Я открыл русской литературе целый край.
П.П. Бажов.
Цели:
- Обобщение изученного на уроках, посвящённых творчеству П.П. Бажова;
- Знакомство с жанром сказа, его особенностями (прим. автора: до этого урока жанровое своеобразие произведений не обсуждалось);
- Развитие навыков исследовательской работы в группе (поиск информации с привлечением как традиционных источников, так и ресурсов Интернета; анализ жанровых особенностей произведения, его языка; навык презентации своей исследовательской работы);
- Формирование умения работы на ПК;
- Воспитание познавательной активности, интереса к культурному наследию русского народа, гордости за свою страну, не скудеющую талантами.
Оборудование:
- Выставка уральских самоцветов и изделий из них “Сокровища Хозяйки Медной горы”;
- Выставка иллюстраций к произведениям Бажова, сделанных разными художниками и учащимися;
- Карта Урала;
- Компьютерное сопровождение урока (презентация PowerPoint);
- Карточки “Жанровые особенности сказки”, “Жанровые особенности рассказа”. “Жанровые особенности сказа”.
Предварительный этап.
За 2 недели до урока учащимся предлагается записаться в 1 из 6 исследовательских групп.
- “Сказка” . Предмет исследования: сказочные элементы в произведениях Бажова. Путь исследования: основываясь на изученном материале, сформулировать характерные особенности сказки как жанра литературы, в произведениях Бажова найти элементы сказки, дать ответ на вопрос: “Можно ли считать произведения писателя сказками?”
- “Быль”. Предмет исследования: черты реальности в произведениях Бажова. Путь исследования: проследить географию произведений Бажова, отметить черты исторической действительности, для этого сопоставить исторические документы с содержанием произведений, дать ответ на вопрос: “Можно ли назвать произведения Бажова былью?”
- “Фантастические герои”. Предмет исследования: какую роль в произведениях Бажова играет так называемая “тайная сила”.
- “Бажовцы”. Предмет исследования: как взаимосвязаны жизнь писателя и его произведения.
- “Словесники”. Предмет исследования: язык произведений Бажова, его особенности.
- “Искусствоведы” . Предмет исследования: как произведения Бажова отразились в других видах искусства (музыке, живописи, скульптуре)?
Ход урока
Учитель: Дорогие ребята, вот и подходит к концу изучение творчества Павла Петровича Бажова в 5 классе. Сегодня – заключительный урок. За эти 10 дней мы не только познакомились с прекрасными произведениями писателя, но и, благодаря им, многое узнали об Урале, о замечательных людях, населяющих этот край. Именно их руками создавалась и создаётся до сих пор слава нашей Родины. Собственно, этого и добивался писатель. Недаром о своём сборнике “Малахитовая шкатулка” Бажов сказал так: “Я открыл русской литературе целый край”. Слайд №1 (см. презентацию)
2. Запись в тетрадях даты, темы урока, эпиграфа к нему.
Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит не только проверить, насколько хорошо вы знаете творчество Бажова, но и познакомиться с результатами исследовательской работы, которую вы вели. А начнём мы урок с викторины.
3. Актуализация знаний (викторина).
- Назовите родину произведений Бажова. (С 1892 по 1895 гг. семья Бажовых жила в Полевском. Именно здесь Бажов впервые услышал уральские сказания о Хозяйке Медной горы).
- Из какого произведения Бажова взяты слова: “Ну, Данило-мастер, выбирай – как быть? С ней пойдёшь – всё моё забудешь, здесь останешься – её и людей забыть надо”. (“Горный мастер”)
- Из какого произведения Бажова взяты слова: “Поглядела девчонка весёлыми глазками, блеснула зубёнками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать”. (“Огневушка-поскакушка”)
- В каком произведении Бажова жестокий приказчик был превращён Хозяйкой Медной горы в пустую породу? (“Приказчиковы подошвы”)
- Приметы камня я вам назову,
В стихах картину постараюсь воссоздать.
Занятно мне, удастся ли кому
Удачно самоцвет тот распознать.
В нём навсегда застыл зелёный пламень
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовётся этот камень,
Во всех краях прославивший Урал?(Малахит)
- Именно из малахита была сделана шкатулка, давшая название сборнику.
А сколько произведений вошло в сборник “Малахитовая шкатулка”? (52)
4. Работа по теме урока.
Учитель: Скажите, а с какими произведениями Бажова знакомы вы? (Учащиеся перечисляют названия прочитанных сказов)
Учитель: К какому жанру можно отнести произведения, названные вами, - вот вопрос, на который мы должны дать ответ к концу урока. Давайте вспомним, какие прозаические жанры вам известны. (Сказка, рассказ, повесть).
5. Работа у доски (2 ученика).
Задание. Распределить карточки с жанровыми особенностями в 2 столбика:
Сказка (2, 4, 5)
рассказ (1, 3, 6)
Отвечая, ребята закрепляют карточки на доске магнитами. Там они находятся до конца урока.
Карточки:
Небольшое прозаическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
Один из жанров фольклора. Занимательное повествование о вымышленных (фантастических), необыкновенных событиях.
- События происходят в реальном мире, часто в основе сюжета лежит событие, имевшее место в жизни.
- События происходят в вымышленном мире; наряду с обычными людьми действуют чудесные помощники, совершаются чудеса и превращения.
- Язык произведений близок к народной речи, богат пословицами и поговорками; присутствуют устойчивые формулы (постоянные эпитеты, повторы), гиперболы.
- Используются слова литературные, использование просторечных выражений допустимо как средство характеристики конкретного героя. Авторская речь соответствует литературной норме.
6. Презентация результатов исследовательской деятельности
Учитель: Можно ли назвать произведения Бажова сказкой? Ответ на этот вопрос искали ребята 1 группы. Интересно, к каким выводам они пришли? Слушаем.
Выступление группы “Сказка”. Вывод, сделанный группой: несмотря на присутствие сказочных элементов, в полной мере произведения Бажова назвать сказкой нельзя.
Учитель: Означает ли это, что всё, о чём повествует Бажов, - реальность? Именно такой вопрос был поставлен перед второй группой. Давайте выслушаем их выводы.
Выступление группы “Реальность” в сопровождении компьютерной презентации.
А) География Бажовских сказов Слайды 2-3
Б) Природные богатства Урала Слайды №4-5
В) Изделия уральских камнерезов Слайд № 6
Учитель: Узнали ли вы это помещение? Где оно находится? В каком произведении Бажова оно фигурирует?
Учитель: неслучайно именно в Малахитовом зале Танюшка должна была увидеть царицу.
Участники группы зачитывают отрывок статьи, найденной в журнале “Уральский следопыт” (можно использовать слайд №7): “К “малахитовой эпохе” обычно относят 30-40 годы XIX столетия, когда были открыты крупные месторождения малахита в Полевском и в Нижнем Тагиле. И для нас, экскурсоводов начала семидесятых, была неожиданностью встреча с уральским малахитчиком, живым героем бажовских сказов, который реально соприкоснулся с созданием малахитовой шкатулки.
“Мамонька, дай поиграть тятиным подарением!” - просит в сказе Бажова Танюшка. “Больших тысяч она стоит”, - пристрожит дочку Настасья. Но достанет шкатулку из нижнего сундука, “где холсты и протча про запас держат”. Этот эпизод напомнил нам Василий Владимирович Шахмин, в гостях у которого нам довелось побывать. Ему шел тогда уже девяностый год. Но он помнил то, как мальчишкой не только доставал из сундука “тятину памятку”, но и резал малахитовые пластины, помогая отцу в ее создании.
- Помню, был у царицы Александры-то Федоровны, жены последнего царя, какой-то важный юбилей, - рассказывал Василий Владимирович. – Заказали отцу большую малахитовую шкатулку. Ее мы всей семьей и делали. Я плитки пилил, дядя Федор каркас делал, тятенька подбирал по узору, цвету и форме так, чтобы было впечатление сплошного камня. Эту шкатулку мамонька показывала всем соседям, пока не увезли ее царские прислужники. До сих пор она хранится в Эрмитаже.
По нашему запросу из Государственного Эрмитажа нам прислали фото шкатулки Шахмина-старшего. Выполнена она была Владимиром Шахминым в стиле “русской мозаики”. По яркому цвету и рисунку крышки создавалась иллюзия натурального природного камня. Только рассказ младшего Шахмина убедил, что узорчатые пластины тщательно подбирались, подгонялись и склеивались на мраморном каркасе.
И не только крышки к альбому, о которых идет речь в сказе “Железковы покрышки”, но и большая малахитовая шкатулка были заказаны мастеру Кабинетом Его Императорского Величества. (Из журнала “Уральский следопыт”)
Вывод, сделанный группой: автор упоминает конкретные географические названия, в его произведениях мы встречаем детали конкретной исторической эпохи, но назвать всё происходящее былью нельзя, так как присутствуют фантастические герои.
Учитель: Фантастических героев своих произведений Бажов назвал одним ёмким выражением: “Тайная сила”. Что же это за тайная сила, нам расскажут участники 3 группы.
Выступление 3 группы (“Фантастика”):
А) Перечисление фантастических героев (Слайд № 8)
Б) рассказ о Полозе
о Змеёвках
о Синюшке
об Огневушке-поскакушке и Серебряном копытце (во время рассказа учащиеся обращаются к выставке детских рисунков, выполненных по мотивам бажовских сказов и к изовражениям на слайде №9).
В) Сочинение “Хозяйка Медной горы – кто она?” - индивидуальное задание, выполнявшееся одной из учениц. Слайды № 10-11
Вывод, сделанный группой: Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, его дочери Змеёвки берегут природные богатства, не позволяют их растрачивать бездумно, но вся эта тайная сила действует вполне сознательно: одним помогает, других наказывает. Всегда враждебно относится к тем, кто пытается жить за счёт труда других людей.
- Динамическая пауза.
- Словарная работа
- Вывод по уроку:
Учитель: Хозяйка Медной горы, Малахитница, девка Азорка – всё это разные имена одной из героинь уральского фольклора, хорошо знакомой каждому уральцу. Почему именно в творчестве Бажова мы встретились с этим персонажем устного народного творчества? Каким образом биография писателя отразилась в его произведениях? Слушаем сообщение 4 группы.
Выступление группы “Бажовцы”:
А) краткий рассказ о жизни писателя в Полевском;
Б) Выразительное чтение отрывка из авторского предисловия “У караулки на Думной горе”.
Вывод, сделанный группой: Произведения Бажова не сказки, а сказы.
Учитель: к этому уроку вы получили задание выяснить значение слова “Сказывать”, используя словари разных авторов. С какими словарями вы работали? Зачитайте толкование этого слова, назовите автора использованного словаря. (1. “Сказывать (устар., прост.) – говорить, рассказывать. Стану сказывать я сказки, песенки спою (М.Ю. Лермонтов)”. Толковый словарь Ушакова. 2. “Сказывать – говорить, объяснять, излагать, баять, рассказывать”. Толковый словарь Даля. 3. “Сказывать – произносить, сказаться (устар., област.). Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”. Словарь Ожегова и Шведовой).
Учитель: Подберите слова с корнем сказ, запишите их в тетрадях (3-4 слова) (Сказывать – сказка, сказитель, рассказ, сказ, пересказ, присказка, высказывание, предсказание).
Учитель: Скажите, на какую речь (письменную или устную) ориентировано слово “сказывать”? (на устную речь, то есть на говорение и слушание)
Запись в тетрадях: “Сказ – литературное произведение, имеющее форму повествования от лица рассказчика”.
Учитель: В чем своеобразие бажовских сказов, выясняла 5 группа, литературоведческая. Предлагаю послушать их.
Выступление группы “Литературоведы”
Вывод: Язык произведений Бажова близок к народному, сказочному. Примерно пятую часть составляют слова диалектные, просторечные или устаревшие. Автор широко использует слова-термины, связанные с горнорудным, литейным производством. Всё это позволяет ему со-здать картины народной жизни, показать их глазами простого человека, мастера. Поэтому у читателя и возникает ощущение реальности происходящего.
Учитель: Чем же сказ отличается от сказки? Обобщим всё сказанное на уроке с помощью таблицы. Слайд № 12
Учитель: Как вы думаете, почему для своих произведений Бажов выбрал жанр сказа? (О жизни уральских мастеровых мы узнаём от рассказчика, который сам был свидетелем или участником описываемых событий, мы доверяем ему. В сказах Бажова не только отразилась тяжёлая жизнь горняков, но и их понимание “земных чудес”, их мечты о других условиях жизни, мечты о вечной справедливости, которую олицетворяла для них Хозяйка Медной горы. - Этот вывод записывается в тетрадях).
5. Домашнее задание: Недавно на уроке русского языка вы узнали, что такое отзыв о прочитанном произведении. Вспомните, в какой форме может быть написан отзыв? (письмо другу, письмо автору, рецензия по просьбе издательства, рецензия по заданию учителя). Напишите отзыв о понравившемся сказе Бажова. Форму отзыва определите сами. Отразите в отзыве особенности языка Бажова.
Учитель: Сказы Бажова никого не могут оставить равнодушными. В них черпали вдохновение представители различных творческих профессий. Об этом рассказ 6-й группы.
Выступление группы “Искусствоведы”:
А) о кинофильме “Каменный цветок”
Б) о балете “Каменный цветок”
В) о палехской росписи.
Учитель: готовясь к уроку, в Интернете я нашла интересные факты. Оказывается, газета “Труд” объявила среди своих читателей конкурс “Семь чудес России”, по аналогии с семью чудесами света. В результате голосования в этот список вошли Малахитовая чаша, хранящаяся в Эрмитаже, и Палехская лаковая миниатюра. Вот так жизнь вновь поставила рядом изделия уральских умельцев и художников-палешан. И мне думается, что это не случайно. Ведь и те, и другие способны понять красоту родной земли, передать безграничную любовь к ней в своих произведениях.
Подводятся итоги урока, выставляются оценки.