"В этой книге: чудесная поэзия исконного языка и народная мудрость" (Ф.Гладков) (по сборнику П.П. Бажова "Малахитовая шкатулка")

Разделы: Литература


Я открыл русской литературе целый край.

П.П. Бажов.

Цели:

  • Обобщение изученного на уроках, посвящённых творчеству П.П. Бажова;
  • Знакомство с жанром сказа, его особенностями (прим. автора: до этого урока жанровое своеобразие произведений не обсуждалось);
  • Развитие навыков исследовательской работы в группе (поиск информации с привлечением как традиционных источников, так и ресурсов Интернета; анализ жанровых особенностей произведения, его языка; навык презентации своей исследовательской работы);
  • Формирование умения работы на ПК;
  • Воспитание познавательной активности, интереса к культурному наследию русского народа, гордости за свою страну, не скудеющую талантами.

Оборудование:

  • Выставка уральских самоцветов и изделий из них “Сокровища Хозяйки Медной горы”;
  • Выставка иллюстраций к произведениям Бажова, сделанных разными художниками и учащимися;
  • Карта Урала;
  • Компьютерное сопровождение урока (презентация PowerPoint);
  • Карточки “Жанровые особенности сказки”, “Жанровые особенности рассказа”. “Жанровые особенности сказа”.

Предварительный этап.

За 2 недели до урока учащимся предлагается записаться в 1 из 6 исследовательских групп.

  1. “Сказка”. Предмет исследования: сказочные элементы в произведениях Бажова. Путь исследования: основываясь на изученном материале, сформулировать характерные особенности сказки как жанра литературы, в произведениях Бажова найти элементы сказки, дать ответ на вопрос: “Можно ли считать произведения писателя сказками?”
  2. “Быль”. Предмет исследования: черты реальности в произведениях Бажова. Путь исследования: проследить географию произведений Бажова, отметить черты исторической действительности, для этого сопоставить исторические документы с содержанием произведений, дать ответ на вопрос: “Можно ли назвать произведения Бажова былью?”
  3. “Фантастические герои”. Предмет исследования: какую роль в произведениях Бажова играет так называемая “тайная сила”.
  4. “Бажовцы”. Предмет исследования: как взаимосвязаны жизнь писателя и его произведения.
  5. “Словесники”. Предмет исследования: язык произведений Бажова, его особенности.
  6. “Искусствоведы”. Предмет исследования: как произведения Бажова отразились в других видах искусства (музыке, живописи, скульптуре)?

Ход урока

Учитель: Дорогие ребята, вот и подходит к концу изучение творчества Павла Петровича Бажова в 5 классе. Сегодня – заключительный урок. За эти 10 дней мы не только познакомились с прекрасными произведениями писателя, но и, благодаря им, многое узнали об Урале, о замечательных людях, населяющих этот край. Именно их руками создавалась и создаётся до сих пор слава нашей Родины. Собственно, этого и добивался писатель. Недаром о своём сборнике “Малахитовая шкатулка” Бажов сказал так: “Я открыл русской литературе целый край”. Слайд №1 (см. презентацию)

 

2. Запись в тетрадях даты, темы урока, эпиграфа к нему.

 

Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит не только проверить, насколько хорошо вы знаете творчество Бажова, но и познакомиться с результатами исследовательской работы, которую вы вели. А начнём мы урок с викторины.

 

3. Актуализация знаний (викторина).

  • Назовите родину произведений Бажова. (С 1892 по 1895 гг. семья Бажовых жила в Полевском. Именно здесь Бажов впервые услышал уральские сказания о Хозяйке Медной горы).
  • Из какого произведения Бажова взяты слова: “Ну, Данило-мастер, выбирай – как быть? С ней пойдёшь – всё моё забудешь, здесь останешься – её и людей забыть надо”. (“Горный мастер”)
  • Из какого произведения Бажова взяты слова: “Поглядела девчонка весёлыми глазками, блеснула зубёнками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать”. (“Огневушка-поскакушка”)
  • В каком произведении Бажова жестокий приказчик был превращён Хозяйкой Медной горы в пустую породу? (“Приказчиковы подошвы”)
  • Приметы камня я вам назову,

В стихах картину постараюсь воссоздать.
Занятно мне, удастся ли кому
Удачно самоцвет тот распознать.
В нём навсегда застыл зелёный пламень
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовётся этот камень,
Во всех краях прославивший Урал?

(Малахит)

  • Именно из малахита была сделана шкатулка, давшая название сборнику.

А сколько произведений вошло в сборник “Малахитовая шкатулка”? (52)

4. Работа по теме урока.

Учитель: Скажите, а с какими произведениями Бажова знакомы вы? (Учащиеся перечисляют названия прочитанных сказов)

Учитель: К какому жанру можно отнести произведения, названные вами, - вот вопрос, на который мы должны дать ответ к концу урока. Давайте вспомним, какие прозаические жанры вам известны. (Сказка, рассказ, повесть).

5. Работа у доски (2 ученика).

Задание. Распределить карточки с жанровыми особенностями в 2 столбика:

Сказка (2, 4, 5)

рассказ (1, 3, 6)

Отвечая, ребята закрепляют карточки на доске магнитами. Там они находятся до конца урока.

Карточки:

  1. Небольшое прозаическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

  2. Один из жанров фольклора. Занимательное повествование о вымышленных (фантастических), необыкновенных событиях.

  3. События происходят в реальном мире, часто в основе сюжета лежит событие, имевшее место в жизни.
  4. События происходят в вымышленном мире; наряду с обычными людьми действуют чудесные помощники, совершаются чудеса и превращения.
  5. Язык произведений близок к народной речи, богат пословицами и поговорками; присутствуют устойчивые формулы (постоянные эпитеты, повторы), гиперболы.
  6. Используются слова литературные, использование просторечных выражений допустимо как средство характеристики конкретного героя. Авторская речь соответствует литературной норме.

6. Презентация результатов исследовательской деятельности

Учитель: Можно ли назвать произведения Бажова сказкой? Ответ на этот вопрос искали ребята 1 группы. Интересно, к каким выводам они пришли? Слушаем.

Выступление группы “Сказка”. Вывод, сделанный группой: несмотря на присутствие сказочных элементов, в полной мере произведения Бажова назвать сказкой нельзя.

Учитель: Означает ли это, что всё, о чём повествует Бажов, - реальность? Именно такой вопрос был поставлен перед второй группой. Давайте выслушаем их выводы.

Выступление группы “Реальность” в сопровождении компьютерной презентации.

А) География Бажовских сказов Слайды 2-3

Б) Природные богатства Урала Слайды №4-5

В) Изделия уральских камнерезов Слайд № 6

Учитель: Узнали ли вы это помещение? Где оно находится? В каком произведении Бажова оно фигурирует?

Учитель: неслучайно именно в Малахитовом зале Танюшка должна была увидеть царицу.

Участники группы зачитывают отрывок статьи, найденной в журнале “Уральский следопыт” (можно использовать слайд №7): “К “малахитовой эпохе” обычно относят 30-40 годы XIX столетия, когда были открыты крупные месторождения малахита в Полевском и в Нижнем Тагиле. И для нас, экскурсоводов начала семидесятых, была неожиданностью встреча с уральским малахитчиком, живым героем бажовских сказов, который реально соприкоснулся с созданием малахитовой шкатулки.

“Мамонька, дай поиграть тятиным подарением!” - просит в сказе Бажова Танюшка. “Больших тысяч она стоит”, - пристрожит дочку Настасья. Но достанет шкатулку из нижнего сундука, “где холсты и протча про запас держат”. Этот эпизод напомнил нам Василий Владимирович Шахмин, в гостях у которого нам довелось побывать. Ему шел тогда уже девяностый год. Но он помнил то, как мальчишкой не только доставал из сундука “тятину памятку”, но и резал малахитовые пластины, помогая отцу в ее создании.

  • Помню, был у царицы Александры-то Федоровны, жены последнего царя, какой-то важный юбилей, - рассказывал Василий Владимирович. – Заказали отцу большую малахитовую шкатулку. Ее мы всей семьей и делали. Я плитки пилил, дядя Федор каркас делал, тятенька подбирал по узору, цвету и форме так, чтобы было впечатление сплошного камня. Эту шкатулку мамонька показывала всем соседям, пока не увезли ее царские прислужники. До сих пор она хранится в Эрмитаже.

По нашему запросу из Государственного Эрмитажа нам прислали фото шкатулки Шахмина-старшего. Выполнена она была Владимиром Шахминым в стиле “русской мозаики”. По яркому цвету и рисунку крышки создавалась иллюзия натурального природного камня. Только рассказ младшего Шахмина убедил, что узорчатые пластины тщательно подбирались, подгонялись и склеивались на мраморном каркасе.

И не только крышки к альбому, о которых идет речь в сказе “Железковы покрышки”, но и большая малахитовая шкатулка были заказаны мастеру Кабинетом Его Императорского Величества. (Из журнала “Уральский следопыт”)

Вывод, сделанный группой: автор упоминает конкретные географические названия, в его произведениях мы встречаем детали конкретной исторической эпохи, но назвать всё происходящее былью нельзя, так как присутствуют фантастические герои.

Учитель: Фантастических героев своих произведений Бажов назвал одним ёмким выражением: “Тайная сила”. Что же это за тайная сила, нам расскажут участники 3 группы.

Выступление 3 группы (“Фантастика”):

А) Перечисление фантастических героев (Слайд № 8)

Б) рассказ о Полозе

о Змеёвках

о Синюшке

об Огневушке-поскакушке и Серебряном копытце (во время рассказа учащиеся обращаются к выставке детских рисунков, выполненных по мотивам бажовских сказов и к изовражениям на слайде №9).

В) Сочинение “Хозяйка Медной горы – кто она?” - индивидуальное задание, выполнявшееся одной из учениц. Слайды № 10-11

Вывод, сделанный группой: Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, его дочери Змеёвки берегут природные богатства, не позволяют их растрачивать бездумно, но вся эта тайная сила действует вполне сознательно: одним помогает, других наказывает. Всегда враждебно относится к тем, кто пытается жить за счёт труда других людей.

  1. Динамическая пауза.
  2. Учитель: Хозяйка Медной горы, Малахитница, девка Азорка – всё это разные имена одной из героинь уральского фольклора, хорошо знакомой каждому уральцу. Почему именно в творчестве Бажова мы встретились с этим персонажем устного народного творчества? Каким образом биография писателя отразилась в его произведениях? Слушаем сообщение 4 группы.

    Выступление группы “Бажовцы”:

    А) краткий рассказ о жизни писателя в Полевском;

    Б) Выразительное чтение отрывка из авторского предисловия “У караулки на Думной горе”.

    Вывод, сделанный группой: Произведения Бажова не сказки, а сказы.

  3. Словарная работа
  4. Учитель: к этому уроку вы получили задание выяснить значение слова “Сказывать”, используя словари разных авторов. С какими словарями вы работали? Зачитайте толкование этого слова, назовите автора использованного словаря. (1. Сказывать (устар., прост.) – говорить, рассказывать. Стану сказывать я сказки, песенки спою (М.Ю. Лермонтов)”. Толковый словарь Ушакова. 2. Сказывать – говорить, объяснять, излагать, баять, рассказывать”. Толковый словарь Даля. 3. Сказывать – произносить, сказаться (устар., област.). Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”. Словарь Ожегова и Шведовой).

    Учитель: Подберите слова с корнем сказ, запишите их в тетрадях (3-4 слова) (Сказывать – сказка, сказитель, рассказ, сказ, пересказ, присказка, высказывание, предсказание).

    Учитель: Скажите, на какую речь (письменную или устную) ориентировано слово “сказывать”? (на устную речь, то есть на говорение и слушание)

    Запись в тетрадях: “Сказ – литературное произведение, имеющее форму повествования от лица рассказчика”.

    Учитель: В чем своеобразие бажовских сказов, выясняла 5 группа, литературоведческая. Предлагаю послушать их.

    Выступление группы “Литературоведы”

    Вывод: Язык произведений Бажова близок к народному, сказочному. Примерно пятую часть составляют слова диалектные, просторечные или устаревшие. Автор широко использует слова-термины, связанные с горнорудным, литейным производством. Всё это позволяет ему со-здать картины народной жизни, показать их глазами простого человека, мастера. Поэтому у читателя и возникает ощущение реальности происходящего.

    Учитель: Чем же сказ отличается от сказки? Обобщим всё сказанное на уроке с помощью таблицы. Слайд № 12

  5. Вывод по уроку:

Учитель: Как вы думаете, почему для своих произведений Бажов выбрал жанр сказа? (О жизни уральских мастеровых мы узнаём от рассказчика, который сам был свидетелем или участником описываемых событий, мы доверяем ему. В сказах Бажова не только отразилась тяжёлая жизнь горняков, но и их понимание “земных чудес”, их мечты о других условиях жизни, мечты о вечной справедливости, которую олицетворяла для них Хозяйка Медной горы. - Этот вывод записывается в тетрадях).

5. Домашнее задание: Недавно на уроке русского языка вы узнали, что такое отзыв о прочитанном произведении. Вспомните, в какой форме может быть написан отзыв? (письмо другу, письмо автору, рецензия по просьбе издательства, рецензия по заданию учителя). Напишите отзыв о понравившемся сказе Бажова. Форму отзыва определите сами. Отразите в отзыве особенности языка Бажова.

Учитель: Сказы Бажова никого не могут оставить равнодушными. В них черпали вдохновение представители различных творческих профессий. Об этом рассказ 6-й группы.

Выступление группы “Искусствоведы”:

А) о кинофильме “Каменный цветок”

Б) о балете “Каменный цветок”

В) о палехской росписи.

Учитель: готовясь к уроку, в Интернете я нашла интересные факты. Оказывается, газета “Труд” объявила среди своих читателей конкурс “Семь чудес России”, по аналогии с семью чудесами света. В результате голосования в этот список вошли Малахитовая чаша, хранящаяся в Эрмитаже, и Палехская лаковая миниатюра. Вот так жизнь вновь поставила рядом изделия уральских умельцев и художников-палешан. И мне думается, что это не случайно. Ведь и те, и другие способны понять красоту родной земли, передать безграничную любовь к ней в своих произведениях.

Подводятся итоги урока, выставляются оценки.