвастовство само себя наказывает”.

Дети отвечают.

II. Сообщение темы урока

(Звучит отрывок из Чайковского “Времена года”.)

Учитель. Какое настроение создает музыка? Почему? Какие картины природы вы представили? Сегодня мы знакомимся с литературной сказкой Гаршина В.М. “Лягушка-путешественница”.

III. Викторина по прочитанным произведениям

(Ребята должны узнать ранее прочитанные произведения и назвать автора. К каждому отрывку подобрать музыку Чайковского.)

Первый вариант

  1. Чиста небесная лазурь
    Теплей и ярче солнце стало
    Пора метелей злых и бурь…
    (Плещеев “Весна”)
  1. Темный лес, что шапкой
    Принакрылся чудной
    И заснул под нею
    Крепко непробудно…
    (Иван Суриков “Зима”)
  1. Мама! Глянь-ка из окошка-
    Знать вчера недаром кошка
    Умывала нос…
    Грязи нет, весь двор одело,
    Посветлело, побелело –
    Видно, есть мороз…
    (А.А. Фет “Мама! Глянь-ка из окошка”)
  1. Не ветер бушует над бором
    Не с гор побежали ручьями
    Мороз воевода дозором
    Обходит владенья свои…
    (Некрасов “Не ветер бушует над бором”)

Второй вариант

Учитель зачитывает текст ребята выполняют работу по карточкам.

Карточка для работы в парах.

Задание: Соотнести название произведения и автора.

Плещеев
Иван Суриков       
А.А. Фет
Некрасов
“Мама! Глянь-ка из окошка”
“Весна”
“Не ветер бушует над бором”
“Зима”

Взаимопроверка (на доске – правильно выполненное задание).

IV. Чтение сказки “по цепочке”

  1. Проблема: как вы думаете можно ли эту пословицу применить к сказке?
  2. Чтение сказки и словарная работа.
  • Объясните смысл выражения “захватило дух”, “присутствие духа”.
  • Вопросы для проверки восприятия сказки:
  • Какое время года?
  • Какой видим лягушку? (внешний вид)
  • Как летели утки? и т.д.
  1. Применима ли пословица к данной сказке.
  2. Какие пословицы вы еще знаете?

V. Физкультминутка

VI. Анализ почитанного

Учитель: Подтверждаем отрывками из текста:

  1. Как жилось лягушки в болоте? “Наслаждалась теплым, мелким дождиком”
  2. Почему она решилась отправиться в дальние края? “Что такое юг?”
  3. Удалось ли путешествие?
  4. Когда лягушка забыла об осторожности? Почему?

VII. Составление рассказа о лягушке с использованием опорных слов

На доске:

Изобретательная, сообразительная, смелая, хвастливая, находчивая, болтливая, любопытная, решительная, жизнерадостная, осторожная

VIII. Музыкальная загадка

Слушая музыку Чайковского, дети воспроизводят зрительные ассоциации.

IX. Итог урока

  • С каким произведением познакомились?
  • Что узнали нового?
  • К чему приводит хвастовство?

X. Домашнее задание

Читать, пересказ понравившегося эпизода сказки.