Введение в литературоведение. Основы анализа поэтического произведения. Элективный курс "Постижение поэзии"

Разделы: Литература


Пояснительная записка.

Настоящий курс представляет собой углублённое изучение поэтического произведения, что является частью реализации цели литературного образа, которая заключается в следующем: становление духовного мира человека, формирование у него потребности в самосовершенствовании, развитие эмоциональной сферы и творческих способностей.

В изучении курса литературы в 5-11 классах поэтическому произведению уделяется недостаточное внимание, что связано с насыщенностью программы, небольшим количеством учебных часов, сложностью понимания учащимися стихотворного текста. Тем не менее именно поэзия более органично способствует формированию и развитию образного мышления, видению художественного слова, развитию эстетического вкуса у учащихся, реализации воспитательных целей.

(Программа данного курса нацелена на то, чтобы научить учащихся основам анализа поэтического произведения, научить понимать художественное слово.)

Задачи учителя:

  • знакомить учащихся с шедеврами поэтического творчества, уделяя внимание библиографическому комментарию, созданию лирического портрета автора, выразительному чтению как способу передачи настроения, интонации, переживания;
  • учить анализировать, обращаясь к литературоведческим терминам, раскрывая тему и идею поэтического произведения через средства художественной выразительности и словесно-предметной изобразительности;
  • развивать речь учащихся;
  • развивать образное мышление, способствовать реализации творчества учащихся;
  • воспитывать нравственную личность, чутко относящуюся к окружающему миру, стремящуюся к гармонии с ним.

(В качестве предмета исследования предлагается поэзия серебряного века, наш более сложный и интересный материал поэзии.)

Курс является одной из многих составляющих предпрофильной подготовки учащихся 9 классов и рассчитан на 34 учебных часа.

Средствами обучения являются учебные пособия Поспелова и Горшкова, справочная литература, дидактический материал, художественные произведения, музыкальные произведения, видеоматериал.

Формы обучения:

  • анализ - исследование поэтического произведения;
  • творческий анализ - интерпретация;
  • семинарские занятия.

Формой итоговой отчётности может быть урок - конференция, урок - литературная гостиная (поэтический салон).

Виды итоговых работ:

  • тестирование;
  • доклад;
  • реферат;
  • творческая работа (эссе, стихотворения)

Учение и навыки:

Учащиеся должны знать раздел литературоведения "Лирика. Анализ поэтического произведения", оперировать основными литературоведческим терминами, понятиями.

Учащиеся должны уметь

  • выразительно читать поэтическое произведение; составлять поэтическую композицию;
  • интерпретировать поэтическое произведение, выполняя свободный и ассоциативный анализ;
  • находить ключевые слова в поэтическом произведении, создавать по ним художественный образ;
  • давать толкование поэтического слова, объяснять художественный образ;
  • находить средства художественной выразительности в поэтическом произведении, объяснять их роли в определение темы, идеи произведения, в создании художественного образа;
  • анализировать поэтическое произведение, используя основные теоретические понятия литературоведения;
  • составлять устно и письменно высказывания о поэтических произведениях и их авторах;
  • собирать и систематизировать материал к докладу, реферату;
  • решать тестовые задания, задания обучающих упражнений, задания творческого характера;
  • создавать творческие работы.

Структура и содержание программы.

Введение. Русская словесность и художественное слово. Что такое поэзия?

Тексты:

  • Статья В. Вейдле "О любви к стихам." ("Литературная учеба" 1990 №6)
  • Статья О. Мандельштама "Вывод"
  • Статья Н. Гумилёва "Читатель"
  • Стихотворения Бунина, Северянина, Ахматовой, Заболоцкого, современных поэтов. Пастернак "Рождественская звезда".
  • Н. Городецкая "Гримёрной, пылью и духами"
  • Б. Слуцкий "Лошади в океане"

Тема 1. Предмет и содержание лирики.

Лирическая поэзия и её особенности. Главный объект художественного познания в лирике. Изобразительное начало. Лирическая речь. Лирическое переживание. Лирический герой.

Тексты:

  • К. Бальмонт "Звёздные знаки"
  • А. Ахматова "Тайны ремесла"
  • И.Анненский Поэзия
  • И. Бунин "Ещё и холоден и сир:"
  • Н. Клюев "Я люблю цыганские кочевья:"
  • М. Цветаева "Кавалер де Грие! Напрасно:"
  • монография В. Приходько "Постижение лирики"
  • статья О. Мандельштама "слово и культура"

Тема 2. Содержание лирики, лирическая медитация и её виды.

Что такое лирическая медитация? Прямое излияние души - лирика чувства. Рассуждение на общие темы - лирика мысли. Описательная лирика. Повествовательная лирика. Синтез разных форм лирической медитации. Автор лирический герой. Тема стихотворения.

Тексты:

  • М. Цветаева "Мне нравиться:"
  • В. Брюсов "Старый вопрос"
  • А. Ахматова "Цветов и не живых вещей:"
  • И. Бунин "Бледнеет ночь :"
  • И. Северянин "Выйди в сад"
  • В. Ходасевич "Старуха"

М. Волошин "Сквозь сеть алмазною зазеленел восток :"

Тема 3. Экспрессивность лирической речи.

Художественно-речевые средства - основа построения лирических произведений. Основные тропы, их роль в поэтическом произведении. Лирическое переживание. Индивидуальные ассоциации.

Тексты:

  • Л. Гинзбург "Частное и общее в лирическом стихотворении."
  • А. Ахматова "Я научилась просто, мудро:"
  • Тестовые задания, задания обучающих упражнений, задания творческого характера
  • К. Бальмонт "Белый лебедь"
  • С. Есенин "Я обманывать тебя не стану"
  • И. Северянин "Увертюра", "Моя Россия" (Лит. в шк.)
  • М. Цветаева "Если душа родилась крылатой:", "Август - астры :"

Тема 4. Слово и художественный образ.

Слово - единица языка. Слово художественного мышления. Номинативно - изобразительное значение слова. Поэтическая лексика. Поэтические архаизмы, неологизмы. Морфологическая выразительность слов. Выразительные (ключевые) слова. Художественный образ.

Тексты:

  • И.Анненский "Майская гроза"
  • В. Брюсов "Хвала Человеку"
  • И. Бунин "В первый раз", "О радость красок :"
  • К. Бальмонт "Слова - хамелеоны", "Я русский", "Я - изысканность русской медлительной речи"
  • М. Волошин "Портрет"
  • И. Северянин "Янтарь", "Ноктюрн", "Увертюра"
  • Н. Клюев "Осинушка", "Просинь - море, туча - кит"
  • В. Ходасевич "Молитва"
  • В. Иванов "Долина - храм"
  • А. Ахматова "Любовь", "О есть неповторимые слова:", "Я научилась просто:"
  • С. Есенин "Хорошо под осеннюю свежесть:", "Не жалею, не зову, не плачу:"

Тема 5. Жизнь поэтического слова. Силуэт серебряного века.

О Серебряном веке русской поэзии. (коротко и об основных течениях). Знакомство с поэтами В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, И. Анненский, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Кузмин, О. Мандельштам, И. Северянин, Н. Клюев, С. Есенин, И. Бунин, М. Цветаева, В. Ходасевич, Б. Пастернак, М. Волошин, З. Гиппиус и др.

Тексты по выбору учащихся. (М. Цветаева "Душа и имя", "Кто создан из камня:", "Блоку"; Волошин "Бальмонт" и другие)

Тема 6. Иносказательная изобразительность и выразительность слов.

Тропы. Метафора. Сравнение. Иносказательность художественной речи.

Тексты:

а)

  • А. Блок "Петроградское небо мутилось дождём:", "Река раскинулась"
  • В. Брюсов "Женщине", "Отрады", "Облака", "Яростные птицы"
  • И. Бунин "Из окна"
  • К. Бальмонт "Кружево", "Слова любви"
  • М. Волошин "Рождение стиха", "Солнце"
  • С. Есенин "Весенний вечер", "С добрым Утром. -"
  • В. Соловьёв "В Альпах" В. ым Утром. оградское небо
  • Б. Пастернак "Определение поэзии"

б)

  • К. Бальмонт "Черкешенке"
  • И. Анненский "Маки"
  • Н. Клюев "Горные звёзды, как росы"
  • Н. Гумилёв "Жираф"
  • И. Северянин "Весенняя яблоня", "Запевка", "Предвоскресенье"
  • М. Цветаева "Моим стихам:"
  • "Как Правая и левая рука:", "Я счастлива жить образцово и просто", "Стихи растут, как звёзды и как розы:"

Тема 7. Вида словесно-предметной изобразительности.

а) Олицетворение.

  • И. Анненский "Старая шарманка"
  • В. Брюсов "Зимние дымы", "Городу"
  • К. Бальмонт "Как я пишу стихи"
  • И. Бунин "Когда на тёмный город сходит:"
  • "Таинственно шумит лесная тишина:"
  • "Багряная печальная луна:"
  • С. Есенин "Я - пастух, мои палаты:"
  • "Запели тёсаные дроги:..сходит."
  • "О красном вечере задумалась дорога:" "Осень"
  • Н. Клюев "Растрепало солнце волосы:"

б) Образный параллелизм.

  • И. Бунин "Седое небо надо мной:"
  • Ф. Сологуб "На серой куче сора:"
  • М. Цветаева "Ошибка"
  • Н. Клюев "Дымно и тесно в избе"
  • И. Анненский "Свечка гаснет"
  • В. Ходасевич "Путём зерна", "Ласточки"
  • В. Брюсов "И небо, и серое море:"

в) Образы символы. Многозначность их эмоционального осмысления.

  • К. Бальмонт "Белый лебедь", "Осенний лес"
  • И. Анненский "Миражи", "Офорт"
  • А. Ахматова "Венеция"
  • И. Северянин "Мороженное из сирени", "Увертюра", "Янтарная элегия"
  • В. Ходасевич "Цветку Ивановой ночи"
  • З. Гиппиус "Всё кругом"

г) Гипербола.

  • К. Бальмонт "Наш царь - Мукден"
  • Н. Гумилёв "Слово"
  • З. Гиппиус "Всё кругом"

Тема 8. Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи.

1) Речевая интонация. Паузы. Мелодия речи. Акценты. Темп.

  • И. Бунин "Костёр"
  • К. Бальмонт "Ты здесь"
  • Н. Гумилёв "Волшебная скрипка"
  • И. Северянин "Это было у моря:"
  • "Увертюра", "Все говорят об одном"
  • М. Цветаева "Бессонница", "Генералам 12-го года"

2) Художественный синтаксис

а) Эпитеты.

  • И. Анненский "Снег", "Сизый закат"
  • К. Бальмонт "Ковыль"
  • В. Брюсов "Снежная Россия", "Месяца свет электрический:", "Приветствие"
  • А. Блок "Рождённые в года глухие:"
  • И .Бунин "Не видно птиц:", "Когда на тёмный город сходит:", "Родина"
  • З. Гиппиус "Всё кругом"
  • В. Ходасевич "Зимой"
  • И. Северянин "Ноктюрн"

б) Словесные повторы. Анафора. Эпифора. Рефрен. Синтаксическая тавтология. Словесная градация.

  • И. Анненский "Снег"
  • А. Ахматова "Сегодня мне письма не принесли:"
  • К. Бальмонт "Я мечтаю ловил уходящие тени:",
  • "Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце:"
  • А. Блок "О я хочу безумно жить:"
  • В. Брюсов "Вдоль моря"
  • И. Бунин "Рыжими иголками:"
  • З. Гиппиус "Песня", "Если"
  • Н. Гумилёв "У меня не живут цветы:"
  • С. Есенин "Где ты, где ты, отчий дом:"
  • М. Кузьмин "Нынче праздник, пахнет мята:"
  • В. Маяковский "Левый март"
  • Д. Мережковский "Март"
  • И. Северянин "Кензель", "В блесткой тьме", "Эпилог"
  • М. Цветаева "Ох, Грибок ты мой, грибочек:"
  • В. Ходасевич "В тихом сердце - едкий пепел:"

в) Словесная антитеза.

  • А. Блок "Незнакомка", "О я хочу безумно жить:", "Заклятие огнём и мраком"
  • В. Брюсов "Родной язык", "Городу"
  • М. Волошин "Заклинание"
  • Н. Гумилев "Это было не раз"
  • И. Северянин "В блесткой тьме"
  • "Вернуть любовь", "Моя Россия"
  • М. Цветаева "Благословляю ежедневный труд:", "Я счастлива жить образцово и просто:"

г) Инверсия. Логика строки.

  • К. Бальмонт "Зарождающаяся жизнь"
  • М. Цветаева "Настанет день, печальный, говорят:", "А над равниной:", "В мешок и воду - подвиг доблестный"

д) Эмоционально-риторические интонации: риторические вопросы, восклицания, обращения (оттенки пожелания, отрицания, уступления, сентенции, недоговорённости)

  • И. Анненский "Смычок и струны"
  • К. Бальмонт "Для чего звучишь ты, рог пастуший:"
  • В. Брюсов "Туманные ночи", "У земли"
  • И. Бунин "Отчего ты печальна, вечернее небо:"
  • С. Есенин "О верю, верю, счастье есть:", "Иорданская голубица"
  • Н. Клюев "Я пришёл к тебе, сир - дремучий бор:"
  • В. Соловьёв "Я озарен осеннею улыбкой:
  • А. Ахматова "Высоко в небе облачко серело:"

Тема 9. Поэтическая фонетика.

Ассонанс. Аллитерация. Звуковая изобразительность. Звуки и ощущения.

  • К. Бальмонт "Песня без слов", "Чёлн томленья", "Кружево"
  • А. Белый "Солнце", "Веселье на Руси", "Из окна вагона", "Родине"
  • А. Блок "О вечна, без конца и без края"
  • З. Гиппиус "Свет"
  • С. Есенин "с добрым утром!"
  • Б. Пастернак "Зимняя ночь"
  • Ф. Сологуб "Неживая, неживая, полевая:"
  • М. Цветаева "Август - астры", "Бузина"
  • В. Брюсов "Усталость", "То меже", "Лик медузы"

Тема 10. Интерпретация поэтического произведения

  • А. Ахматова "Небывалая осень построила купол высокий:"
  • К. Бальмонт "Она", "Ночной дождь"
  • А. Блок "Рождённые в года глухие:"
  • В. Брюсов "Встреча", "Весенний дождь", "Старый вопросдьда глухие...купол высокий"
  • И. Бунин "Вечер"
  • Н. Клюев "Обозвал тишину глухоманью:"
  • Б. Пастернак "Единственные дни"
  • М. Цветаева "Если душа родилась крылатой:", "Я тебя отвоюю:", "Август - астры:"
  • И. Северянин "Бывают дни"

Тематические планирование.

1. Введение. о любви к стихам. Открытие поэзии. р.р. 2,3. Интерпретация любимого стихотворения.

4. Предмет и содержание лирики р.р. 5. Эссе "Поэзия - плуг, взрывающий время:" (О. Мандельштам)

6,7 Лирическая медитация и её виды.

8. Экспрессивность лирической речи.

9. Слово и художественный образ

10. Жизнь художественного слова. Силуэт серебряного века. Этюд о художественном слове.

11-17. Серебряный век в персоналиях

1). 2). Лирические портреты поэтов серебряного века

3). 4). Основные мотивы творчества поэтов серебряного века.

5).6). Составление поэтической композиции. Чтение наизусть.

7). Слово о поэте серебряного века (Творческая работа "Имя поэта")

18. Иносказательность художественной речи. Метафора и сравнение.

19. Описание метафоры и сравнения. Перевод прозаичного отрывка на язык метафоры и сравнения.

20,21. Виды словесно - предметной изобразительности. Олицетворение. Образный параллелизм и другие.

22. Мелодия художественной строки

23,24. Художественный синтаксис

25. Творческая работа "Игра с эпитетом"

26. Поэтическая фонетика

27. Определение звукового образа

28,29. Интерпретация лирического произведения

30,31. Представление рефератов по теме "Постижение поэзии"

32. Литературная гостиная

34. (Поэтический салон) Представление творческих работ

БИБЛИОГРАФИЯ

I. Теория литературы

1. Введение в литературоведение. Под редакцией Поспелова О. Н. М: Высшая школа, 1983. - С. 156-165; 170-215; 218-232; 239-243.

2. Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности. - М: Советский писатель, 1987. - С. 87-144; 124-130

3. Корман Б. О.Изучение текста художественного произведения. - М: Высшая школа, 1972г.

4. Михайлов А. Азбука стиха.- М: Просвещение, 1983

5. Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. - М: Школа-пресс, 1995. - С. 107-111

6. Шаталов С. Е. Литература - вид искусства. - М: Знание, 1981. - С. 54-97

7. Горшков А. И. Русская словесность. М: Дрофа, 2000

II. К анализу стихотворения. Вопросы методики.

1. Вейдле В. О любви к стихам // Литературная учёба. - 1990.-№6.-С. 146-152

2. Гумилёв Н. Читатель // Гумилёв Н. "Когда я был влюблён:" - М: Школа-пресс, 1994.- С. 43-46

3. Дементьев В. Грани стиха. М: Просвещение,1988

4. Львова С. И. Уроки словесности. - М Львова С. И. Уроки словесности. М: Дрофа, 1996

5. Приходько В. А. Постижение лирики.- М: Высшая школа,1986

6. Сидоров Е. Теченье стихотворных дней - М: Просвещение, 1988

7. Чичерин А. В. Сила поэтического слова.- М: Советский писатель, 1985

8. Эткинд Е. Два "движения" - две эстетики // Литературная учёба.- 1990 - №6.- С. 155-157

III. О серебряном веке русской поэзии

1. "И век серебряный, как месяц молодой" Методические рекомендации учителям. Калининград, 1990

2. Конспекты уроков для учителя литературы 11 класс. Серебряный век русской поэзии. В 2 частях. - М: ВЛАДОС, 1999

3. Мандельштам О. Э. Слово и культура. - М: Советский писатель, 1987.

4. Осетров Е. На рубеже веков // Русская поэзия ХХ века. Дооктябрьский период. М: 1986.- С. 5-24

5. Поэтические течения в русской литературе конца 19 века - начало 20 века. Литературные манифесты и художественная практика. М: высшая школа, 1988

6. Серебряный век. Поэзия. Сборник стихотворений, критических статей.- М: АСТОлимп, 1996

7. Се6ребрянный век русской поэзии. Хрестоматия М: ЛОКИД, 2001

8. Тагер Е, Б. Модернистские течения в русской литературе и поэзия межреволюционного десятилетия. (1908-1917) // Тагер Е. Б. Изображение работы. -М: Советский писатель, 1988. - С. 344-467

9. Тагер Е. Б. У истоков ХХ века // Там же, с. 284-314

10. Федотов О. Сонет Серебряного века. // Сонет серебряного века. - М: Правда, 1990.